«CASE - STUDY НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СПО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ»
методическая разработка по физике (11 класс)

Чередниченко Евгений Юрьевич

Методическая разработка

«CASE - STUDY НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СПО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ»

Автор Чередниченко Е.Ю.

Преподаватель физики «Колледж Петербургской моды», г. Санкт- Петербург

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_fizike_cherednichenko.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«CASE - STUDY НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СПО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ»

Автор Чередниченко Е.Ю.

Преподаватель физики «Колледж Петербургской моды», г. Санкт- Петербург

Одним из важных аспектов в процессе получения среднего профессионального образования (СПО) по требованиям меняющегося мира является ориентация на компетентностный подход к содержанию образования: успешность студента  в будущей социальной и профессиональной жизни определяется уровнем развития его ключевых компетенций.

       По данным статистики, опубликованным в СМИ, оказалось, что по уровню применения знаний и интеллектуальному развитию студентов колледжей Россия находится в четвёртом десятке стран мира.       Таким образом, мы видим налицо противоречие между уровнем знаний современного российского студента СПО и его готовностью и способностью применять эти знания к решению практических задач.

 Среди всех фундаментальных наук, определяющих современный научно-технический прогресс, физике принадлежит особая роль в подготовке студентов к активному и деятельному участию в современном производстве. Необходимость совершенствования физического образования в СПО обусловлена развитием самой физики как науки, возрастанием ее роли в развитии техники и цифровизации общества. Несмотря на важность физики, у большинства студентов возникают проблемы при изучении данной дисциплины, связанные, прежде всего, с отсутствием интереса к предмету. Поэтому организация деятельности при обучении физике должна способствовать осознанию роли дисциплины и формированию профессиональных компетенций у выпускников  СПО. При обучении физике в колледжах чаще используют традиционные технологии обучения, направленные на формирование знаний, умений и навыков,  преобладают объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения студентов.

      Одним из путей решения этой проблемы является использование интерактивного подхода к обучению, например,  применение метода Case study или кейс-метода.  Кейс в переводе с английского языка означает портфель, сумка, папка с документами. Сущность данного метода состоит в том, что это обучение студентов осуществляется  с помощью конкретных ситуаций, основанных на фактах из реальной жизни. Студентам предлагается осмыслить жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему, не имеющую однозначных решений, и активизирует определённый комплекс знаний, необходимых усвоить при решении данной проблемы.

Метод кейсов направлен не столько на усвоение конкретных знаний, сколько на развитие интеллектуального и  коммуникативного потенциала студентов СПО. Он позволяет применять компетентностно-ориентированный подход обучения. Технология обучения методом кейсов позволяет реализовать на уроках физики  принципы проблемного обучения, проектной деятельности, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве. 

В обучении физике кейс-методы в настоящее время применяются достаточно редко. Это обусловлено спецификой самой дисциплины. В ней значительное место занимают фундаментальные знания о явлениях природы и материальных объектах. Кейс-технология же предполагает решение проблем прикладного характера, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью обучающихся. Но без фундаментальных знаний по дисциплине проблемы прикладного характера решить невозможно.

Таким образом, в обучении физике  студентов СПО необходимо «взвешенное» соотношение фундаментального и прикладного.

Заинтересовавшись методом «case studies»    как способом формирования ключевых компетенций студентов колледжа при изучении физики, мы поставили перед собой следующие задачи: 

  • изучить теоретические основы метода;
  • апробировать методику подготовки и проведения занятий по физике  с использованием метода  «case   studies» как инструмента  формирования аналитических и оценочных компетенций обучающихся.
  • создать методический набор кейсов по некоторым  темам курса физики, разработать уроки – кейсы  по  некоторым разделам.

Case-study применяется, как правило, для отработки практических навыков  после теоретического изучения темы. Однако практика показывает, что  несложные Case-study, максимально по содержанию приближенные к проблемам, возникающим у студентов в жизни, вызывают большой интерес и на начальном этапе изучения темы.

Рассмотрение Case-study до начала теоретического освоения материала служит хорошим фактором,  мотивирующим к обучению, повышает интерес учащихся и тем самым способствует   лучшему освоению материала,  позволяет увидеть проблему целиком, в системе, и последующее  детальное рассмотрение вопросов в ходе теоретического изложения не вызывает сложностей.

Традиция использования CASE - STUDIES в обучении исходит из принципа «движение к истине важней, чем сама истина».

Процесс создания кейса, обучающего студентов СПО физике и способствующего формированию профессиональных компетенций, представляет собой сложную деятельностную систему, предполагающую:

1. Разработку ситуационной задачи или нескольких однотипных задач на основе сформулированной профессионально ориентированной проблемы.

 2. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте кейса.

 3. Сбор учебной и научно-технической информации, относящейся к тезисам программной карты кейса.

4. Разработку наполнения кейса, включающего в себя:

  • описание профессионально ориентированной проблемы и формулировку ситуационной задачи;
  • необходимую для анализа ситуационной задачи информацию;
  • формулировку заданий для организации поэтапной работы студентов по подготовке к решению основной ситуационной задачи;
  • структурирование собранных заданий и распределение их по отдельным частям кейса.

 5. Написание текста кейса.

 6. Внедрение кейса в практику обучения, которое предполагает его применение на протяжении изучения раздела физики в целом.

 

К методам Case-study, активизирующим учебный процесс, можно отнести:

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);
  • метод инцидента;
  • метод ситуационных  игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Кейс технология в корне интерактивна, дает возможность студентам колледжа проявить активность, инициативу, самостоятельность как в согласовании с мнениями сотоварищей, так и право каждого на собственное мнение.

Однако, самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения студента в компетентностное обучение. 

Что касается видов кейсов, отражающих жизненные ситуации, то они могут быть весьма разнообразны. Это и практические кейсы, и обучающие, и научно-исследовательские. Все зависит от наполнения и содержания.

Кейсы  различаются и по степени сложности.

В практике преподавания физики можно использовать ещё  одну классификацию кейсов:

- печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным);
         - мультимедиа – кейс  (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения колледжа);
         - видео - кейс (может содержать фильмы, аудио и видео материалы).

В наиболее общем виде комплект материалов для работы с учебным кейсом можно представить следующим образом:

  • собственно сам кейс (текст с вопросами для обсуждения);
  • приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст кейса (копия  документов, публикации, фото и др.);
  • заключение по кейсу (возможное решение проблемы, последовавшие события);
  • записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору кейса.

Организации работы с кейсами может происходить в виде:

  • самостоятельная работа;
  • «мозговой штурм» в рамках малой группы;
  • публичное выступление (презентация решения) с представлением и защитой предполагаемого решения.

       Работу студента с кейсом можно подразделить на ряд ступеней, в числе которых могут быть следующие:

1 ступень – введение в задачу, деление на рабочие группы;

2 ступень – сбор информации по кейс-задаче;

3 ступень – принятие решений;

4 ступень – рассмотрение альтернатив;

5 ступень – сравнительный анализ;

6 ступень – презентация решений.

Особое место в организации дискуссии при обсуждении и анализе кейса принадлежит использованию метода генерации идей, получившего название «мозговой атаки» или «мозгового штурма».

Действия преподавателя в организации кейсов:

-создание кейса или использование уже имеющегося;

- распределение обучающихся по малым группам;

-знакомство студентов с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

- организация работы в малых группах, определение докладчиков;

- работа с кейсом;

- организация презентации решений в малых группах;

- организация общей дискуссии;

- обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации;

- оценивание  студентов преподавателем.

Для адекватной оценки результатов работы студентов над кейсом можно применить следующую схему оценивания. Дело в том, что традиционная пятибалльная система оценивания плохо приспособлена к кейсам. Один из её главных недостатков заключается в том, что она в силу малых величин не позволяет накапливать баллы за промежуточные этапы, оценивать активность учащихся на всех этапах работы. Поэтому в систему оценивания работы над кейсом следует включать  ряд таких важных критериев, как умение сформулировать и обосновать проблемы, предложить способы их решения, творчески подойти к выполнению заданий кейса. Не менее важны также самостоятельность подхода, чёткое и ясное представление результатов выполнения кейса, аргументированность, логичность и демонстрация владения информацией, всё это можно оформить  в виде таблицы.

Таблица 1 -Критерии оценивания работы групп

группы

Умение формулировать и обосновать проблему

Способ решения проблем

Творческий подход  решения проблемы

Результат командой работы

Умение вести диалог

   Итог

Критерии оценивания работы групп

От 1до 5 баллов

 

От 1до 5

баллов

От 1до 5

баллов

От 1до 5

баллов

От 1до 5

баллов

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

ВЫВОД. Метод case-study  можно отнести к одному из «продвинутых»  активных методов обучения. К преимуществам метода case-study можно отнести:

- использование принципов проблемного обучения,  получение навыков решения реальных проблем,

- возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

- получение навыков работы в команде;

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации;

- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Таким образом, метод case-study позволят  развивать  умения, анализировать и устанавливать проблему,  четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации, разрабатывать алгоритм принятия решения.

Список использованной литературы:

1. Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ССУЗА: науч.-метод. пособие / Т.Г. Аргунова. – М., 2007. – 104 с.

 2. Акулова, О.А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: учеб.-метод. пособие для педагогов школ / О.А. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.

3.  Губернаторова Л.И., Галкина К.В. Использование кейс-метода как средство оптимизации и повышения качества образования по физике // Столетовские чтения: тезисы и материалы докладов XII Всерос. науч.-практ. конф. Владимир, 2019. С. 48–50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...

Статья на тему: Метод «Case Study» на уроке английского языка.

Применение метода "кейс стади" на уроках английского языка"....

Урок физики в 8 классе по формированию познавательных УУД с использованием ИКТ по теме: «Построение изображения, даваемого тонкой линзой»

В целях реализации требований ФГОС: проектирование образовательного процесса с использованием средств ИКТ вашему вниманию представлена технологическая карта проектирования учебной ситуации. На примере...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Физическая культура – обширное педагогическое пространство . На уникальные возможности физической культуры в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы ...

Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках английского языка.

Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках английского языка....

Технология Case-Study на уроках английского языка

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23945003","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23945005","attributes":{"alt":"","class"...

Применение ситуационного анализа (case-study) на уроках литературы в гимназии

Новые стандарты  ставят перед учительством задачу формирования и внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универ...