Индивидуальная образовательная программа по физике для учащегося 9 класса.
рабочая программа по физике (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_raboty_s_odarennymi_detmi_po_fizike_komarov_yu.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Полное юридическое наименование учреждения, адрес | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 47 г. Владимира |
Название программы | Программа «Одаренные дети» «Я познаю мир» |
Срок реализации программы | 2022- 2023 уч. год |
Ф,И.О., должность автора | Арапова Е. В., учитель физики |
Общее количество участников программы | 1 учащийся (Комаров Юрий) |
Год разработки программы | 2022 год |
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования в подготовке современного человека, способного влиться в современную жизнь. Школе важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы. В.В.Путин обращаясь к Федеральному собранию ВФ 30.11 2010 г. подчеркнул в своем выступлении о необходимости создания общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможности развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей.
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний. Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома.
Одаренных и способных детей надо привлекать к участию в олимпиадах разного уровня, конкурсах, викторинах, к проектной и исследовательской деятельности, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников. Они должны научиться добывать первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя, умение обобщать опыт своих сверстников. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Работа с одаренными детьми включает следующие компоненты: выявление одаренных детей, развитие творческих способностей на уроках, во внеурочной деятельности. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок смог черпать из нее информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Необходима разумная система поощрения успехов таких детей. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и самореализации. У педагогов и родителей должны быть общие цели и задачи в работе с одаренными детьми, поэтому важно повышать педагогическую культуру родителей таких детей. Им следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как эта личность разовьется. Родители должны помогать педагогу в развитии их детей.
Актуальность программы
Задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа всех школ страны.
Чтобы работать с талантливой молодежью, педагогу тоже необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Система работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной системы, поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей является одним из приоритетов в сфере образования учителей МАОУ СОШ 47 г. Владимира.
Настоящий вариант программы по физике разработан в соответствии с концепцией общего среднего образования и направлен на работу с одаренными детьми и развитию их способностей.
Цель: создать условия для выявления поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи программы:
- реализация принципа личностно – ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости;
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей, интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание банка данных одаренных детей.
Формы работы с одаренными детьми
Индивидуальные задания.
Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением.
Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.
Исследовательская работа, проектирование.
Участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях.
Участие в олимпиадах, викторинах по физике.
Методы работы
- наблюдение;
-анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- метод прогнозирования.
Основные мероприятия по реализации
Диагностика
- Изучение диагностических методик, основанное на валидности, доступности, информативности, емкости.
- Создание банка тестов для диагностики учащихся по определению интеллектуальных способностей, банка данных способных и талантливых детей.
- Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных детей путем собеседования.
- Изучение работы учащихся на уроках путем посещения других уроков естественной направленности.
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей
- Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на творческую самореализацию, самодостаточность.
- Информация учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности и знакомство с новой литературой.
- Привлечение творческих учителей к работе с одаренными детьми.
- Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей.
- Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результате самостоятельной работы.
Развитие творческих способностей
- Привлечение одаренных детей к проведению школьных олимпиад.
- Использование в работе с одаренными детьми следующих приемов:
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- ответственность за предметные недели;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно- исследовательских заданий.
Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности
- Своевременное поощрение успехов учащихся.
- Отправление благодарственных писем родителям.
- Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
- Награждение отличников учебы, победителей конкурсов, олимпиад.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- формирование постоянно действующей системы работы с одаренными детьми;
- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в физике;
- повышение интереса к предмету физика;
- повышенный интерес к проектно-исследовательской деятельности.
- увеличение количества одаренных и способных детей в области физики, призовых мест в олимпиадах и конкурсах разных уровней;
Портрет одарённого ребёнка:
- проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;
- предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
- свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
- обладает богатой фантазией, воображением;
- обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными;
- чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей;
- не конфликтен, не боится отличаться от других;
- стремится к самовыражению, творческому использованию предметов, презентации своих достижений.
Требования к учителю
Учитель должен:
- разрабатывать гибкие, индивидуализированные программы;
-создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставлять обучающимся обратную связь; используя различные стратегии обучения;
- уважать личность ребёнка, способствовать формированию положительной самооценки ребенка, уважать его ценности;
- поощрять творчество и инициативу;
- стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявлять уважение к индивидуальности школьника.
Организационные риски, возможные при реализации программы «Я познаю мир»
- появление «звёздности» у обучающихся;
- нарушение взаимоотношений с одноклассниками и учителями;
- возможность перегрузки ребёнка;
- ухудшение состояния здоровья ребёнка
Индивидуальная программа развития Тагирова Исрапила
9 класс
Предмет - физика
Диагностический этап. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. | |||||
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный | ||
1 | Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | в течение курса 9 класса | классный руководитель | ||
2 | Методика Климова И.И. «Карта интересов» | школьный психолог | |||
3 | Опросник Айзенка. Личностные особенности. | школьный психолог | |||
4 | Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс. | школьный психолог | |||
5 | Социометрия. Автор - Дж.Морено. | школьный психолог | |||
6 | Анализ участия в предметной олимпиаде всех уровней | август | Учитель физики | ||
7 | Анализ итоговой аттестации | август | Учитель физики | ||
8. | Анализ внеурочной деятельности | август | Учитель физики | ||
9. | Анализ дополнительного образования Комарова Ю. | август | Учитель физики | ||
Организация учебной деятельности | |||||
1 | Беседа с Комаровым Ю.и его родителями | сентябрь | Учитель физики | ||
2 | Разработка индивидуального маршрута | сентябрь | Учитель физики | ||
3 | Составление индивидуального учебного плана | сентябрь | Учитель физики | ||
4 | Корректировка индивидуального учебного плана | в течение года | Учитель физики, обучающийся, родители | ||
5 | Выбор темы проекта или исследовательской работы | сентябрь-октябрь | Учитель физики | ||
6 | Участие в творческих интернет-конкурсах по физике | в течение года | Учитель физики | ||
7 | Выбор факультативных занятий по физике | сентябрь | Учитель физики | ||
8 | Выбор дистанционных курсов по физике | сентябрь-октябрь | Учитель физики | ||
9 | Участие в школьном туре олимпиады | октябрь | Учитель физики | ||
10 | Участие в муниципальном туре олимпиады | декабрь | Департамент образования | ||
11 | Участие в разработке и проведении недели физики в школе | январь | Учитель физики | ||
12 | Индивидуальные и групповые консультации по физике | по требованию | Учитель физики | ||
13 | Промежуточный смотр знаний. | в течение года | Учитель физики | ||
14 | Административные контрольные работы | в течение года | Администрация школы | ||
15 | Защита проекта или исследовательской работы | апрель | Учитель физики | ||
16 | Участие в научно-практической конференции | апрель | Учитель физики | ||
17 | Промежуточная аттестация | май | Администрация школы | ||
18 | Подведение итогов года, корректировка плана на следующий учебный год. | май | Учитель физики, обучающийся, родители |
Список литературы
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. — М., 1991.
- Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М., 1995.
- Развитие творческом активности школьников/Под ред. Л. Л/. Матюшкипа. — М., 1991.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования /М., 1926.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные образовательные адаптированные программы по физике 10-11 класс
Рабочие адаптированные программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентированы на учащихся 10-11 классов, обучающихся по общеобраз...
Индивидуальные образовательные адаптированные программы по физике 10-11 класс
Рабочие адаптированные программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентированы на учащихся 10-11 классов, обучающихся по общеобраз...
Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...
Индивидуальная образовательная программа для 9-11 классов по физике.
Индивидуальная образовательная программа создана для учащихся 9 – 11 классов, проявляющих повышенный интерес к физике, имеющих высокое качество знаний по предмету и проявляющих способности по физике. ...
Индивидуальная образовательная программа по математике для 5 класса.
Данная программа расчитана для расширения знаний по математике обучающихся 5 класса....
Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса
Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса...
Индивидуальная образовательная программа «Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного класса»
Молодежь накануне совершеннолетия мало подготовлена к тому, чтобы разрешать проблемы, поставленные социумом и государством: самостоятельно принимать решения в самых разных ситуациях, включая нестандар...