Урок по физике "Масса и размер молекул"
методическая разработка по физике (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Масса и размеры молекул.
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель
Цель урока: повторить, углубить и закрепить знания основных положений МКТ; понятий молярная масса, количество вещества, атомная масса и познакомить с экспериментальными методами их определения;
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить формирование основных физических понятий в сфере атомно-молекулярного учения.
Развивающие:
- формирование приемов логической деятельности;
- продолжить формирование политехнических умений: проведение простых экспериментов.
Воспитательные:
- продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания друг за друга.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Формы обучения:
-индивидуальная работа;
-групповая экспериментальная работа.
Оборудование: ПК и видеопроектор; оборудование для экспериментальных работ.
Методы: проблемно-эвристические.
Эвристическая беседа
Ход урока.
- Оргмомент.
- Мобилизующее начало
III. Актуализация опорных знаний.
А) Постановка проблемы: сколько молекул воды в стакане?
Подойти к столу, «что–то пить хочется», достать стакан воды, отпить.
- Интересно, а сколько молекул воды мы поглощаем, выпивая стакан чая в нашей столовой?
Как вы думаете, можно ли это узнать? А что, по-вашему, для этого нужно или хотелось бы знать?
Как рассчитать, сколько молекул воды в стакане чая?
N =
( но чтобы воспользоваться этим предложением не только для любой жидкости, нам надо знать, чему равны массы молекул.) Сформулируйте тему нашего занятия.
Студенты называют тему урока: Масса молекулы
- Тема урока, формулировка учащимися цели урока.
Опыт для определения размеров молекул
Берем 50 гр. спирта и 50 гр. воды. Смешиваем, получаем 80 гр.
Почему объем получается меньше?
Ответы студентов:????
Так как молекулы спирта в несколько раз больше молекул воды, то молекулы воды проникают в промежуток между молекулами спирта.
Постановка проблемного вопроса:
Как определить, или хотя бы оценить размеры, массу молекул, их число в каком-либо теле?
- Выясняем с помощью опыта с маслом.
Массу молекул можно определить и по формулам.
Для этого нужно m0=m/N. Массу молекулы можно выражать в кг. Например: mH2O=3∙10-26кг. При вычислениях такими числами пользоваться неудобно. Порядок 10-26кг.
Так как массы малы, то удобно использовать в расчетах не абсолютные, а относительные массы. 1 а.е.м. =1,66×10−27 кг
Удобно сравнивать массы атомов и молекул с массой самого легкого атома – атома водорода, так как массы атомов кратны атому водорода.
Например, масса атома углерода примерно в 12 раз больше атома водорода.
По международным соглашениям массы всех атомов сравнивают с 1/12 массы тома углерода. Причина в том, что углерод входит в большинство химических соединений.
Относительная молекулярная масса Мг равна отношению массы молекулы m0 данного вещества к массы атома углерода m0c
Mr= .
Относительную молекулярную (атомную) массу определяют с помощью таблицы Менделеева.
Пример: гелий 4, углерод 12, вода 18 (необходимо знать формулу вещества).
Величина (название)
| Условное обозначение физической величины | Размерность величины | Формула | Способы определения величины |
Кол. вещ | v (ню) | моль | V=m/M | По формуле |
Разбираем, каждое понятие останавливаемся на размерах молекул.
- 3. Развитие познавательного интереса: «А знаете ли вы?»
4. Возвращаемся к проблемному вопросу и решаем проблему: А как определить число молекул?
m=1г, V=1см3
N= V/d
d –диаметр молекулы воды
d (Н2О)= 3*10-8 см
V(Н2О)= (3*10-8 )3см3 объём, приходящийся на одну молекулу
Делим объём капли V = 1cм3 на объём, приходящийся на одну молекулу V(Н2О)
5. Чтобы ответить на проблемный вопрос нам осталось определить массу молекулы воды.
Подсчитаем массу молекулы воды Н2О
m– масса Н2О
m = 1 г
N = 3,7*1022
mо = m/ N
mо =2,7*10-23 г = 2,7*10-26 кг
6. Возвращаемся к таблице, рассуждаем, заполняем с точки зрения физики.
а) Относительна молекулярная масса:
б) Количество вещества: ν - количество вещества; [ν]=моль;
, где М - молярная масса (масса 1 моля). Na- число Авогадро.
в) Молярная масса:
M=m0·M
г) Число молекул:
N=m· Na/M
Вывод по таблице:
V. Закрепление.
- Отношение массы вещества к количеству вещества:
А) Масса атома Б) Молярная масса В) Молекулярная масса
- Как обозначается количество вещества?
А) Mr Б) M В) υ
- Как обозначается молярная масса?
А) Mr Б) M В) υ
- Как обозначается молекулярная масса?
А) Mr Б) M В) υ
- Величина, которая определяет число молекул в данном теле называется:
А) Масса атома Б) Количество вещества В) Число Авогадро
- Относительная молекулярная масса молекулы кислорода?
А) 15,99 а.е.м Б) 30.97 а.е.м. В) 31.98 а.е.м
Экспериментальная работа по группам:
1 группа: определить число молекул в стакане воды.
Оборудование: стакан с водой, пустой стакан, весы, разновесы.
2 группа: определить число молекул в алюминиевом цилиндре.
Оборудование: алюминиевый брусок, весы, разновесы.
VI. Итоги урока.
Величина (название)
| Условное обозначение физической величины | Размерность величины | Формула | Способы определения величины |
Величина (название)
| Условное обозначение физической величины | Размерность величины | Формула | Способы определения величины |
Величина (название)
| Условное обозначение физической величины | Размерность величины | Формула | Способы определения величины |
Величина (название)
| Условное обозначение физической величины | Размерность величины | Формула | Способы определения величины |
- Отношение массы вещества к количеству вещества:
А) Масса атома Б) Молярная масса В) Молекулярная масса
- Как обозначается количество вещества?
А) Mr Б) M В) υ
- Как обозначается молярная масса?
А) Mr Б) M В) υ
- Как обозначается молекулярная масса?
А) Mr Б) M В) υ
- Величина, которая определяет число молекул в данном теле называется:
А) Масса атома Б) Количество вещества В) Число Авогадро
- Относительная молекулярная масса молекулы кислорода?
А) 15,99 а.е.м Б) 30.97 а.е.м. В) 31.98 а.е.м
________________________________________________________________________________
- Отношение массы вещества к количеству вещества:
А) Масса атома Б) Молярная масса В) Молекулярная масса
- Как обозначается количество вещества?
А) Mr Б) M В) υ
- Как обозначается молярная масса?
А) Mr Б) M В) υ
- Как обозначается молекулярная масса?
А) Mr Б) M В) υ
- Величина, которая определяет число молекул в данном теле называется:
А) Масса атома Б) Количество вещества В) Число Авогадро
- Относительная молекулярная масса молекулы кислорода?
А) 15,99 а.е.м Б) 30.97 а.е.м. В) 31.98 а.е.м
_________________________________________________________________________________
- Отношение массы вещества к количеству вещества:
А) Масса атома Б) Молярная масса В) Молекулярная масса
- Как обозначается количество вещества?
А) Mr Б) M В) υ
- Как обозначается молярная масса?
А) Mr Б) M В) υ
- Как обозначается молекулярная масса?
А) Mr Б) M В) υ
- Величина, которая определяет число молекул в данном теле называется:
А) Масса атома Б) Количество вещества В) Число Авогадро
- Относительная молекулярная масса молекулы кислорода?
А) 15,99 а.е.м Б) 30.97 а.е.м. В) 31.98 а.е.м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интерактивная презентация к уроку "Массовая доля элемента в молекуле"
Презентация в наглядной форме иллюстрирует способы нахождения массовой доли элемента в молекуле. Содержит динамические картинки, позволяющие лучше понять механизм вычисления массовой доли....
Разработка урока на тему "Определение скоростей молекул газа"
Цель данной разработки- описать методику проблемного обучения на основе изучения новой темы "Определение скоростей молекул газа".Методика использования сводится к следующему: педагог ставит перед учащ...
Конспект урока: "Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры молекул"
Цели урока: - познакомить обучающихся с основными положениями ...
Решение задач по теме «Масса и размеры молекул»
Данная перезентация предназначена для урока решения задач по теме "Масса и размеры молекул" в 10 классе...
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...
Технологическая карта по теме " Основные положения МКТ. Размеры молекул".
Организация деятельности учащихся по изучению основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению....
Строение газообразных, жидких и твердых тел. Характер движения и взаимодействия частиц вещества.Масса и размеры молекул (атомов). Количество вещества. Постоянная Авогадро.Температура. Тепловое равновесие. Шкала Цельсия.
https://vk.com/wall555604454_3069Презентация Ловцовой А.Ф. по теме."Строение газообразных, жидких и твердых тел. Характер движения и взаимодействия частиц вещества.Масса и размеры молекул (атомов...