Технологическая карта урока по физике в 9 классе. Тема: "Величины, характеризующие колебательное движение"
методическая разработка по физике (9 класс)

Копытина Надежда Викторовна

Изучение  нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx137.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Физика

Класс

9

УМК

 Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин, Е.М.Гутник.– М.: Дрофа, 2010

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Тема урока

Величины, характеризующие колебательное движение.

Цель урока

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению величин, характеризующие колебательное движение.

Задачи урока

(планируемые результаты)

а) формирование представлений о величинах ,характеризующие колебательное движение.

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат);

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения

Репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения

Учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор,

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

1. Организационный момент.

Добрый день! Я рада всех вас видеть. И желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.

Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся,
И с силой наполняется,
Дарующей успех.

Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.

Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы.

Отвечают на приветствие учителя

Выделение существен-ной информации из слов учителя

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Мобилизу-ют силы и энергию, прогнози-руют результат и уровень усвоения

Умение настраи-ваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока.

Вопросы к кроссворду:

1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения?

2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?

3. Характеристика взаимодействия тел?

4. Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах?

5. Как называется падение тел под действием силы тяжести?

6. В каких единицах измеряют углы?

7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…

8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами?

9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.

Назовите мне ключевое слово – Колебания.

У меня  для    обучающихся 9 класса есть небольшой  видео обращения. Внимание на экран.

Две ученицы с другой школы задают вопрос.

Ответьте,   какие колебания  называются свободными?

Приведите примеры свободных колебаний?

2 воспитанница.

Назовете величины, характеризующие колебательное  движение?

Желаем успеха. ( Махают  рукой).

Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели.

Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала

Обсуждает с учащимися ранее изученное.

Ставит проблемные вопросы

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о том что тема урока связана с колебанием

Выделение существен-ной информа-ции из слов учителя. Осущест-вление актуализа-ции личного жизненного опыта

Взаимо-действуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собесед-ника высказы-ваний

Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся

Умение слушать в соответ-ствии с целевой установ-кой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся

3. Актуализация знаний

. Изложение нового материала.

Урок начинается с демонстрации: 1)колебание шарика на нити. 2)колебание маятников часов и т.д.

Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях.

Учащиеся: повторение.

Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения?

Учащиеся: колебания.

Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются. 

Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях.

Учащиеся дают ответы.

Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный. Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника.

Учащимся предлагается привести в колебание математический и пружинный маятники, находящиеся у них на столах.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания?

Учащиеся: подействовали силой.

Учитель: Для того  чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия.

Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему?

Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия.

.Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин.  Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда  Амплитуда.

Давайте обсудим количественные характеристики колебаний. Начнем с самой очевидной характеристики, с амплитуды. Амплитуда обозначается большой буквой « А» и измеряется в метрах.

Определение: амплитудой называют максимальное смещение от положения равновесия.

А – амплитуда – [м]Период

Следующая характеристика, к которой мы переходим, называется период колебаний.

Определение: периодом колебаний называется промежуток времени, в течение которого совершается одно полное колебание.

Обратите внимание, что величина «период» обозначается большой буквой «Т», определяется она следующим образом: - период [c].

Период измеряется в секундах. Здесь еще хотелось бы добавить одну интересную вещь.

 Заключается она в том, что, чем больше мы берем колебаний, число колебаний за большее время, тем точнее мы определим период колебаний.

Частота Следующая величина – это частота. Определение: число колебаний, совершенных за единицу времени, называют частотой колебаний.

 - частота – [c-1] Þ [Гц]

Обозначается частота греческой буквой, которая читается как «ню». Мы определяем частоту, сколько колебаний произошло за единицу времени. Частота измеряется величиной [c-1], или . Эту единицу называют герц в честь немецкого физика Генриха Герца.

 Посмотрите, не случайно мы расположили две величины – период и частоту – рядом.

Если вы посмотрите на эти величины, вы увидите, как они между собой связаны:  - период [c].  - частота – [c-1] Þ [Гц]

Период и частота связанные, через число колебаний и время, в течение которых это колебание совершается. Для каждой колебательной системы частота и период есть величины постоянные. Связь между этими величинами довольно проста: Фаза колебаний

В заключение рассмотрим еще одну характеристику колебаний – фазу. О том, что такое фаза, более подробно мы будем говорить в старших классах. Сегодня мы должны  рассмотреть, с чем можно эту характеристику сравнить, сопоставить и как ее для себя определить. Удобнее всего фазу колебаний сопоставить со скоростью движения маятника.

 

Рис. 2. Маятники колеблются синфазно

(с одинаковыми фазами)

Рис. 3. Маятники совершают колебания

в противофазе

На нашем примере представлены два различных маятника. Первый маятник отклонили влево на определенный угол, второй тоже отклонили влево на определенный угол, такой же, как и первый. Оба маятника будут совершать абсолютно одинаковые колебания. В этом случае можно сказать следующее, что маятники совершают колебания с одинаковой фазой, поскольку скорости маятника одинаковы.

Два таких же маятника, но один отклонен влево, а другой – вправо. У них тоже одинаковые по модулю скорости, а направление противоположное. В этом случае говорят, что маятники совершают колебания в противофазе.

Конечно, кроме колебаний и тех характеристик, о которых мы говорили,

существуют и другие не менее важные характеристики колебательного движения. Но о них мы поговорим в старшей школе. Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.

Даёт задания обучающимся.

Следит за самостоятель-ностью выполнения заданий.

Выводит на экран примеры правильных решений поставленных задач.

Показывает практическую значимость изучаемого материала.

Актуализирует субъектный опыт учащихся

Выбирают задание.

Работают с раздаточным материалом.

Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях.

Рецензируют ответы товарищей

Компетен-ция обучаю-щихся в области физики

Сотрудни-чают с учителем и сверстни-ками.

Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации

Слушание учителя и сверстни-ков.

Умение выражать свои мысли.

Развитие моноло-гической речи.

Регулиро-вание своего поведения и поведения товарищей

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятель-ности.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

4. Первичное усвоение новых знаний

. 4. Закрепление нового материала. Решение задач.

Учитель: Предлагаю всем   сделать следующие вычисления N=?         ν=?Для вычисления нам потребуется количества колебания и время .Время  воспользуемся телефоном. Количество колебаний простой подсчет.

Один обучающийся  считает количество колебаний  второй время. Давайте ограничимся 1 мину Задача №1

Экспериментальная задача.

Самостоятельно вычислить количество колебаний,  время колебаний  1 минута

Дано

Решение

N=

t= 1 минута

= 60с

T-?

ν=?

Ответ:

Задача№2

Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин 20 с .Найти период и частоту колебаний.

Дано

Решение

N=20

t=1мин 20 с =80с

T-?

ν=?

Запишем условие задачи с помощью таблицы.

Дано

Решение

N=20

t=1мин 20 с =80с

T-?

ν=?

Дано

Решение

N=20

t=1мин 20 с =80с

T-?

ν=?

той или 60 секунд.

Объясняет новый материал.

Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний.

Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала

Слушают учителя.

Наблюдают за физическим экспериментом учителя и видеофрагментами. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе

Формиро-вание исследова-тельских действий, исследова-тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы

В группах по два человека объединяя-ют усилия на решение поставлен-ной экспери-ментальной проблемы. Обсуждают выводы

Согласо-вание усилий по решению учебной задачи, умение договари-ваться и приходить к общему мнению в совместной деятель-ности, учитывать мнения других

Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся.

Само-контроль и взаимо-контроль выполне-ния задания в парах

Умение слушать в соответ-ствии с целевой установкой. Планиро-вание своих действий. Коррек-тировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся.

5. Первичная проверка понимания

Сердце — это орган, имеющий массу 300 г. С 15 до 50 лет оно бьется со скоростью 70 ударов в минуту. В период между 60 и 80 годами оно ускоряет свое движение, достигая примерно 79 ударов в минуту. В среднем это составляет 4,5 тысячи пульсаций в час и 108 тысяч в день. В обычном режиме этот орган перекачивает 360 литров крови в час, а за всю жизнь — 224 миллиона литров. Столько же, сколько река Сена за 10 минут!

           Чему равен период колебаний работы сердца ?

Решение задачи№3

Дано

Решение

N=

t=

T-?

ν=?

Напишите формулу для нахождения

T-?

ν=?

Ответ:

Задача№4

 Небольшие размеры колибри и их способность сохранять постоянную температуру тела требуют интенсивного обмена веществ. Ускоряются все важнейшие функции в организме, сердце делает до 1260 ударов в минуту, увеличивается ритм дыхания — до 600 дыхательных движений за одну минуту. Высокий уровень обмена веществ поддерживается интенсивным питанием — колибри почти непрерывно кормятся нектаром цветов.  

Определите частоту колебаний сердца колибри.

Дано

Решение

N=

t=

T-?

ν=?

Напишите формулу для нахождения

T-?

ν=?

Ответ:

Даёт учащимся задание работать с учебником и таблицами (по желанию - индивидуально или в группах).

Наблюдает за работой учащихся, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся.

Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала.

Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала.

Читают параграф, выделяют существенную информацию.

Заполняют таблицы.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизируют учебный материал.

Анализ содержания параграфа. Выделение существен-ной информа-ции.

Логические умозаклю-чения.

Осознанное построение речевых высказы-ваний в устной и письменной форме.

Участвуют в обсуж-дении содержа-ния параграфов во фронталь-ном и групповом режиме.

Иниции-руют сотрудни-чество в поиске и сборе информа-ции.

Принима-ют решение и реализуют его.

Понимать на слух вопросы и ответы обучаю-щихся. Уметь формули-ровать собствен-ное мнение и позицию.

Уметь использо-вать речь для регулиро-вания своего действия

Контроли-руют правиль-ность ответов обучаю-щихся.

Осущест-вляют само-контроль понимания вопросов.

Вносят необходи-мые дополне-ния и коррективы в план и способ действия в случае расхожде-ния эталона, реального действия и его продукта.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся.

Осущест-вление само-контроля и взаимо-контроля.

6. Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой. 

                                                        Мини-тест

1 вариант

2 вариант

1. Колебания – это движения тела…

  1. Из положения равновесия.
  2. По кривой траектории.
  3. В вертикальной плоскости.
  4. Обладающее той или иной степенью повторяемости во времени.

1. Интервал времени, за который совершается одно полное колебание, – это…

  1. Смещение.
  2. Частота.
  3. Период.
  4. Амплитуда.

2. Число полных колебаний за 1 с определяет …

  1. Смещение.
  2. Частота.
  3. Период.
  4. Амплитуда.

2. Наибольшее отклонение тела от положения равновесия – это…

  1. Смещение.
  2. Частота.
  3. Период.
  4. Амплитуда.

3. Частота свободных колебаний пружинного маятника равен 10 Гц. Чему равен период колебаний?

  1. 5 с.
  2. 2 с.
  3. 0,1 с.
  4. 10 с.

3. Период свободных колебаний нитяного маятника равен 5 с. Чему равна частота его колебаний?

  1. 0,2 Гц.
  2. 20 Гц
  3. 5 Гц.
  4. 10 Гц.

4. За 6 секунд маятник совершает 12 колебаний. Чему равна частота колебаний?

  1. 0,5 Гц
  2. 2 Гц
  3. 72 Гц
  4. 6 Гц

4. За 5 секунд маятник совершает 10 колебаний. Чему равен период колебаний?

  1. 0,5 с
  2. 2 с
  3. 5 с
  4. 50 с

Вариант 1: 4,2,3,2. Вариант 2: 3.4,1,1.

Формулирует условие задания.

Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях.

Закрепляет методику изучения нового материала

Распознают и воспроизводят изученный материал.

Принимают участие в обсуждениях.

Ставят вопросы своим товарищам и учителю.

Объясняют более слабым учащимся непонятные места.

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения

Осознанное и произволь-ное построение речевых высказыва-ний в устной форме.

Рецензиро-вание ответов товарищей.

Оценивание ответов и их корректи-ровка

Участвуют в обсужде-нии ответов на вопросы во фронталь-ном режиме.

Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации.

Показыва-ют владение монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи в соответс-твии с граммати-ческими и синтакси-ческими нормами родного языка

Понимать на слух ответы обучаю-щихся.

Уметь формули-ровать собствен-ное мнение и позицию.

Уметь использо-вать речь для регули-рования своего действия

Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся.

Само-контроль понимания вопросов и знания правиль-ных ответов

Умение слушать в соответ-ствии с целевой установ-кой. Принятие и сохране-ние учебной цели и задачи. Уточне-ние и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся.

Осущест-вление само-контроля

7. Домашнее задание

  1. Записывают домашние задание
  2. Домашнее задание.§26, 27  .

Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Мотивирует выполнение домашнего задания.

Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Создает условия для выбора учащимися домашнего задания

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы)

Выделение существен-ной информа-ции из слов учителя

Взаимо-действуют с учителем

Слушание учителя

Осознают качество и уровень усвоения.

Определя-ют последо-вательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Составля-ют план и последо-ватель-ность действий

Регуляция учебной деятель-ности.

Мотивация волевой саморегу-ляции

8. Итог урока

Учитель проверяем мини- тест

Формулирует вопросы.

Подводит итоги учебного занятия

Отвечают на вопросы

Осознанно и произволь-но строят речевое высказыва-ние в устной форме

Умение обсуждать содержа-ние урока во фронталь-ном режиме

Понима-ют на слух ответы обучаю-щихся.

Формули-руют собствен-ное мнение и позицию

Проводят контроль, само-контроль и коррекцию правильно-сти ответов обучаю-щихся

Умение слушать в соответст-вии с целевой установкой. Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучаю-щихся

9. Рефлексия

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…….

Теперь я могу……….

Было интересно……..

Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся……..

Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.

“ Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”
Фирдоуси (персидский поэт).

Проводит рефлексию, сравнивает и анализирует два «ДЕРЕВА ЧУВСТВ»

Рефлексируют

Умение делать выводы

Взаимо-действуют с учителем

Уметь формули-ровать собствен-ное мнение

Проводят саморегу-ляцию эмоцио-нальных и функцио-нальных состояний

Саморе-гуляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике , 8 класс.

Технологическая карта урока по физике , 8 класс....

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс  тема «Давление. Единицы давления»...

Технологические карты уроков по физике 7 класс

Технологические карты уроков по теме: «Взаимодействие тел»...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Задачи на движение"

Планируемые результаты:личностные: повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;метапредметные:формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех,...

Технологическая карта урока по физике 9 класс "Относительность движения"

Технологическая карта урока по физике 9 класс "Относительность движения"...