Технологическая карта урока по физике в 9 классе. Тема: "Величины, характеризующие колебательное движение"
методическая разработка по физике (9 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Физика | |||||||||||||||||||||||||
Класс | 9 | |||||||||||||||||||||||||
УМК | Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин, Е.М.Гутник.– М.: Дрофа, 2010 | |||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | |||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Величины, характеризующие колебательное движение. | |||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению величин, характеризующие колебательное движение. | |||||||||||||||||||||||||
Задачи урока (планируемые результаты) | а) формирование представлений о величинах ,характеризующие колебательное движение. б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат); в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат). | |||||||||||||||||||||||||
Методы обучения | Репродуктивный, проблемный, эвристический. | |||||||||||||||||||||||||
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Коллективная, индивидуальная, групповая. | |||||||||||||||||||||||||
Средства обучения | Учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор, | |||||||||||||||||||||||||
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||||||||||||||||
Осущест-вляемые учебные действия | Формиру-емые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | |||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. | ||||||||||||||||||||||||||
Добрый день! Я рада всех вас видеть. И желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки. Когда мы улыбаемся, Поработаем, ребята, сегодня для ума и души. | Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы. | Отвечают на приветствие учителя | Выделение существен-ной информации из слов учителя | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Мобилизу-ют силы и энергию, прогнози-руют результат и уровень усвоения | Умение настраи-ваться на занятие | |||||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока | ||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока. О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока. Вопросы к кроссворду: 1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения? 2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени? 3. Характеристика взаимодействия тел? 4. Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах? 5. Как называется падение тел под действием силы тяжести? 6. В каких единицах измеряют углы? 7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется… 8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами? 9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год. Назовите мне ключевое слово – Колебания. У меня для обучающихся 9 класса есть небольшой видео обращения. Внимание на экран. Две ученицы с другой школы задают вопрос. Ответьте, какие колебания называются свободными? Приведите примеры свободных колебаний? 2 воспитанница. Назовете величины, характеризующие колебательное движение? Желаем успеха. ( Махают рукой). | Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала Обсуждает с учащимися ранее изученное. Ставит проблемные вопросы | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о том что тема урока связана с колебанием | Выделение существен-ной информа-ции из слов учителя. Осущест-вление актуализа-ции личного жизненного опыта | Взаимо-действуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собесед-ника высказы-ваний | Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся | Умение слушать в соответ-ствии с целевой установ-кой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся | |||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний | ||||||||||||||||||||||||||
. Изложение нового материала. Урок начинается с демонстрации: 1)колебание шарика на нити. 2)колебание маятников часов и т.д. Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях. Учащиеся: повторение. Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения? Учащиеся: колебания. Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются. Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях. Учащиеся дают ответы. Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный. Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника. Учащимся предлагается привести в колебание математический и пружинный маятники, находящиеся у них на столах. Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания? Учащиеся: подействовали силой. Учитель: Для того чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия. Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему? Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия. .Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда Амплитуда. Давайте обсудим количественные характеристики колебаний. Начнем с самой очевидной характеристики, с амплитуды. Амплитуда обозначается большой буквой « А» и измеряется в метрах. Определение: амплитудой называют максимальное смещение от положения равновесия. А – амплитуда – [м]Период Следующая характеристика, к которой мы переходим, называется период колебаний. Определение: периодом колебаний называется промежуток времени, в течение которого совершается одно полное колебание. Обратите внимание, что величина «период» обозначается большой буквой «Т», определяется она следующим образом: - период [c]. Период измеряется в секундах. Здесь еще хотелось бы добавить одну интересную вещь. Заключается она в том, что, чем больше мы берем колебаний, число колебаний за большее время, тем точнее мы определим период колебаний. Частота Следующая величина – это частота. Определение: число колебаний, совершенных за единицу времени, называют частотой колебаний. - частота – [c-1] Þ [Гц] Обозначается частота греческой буквой, которая читается как «ню». Мы определяем частоту, сколько колебаний произошло за единицу времени. Частота измеряется величиной [c-1], или . Эту единицу называют герц в честь немецкого физика Генриха Герца. Посмотрите, не случайно мы расположили две величины – период и частоту – рядом. Если вы посмотрите на эти величины, вы увидите, как они между собой связаны: - период [c]. - частота – [c-1] Þ [Гц] Период и частота связанные, через число колебаний и время, в течение которых это колебание совершается. Для каждой колебательной системы частота и период есть величины постоянные. Связь между этими величинами довольно проста: Фаза колебаний В заключение рассмотрим еще одну характеристику колебаний – фазу. О том, что такое фаза, более подробно мы будем говорить в старших классах. Сегодня мы должны рассмотреть, с чем можно эту характеристику сравнить, сопоставить и как ее для себя определить. Удобнее всего фазу колебаний сопоставить со скоростью движения маятника.
Рис. 2. Маятники колеблются синфазно (с одинаковыми фазами) Рис. 3. Маятники совершают колебания в противофазе На нашем примере представлены два различных маятника. Первый маятник отклонили влево на определенный угол, второй тоже отклонили влево на определенный угол, такой же, как и первый. Оба маятника будут совершать абсолютно одинаковые колебания. В этом случае можно сказать следующее, что маятники совершают колебания с одинаковой фазой, поскольку скорости маятника одинаковы. Два таких же маятника, но один отклонен влево, а другой – вправо. У них тоже одинаковые по модулю скорости, а направление противоположное. В этом случае говорят, что маятники совершают колебания в противофазе. Конечно, кроме колебаний и тех характеристик, о которых мы говорили, существуют и другие не менее важные характеристики колебательного движения. Но о них мы поговорим в старшей школе. Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала. | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятель-ностью выполнения заданий. Выводит на экран примеры правильных решений поставленных задач. Показывает практическую значимость изучаемого материала. Актуализирует субъектный опыт учащихся | Выбирают задание. Работают с раздаточным материалом. Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях. Рецензируют ответы товарищей | Компетен-ция обучаю-щихся в области физики | Сотрудни-чают с учителем и сверстни-ками. Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации | Слушание учителя и сверстни-ков. Умение выражать свои мысли. Развитие моноло-гической речи. Регулиро-вание своего поведения и поведения товарищей | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятель-ности. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | |||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний | ||||||||||||||||||||||||||
. 4. Закрепление нового материала. Решение задач. Учитель: Предлагаю всем сделать следующие вычисления N=? ν=?Для вычисления нам потребуется количества колебания и время .Время воспользуемся телефоном. Количество колебаний простой подсчет. Один обучающийся считает количество колебаний второй время. Давайте ограничимся 1 мину Задача №1 Экспериментальная задача. Самостоятельно вычислить количество колебаний, время колебаний 1 минута
Задача№2 Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин 20 с .Найти период и частоту колебаний.
Запишем условие задачи с помощью таблицы.
той или 60 секунд. | Объясняет новый материал. Демонстрирует физический эксперимент. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала | Слушают учителя. Наблюдают за физическим экспериментом учителя и видеофрагментами. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе | Формиро-вание исследова-тельских действий, исследова-тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы | В группах по два человека объединяя-ют усилия на решение поставлен-ной экспери-ментальной проблемы. Обсуждают выводы | Согласо-вание усилий по решению учебной задачи, умение договари-ваться и приходить к общему мнению в совместной деятель-ности, учитывать мнения других | Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся. Само-контроль и взаимо-контроль выполне-ния задания в парах | Умение слушать в соответ-ствии с целевой установкой. Планиро-вание своих действий. Коррек-тировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся. | |||||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания | ||||||||||||||||||||||||||
Сердце — это орган, имеющий массу 300 г. С 15 до 50 лет оно бьется со скоростью 70 ударов в минуту. В период между 60 и 80 годами оно ускоряет свое движение, достигая примерно 79 ударов в минуту. В среднем это составляет 4,5 тысячи пульсаций в час и 108 тысяч в день. В обычном режиме этот орган перекачивает 360 литров крови в час, а за всю жизнь — 224 миллиона литров. Столько же, сколько река Сена за 10 минут! Чему равен период колебаний работы сердца ? Решение задачи№3
Задача№4 Небольшие размеры колибри и их способность сохранять постоянную температуру тела требуют интенсивного обмена веществ. Ускоряются все важнейшие функции в организме, сердце делает до 1260 ударов в минуту, увеличивается ритм дыхания — до 600 дыхательных движений за одну минуту. Высокий уровень обмена веществ поддерживается интенсивным питанием — колибри почти непрерывно кормятся нектаром цветов. Определите частоту колебаний сердца колибри.
| Даёт учащимся задание работать с учебником и таблицами (по желанию - индивидуально или в группах). Наблюдает за работой учащихся, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. | Читают параграф, выделяют существенную информацию. Заполняют таблицы. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизируют учебный материал. | Анализ содержания параграфа. Выделение существен-ной информа-ции. Логические умозаклю-чения. Осознанное построение речевых высказы-ваний в устной и письменной форме. | Участвуют в обсуж-дении содержа-ния параграфов во фронталь-ном и групповом режиме. Иниции-руют сотрудни-чество в поиске и сборе информа-ции. Принима-ют решение и реализуют его. | Понимать на слух вопросы и ответы обучаю-щихся. Уметь формули-ровать собствен-ное мнение и позицию. Уметь использо-вать речь для регулиро-вания своего действия | Контроли-руют правиль-ность ответов обучаю-щихся. Осущест-вляют само-контроль понимания вопросов. Вносят необходи-мые дополне-ния и коррективы в план и способ действия в случае расхожде-ния эталона, реального действия и его продукта. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся. Осущест-вление само-контроля и взаимо-контроля. | |||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление | ||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой. Мини-тест
. Вариант 1: 4,2,3,2. Вариант 2: 3.4,1,1. | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях. Закрепляет методику изучения нового материала | Распознают и воспроизводят изученный материал. Принимают участие в обсуждениях. Ставят вопросы своим товарищам и учителю. Объясняют более слабым учащимся непонятные места. Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения | Осознанное и произволь-ное построение речевых высказыва-ний в устной форме. Рецензиро-вание ответов товарищей. Оценивание ответов и их корректи-ровка | Участвуют в обсужде-нии ответов на вопросы во фронталь-ном режиме. Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации. Показыва-ют владение монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи в соответс-твии с граммати-ческими и синтакси-ческими нормами родного языка | Понимать на слух ответы обучаю-щихся. Уметь формули-ровать собствен-ное мнение и позицию. Уметь использо-вать речь для регули-рования своего действия | Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся. Само-контроль понимания вопросов и знания правиль-ных ответов | Умение слушать в соответ-ствии с целевой установ-кой. Принятие и сохране-ние учебной цели и задачи. Уточне-ние и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся. Осущест-вление само-контроля | |||||||||||||||||||
7. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||
| Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. Создает условия для выбора учащимися домашнего задания | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы) | Выделение существен-ной информа-ции из слов учителя | Взаимо-действуют с учителем | Слушание учителя | Осознают качество и уровень усвоения. Определя-ют последо-вательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составля-ют план и последо-ватель-ность действий | Регуляция учебной деятель-ности. Мотивация волевой саморегу-ляции | |||||||||||||||||||
8. Итог урока | ||||||||||||||||||||||||||
Учитель проверяем мини- тест | Формулирует вопросы. Подводит итоги учебного занятия | Отвечают на вопросы | Осознанно и произволь-но строят речевое высказыва-ние в устной форме | Умение обсуждать содержа-ние урока во фронталь-ном режиме | Понима-ют на слух ответы обучаю-щихся. Формули-руют собствен-ное мнение и позицию | Проводят контроль, само-контроль и коррекцию правильно-сти ответов обучаю-щихся | Умение слушать в соответст-вии с целевой установкой. Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучаю-щихся | |||||||||||||||||||
9. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||
Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал……. Теперь я могу………. Было интересно…….. Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…….. Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями. “ Науку все глубже постигнуть стремись, | Проводит рефлексию, сравнивает и анализирует два «ДЕРЕВА ЧУВСТВ» | Рефлексируют | Умение делать выводы | Взаимо-действуют с учителем | Уметь формули-ровать собствен-ное мнение | Проводят саморегу-ляцию эмоцио-нальных и функцио-нальных состояний | Саморе-гуляция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по физике , 8 класс.
Технологическая карта урока по физике , 8 класс....
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»
Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»
Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»...
Технологические карты уроков по физике 7 класс
Технологические карты уроков по теме: «Взаимодействие тел»...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Задачи на движение"
Планируемые результаты:личностные: повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;метапредметные:формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех,...
Технологическая карта урока по физике 9 класс "Относительность движения"
Технологическая карта урока по физике 9 класс "Относительность движения"...