Урок физики в 10 классе с использованием цифровой лаборатории по теме: Лабораторная работа «Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре»
план-конспект урока по физике (10 класс)
Цели урока:
- закрепить знания учащихся по теме «Изопроцессы в газах», проверить выполнение закона Бойля-Мариотта, учить их применять знания при выполнении лабораторной работы, формировать умение работать с цифровым оборудованием.
- развивать логическое мышление учащихся, коммуникативные способности, умение критически осмысливать информацию, выражать свою точку зрения;
- воспитывать чувство ответственности, активную жизненную позицию, волю к победе.
Тип урока: лабораторная работа.
Цель лабораторной работы: опытным путем с помощью цифровой лаборатории проверить выполнение закона Бойля-Мариотта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока.
(10 класс)
«Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре» (работа 2.6 цифровая лаборатория).
Цели урока:
- закрепить знания учащихся по теме «Изопроцессы в газах», проверить выполнение закона Бойля-Мариотта, учить их применять знания при выполнении лабораторной работы, формировать умение работать с цифровым оборудованием.
- развивать логическое мышление учащихся, коммуникативные способности, умение критически осмысливать информацию, выражать свою точку зрения;
- воспитывать чувство ответственности, активную жизненную позицию, волю к победе.
Тип урока: лабораторная работа.
Цель лабораторной работы: опытным путем с помощью цифровой лаборатории проверить выполнение закона Бойля-Мариотта.
Ход урока: (слайд 1)
- Организационный момент (сообщение темы урока, плана занятия,)(2 мин)
Наш сегодняшний урок посвящен выполнению лабораторной работы «Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре». Сегодня мы с вами выполним лабораторную работу не традиционным способом, а с помощью датчиков и цифровой лаборатории. Оформлять отчет работы тоже будем в цифровом виде. Ваши отчеты вы должны будете сохранить в ваших папках «10 кл» на рабочем столе ПК.
Сегодня Вам придётся провести опыт, проанализировать увиденное, сделать выводы, объяснить и оформить результаты.
2. Рефлексия эмоционального состояния.
П: Но в начале нашего занятия мне бы очень хотелось узнать ваше настроение. Для этого прошу поднять квадрат того цвета, который сейчас соответствует вашему эмоциональному состоянию. Красный квадрат - «хуже не бывает», желтый – «так себе», зеленый - «отличное» (комментарии по результату).
- Актуализация. (слайд 2)
На прошлых уроках, вы изучили газовые законы и решали задачи. И теперь, зная уравнения и графики изопроцессов , мы изучим экспериментально один этих законов.
Прежде чем перейти к выполнению работы, поговорим немного об основных понятиях, которые потребуются для выполнения работы и объяснения увиденного.
Ответьте на вопросы:
- Изопроцесс - это _________ термодинамические процессы, во время которых количество вещества и ещё одна из физических величин — параметров состояния (давление, объём или температура) остаются неизменными.
- Какие изопроцессы вам известны______________
- Интерактивная работа по законам https://learningapps.org/user/User15094277(слайд 3)
4. Новый материал: (слайд 4)
Итак, откройте методическое руководство на стр.54 работа 2.6. Внимательно прочитайте указания к работе, ход выполнения и ответьте на вопросы: (слайд 5)
- Название работы.
- Сформулируйте цель работы.
- Какие гипотезы выдвинем?
- Необходимое оборудование?
- Как найти цену деления и погрешность шприца?
(слайд 6) (Учащиеся отвечают на вопросы и выдвигают гипотезы:
- При уменьшении объема газа его давление увеличивается.
- Произведение давления на объём – постоянно.
- График изотермического процесса в координатах РV – гипербола.)
(слайд 7) Перед выполнением работы техника безопасности и указания к работе:
- Следуем указаниям учителя и строго выполняем указания методички.
- Максимально освободите место для оборудования ( чтобы ничего не мешало).
- Бережное отношение к оборудованию (оборудование дорогое).
- Сначала включаем ПК. Собираем установку и лишь, затем запускаем ПРАКТИКУМ.
- Изначально поршень шприца выставите на отметку 30 мл (в противном случае Вы можете повредить датчик давления в ходе эксперимента)
- Во время подготовки и проведения эксперимента держите шприц за корпус в области выше метки 50 мл, чтобы не нагревать газ внутри шприца.
- При выполнении эксперимента задерживайте шприц в каждом положении не меньше 7-8 с.
- Фото установки включаем в конце оформления отчета.
- При возникновении вопросов при выполнении работы поднимаем руку и обращаемся за помощью к учителю.
Сформулируем коротко план работы :
(слайд 8) (Учащиеся формулируют план работы:
- Собираем установку
- Проводим измерения давления при положении шприца 30, 25,20,15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 45, 40, 35, 30 (15- измерений).
- Заносим данные в таблицу и заполняем с клавиатуры объем.
- Строим графики и делаем выводы.
- Оформляем и сохраняем отчет.)
Мы составили план выполнения работы и приступаем к работе:
Включаем ПК и проверяем наличие на рабочем столе папки «10 кл».( при отсутствии – создаем папку).
Приготовьте для работы одноразовый шприц объемом 50 мл, кусочек медицинского шланга (не длиннее 10 см), датчик давления и USB-кабель. Для этого поршень шприца выставьте на отметку 30 мл (!!!), в противном случае Вы можете повредить датчик давления в ходе эксперимента.
Соедините датчик давления со шприцом (50 мл) с помощью медицинского шланга и с USВ-портом компьютера с помощью кабеля. Во время подготовки и проведения эксперимента держите шприц за корпус в области выше метки 50 мл, чтобы не нагревать аз внутри шприца.
Включите компьютер запустите программу «Практикум». При загрузке программа должна идентифицировать датчик. Кнопкой вызовите меню со списком работ и войдите в сценарий выполнения работы «Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре».
Запустите измерения, нажав кнопку Сначала сожмите шприц от 30 мл до 25, 20 и 15 мл, затем, постепенно ослабляя поршень, повторно пройдите положения поршня, соответствующие объему шприца 20, 25, 30 мл, а затем вытягивая поршень и значения 35, 40, 45 и 50 мл задерживая в каждом из положений поршень на несколько секунд. Затем верните поршень в исходное положения, задержав его в положениях 45, 40, 35, 30 мл повторно. Следите по регистрируемой кривой, что датчик в каждом положении фиксирует стационарное значение давления р (рис.2). Таким образом, на вашей кривой должно оказаться 15 «ступенек», причем ряд из них будет соответствовать одному и тому же объему (для V=30 мл будет, например, три точки). При этом измеренные давления при одинаковом V могут не совпадать, поскольку Вы устанавливаете поршень на определенной метке шприца не совсем точно.
Откройте вкладку «Исходные данные» и впишите погрешность (в миллилитрах), с которой Вы устанавливаете объем газа в каждом положении поршня - это ±0,5 цены деления шприца. Она будет откладываться на графиках. Считается, что погрешность измерения давления очень мала. Она не будет отражаться на графиках.
Последовательно устанавливая желтый маркер в положениях, где давление в шприце было примерно постоянным и, нажимая кнопку, перенесите на вкладку Таблица кнопка -) значения давления в шприце при разных положениях поршня. В таблице, таким образом, должно оказаться не менее 15 заполненных строк.
Заполните с клавиатуры столбец V Таблицы, указывая одно из 15 значений объема шприца (в миллилитрах) в ячейках столбца в том порядке, в котором происходила остановка при регистрации экспериментальной кривой (рис.2).
Получите график зависимости давления газа от объема на основании внесенных в таблицу данных, перейдя на вкладку «График Р(V)». Перейдите в окно подготовки Отчета и перенесите в него исходную кривую с сигналом с датчика и график зависимости давления газа от объема с вкладки «График Р(V)». Сформулируйте Вывод 1 о качественном изменении давления газа, при увеличении занимаемого им объема.
Вернитесь на вкладку Таблица и внимательно сравните давление для объемов газа, отличающихся в 2 раза (15 и 30 мл, 20 и 40 мл, 25 и 50 мл). Если наблюдается какая-то количественная закономерность, внесите ее в Отчет в качестве Вывода 2.
В четвёртом и пятом столбце таблицы значения объёма и давления автоматически пересчитываются в единицах системы СИ. В шестом столбце вычисляется произведение этих величин. Перейдя к вкладке «График РV(V)», сделайте вывод, как меняется это произведение с изменением объема. Запишите это заключение в виде Вывода 3 в Отчет. На вкладках «График Р(V)» и «График Р(V)» нажав кнопку вблизи поля в верхнем левом углу вкладки, выберите функцию, график которой мог бы пройти через все ваши экспериментальные точки. Если после выбора нажать кнопку И, то компьютер, перебирая коэффициенты в выбранном вами виде функции, проведет кривую, которая максимально близко может пройти к экспериментальным точкам. Если удастся подобрать такие кривые, то занесите их в отчет и запишите словами вид кривой (прямая, гипербола, парабола), описывающей экспериментальные зависимости р от V и р V от V.
Каковы ваши выводы?
Выводы учащихся:
При уменьшении объема газа его давление увеличивается.
Произведение давления на объём – постоянно. ( график РV от V)
График изотермического процесса в координатах ( Р,V) – гипербола
И так, Вы выполнили лабораторную работу и теперь Вы можете сказать опровергли или подтвердили мы выдвинутые гипотезы? (учащиеся: «Гипотезы верны.»).
Подтверждение тому ваши выводы.
Контрольные вопросы:
Измеренные давления при одинаковом V могут не совпадать. Почему? из-за неточности установки поршня на определённой метке шприца.
Частным случаем какого закона является закон Бойля-Мариотта? Закон является частным случаем уравнения состояния идеального газа.
5.Критериальное оценивание (Оцените вашу работу по критериям)
.6.Рефлексия:
А сейчас проанализируйте свои действия на уроке и заполните анкету.
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
Мне кажется, я заслужил (а) отметку______________________________
7.Подведем итоги урока: ( подводятся итоги урока.)
8. Домашнее задание: п. 68-71(повтор),
Предварительный просмотр:
Лист самооценки лабораторной работы
По каждому критерию выберите баллы, соответствующие вашему действию. Подсчитайте набранное количество баллов и переведите их в оценки.
Дескрипторы | Количество баллов | Оценка ученика | Оценка учителя | |
1.Цель | отсутствует или сформулирована неверно | 0 | ||
сформулирована, но не четко | 1 | |||
сформулирована четко и верно | 2 | |||
2.Собрана лабораторная установка | неправильно собрана | 0 | ||
собрана полностью | 1 | |||
3.Проведение лабораторной работы | лабораторная работа не проведена или только начата | 0 | ||
лабораторная работа проведена частично, наполовину | 1 | |||
лабораторная работа проведена полностью | 2 | |||
4.Оформление лабораторной работы | Этапы работы не раскрыты, данные исследований отсутствуют | 0 | ||
все этапы работы выполнены, исследованные данные не полностью отражены в работе | 1 | |||
все этапы работы выполнены, исследованные данные отражены в работе, получена таблица, оценена погрешность измерений и вычислений и получен правильно график | 2 | |||
5.Оформлен отчет и сделаны выводы | отсутствует | 0 | ||
имеется, но не охватывает всего содержания проделанной работы, или, наоборот, слишком длинный и нечеткий | 1 | |||
имеется, написан четко, ёмко и лаконично | 2 | |||
6.Использование лабораторного оборудования и соблюдение правил техники безопасности | Не умеет пользоваться, не соблюдает | 0 | ||
Умеет пользоваться, но не полностью владеет и соблюдает правила техники безопасности | 1 | |||
Умеет пользоваться и соблюдает правила техники безопасности | 2 |
Шкала перевода баллов в оценки:
«5» - 11-12 баллов
«4» - 9 - 10 баллов
«3» - 6-8 баллов «2» - менее 5 баллов
Лист самооценки лабораторной работы
По каждому критерию выберите баллы, соответствующие вашему действию. Подсчитайте набранное количество баллов и переведите их в оценки.
Дескрипторы | Количество баллов | Оценка ученика | Оценка учителя | |
1.Цель | отсутствует или сформулирована неверно | 0 | ||
сформулирована, но не четко | 1 | |||
сформулирована четко и верно | 2 | |||
2.Собрана лабораторная установка | неправильно собрана | 0 | ||
собрана полностью | 1 | |||
3.Проведение лабораторной работы | лабораторная работа не проведена или только начата | 0 | ||
лабораторная работа проведена частично, наполовину | 1 | |||
лабораторная работа проведена полностью | 2 | |||
4.Оформление лабораторной работы | Этапы работы не раскрыты, данные исследований отсутствуют | 0 | ||
все этапы работы выполнены, исследованные данные не полностью отражены в работе | 1 | |||
все этапы работы выполнены, исследованные данные отражены в работе, получена таблица, оценена погрешность измерений и вычислений и получен правильно график | 2 | |||
5.Оформлен отчет и сделаны выводы | отсутствует | 0 | ||
имеется, но не охватывает всего содержания проделанной работы, или, наоборот, слишком длинный и нечеткий | 1 | |||
имеется, написан четко, ёмко и лаконично | 2 | |||
6.Использование лабораторного оборудования и соблюдение правил техники безопасности | Не умеет пользоваться, не соблюдает | 0 | ||
Умеет пользоваться, но не полностью владеет и соблюдает правила техники безопасности | 1 | |||
Умеет пользоваться и соблюдает правила техники безопасности | 2 |
Шкала перевода баллов в оценки:
«5» - 11-12 баллов
«4» - 9 - 10 баллов
«3» - 6-8 баллов «2» - менее 5 баллов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация знаний Изопроцесс - это …….. Какие изопроцессы вам известны? Выберите изотерму из предложенных диаграмм : 1 2 3
Актуализация знаний https://learningapps.org/view6087281
Работа 2.6 . « Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре » (методическое руководство, стр.96.)
Ответьте на вопросы: Название работы? Сформулируйте цель работы. Необходимое оборудование? Как найти цену деления и погрешность шприца ? Какие гипотезы выдвинем?
Гипотезы: Произведение давления на объём – постоянно. График изотермического процесса в координатах Р, V – гипербола.
Инструктаж по технике безопасности Следуем указаниям учителя и строго выполняем указания методички. Максимально освободите место для оборудования ( чтобы ничего не мешало). Сначала включаем ПК. Собираем установку и лишь, затем запускаем ПРАКТИКУМ. Изначально поршень шприца выставите на отметку 30 мл (в противном случае Вы можете повредить датчик давления в ходе эксперимента) Во время подготовки и проведения эксперимента держите шприц за корпус в области выше метки 50 мл, чтобы не нагревать газ внутри шприца. При выполнении эксперимента задерживайте шприц в каждом положении не меньше 7-8 с. Фото установки включаем в конце оформления отчета. При возникновении вопросов при выполнении работы поднимаем руку и обращаемся за помощью к учителю.
План работы : Собираем установку. Проводим измерения давления при положении шприца 30, 25,20,15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 45, 40, 35, 30 (15- измерений ). Заносим данные в таблицу. Строим графики, делаем выводы. Оформляем и сохраняем отчет.
Выводы: При уменьшении объема газа его давление увеличивается, а при увеличении - уменьшается. Произведение давления на объём – постоянно ( график Р V от V ) . График изотермического процесса в координатах ( Р, V ) – гипербола. Гипотезы подтверждаются!
Контрольные вопросы: Измеренные давления при одинаковом объёме могут не совпадать. Почему? Частным случаем какого закона является закон Бойля-Мариотта?
Домашнее задание: §68-69 (повторить); упражнение 13(8,9 ), решить кроссворд «Газовые законы»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по физике в 8 классе "Исследование зависимости давления данной массы газа от объема при постоянной температуре".
Презентация к уроку изучения нового материала. Предусмотрена работа с интерактивной доской для актуализации опорных знаний, изучение нового материала на основе деятельностного подхода, на уроке провод...
Использование цифровой лаборатории «Архимед» во внеклассной работе по географии.
P { margin-bottom: 0.21cm; } 02.11.2012. Выступление на семинаре-практикуме. Тема семинара: «Подходы использования цифровой техники в исследовательских проектах и при дистанционном обучении». (Му...
Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.
Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....
Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...
Урок для 11го класса с использованием интерактивной доски на тему "Цилиндр. Конус."
Цели урока:Повторить теорию с помощью презентаций.Сформировать навык решения задач по нахождению площади поверхности цилиндра, конуса, усеченного конуса.Закрепить решение несложных задач и вопросы тео...
Урок физики в лаборатории "Точка Роста". Лабораторная работа " Определение давления ,температуры и влажности воздуха".
Урок физики в лаборатории "Точка Роста". Лабораторная работа " Определение давления ,температуры и влажности воздуха"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 8-9 классов, с использованием цифровой лаборатории Releon по теме "Определение кислотности почвы"
- определение р(Н) почвы в приусадебных участках для высадки соответствующих овощных и плодово-ягодных культур; - наглядная демонстрация значения и роли теоретической химии в практиче...