Урок физики в 9 классе по теме «Изучение величин, характеризующих колебательное движение»
план-конспект урока по физике (9 класс)

Фокина Елена Петровна

Урокнаправлен на развитие функциональной грамотности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Аромашевская средняя общеобразовательная школа

Имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»

Технологическая карта

 урока физики в 9 классе по ФГОС

 «Изучение величин, характеризующих колебательное движение»

Учитель физики: Фокина Елена Петровна

Пояснительная записка.

Технологическая карта урока по ФГОС.

Предмет: физика

Тема урока: «Величины, характеризующие колебательное движение»

Класс: 9

Дата проведения: 14.12.22 (открытый урок)

УМК: Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М. Дрофа, 2017.

Тип урока: Урок закрепления знаний и формирования предметных умений и навыков.

Задачи урока (планируемые результаты)

а) совершенствование знаний о величинах, характеризующих колебательное движение.

б) развитие экспериментальных навыков, умений выявлять причинно-следственные связи, работать в парах, группах, формировать умение анализировать факты при работе с текстом.

в) развитие функциональной грамотности при изучение темы «Колебания».

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять период колебаний маятника.

Метапредметные:

познавательные - научатся выделять и формулировать познавательную цель; работать с учебником и другими источниками информации; проводить анализ информации;

регулятивные – выделять и осознавать, что уже усвоено, а что подлежит усвоению; самостоятельно формулировать познавательную задачу;

коммуникативные – слышать, слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Образовательные ресурсы: ноутбуки, учебник, рабочая тетрадь, нитяные маятники, грузы, секундомеры, мерные ленты, раздаточный материал.

Этап урока, задачи

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

 I этап: мотивация к учебной деятельности  (3 минуты)

Задача этапа: подготовить учащихся к выполнению требований учебной деятельности;

сформулировать цель и задачи урока.

Создает условия для включения учащихся в деятельность.

(Слайд 1,2)

Помогает формулировать цель и задачи урока.

Сообщает о накопительной системе отметки на уроке, выдает листы самооценки работы на уроке (приложение 1), (Слайд 4)

Предлагает выработать критерии итоговой отметки за урок.

Включаются в деятельность.

Формулируют цель и задачи урока.

Вместе с учителем вырабатывают критерии итоговой отметки за урок.

Формирование навыков самоорганизации

II этап:  систематизация  знаний по теме урока

 (14 минут)

Задача этапа: обеспечить систематизацию знаний.

Создает условия для повторения учебного материала по теме урока:

1)Проводит проверочную работу

на платформе https://learningapps.org/4305159

2)проводит физический диктант по формулам величин и единицам их измерения (2 человека у доски, остальные на местах).

(Слайд 5)

3)организовывает совместную проверку записей на доске и взаимопроверку записей в тетрадях.

Выстраивают внутрисистемные связи по изученной теме:

1) выполняют задание на платформе ;

 

2)пишут физический диктант;

3) повторяют формулы, оценивают уровень своих знаний и знаний учащихся, работавших у доски.

Развитие навыков само- и взаимоконтроля 

III этап:  применение знаний.

(20 минут)

Задача этапа: формировать умение учащихся работать с текстом по теме урока и выполнять экспериментальные задания

  1. Проводит разбор алгоритма выполнения заданий по проверке функциональной грамотности.

(приложение 2);

(Слайд 6)

Создает условия для решения задач по теме урока:

2) формирование естественно-научной грамотности.

(приложение 3);

3)экспериментальных заданий (приложение 4).

Оказывает помощь учащимся, корректирует выполнение заданий.

Выполняет роль учителя-тьютора.

1)Изучают алгоритм выполнения заданий по проверке функциональной грамотности.

2)Выполняют задание на формирование естественно-научной грамотности.

Сверяют свои ответы с ответами учителя, получают консультацию от педагога.

3) В парах-группах выполняют экспериментальное задание: обсуждают и анализируют условие задания, подбирают формулу и прогнозируют результат, выполняют эксперимент.

Развитие стремления участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющих    отношение     к     естественным     наукам     и     технологиям, и сформированности следующих компетенций:

  • ставить цели исследования;
  • понимать особенности естественно-научного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

IV этап: рефлексия учебной деятельности. (2 минуты)

Задача этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

Создает условия для оценки, самооценки и саморегуляции.

Соотносят  цель и задачи урока с результатами собственной деятельности;

Оценивают полученные результаты, устанавливают степень их соответствия.

Учащиеся выставляют отметки,

Отслеживание целей учебной деятельности.

Самооценка учебной деятельности.

V этап: Домашнее задание.

(1 минута)

Домашнее задание – дифференцировано: учащиеся сами выбирают задачи по уровню сложности из предложенных учителем.

Всем: Повторить П24.

На выбор :

1).Стр 107 Упр 24 № 3-6 – решить.

2). Решить тест на платформе Якласс по ссылке  https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=JfmSNAB810CeV4W2L7PcHg

По –желанию:

1). Изготовить крутильный маятник;

 2). Приготовить сообщение по теме «Маятники      в быту в природе и в технике» (Слайд 7,8)

Записывают домашнее задание.

Формирование навыков самоорганизации.

Используемая литература.

  1. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М. Дрофа, 2017.
  2.  Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика: учебник для 9 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Интернет ресурсы: https://learningapps.org/4305159.
  4. Образовательные платформы:  .

https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=JfmSNAB810CeV4W2L7PcHg

Физический диктант

  1. Период колебаний любого тела определяется по формуле…… и измеряется в ……
  2. Частота колебаний любого тела определяется по формуле…… и измеряется в ……
  3. Период и частота колебаний связаны формулой …..
  4. Период колебаний нитяного маятника определяется по формуле ……
  5. Период колебаний пружинного маятника определяется по формуле…

Приложение 1        

Лист самооценки

Фамилия Имя

Вид деятельности

Количество баллов

Оценка

Задание на платформе  https://learningapps.org/4305159

(0-10 баллов)

Физический диктант (0 - 5 баллов)

Работа с текстом (0 - 6 баллов)

Экспериментальное задание

Определил (а) период колебаний маятника (1 балл)

Сформулировал(а) вывод о зависимости периода колебаний от предложенной величины (1 балл)

Критерии оценки: «5» - 20-23 балла; «4» - 14- 19 баллов;

«3» - 10-13 баллов

Итого:

            _______

Рефлексия.

Да (+)

Нет (-)

Усвоил(ла) ли я тему «Характеристики колебательного движения»?

Научился(ась) ли я определять период колебаний экспериментально?

Совершенствовал(а) ли я свое умение работать с текстом?

Чувствовал(ла) ли я себя на уроке комфортно?

Приложение 2

Алгоритм выполнения задания по проверке функциональной грамотности

  1. Внимательно прочитайте инструкцию по выполнению задания.
  2. Внимательно прочитайте текст задания, подчеркивая ключевые слова и стараясь понять, о чем именно в нем говорится, что происходит в задании.
  3. Представьте себе ситуацию мысленно, а лучше нарисуйте картинку происходящего схематически.
  4. Внимательно прочитайте вопросы к заданию. Вникните в суть каждого вопроса, возможно перечитав его несколько раз.
  5. Последовательно находите и записывайте полный конкретный ответ на каждый вопрос, давая необходимые пояснения

Приложение 3.

Внимательно прочитайте текст. Вместо пропусков запишите слова или словосочетания.

Маятник — это какое-либо тяжелое тело, совершающее колебания около неподвижной точки.

Во время колебаний маятника происходят постоянные превращения энергии из одного вида в другой. Кинетическая энергия маятника превращается в потенциальную энергию (гравитационную, упругую) и обратно. Кроме того, постепенно происходит диссипация кинетической энергии в тепловую за счёт сил трения.

Одним из простейших маятников является шарик, подвешенный на нити. Идеализацией этого случая является ______________________(А) — механическая система, состоящая из материальной точки, подвешенной на невесомой нерастяжимой нити или на невесомом стержне в поле тяжести.

Если размерами массивного тела пренебречь нельзя, но всё ещё можно не учитывать упругих колебаний тела, то можно прийти к понятию физического маятника. Физический маятник — ________________ (Б) совершающее колебания в поле каких-либо сил относительно точки, не являющейся центром масс этого тела, или неподвижной горизонтальной оси, не проходящей через центр масс этого тела.

Система из нескольких шариков, подвешенных на нитях в одной плоскости, колеблющихся в этой плоскости и соударяющихся друг с другом, называется ___________________ (В). Здесь уже приходится учитывать упругие процессы.

Маятник Фуко — это груз, подвешенный на нити, способный изменять плоскость своих колебаний.

Ещё одним простейшим маятником является пружинный маятник. Пружинный маятник — это груз, ____________________ (Г) и способный колебаться вдоль вертикальной оси.

_________________ (Д)  — механическая система, представляющая собой тело, подвешенное в поле тяжести на тонкой нити и обладающее лишь одной степенью свободы: вращением вокруг оси, задаваемой неподвижной нитью.

Маятник Капицы — пример динамически стабилизированного перевернутого маятника.

Маятники используются в различных приборах, например, в часах и сейсмографах.

Маятники облегчают изучение____________________ (Е), так как наглядно демонстрируют их свойства.

Список слов и словосочетаний:

1)  твердое тело

2)   крутильный маятник

3) математический маятник

4) подвешенный на пружине

5)  маятник Ньютона

6)   колебаний

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответах повторяться не  могут.

А

Б

В

Г

Д

Е

Приложение 4

Экспериментальное задание №1

Определите зависимость периода колебаний от амплитуды колебаний.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, груз, подвешенный на нити, линейка, секундомер.

Порядок выполнения работы:

  1. Соберите экспериментальную установку;
  2. Для проведения первого опыта отклоните маятник от положения равновесия на 2 см и отпустите. Измерьте промежуток времени t за который маятник совершит 20 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
  3. Проведите еще 2 опыта, так же как первый, увеличивая амплитуду колебаний А, в каждом следующем опыте в 2 раза.
  4. Для каждого из трех опытов вычислите и запишите в таблицу значение периода колебаний.
  5. Сделайте вывод о зависимости периода колебаний маятника от амплитуды колебаний.

Физическая величина

№ опыта

1

2

3

N

20

20

20

А, см

2

4

8

t, с

Т,с

Приложение 4

Экспериментальное задание №2

Определите зависимость периода колебаний от массы.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, 3груза, нить с петлей, секундомер.

Порядок выполнения работы:

     1.Соберите экспериментальную установку;

     2.Для проведения первого опыта подвесьте за петлю 1 груз массой m, отклоните маятник от положения равновесия на 2 см и отпустите. Измерьте промежуток времени t за который маятник совершит 20 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.

    3.Проведите еще 2 опыта, так же как первый, добавляя в каждом следующем опыте по одному грузу той же массы.

    4.Для каждого из трех опытов вычислите и запишите в таблицу значение периода колебаний.

   5.Сделайте вывод о зависимости периода колебаний маятника от его массы.

Физическая величина

№ опыта

1

2

3

N

20

20

20

m

m

2m

3m

t, с

Т,с

Приложение 4.

Экспериментальное задание №3

Определите зависимость периода колебаний от длины маятника.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, груз, подвешенный на нити, измерительная лента.

Порядок выполнения работы:

  1. Соберите экспериментальную установку;
  2. Для проведения первого опыта подвесьте маятник на штативе так, чтобы его длина была 10 см.  Отклоните маятник от положения равновесия на 2 см и отпустите. Измерьте промежуток времени t за который маятник совершит 20 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
  3. Проведите еще 2 опыта, так же как первый, увеличивая длину маятника в каждом следующем опыте в 2 раза.
  4. Для каждого из трех опытов вычислите и запишите в таблицу значение периода колебаний.
  5. Сделайте вывод о зависимости периода колебаний маятника от длины маятника.

Физическая величина

№ опыта

1

2

3

N

20

20

20

l, см

10

20

40

t, с

Т,с


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОГДА Я ВЫЙДУ НА ПЕНСИЮ,Я СЯДУ В КРЕСЛО-КАЧАЛКУ И БУДУ МЕСЯЦ СИДЕТЬ. - А ПОТОМ? - А ПОТОМ НАЧНУ РАСКАЧИВАТЬСЯ )) РАНЕВСКАЯ. Ф.

Слайд 2

«Величины, характеризующие колебательное движение»

Слайд 3

Цель урока:

Слайд 4

Критерии оценки : « 5» - 20-23 балла; « 4» - 14-19 баллов; «3» - 10-13 баллов

Слайд 5

Физический диктант 1.Период колебаний любого тела определяется по формуле… и измеряется в …… 2.Частота колебаний любого тела определяется по формуле…… и измеряется в …… 3.Период и частота колебаний связаны формулой ….. 4.Период колебаний нитяного маятника определяется по формуле …… 5.Период колебаний пружинного маятника определяется по формуле…

Слайд 6

Алгоритм выполнения задания по проверке функциональной грамотности 1. Внимательно прочитайте инструкцию по выполнению задания. 2 . Внимательно прочитайте текст задания, подчеркивая ключевые слова и стараясь понять, о чем именно в нем говорится, что происходит в задании. 3. Представьте себе ситуацию мысленно, а лучше нарисуйте картинку происходящего схематически. 4. Внимательно прочитайте вопросы к заданию. Вникните в суть каждого вопроса, возможно перечитав его несколько раз. 5. Последовательно находите и записывайте полный конкретный ответ на каждый вопрос, давая необходимые пояснения

Слайд 7

Домашнее задаание Всем: Повторить П 24 . На выбор : 1). Стр 107 Упр 24 № 3-6 – решить . 2) Решить тест на платформе Якласс по ссылке https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=JfmSNAB810CeV4W2L7PcHg По –желанию: 1). Изготовить крутильный маятник; 2). Приготовить сообщение по теме «Маятники в быту в природе и в технике»

Слайд 8

Домашнее задание Изготовь КРУТИЛЬНЫЙ МАЯТНИК Вырежьте из плотного картона небольшой круг диаметром 6 – 8 см. На одной стороне кружка нарисуйте открытую тетрадь, а на другой стороне – цифру «5». С двух сторон круга проделайте иголкой 4 отверстия и вставьте 2 прочные нити. Закрепите их, чтобы они не выскакивали, узелками. Далее стоит лишь закрутить круг на 20 – 30 оборотов и натянуть нити в стороны. Что вы увидели при вращении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок физики в 9 классе по теме "Величины,характеризующие колебательное движение"

урок изучения нового материала. При объяснении используются проблемный  и исследовательский методы обучения...

презентация открытого урока "Величины, характеризующие колебательное движение" 9 класс

Познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение....

Колебательное движение.Величины характеризующие колебательное движение.

Урок разработан с использованием ЭОР, даны ссылки видео и интерактивных моделей  ,...

Физические величины, характеризующие колебательное движение. 9 класс физика

Представлена презентация к уроку и подробный конспект-карта на тему: Физические величины, характеризующие колебательное движение. 9 класс физика...

Конспект урока физики по теме: "Величины, характеризующие колебательное движение".

Урок физики с использованием здоровьесберегающих технологий....

Технологическая карта урока физики в 9 классе "Величины, характеризующие колебательное движение"

Даннная методическая рарзаботка урока физики в 9 классе направлена на фрормирование функциональной грамотности на уроках физики....