Урок физики в 9 классе по теме «Изучение величин, характеризующих колебательное движение»
план-конспект урока по физике (9 класс)
Урокнаправлен на развитие функциональной грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_v_9_klasse_velichiny_haraktrizuyushchie_kolebatelnoe_dvizhenie.docx | 36.55 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 424.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Аромашевская средняя общеобразовательная школа
Имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»
Технологическая карта
урока физики в 9 классе по ФГОС
«Изучение величин, характеризующих колебательное движение»
Учитель физики: Фокина Елена Петровна
Пояснительная записка.
Технологическая карта урока по ФГОС.
Предмет: физика
Тема урока: «Величины, характеризующие колебательное движение»
Класс: 9
Дата проведения: 14.12.22 (открытый урок)
УМК: Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М. Дрофа, 2017.
Тип урока: Урок закрепления знаний и формирования предметных умений и навыков.
Задачи урока (планируемые результаты)
а) совершенствование знаний о величинах, характеризующих колебательное движение.
б) развитие экспериментальных навыков, умений выявлять причинно-следственные связи, работать в парах, группах, формировать умение анализировать факты при работе с текстом.
в) развитие функциональной грамотности при изучение темы «Колебания».
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять период колебаний маятника.
Метапредметные:
познавательные - научатся выделять и формулировать познавательную цель; работать с учебником и другими источниками информации; проводить анализ информации;
регулятивные – выделять и осознавать, что уже усвоено, а что подлежит усвоению; самостоятельно формулировать познавательную задачу;
коммуникативные – слышать, слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Образовательные ресурсы: ноутбуки, учебник, рабочая тетрадь, нитяные маятники, грузы, секундомеры, мерные ленты, раздаточный материал.
Этап урока, задачи | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности |
I этап: мотивация к учебной деятельности (3 минуты) Задача этапа: подготовить учащихся к выполнению требований учебной деятельности; сформулировать цель и задачи урока. | Создает условия для включения учащихся в деятельность. (Слайд 1,2) Помогает формулировать цель и задачи урока. Сообщает о накопительной системе отметки на уроке, выдает листы самооценки работы на уроке (приложение 1), (Слайд 4) Предлагает выработать критерии итоговой отметки за урок. | Включаются в деятельность. Формулируют цель и задачи урока. Вместе с учителем вырабатывают критерии итоговой отметки за урок. | Формирование навыков самоорганизации |
II этап: систематизация знаний по теме урока (14 минут) Задача этапа: обеспечить систематизацию знаний. | Создает условия для повторения учебного материала по теме урока: 1)Проводит проверочную работу на платформе https://learningapps.org/4305159 2)проводит физический диктант по формулам величин и единицам их измерения (2 человека у доски, остальные на местах). (Слайд 5) 3)организовывает совместную проверку записей на доске и взаимопроверку записей в тетрадях. | Выстраивают внутрисистемные связи по изученной теме: 1) выполняют задание на платформе ;
2)пишут физический диктант; 3) повторяют формулы, оценивают уровень своих знаний и знаний учащихся, работавших у доски. | Развитие навыков само- и взаимоконтроля |
III этап: применение знаний. (20 минут) Задача этапа: формировать умение учащихся работать с текстом по теме урока и выполнять экспериментальные задания |
(приложение 2); (Слайд 6) Создает условия для решения задач по теме урока: 2) формирование естественно-научной грамотности. (приложение 3); 3)экспериментальных заданий (приложение 4). Оказывает помощь учащимся, корректирует выполнение заданий. Выполняет роль учителя-тьютора. | 1)Изучают алгоритм выполнения заданий по проверке функциональной грамотности. 2)Выполняют задание на формирование естественно-научной грамотности. Сверяют свои ответы с ответами учителя, получают консультацию от педагога. 3) В парах-группах выполняют экспериментальное задание: обсуждают и анализируют условие задания, подбирают формулу и прогнозируют результат, выполняют эксперимент. | Развитие стремления участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющих отношение к естественным наукам и технологиям, и сформированности следующих компетенций:
|
IV этап: рефлексия учебной деятельности. (2 минуты) Задача этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя. | Создает условия для оценки, самооценки и саморегуляции. | Соотносят цель и задачи урока с результатами собственной деятельности; Оценивают полученные результаты, устанавливают степень их соответствия. Учащиеся выставляют отметки, | Отслеживание целей учебной деятельности. Самооценка учебной деятельности. |
V этап: Домашнее задание. (1 минута) | Домашнее задание – дифференцировано: учащиеся сами выбирают задачи по уровню сложности из предложенных учителем. Всем: Повторить П24. На выбор : 1).Стр 107 Упр 24 № 3-6 – решить. 2). Решить тест на платформе Якласс по ссылке https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=JfmSNAB810CeV4W2L7PcHg По –желанию: 1). Изготовить крутильный маятник; 2). Приготовить сообщение по теме «Маятники в быту в природе и в технике» (Слайд 7,8) | Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации. |
Используемая литература.
- Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М. Дрофа, 2017.
- Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика: учебник для 9 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1990.
- Интернет ресурсы: https://learningapps.org/4305159.
- Образовательные платформы: .
https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=JfmSNAB810CeV4W2L7PcHg
Физический диктант
- Период колебаний любого тела определяется по формуле…… и измеряется в ……
- Частота колебаний любого тела определяется по формуле…… и измеряется в ……
- Период и частота колебаний связаны формулой …..
- Период колебаний нитяного маятника определяется по формуле ……
- Период колебаний пружинного маятника определяется по формуле…
Приложение 1
Лист самооценки | ||
Фамилия Имя | ||
Вид деятельности | Количество баллов | Оценка |
Задание на платформе https://learningapps.org/4305159 (0-10 баллов) | ||
Физический диктант (0 - 5 баллов) | ||
Работа с текстом (0 - 6 баллов) | ||
Экспериментальное задание | ||
Определил (а) период колебаний маятника (1 балл) | ||
Сформулировал(а) вывод о зависимости периода колебаний от предложенной величины (1 балл) | ||
Критерии оценки: «5» - 20-23 балла; «4» - 14- 19 баллов; «3» - 10-13 баллов | Итого: _______ | |
Рефлексия. | Да (+) | Нет (-) |
Усвоил(ла) ли я тему «Характеристики колебательного движения»? | ||
Научился(ась) ли я определять период колебаний экспериментально? | ||
Совершенствовал(а) ли я свое умение работать с текстом? | ||
Чувствовал(ла) ли я себя на уроке комфортно? |
Приложение 2
Алгоритм выполнения задания по проверке функциональной грамотности
- Внимательно прочитайте инструкцию по выполнению задания.
- Внимательно прочитайте текст задания, подчеркивая ключевые слова и стараясь понять, о чем именно в нем говорится, что происходит в задании.
- Представьте себе ситуацию мысленно, а лучше нарисуйте картинку происходящего схематически.
- Внимательно прочитайте вопросы к заданию. Вникните в суть каждого вопроса, возможно перечитав его несколько раз.
- Последовательно находите и записывайте полный конкретный ответ на каждый вопрос, давая необходимые пояснения
Приложение 3.
Внимательно прочитайте текст. Вместо пропусков запишите слова или словосочетания.
Маятник — это какое-либо тяжелое тело, совершающее колебания около неподвижной точки.
Во время колебаний маятника происходят постоянные превращения энергии из одного вида в другой. Кинетическая энергия маятника превращается в потенциальную энергию (гравитационную, упругую) и обратно. Кроме того, постепенно происходит диссипация кинетической энергии в тепловую за счёт сил трения.
Одним из простейших маятников является шарик, подвешенный на нити. Идеализацией этого случая является ______________________(А) — механическая система, состоящая из материальной точки, подвешенной на невесомой нерастяжимой нити или на невесомом стержне в поле тяжести.
Если размерами массивного тела пренебречь нельзя, но всё ещё можно не учитывать упругих колебаний тела, то можно прийти к понятию физического маятника. Физический маятник — ________________ (Б) совершающее колебания в поле каких-либо сил относительно точки, не являющейся центром масс этого тела, или неподвижной горизонтальной оси, не проходящей через центр масс этого тела.
Система из нескольких шариков, подвешенных на нитях в одной плоскости, колеблющихся в этой плоскости и соударяющихся друг с другом, называется ___________________ (В). Здесь уже приходится учитывать упругие процессы.
Маятник Фуко — это груз, подвешенный на нити, способный изменять плоскость своих колебаний.
Ещё одним простейшим маятником является пружинный маятник. Пружинный маятник — это груз, ____________________ (Г) и способный колебаться вдоль вертикальной оси.
_________________ (Д) — механическая система, представляющая собой тело, подвешенное в поле тяжести на тонкой нити и обладающее лишь одной степенью свободы: вращением вокруг оси, задаваемой неподвижной нитью.
Маятник Капицы — пример динамически стабилизированного перевернутого маятника.
Маятники используются в различных приборах, например, в часах и сейсмографах.
Маятники облегчают изучение____________________ (Е), так как наглядно демонстрируют их свойства.
Список слов и словосочетаний:
1) твердое тело
3) математический маятник
4) подвешенный на пружине
5) маятник Ньютона
6) колебаний
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответах повторяться не могут.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Приложение 4
Экспериментальное задание №1
Определите зависимость периода колебаний от амплитуды колебаний.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, груз, подвешенный на нити, линейка, секундомер.
Порядок выполнения работы:
- Соберите экспериментальную установку;
- Для проведения первого опыта отклоните маятник от положения равновесия на 2 см и отпустите. Измерьте промежуток времени t за который маятник совершит 20 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
- Проведите еще 2 опыта, так же как первый, увеличивая амплитуду колебаний А, в каждом следующем опыте в 2 раза.
- Для каждого из трех опытов вычислите и запишите в таблицу значение периода колебаний.
- Сделайте вывод о зависимости периода колебаний маятника от амплитуды колебаний.
Физическая величина | № опыта | ||
1 | 2 | 3 | |
N | 20 | 20 | 20 |
А, см | 2 | 4 | 8 |
t, с | |||
Т,с |
Приложение 4
Экспериментальное задание №2
Определите зависимость периода колебаний от массы.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, 3груза, нить с петлей, секундомер.
Порядок выполнения работы:
1.Соберите экспериментальную установку;
2.Для проведения первого опыта подвесьте за петлю 1 груз массой m, отклоните маятник от положения равновесия на 2 см и отпустите. Измерьте промежуток времени t за который маятник совершит 20 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
3.Проведите еще 2 опыта, так же как первый, добавляя в каждом следующем опыте по одному грузу той же массы.
4.Для каждого из трех опытов вычислите и запишите в таблицу значение периода колебаний.
5.Сделайте вывод о зависимости периода колебаний маятника от его массы.
Физическая величина | № опыта | ||
1 | 2 | 3 | |
N | 20 | 20 | 20 |
m | m | 2m | 3m |
t, с | |||
Т,с |
Приложение 4.
Экспериментальное задание №3
Определите зависимость периода колебаний от длины маятника.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, груз, подвешенный на нити, измерительная лента.
Порядок выполнения работы:
- Соберите экспериментальную установку;
- Для проведения первого опыта подвесьте маятник на штативе так, чтобы его длина была 10 см. Отклоните маятник от положения равновесия на 2 см и отпустите. Измерьте промежуток времени t за который маятник совершит 20 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
- Проведите еще 2 опыта, так же как первый, увеличивая длину маятника в каждом следующем опыте в 2 раза.
- Для каждого из трех опытов вычислите и запишите в таблицу значение периода колебаний.
- Сделайте вывод о зависимости периода колебаний маятника от длины маятника.
Физическая величина | № опыта | ||
1 | 2 | 3 | |
N | 20 | 20 | 20 |
l, см | 10 | 20 | 40 |
t, с | |||
Т,с |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Величины, характеризующие колебательное движение»
Цель урока:
Критерии оценки : « 5» - 20-23 балла; « 4» - 14-19 баллов; «3» - 10-13 баллов
Физический диктант 1.Период колебаний любого тела определяется по формуле… и измеряется в …… 2.Частота колебаний любого тела определяется по формуле…… и измеряется в …… 3.Период и частота колебаний связаны формулой ….. 4.Период колебаний нитяного маятника определяется по формуле …… 5.Период колебаний пружинного маятника определяется по формуле…
Алгоритм выполнения задания по проверке функциональной грамотности 1. Внимательно прочитайте инструкцию по выполнению задания. 2 . Внимательно прочитайте текст задания, подчеркивая ключевые слова и стараясь понять, о чем именно в нем говорится, что происходит в задании. 3. Представьте себе ситуацию мысленно, а лучше нарисуйте картинку происходящего схематически. 4. Внимательно прочитайте вопросы к заданию. Вникните в суть каждого вопроса, возможно перечитав его несколько раз. 5. Последовательно находите и записывайте полный конкретный ответ на каждый вопрос, давая необходимые пояснения
Домашнее задаание Всем: Повторить П 24 . На выбор : 1). Стр 107 Упр 24 № 3-6 – решить . 2) Решить тест на платформе Якласс по ссылке https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=JfmSNAB810CeV4W2L7PcHg По –желанию: 1). Изготовить крутильный маятник; 2). Приготовить сообщение по теме «Маятники в быту в природе и в технике»
Домашнее задание Изготовь КРУТИЛЬНЫЙ МАЯТНИК Вырежьте из плотного картона небольшой круг диаметром 6 – 8 см. На одной стороне кружка нарисуйте открытую тетрадь, а на другой стороне – цифру «5». С двух сторон круга проделайте иголкой 4 отверстия и вставьте 2 прочные нити. Закрепите их, чтобы они не выскакивали, узелками. Далее стоит лишь закрутить круг на 20 – 30 оборотов и натянуть нити в стороны. Что вы увидели при вращении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок физики в 9 классе по теме "Величины,характеризующие колебательное движение"
урок изучения нового материала. При объяснении используются проблемный и исследовательский методы обучения...
презентация открытого урока "Величины, характеризующие колебательное движение" 9 класс
Познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение....
Колебательное движение.Величины характеризующие колебательное движение.
Урок разработан с использованием ЭОР, даны ссылки видео и интерактивных моделей ,...
Физические величины, характеризующие колебательное движение. 9 класс физика
Представлена презентация к уроку и подробный конспект-карта на тему: Физические величины, характеризующие колебательное движение. 9 класс физика...
Конспект урока физики по теме: "Величины, характеризующие колебательное движение".
Урок физики с использованием здоровьесберегающих технологий....
Технологическая карта урока по физике в 9 классе. Тема: "Величины, характеризующие колебательное движение"
Изучение нового материала....
Технологическая карта урока физики в 9 классе "Величины, характеризующие колебательное движение"
Даннная методическая рарзаботка урока физики в 9 классе направлена на фрормирование функциональной грамотности на уроках физики....