Технологическая карта урока физики в 9 классе "Величины, характеризующие колебательное движение"
методическая разработка по физике (9 класс)
Даннная методическая рарзаботка урока физики в 9 классе направлена на фрормирование функциональной грамотности на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_v_9_klasse_velichiny_haraktrizuyushchie_kolebatelnoe_dvizhenie.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Аромашевская средняя общеобразовательная школа
Имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»
Технологическая карта
урока физики в 9 классе по ФГОС
«Изучение величин, характеризующих колебательное движение»
Учитель физики: Фокина Елена Петровна
Пояснительная записка.
Технологическая карта урока по ФГОС.
Предмет: физика
Тема урока: «Величины, характеризующие колебательное движение»
Класс: 9
Дата проведения: 14.12.23 (открытый урок)
УМК: Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М. Дрофа, 2017.
Тип урока: Урок закрепления знаний и формирования предметных умений и навыков.
Задачи урока (планируемые результаты)
а) совершенствование знаний о величинах, характеризующих колебательное движение.
б) развитие экспериментальных навыков, умений выявлять причинно-следственные связи, работать в парах, группах, формировать умение анализировать факты при работе с текстом.
в) развитие функциональной грамотности при изучение темы «Колебания».
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять период колебаний маятника.
Метапредметные:
познавательные - научатся выделять и формулировать познавательную цель; работать с учебником и другими источниками информации; проводить анализ информации;
регулятивные – выделять и осознавать, что уже усвоено, а что подлежит усвоению; самостоятельно формулировать познавательную задачу;
коммуникативные – слышать, слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Образовательные ресурсы: ноутбуки, учебник, рабочая тетрадь, нитяные маятники, грузы, секундомеры, мерные ленты, раздаточный материал.
Этап урока, задачи | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности |
I этап: мотивация к учебной деятельности (3 минуты) Задача этапа: подготовить учащихся к выполнению требований учебной деятельности; сформулировать цель и задачи урока. | Создает условия для включения учащихся в деятельность. (Слайд 1,2) Помогает формулировать цель и задачи урока. Сообщает о накопительной системе отметки на уроке, выдает листы самооценки работы на уроке (приложение 1), (Слайд 4) Предлагает выработать критерии итоговой отметки за урок. | Включаются в деятельность. Формулируют цель и задачи урока. Вместе с учителем вырабатывают критерии итоговой отметки за урок. | Формирование навыков самоорганизации |
II этап: систематизация знаний по теме урока (14 минут) Задача этапа: обеспечить систематизацию знаний. | Создает условия для повторения учебного материала по теме урока: 1)Проводит проверочную работу на платформе https://learningapps.org/4305159 2)проводит физический диктант по формулам величин и единицам их измерения (2 человека у доски, остальные на местах). (Слайд 5) 3)организовывает совместную проверку записей на доске и взаимопроверку записей в тетрадях. | Выстраивают внутрисистемные связи по изученной теме: 1) выполняют задание на платформе ;
2)пишут физический диктант; 3) повторяют формулы, оценивают уровень своих знаний и знаний учащихся, работавших у доски. | Развитие навыков само- и взаимоконтроля |
III этап: применение знаний. (20 минут) Задача этапа: формировать умение учащихся работать с текстом по теме урока и выполнять экспериментальные задания |
(приложение 2); (Слайд 6) Создает условия для решения задач по теме урока: 2) формирование естественно-научной грамотности. (приложение 3); 3)экспериментальных заданий (приложение 4). Оказывает помощь учащимся, корректирует выполнение заданий. Выполняет роль учителя-тьютора. | 1)Изучают алгоритм выполнения заданий по проверке функциональной грамотности. 2)Выполняют задание на формирование естественно-научной грамотности. Сверяют свои ответы с ответами учителя, получают консультацю от педагога. 3) В парах-группах выполняют экспериментальное задание: обсуждают и анализируют условие задания, подбирают формулу и прогнозируют результат, выполняют эксперимент. | Развитие стремления участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющих отношение к естественным наукам и технологиям, и сформированности следующих компетенций:
|
IV этап: рефлексия учебной деятельности. (2 минуты) Задача этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя. | Создает условия для оценки, самооценки и саморегуляции. | Соотносят цель и задачи урока с результатами собственной деятельности; Оценивают полученные результаты, устанавливают степень их соответствия. Учащиеся выставляют отметки, | Отслеживание целей учебной деятельности. Самооценка учебной деятельности. |
V этап: Домашнее задание. (1 минута) | Домашнее задание – дифференцировано: учащиеся сами выбирают задачи по уровню сложности из предложенных учителем. Всем: Повторить П24. На выбор : 1).Стр 107 Упр 24 № 3-6 – решить. 2). Решить тест на платформе Якласс по ссылке https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=JfmSNAB810CeV4W2L7PcHg По –желанию: 1). Изготовить крутильный маятник; 2). Приготовить сообщение по теме «Маятники в быту в природе и в технике» (Слайд 7,8) | Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации. |
Используемая литература.
- Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М. Дрофа, 2017.
- Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика: учебник для 9 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1990.
- Интернет ресурсы: https://learningapps.org/4305159.
- Образовательные платформы: .
https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=JfmSNAB810CeV4W2L7PcHg
Физический диктант
- Период колебаний любого тела определяется по формуле…… и измеряется в ……
- Частота колебаний любого тела определяется по формуле…… и измеряется в ……
- Период и частота колебаний связаны формулой …..
- Период колебаний нитяного маятника определяется по формуле ……
- Период колебаний пружинного маятника определяется по формуле…
Приложение 1
Лист самооценки | ||
Фамилия Имя | ||
Вид деятельности | Количество баллов | Оценка |
Задание на платформе https://learningapps.org/4305159 (0-10 баллов) | ||
Физический диктант (0 - 5 баллов) | ||
Работа с текстом (0 - 6 баллов) | ||
Экспериментальное задание | ||
Определил (а) период колебаний маятника (1 балл) | ||
Сформулировал(а) вывод о зависимости периода колебаний от предложенной величины (1 балл) | ||
Критерии оценки: «5» - 20-23 балла; «4» - 14- 19 баллов; «3» - 10-13 баллов | Итого: _______ | |
Рефлексия. | Да (+) | Нет (-) |
Усвоил(ла) ли я тему «Характеристики колебательного движения»? | ||
Научился(ась) ли я определять период колебаний экспериментально? | ||
Совершенствовал(а) ли я свое умение работать с текстом? | ||
Чувствовал(ла) ли я себя на уроке комфортно? |
Приложение 2
Алгоритм выполнения задания по проверке функциональной грамотности
- Внимательно прочитайте инструкцию по выполнению задания.
- Внимательно прочитайте текст задания, подчеркивая ключевые слова и стараясь понять, о чем именно в нем говорится, что происходит в задании.
- Представьте себе ситуацию мысленно, а лучше нарисуйте картинку происходящего схематически.
- Внимательно прочитайте вопросы к заданию. Вникните в суть каждого вопроса, возможно перечитав его несколько раз.
- Последовательно находите и записывайте полный конкретный ответ на каждый вопрос, давая необходимые пояснения
Приложение 3.
Внимательно прочитайте текст. Вместо пропусков запишите слова или словосочетания.
Маятник — это какое-либо тяжелое тело, совершающее колебания около неподвижной точки.
Во время колебаний маятника происходят постоянные превращения энергии из одного вида в другой. Кинетическая энергия маятника превращается в потенциальную энергию (гравитационную, упругую) и обратно. Кроме того, постепенно происходит диссипация кинетической энергии в тепловую за счёт сил трения.
Одним из простейших маятников является шарик, подвешенный на нити. Идеализацией этого случая является ______________________(А) — механическая система, состоящая из материальной точки, подвешенной на невесомой нерастяжимой нити или на невесомом стержне в поле тяжести.
Если размерами массивного тела пренебречь нельзя, но всё ещё можно не учитывать упругих колебаний тела, то можно прийти к понятию физического маятника. Физический маятник — ________________ (Б) совершающее колебания в поле каких-либо сил относительно точки, не являющейся центром масс этого тела, или неподвижной горизонтальной оси, не проходящей через центр масс этого тела.
Система из нескольких шариков, подвешенных на нитях в одной плоскости, колеблющихся в этой плоскости и соударяющихся друг с другом, называется ___________________ (В). Здесь уже приходится учитывать упругие процессы.
Маятник Фуко — это груз, подвешенный на нити, способный изменять плоскость своих колебаний.
Ещё одним простейшим маятником является пружинный маятник. Пружинный маятник — это груз, ____________________ (Г) и способный колебаться вдоль вертикальной оси.
_________________ (Д) — механическая система, представляющая собой тело, подвешенное в поле тяжести на тонкой нити и обладающее лишь одной степенью свободы: вращением вокруг оси, задаваемой неподвижной нитью.
Маятник Капицы — пример динамически стабилизированного перевернутого маятника.
Маятники используются в различных приборах, например, в часах и сейсмографах.
Маятники облегчают изучение____________________ (Е), так как наглядно демонстрируют их свойства.
Список слов и словосочетаний:
1) твердое тело
3) математический маятник
4) подвешенный на пружине
5) маятник Ньютона
6) колебаний
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответах повторяться не могут.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Приложение 4
Экспериментальное задание №1
Определите зависимость периода колебаний от амплитуды колебаний.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, груз, подвешенный на нити, линейка, секундомер.
Порядок выполнения работы:
- Соберите экспериментальную установку;
- Для проведения первого опыта отклоните маятник от положения равновесия на 2 см и отпустите. Измерьте промежуток времени t за который маятник совершит 20 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
- Проведите еще 2 опыта, так же как первый, увеличивая амплитуду колебаний А, в каждом следующем опыте в 2 раза.
- Для каждого из трех опытов вычислите и запишите в таблицу значение периода колебаний.
- Сделайте вывод о зависимости периода колебаний маятника от амплитуды колебаний.
Физическая величина | № опыта | ||
1 | 2 | 3 | |
N | 20 | 20 | 20 |
А, см | 2 | 4 | 8 |
t, с | |||
Т,с |
Приложение 4
Экспериментальное задание №2
Определите зависимость периода колебаний от массы.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, 3груза, нить с петлей, секундомер.
Порядок выполнения работы:
1.Соберите экспериментальную установку;
2.Для проведения первого опыта подвесьте за петлю 1 груз массой m, отклоните маятник от положения равновесия на 2 см и отпустите. Измерьте промежуток времени t за который маятник совершит 20 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
3.Проведите еще 2 опыта, так же как первый, добавляя в каждом следующем опыте по одному грузу той же массы.
4.Для каждого из трех опытов вычислите и запишите в таблицу значение периода колебаний.
5.Сделайте вывод о зависимости периода колебаний маятника от его массы.
Физическая величина | № опыта | ||
1 | 2 | 3 | |
N | 20 | 20 | 20 |
m | m | 2m | 3m |
t, с | |||
Т,с |
Приложение 4.
Экспериментальное задание №3
Определите зависимость периода колебаний от длины маятника.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, груз, подвешенный на нити, измерительная лента.
Порядок выполнения работы:
- Соберите экспериментальную установку;
- Для проведения первого опыта подвесьте маятник на штативе так, чтобы его длина была 10 см. Отклоните маятник от положения равновесия на 2 см и отпустите. Измерьте промежуток времени t за который маятник совершит 20 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу.
- Проведите еще 2 опыта, так же как первый, увеличивая длину маятника в каждом следующем опыте в 2 раза.
- Для каждого из трех опытов вычислите и запишите в таблицу значение периода колебаний.
- Сделайте вывод о зависимости периода колебаний маятника от длины маятника.
Физическая величина | № опыта | ||
1 | 2 | 3 | |
N | 20 | 20 | 20 |
l, см | 10 | 20 | 40 |
t, с | |||
Т,с |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 9 классе «Колебательное движение.»
Цели урока: образовательные- рассмотреть процесс колебаний на примере нитяного и пружинного маятников, выяснить зависимость периода колебаний от различных физический величин: длины н...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
Технологическая карта урока плавания. Вольный стиль, полная координация движений.
Используется кейс-технология. Обучение согласованию работы руки, ноги кроь с дыханием. Полная координация движений вольный стиль....
План урока по теме: "Величины, характеризующие колебательное движение"
9 класс (урок №___) ПЛАН УРОКА Тема: Величины, характеризующие колебательное движ...
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...
Технологическая карта урока физики 9 класс "Движение тела по окружности"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА«Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного об...
Презентация к уроку физики в 9 классе "Колебательное движение. Свободные колебания"
Презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала при объяснении новой темы...