Приемы развития естественнонаучной грамотности на уроках физики.
методическая разработка по физике
Под естественнонаучной грамотностью понимают «способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям».
Человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции: - научно объяснять явления; - понимать особенности естественнонаучного исследования; - научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 573.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы развития естественнонаучной грамотности на уроках физики.
Учитель физики МБОУ СОШ №11 г.Байкальска
Иркутской области Слюдянского района
Дурных Виктория Викторовна
Понятие естественнонаучной грамотности пришло из международного сравнительного исследования PISA. В рамках этого исследования оценивается функциональная грамотность, включающая: читательскую, грамотность, математическую, естественнонаучную.
Под естественнонаучной грамотностью понимают «способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям».
Человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции: − научно объяснять явления; − понимать особенности естественнонаучного исследования; − научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Естествознание в основной школе строится преимущественно на основе научного метода познания явлений и процессов, когда через цепочку выстроенных заданий учащиеся осваивают умения:
- распознавать, описывать и, наконец, объяснять явления;
- использовать эксперимент для моделирования явлений в лаборатории, проверки гипотез, определения зависимостей величин;
- формулировать выводы по результатам исследований.
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.
В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития функциональной грамотности
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Структурной единицей любого метода является методический приём.
Методический приём - это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата.
Одни и те же приёмы входят в различные методы обучения, один метод может быть реализован различными приёмами.
На уроках физики, я использую методы и приемы для формирования енг, способствующие качественному усвоению знаний, повышающие интерес к предмету:
Особенно эффективен метод «Ассоциации - для запоминания определения нового физического понятия. Результаты можно фиксировать с помощью интеллект-карты, на которой изображены слова, идеи, задачи или понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.
Например: какие ассоциации у вас возникают с понятием «электрический ток»? Ребята называют свои образы, а затем на доске записываются все их версии.
гудящие провода розетка
разряд молния
эл заряд опасность
На этапе проверки домашнего задания: прием «Найди ошибку»
- Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
- Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются.
Прием «Корзина идей» - Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
Задание 1
В каком случае быстрее остынет кастрюля с горячим компотом. Налитым доверху: если поставить кастрюлю на лед или лед на крышку кастрюли?
1)остынут за одно и то же время;
2)в первом случае;
3)во втором случае;
4)однозначно ответить нельзя
Задание 2
Достаточно забавный эксперимент был проведен с пингвинами. На краю колонии пингвинов, на белом снегу расположили кучи белых и красных камешков. Камешки показались пингвинам очень удобным материалом для гнезд, и они начали перетаскивать камешки к своим подругам. Однако пингвины не любят далеко ходить за камешками и используют любую возможность, чтобы украсть их у своих соседей. В результате камни медленно передвигались по колонии пингвинов по мере того, как их выкрадывали из одного гнезда и перекладывали в другое. Экспериментаторы заметили, что красные камешки продвинулись дальше белых, и сделали вывод, что пингвины белому цвету предпочитают красный.
Является ли вывод экспериментаторов достаточно обоснованным? Ответ поясните.
Опыт и эксперимент считаю одним из способов моделирования.
Исследовательский метод
Направлен на решение практических задач, результат выполнения – конкретный полезный предмет, модель и т.п. Учитель предлагает провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.
Задание практико – ориентированное Опыт, эксперимент
«У чистого воздуха нет запаха. Но, когда мы дышим, то ощущается запах свежескошенной травы или протухшей рыбы. Крошечные, невидимые глазом частицы вместе с воздухом попадают к нам в нос. Это позволяет нам воспринимать запахи обонянием. Прилетев на зимние каникулы в южные края, Иван удивился, как сильно ощущаются там запахи. Значительно сильнее, чем в сибирском городе Байкальске, откуда он прилетел на самолёте». Предложи своё объяснение этого явления и способ проверки своего предположения, (выдвижение гипотезы и планирование опыта)
Гипотеза:__________________________________________________
Способ проверки:___________________________________________
Контрольный опыт:__________________________________________
Гипотеза: Запахи лучше распространяются в более тёплом воздухе (если температура воздуха выше).
Способ проверки: капнуть каплю духов на блюдце в углу тёплой комнаты. Измерить время, которое потребуется, чтобы почувствовать запах в другом углу.
Контрольный опыт: охладить воздух в комнате путём проветривания (зимой). Закрыть окно. Капнуть каплю духов на блюдце в углу тёплой комнаты. Измерить время, которое потребуется, чтобы почувствовать запах в другом углу.
Большую роль в развитии функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, только в таком случае она способствует развитию самостоятельного мышления учащихся, оставляет ученику возможность творчества, возбуждая интерес, учитывает индивидуальные особенности учащихся.
- Это способствует не только развитию функциональной грамотности школьников, но и подготовку к международному исследованию PISA .
- Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – развитие функциональной грамотности учащихся.
- О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают, что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но личные наблюдения и исследования функциональной грамотности учащихся показывают, что домашнее задание в повышении компетентности учащихся занимает не последнее место.
Практическая работа 1
«Расчет стоимости электроэнергии бытовых приборов»
Цель - научиться пользоваться паспортом электрического прибора, определять с его помощью мощность бытовых электроприборов и вычислять затраченную им электроэнергию и ее стоимость.
Приборы и материалы: технические паспорта приборов, различные электробытовые приборы.
Задания
#1053;айдите в технических паспортах или на корпусе прибора мощность предложенных вам электрических приборов.
#1054;пределите работу, совершенную током в этих приборах за указанное время, за сутки и за месяц (30 дней).
#1056;ассчитайте стоимость затраченной электроэнергии за месяц по формуле: С=А* Тариф
Полученные данные занесите в таблицу.
Практическая работа 2
«Замер затрат электроэнергии, когда техника находится в режиме ожидания»
Цель работы: определить затраты электроэнергии прибора режиме ожидания
Указания к работе
1. Отключите от сети холодильник и выключите свет.
2. Остальные приборы оставим в режиме ожидания (телевизор, компьютер, стиральная машина, микроволновая печь, зарядное устройство для телефона).
3. Пронаблюдать за показанием счетчика за время одного оборота.
4. Используя табличные данные рассчитайте затраты электроэнергии приборами в режиме ожидания за 1 час, 1 день,1месяц.
5. Сделайте вывод
Практическая работа 3
Составить план экономии по приборам в своей квартире.
Практическая работа 4
Выполнить творческую работу по изготовлению памятки по энергосбережению
Задание
Соотнесите рисунки из героев сказок с современными научными технологиями.
Вывод: Самое главное, чтобы наши ученики из урока в урок получали подтверждение тому, что естествознание – это наука, которая сказки делает былью!
Список литературы:
#1045;.Е. Камзеева «Школа современного учителя. Развитие естественнонаучной грамотности.
2. Краткие итоги исследования PISA-2018// Центр оценки качества образования ИСРО РАО, 2018. [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии
В данной работе предлагается с помощью особых типов задач развивать естественно-научную грамотность на уроках биологии. Использование таких заданий помогает развить универсальные учебные действия, учи...
Развитие естественнонаучной грамотности на уроках географии в 5 классе
Представлены тексты и задания по развитию функциональной грамотности...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики
Способы формирования естественнонаучной грамотности на уроках физики в 7 классе....

Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Модели учебных заданий, направленные на развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии...

Статья "ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ"
Работа содержит примеры авторских заданий на развитие естественнонаучной грамотности и рекомендации по их оцениванию...

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики
Понятийный аппарат ЕНГ (физика). И как включить работу с заданиями на ЕНГ по физике в учебный процесс...
Выступление на РМО на тему "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики в средней школе"
Доклад посвящен вопросам формирования естественнонаучной грамотности школьников на уроках физики....