Приемы работы с детьми ОВЗ на уроках физики.
методическая разработка по физике (7, 8, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 382.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы с детьми ОВЗ на уроках физики.
Арапова Елена Викторовна
Учитель физики
МАОУ СОШ 47 г. Владимира
В современном обществе особое внимание уделяется включению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс. Данный аспект касается не только социальной интеграции, но и обеспечения возможности развития и реализации потенциала каждого ребенка. В рамках школьного предмета физики имеется немало возможностей для работы с детьми с ОВЗ, что влечет за собой необходимость адаптации методов и подходов к обучению.
Ограниченные возможности здоровья могут стать препятствием для полноценного развития детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья, или ОВЗ, нуждаются в особой поддержке и внимании со стороны общества и образовательных учреждений.
Следует отметить, что некоторые учащиеся очень медленно пишут и воспринимают информацию из-за особенностей здоровья. Но, используя следующие приемы в работе, можно достичь положительного результата в обучении. Рассмотрим некоторые из них:
- Подробные опорные конспекты [приложение 1].
Опорные конспекты на уроках можно использовать по-разному. Можно, записывать в течение урока конспект по данной теме и в конце урока по схеме в тетради (или записанной на доске учителем) составить текст по данной теме. Для детей с ОВЗ такое задание на первых порах затруднительно, но выполняя, его ученик учиться строить связанный текст.
Другой вариант, использовать уже готовые опорные конспекты, купленные в магазине или распечатанные учителем и дальше также составлять текст по ним.
Опорные конспекты, соответствующие учебнику можно взять в книге Е. А. Марон «Опорные конспекты и разноуровневые задания 9 класс», Виктория: Санкт-Петербург, 2024 г и другие года выпуска. Аналогичные книги выпущены для 7, 8, 10, 11 классов.
При изучении механики очень хорошо использовать книгу «Опорные конспекты по кинематике и динамики», М: Просвещение 1989.
Этот прием позволяет более рационально использовать время урока. При этом есть уверенность в том, что материал урока прочитан.
- Опрос — метод проверки усвоения знаний.
Ученик получает список конкретных вопросов (как правило, 8-10), на которые он должен найти ответ в конспекте, учебнике, интернете, справочной литературе и т. д.
Его использую, когда изучена большая глава или тема. Выделяю целый урок, учащиеся выбирают случайным образом пять вопросов. Такая форма работы с учащимися позволяет развивать монологическую речь, память, достигается глубокое знание материала, отрабатываются навыки самостоятельного поиска и анализа информации, что полностью соответствует ФГОС. Также школьник учится отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
- Карточки коррекции знаний [приложение 2].
Карточки охватывают ключевые вопросы курса. Каждая посвящена отдельному вопросу. Кратко представлен теоретический материал в табличной форме и типовые расчетные задачи по темам. Особое внимание уделяется взаимосвязи физических величин в формулах.
Каждая карточка содержит теоретический материал, образцы решения задач, задачи для самостоятельного решения. Если в карточке идет отсылка к таблице, то таблица расположена в учебнике А. В, Перышкина. Материал изложен предельно ясно и конкретно. Первая задача для самостоятельного решения практически полностью дублирует образец, только числа другие. Последующие задачи требуют дополнительных знаний и работы: нужно перевести единицы измерения или применить другую формулу, либо выполнить цепочку действий.
Данные карточки можно найти в учебных пособиях 1) И. И. Гайкова Физика. Учимся решать задачи. 7-8 класс. – СПб : БХВ-Петербург, 2023.-80 с.
2) И. И. Гайкова Физика. Учимся решать задачи. 9 класс. - СПб.: БХВ-Петербург, 2023.-92 с.
- Проведение урока-игры по изучению крупной темы [приложение 3].
Конкурсная игра по всем темам раздела с привлечением интегрированного материала по предметам естественно - научного цикла. Игра активизирует учащихся, затрагивая моменты, которые требуют знаний полученные из других источников, например интернета.
- Применение рабочей тетради [приложение 4].
В этом пособии предлагаются задания для проверки таких умений, как:
- объяснять физические явления;
- приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы;
- приводить примеры практического использования физических знаний;
- выполнять простейшие логические операции;
- анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий, и проводить, используя их, расчёты;
- делать выводы на основе экспериментальных данных представленных в разных формах;
- проводить исследования с использованием оборудования.
Автор тетради Учитель физики Бурыхина Юлия Петровна МБОУ «СОШ №90», г Северск.
В заключение, работа с детьми с ОВЗ на уроках физики требует особых подходов и творческого мышления учителя. Однако, когда педагог имеет соответствующую подготовку и использует индивидуальные стратегии обучения, дети с ОВЗ смогут получить знания и навыки в области физики в полной мере.
Приложения.
Приложение 1
Опорный конспект в 9 классе.
Приложение 2
Карточка для 9 класса.
Приложение 3 .
Тема игры: физические явления физические величины измерение физических величин взаимодействие тел масса строение вещества скорость история физики.
Ссылка на игру https://disk.yandex.ru/d/Cz63MONm4pMdPw
Приложение 4.
Представлен фрагмент рабочей тетради для 8 класса.
Урок №2 Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.
Работа с учебником.
Задание №1.
Найдите в учебнике заполните схему и допишите:
ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ | Определение ________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Обозначение ________________________________________________ Единица измерения __________________________________________ Формула |
ВНУТРЕННЯЯ | Определение ________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Обозначение ________________________________________________ Единица измерения __________________________________________ Формула |
КИНЕТИЧЕСКАЯ | Определение ________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ Обозначение ________________________________________________ Единица измерения __________________________________________ Формула |
Внутренняя энергия зависит от __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Внутренняя энергия не зависит от __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
При повышении температуры внутренняя энергия___________________________________________________________
, а при понижении __________________________________________________________________
Теплопередача_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теплопередача происходит в определенном направлении______________________________________________________
__________________________________________________________________
Прекращается теплопередача____________________________________________________
__________________________________________________________________
Объясните причину.
Задание №2.
1) таяние снега (льда) в вашей ладони___________________________________________________________
__________________________________________________________________
2) нагревание металлического предмета, когда его опускают в сосуд с горячей водой_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
3)нагревание участка тела, к которому приложили грелку с горячей водой_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что общего во всех приведённых примерах?________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ссылка на рабочую тетрадь https://disk.yandex.ru/d/IHNuldlzGHH5Sg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы работы с учебником на уроке физики "
Статья "Приемы работы с учебником на уроках физики "...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Применение логических приемов при решении задач на уроках физики.
Описание логических приемов и их применение на уроках физики в основной школе....

Приемы формирования ИКТ-компетентности на уроках физики.
Формирование УУД в рамках ФГОС с применением ИКТ....

использование приемов технологии критического мышления на уроках физики
Технология развития критического мышления предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет мне ...

Приемы развития естественнонаучной грамотности на уроках физики.
Под естественнонаучной грамотностью понимают «способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его гот...