Урок-викторина по физике для 6-7 классов
методическая разработка по физике (7 класс)

Запалаева Татьяна Викторовна

Игра для детей является привычной формой общения, в ней они себя чувствуют наиболее комфортно. Обсуждение в игровой форме позволяет избежать препятствий в виде недостаточного запаса знаний, неумения аргументировано отстаивать свое мнение.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока, доступность для обучающихся данного возраста, умеренность в использовании игр на уроках.

Из полученных на уроках результатов можно сделать вывод о том, что применение игровых технологий способствует улучшению понимания пройденного материала, увеличению активности познавательной деятельности, проявлению интереса к предмету не только на уроках, но и в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx351.45 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное автономное общеобразовательное   учреждение

« Сотниковская средняя общеобразовательная школа»

                Методическая разработка

 «Урок-викторина»

Для 6-7 классов

                                                 

                                                       Составитель:

                                                     Запалаева Татьяна Викторовна

учитель физики

Сотниковская СОШ

                               

                                               

Цели :

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний;

- развитие коммуникативных способностей учащихся.

Задачи:

- дать учащимся возможность реализовать интеллектуальные способности;

- обеспечить условия для установления хороших взаимоотношений;

- способствовать развитию умения принимать коллективное решение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, песочные часы.

Участники: команды-участницы, учитель, члены жюри.

                                                                                                Эпиграф:

                                                                                                 Чтобы спорилось нужное дело,
                                                                                                 Чтобы в жизни не знать неудач,
                                                                                                 Мы в поход отправляемся смело – 
                                                                                                 В мир загадок и сложных задач. 

Ход урока-викторины:

  1. Правила игры: класс делится на группы и в каждой группе выбирается капитан-самый ответственный человек. Каждая команда выдвигает своего представителя в жюри конкурса. Игра викторина состоит из 5 туров, конкурсов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, и итог соревнования команд подводятся жюри . Вопросы – конверты выбирают группы по очереди, и отвечает один человек из группы. Если одна команда не дает правильный ответ, то на него может ответить другая команда. Жюри фиксируют баллы на доске. Ответственные в группе фиксируют кто отвечает на вопросы. В конце игры баллы подсчитываются.

В роли ведущего может выступать учитель или подготовленный ученик.

Учитель раздает ребятам жетоны двух цветов, чтобы они поставили оценку уроку.

                                      C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\неделя физики 2016\фото недели физики\DSC06951.JPG

1 конкурс — конкурс знатоков.

Вопрос 1  Почему так ужасно скрипит мел, если мы неправильно держим его, когда пишем на доске? Как  влияет при этом положение мела относительно доски и чем определяется частота издаваемого им звука?

Почему скрипят двери и почему визжат шины автомобиля, когда он резко трогается с места.

( Скрип и визг в рассмотренных случаях обусловлены “зацеплением и соскальзыванием”. Так, мел, когда его неправильно держат, вначале зацепляется за доску, но когда пишущий достаточно сильно нажимает на мел, он внезапно соскальзывает и начинает вибрировать, периодически “зацепляясь” за доску и вновь соскальзывая. Вследствие этого и возникает скрип.)

Вопрос 2  Если гроза происходит в нескольких километрах от вас и двигается по направлению к вам, то куда дует ветер: в сторону грозы или в вашу сторону? Скорее всего, вы заметите, что направление ветра меняется. Почему?

(Если газовое облако находится от вас на расстоянии нескольких километров, то там, где вы стоите, ветер направлен в сторону облака, т.к. воздушный поток на переднем фронте облака двигается вверх. Когда же туча расположена достаточно близко к вам, то ветер дует со стороны тучи, поскольку поток холодного воздуха, увлекаемого дождём, направлен вниз.)

Вопрос 3  Какова температура в космосе? Что покажет термометр, который космонавт возьмёт с собой, выходы в открытый космос?

 (Термометр вынесенный в космическое пространство, будет нагреваться до тех пор, пока количество поглощаемого и излучаемого им тепла не сравняются. Если термометр находится от Солнца на том расстоянии, что  и Земля, то он должен показывать примерно “земную” температуру.)

Вопрос 4  Почему холодно на вершинах гор? Разве на единицу площади в горах приходится меньше тепла, чем на уровне моря? И разве холодный воздух не должен опускаться в низ?

(Воздух, поднимающийся  по склону горы, попадая в область более низкого атмосферного давления, расширяется и при этом охлаждается.)

Вопрос 5  Почему ниппель велосипедной камеры нагревается, когда вы накачиваете её насосом? Может быть, из-за трения воздуха, через ниппель? Однако почему в таком случае ниппель не нагревается, если накачивать камеру от баллона со сжатым воздухом?

(Когда вы качнёте насос, совершаете работу по сжатию воздуха, при этом внутренняя энергия, а значит,  и его температура повышается.)

Вопрос 6  Если брызнуть водой  на горячую сухую сковородку, то на ней начнут прыгать и плавать капли. Почему вода не испаряется сразу? Почему капли двигаются? Как это не удивительно. Но капли испаряются быстрее, если сковородка менее горячая. Почему ?

(Когда капля попадает на раскалённую сковороду, её нижняя часть мгновенно испаряется и образует паровую подушку между сковородой и оставшейся частью капли. Для того, чтобы капля прогрелась до температуры кипения потребуется 1-2 мин. в течении этого времени паровая подушка предохраняет каплю от испарения.)

Вопрос 7  Оперный певец способен разбить большой винный бокал, сняв очень громко определённую ноту. Почему разбивается стекло и почему для этого должна быть снята в течении нескольких секунд определённая нота?

(Бокал имеет определённые резонансные частоты. Если певец в течении нескольких секунд будет петь на одной из этих частот, то колебания бокала могут усилится до такой степени, что стекло треснет.)

Вопрос 8  Водители много спорят о том, как следует трогаться с места на скользкой дороге. Одни утверждают, что это надо делать на низкой передаче, другие говорят, что на высокой. Что требуется, чтобы автомобиль тронулся с места? Почему его начальная скорость должна быть малой?

                 (Начальная скорость вращения колёс должна быть мала. Момент сил, действующих на колёса со стороны трансмиссии должен быть меньше момента сил трения покоя. Иначе колёса будут проворачиваться -“буксовать”. Какую передачу выбрать, зависит от опыта водителя и плавности работы сцепления.)

Вопрос 9  Неоднократно наблюдалось, как дельфины, не совершая никаких движений, плывут на небольшой глубине перед носом корабля: видимо, сам корабль каким то образом толкает их вперёд. Так дельфины могут плыть без всяких усилий более часа, время от времени поворачиваясь на бок или вращаясь вокруг оси. Что же толкает дельфинов вперёд?

(Перед носом движущегося корабля возникает область повышенного давления. Дельфины плывут перед кораблём между областями  повышенного и нормального давления.)

Вопрос 10  Почему глаза кошки светятся в темноте, если на них направить луч фонарика? Почему днём блеск кошачьих глаз значительно слабее?

(Глаза кошек и других животных отражают свет в направлении, обратном направлению его прихода, поэтому их видно в темноте. У плотоядных животных сильное отражение света обусловлено тем, что под сетчаткой находится слой кристаллов цистеина, содержащего цинк.)

Вопрос 11  Одновременное мерцание множества светлячков производит потрясающее впечатление. Каков механизм наблюдаемого свечения?

(Светлячки светятся благодаря соответствующим химическим реакциям. Свет, испускаемый светлячками, называется холодным, поскольку он обусловлен не тепловым движением атомов, а химическими реакциями.)

Вопрос 12  Огонь святого Эльма – это довольно продолжительный светящийся разряд,  который при приближении грозы можно увидеть на корабельных мачтах, концах крыльев самолёта и даже на кустарниках. Голубое. Зелёное или фиолетовое свечение сопровождается потрескиванием. Чем вызвано это свечение и почему оно имеет именно такой цвет?

(Огни святого Эльма – пример коронного разряда, который возникает, когда электрическое поле вокруг остроконечных предметов становится настолько большим, что происходит электрический пробой воздуха.)

2. Конкурс эрудитов.

Разгадать ребус. Все разгадывают один, в котором зашифровано название различных физических величин.( в зачет количество разгаданных ребусов)

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_1.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_2.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_3.png

Ребус 1

Ребус 2

Ребус 3

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_4.png

              http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_23.png                                                             

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_6.png

Ребус 4

Ребус 5

Ребус 6

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_7.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_8.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_9.png

Ребус 7

Ребус 8

Ребус 9

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_10.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_11.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_12.png

Ребус 10

Ребус 11

Ребус 12

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_13.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_14.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_15.png

Ребус 13

Ребус 14

Ребус 15

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_16.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_17.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_18.png

Ребус 16

Ребус 17

Ребус 18

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_19.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_20.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_21.png

Ребус 19

Ребус 20

Ребус 21

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_22.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_23.png

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54ff306034610/user_file_54ff306034610_0_24.png

Ребус 22

Ребус 23

Ребус 24

  1. конкурс - «Ученые - физики»

1. Немецкий ученый экспериментальным путем вывел закон выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением Георг Ом

2. Французский физик и математик, он создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». Андре Мари Ампер

3. Русский физик, академик. Прославился открытием гальванопластики. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы. Якоби Борис Семенович

4.Немецкий физик в 1895 году с помощью катодной трубки получил неизвестные Х-лучи (позже названные его именем). Лучи, способные проникать сквозь любые тела и материалы. Вильгельм Рентген

5.Первая женщина-профессор, получившая две нобелевские премии по физике и химии. Со своим супругом в 1902 году получили радиоактивное вещество – радий. Мария Складовская-Кюри

 6. Британский физик новозеландского происхождения. Известен как «отец» ядерной            физики. Лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года. Создал планетарную модель атома. Эрнест Резерфорд 

                                          4. конкурс - «Единицы измерения»

1.Единица длины равная расстоянию от конца вытянутой вверх правой руки до носка левой ноги, она примерно равна 3,25 аршинам. Косая сажень

2. Единица измерения массы драгоценных камней – это масса семени одного из видов бобов.1карат

3. Внесистемная единица измерения энергии и количества теплоты, равная 4,2 Дж. Это энергия необходимая для нагревания 1 г воды на 1 градус Цельсия. Калория

4. Эталоном этой единицы с 1984 года является платиново-иридиевый цилиндр, хранящийся в Международной палате мер и весов близ Парижа.1кг

5.Эталоном этой единицы с 1967 года является время равное 9 192 631 770 периодам излучения изотопа атома цезия-133.1 секунда

6. Внесистемная единица  широко использоваться в авто индустрии как единица измерения мощности двигателей, равная 735,49875 Вт. Лошадиная сила

             4.конкурс – «Изобретения, которые потрясли мир»

1.К изобретению этого устройства приложили руку : английский ученый Джозеф Сван , американский изобретатель Томас Эдисон, русскии инженер Александр Николаевич Ладыгин   (электрическая лампа)

2. Прибор для измерения малого давления. (манометр)

3.Шведский химик Альфред Нобель известен тем, что оставил значительную часть своего состояния на присуждение премий названых Нобелевскими. Их ежегодно вручают людям, внесшим большой вклад в развитие литературы, химии, физики, медицины и укрепления мира во всем мире. В 1865 г. На его фабрике выпускавшей нитроглицерин произошел большой взрыв. После этого он разработал способ безопасного взрыва. ( динамит)

4.Александр  Белл совместно с Томасом Уотсоном сконструировал прибор, состоявший из микрофона и динамика. Первое его использование было в 1876 г. ( телефон).

5.Изобретение было сделано в 1656 году голландским физиком Христианом Гюйгенсом. Этим пользуются и сейчас. Конструкция этого прибора основана на колебаниях маятника. (маятниковые часы).

6. Прибор, предназначенный для определения мощности электрического тока или электромагнитного сигнала. ( ваттметр)

Подведение итогов и вручение похвального листа команде победителей.

Пока жюри подводит итоги конкурса среди команд болельщикам команд нужно составить как можно больше слов из букв данного вам слова. Все слова-имена существительные в единственном числе, в именительном падеже.

Например – Механизация (мех, заяц, мина, мах, замена, низ, мания, яма, хан, зима, замах, химия и т.д.). Задание оценивается по количеству составленных слов.

Затем жюри называет команду победительницу и объявляет оценки за индивидуальную работу.

В заключении урока преподаватель просит оценить обучающихся урок по данной теме., насколько он был интересен и успешен.

Мне все понравилось__

Мне ничего не понятно__

Мне было интересно__

Мне было скучно__

Мне было легко__

Мне было трудно__

Я узнал много нового__

Я не узнал ничего нового__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина по информатике для учащихся 5-ых классов "Умники и умницы"

Данный урок рекомендуется проводить на предметной неделе информатики и ИКТ в 5 классах....

Урок-викторина "Рождество в Англии и Германии" (10 класс)

Вопросы викторины представлены на английском и немецком языках. Материал пригодится на заключительном уроке по иностранному языку  в первом полугодии в 10 классе, где изучается 2 языка по подгруп...

конспект урока-викторины по английскому языку в 9-11 классах в рамках недели английского языка “How do you know English and English-speaking countries”

викторина предназначена как для совершенствования лексических, грамматических умений учащихся, так и для расширения их кругозора...

Методическая разработка "Презентация к уроку-викторине "В гостях у натуральных чисел", 5 класс

Презентация к уроку математики в 5 классе, проводимому в форме викторины, при изучении или повторении темы "Натуральные числа". Викторину также можно использовать и во внеурочной деятельност...

Урок-викторина по русскому языку в 4-м классе

Обобщить знания учащихся о частях речи углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами. в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями...

Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода»

Интегрированный урок - викторина по  истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей ...