Варианты вопросов для проведения рефлексии.
учебно-методический материал по физике
Варианты вопросов для проведения рефлексии.
…Слушайте, чтобы понять: Постарайтесь понять их точку зрения и методы, а не просто гореть желанием рассказать о своих собственных успехах…
(Автор статьи-Ловцова А.Ф.-учитель физики и астрономии.)
- Достигнуты ли цели урока. Почему вы так считаете?
Да, цели урока достигнуты, об этом можно судить по результатам учащихся, по тому, насколько они научились тому, что планировалось и ожидалось от них. Учитель вернулся к цели, поставленной в начале урока, в конце занятия провёл рефлексию, на которой проанализировал работу и подвёл результат — насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому ещё нужно работать для её выполнения Хочется отметить, -насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью.
- Вернулся ли учитель в конце урока к цели, поставленной в начале?
Да, в конце урока учитель вернулся к цели, поставленной в начале. Это происходит в рамках рефлексии, которая включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата — насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому ещё нужно работать для её выполнения.
- Мотивационный этап урока повлиял на достижение цели?
Мотивационный этап, построенный на пробуждении желания учеников «ответить лучше, чем…»,на «соревновательном» элементе. Начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовал их, показал необходимость и пользу изучения материала.
- Какие приемы мы можем взять в свою методическую копилку и использовать на своих уроках?
Некоторые приёмы, которые можно включить в методическую копилку и использовать на уроках:
Словесные приёмы. К ним относятся рассказы педагога, лекционные занятия, проведение бесед. 1
Наглядные и практические приёмы. Учитель может использовать различные модели, картины, электронные слайды, рисовать схемы и графики, делать записи ключевых понятий на доске.
Приём «Фишбоун». Направлен на развитие критического мышления учащихся. Суть приёма — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами.
Приём «Корзина понятий». Предполагает проведение беседы с учениками и выяснение тех знаний, которыми они обладают по данной теме.
Приём «Корзина идей». С его помощью учитель может узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счёт.
Приём «Эссе». Самостоятельная работа учащихся может быть организована с помощью этого приёма. Ученики пишут небольшой рассказ по заданной тематике, в котором выражают свою индивидуальную точку зрения, идею, предлагают нестандартное решение проблемы.
Приёмы рефлексии. Например, «График настроения», «Лист наблюдения», «Триколор», «Весы успеха».
Выбор приёмов зависит от педагогической ситуации, возрастной специфики развития учащихся и их индивидуальных особенностей.
Положительные стороны урока
Содержательные-
подведение к связи работы и изменения энергии;
расчет работы сил в разных ситуациях.
Методические-
визуализация процесса «построение башни разными способами» ;необычное задание – оценка уровня
сложности задачи; выбор задач для решения: начали
с самой сложной с помощью учителя.
Что требует внимания и может быть
скорректировано в уроке-
больше вовлекать учеников во все
этапы урока; четче фиксировать ключевые моменты
урока; организовать общение учеников друг
с другом; организовать работу в группах
или парах, добавить этап (например, контроля).
5.Что бы вы улучшили в этом уроке? Какой прием/вариант задания использовали бы вместо предложенного учителем?
Обучение — это не только передача знаний от учителя к ученику. Это процесс, в котором каждый из нас может извлечь пользу из опыта и навыков других. Учиться у других — значит открывать двери к новым возможностям, расширять горизонты и углублять собственные знания. Поэтому, побывав на уроке другого учителя- я возьму приобретённый опыт и буду использовать для своих уроков.
- Учтены ли в уроке возрастные особенности учащихся?
Учёт возрастных особенностей учащихся в уроке предполагает знание педагогом этих особенностей и организацию деятельности детей на их основе.
Некоторые аспекты, которые могут помочь учесть возрастные особенности:
Соотнесение целей урока с основными потребностями возраста и возрастными задачами развития ребёнка.
Отбор содержания деятельности, ориентированного на знания и умения детей, которые у них сформированы. Деятельность не должна быть слишком простой или слишком сложной.
Соответствие времени проведения урока физическим возможностям детей.
Учёт формы проведения, которая соответствует ведущей деятельности возраста.
Учёт умений детей работать в паре, группе, коллективно.
Учёт уровня развития самостоятельности детей. Не стоит делать за детей то, что они могут выполнить сами.
Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В классе могут быть дети с разным уровнем подготовки, различными интересами и особенностями восприятия информации. Учитель должен предусмотреть в уроках дифференцированные задания, которые будут соответствовать уровню подготовки каждого ученика.
На данном уроке учтены возрастные особенности учащихся всепологающе.
- Можем ли мы сказать, что перед нами современный урок?
Хороший современный урок – это всегда сотворчество и сотрудничество, это особый блеск в глазах учеников, вызванный озарением: ах, вот почему!!! Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний...
На этом уроке учитель обращатеся к своим ученикам-«коллеги»… Дети чувствует близость к учителю, как к человеку.
Три постулата заложены в основании новой технологии урока.
Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок . В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования . И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
При составлении статьи опиралась на материалы из открытых источников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал к педагогической видеокрнференции на тему "Использование методических приемов для проведения рефлексии на современном уроке в условияхФГОС"
методические приемы рефлексии...

Вопросы для проведения компьютерного тестирования (среза знаний) по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией", 30 вопросов.
Даннуюработу можно использовать в каяестве теста по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и в виде компьютерного тестирования и в бумажной версии. Предназначена для проведен...

Проведение рефлексии на различных этапах занятия
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.Рефлексия деятельности даёт возмож...

Проведение рефлексии "Собираем чемоданы"
Представлен вариант проведениея рефлексии на семинаре для педагогов музыкально-хореографических отделов учреждений дополнительного образования. Может пригодиться и при проведении других семинаров...

Рекомендации проведения рефлексии обучающимися на уроке
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.В современной педагогике под рефлексией поним...

Вопросы,используемые для проведения рефлексии на уроках.
Данные вопросы можно использовать в качестве рефлексии на уроках...

Рекомендации проведения рефлексии обучающимися на уроке
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.В современной педагогике под рефлексией поним...