«CASE - STUDY НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СПО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ»
методическая разработка по физике (11 класс)
Методическая разработка
«CASE - STUDY НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СПО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ»
Автор Чередниченко Е.Ю.
Преподаватель физики «Колледж Петербургской моды», г. Санкт- Петербург
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_fizike_cherednichenko.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«CASE - STUDY НА УРОКАХ ФИЗИКИ В СПО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ОЦЕНОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ»
Автор Чередниченко Е.Ю.
Преподаватель физики «Колледж Петербургской моды», г. Санкт- Петербург
Одним из важных аспектов в процессе получения среднего профессионального образования (СПО) по требованиям меняющегося мира является ориентация на компетентностный подход к содержанию образования: успешность студента в будущей социальной и профессиональной жизни определяется уровнем развития его ключевых компетенций.
По данным статистики, опубликованным в СМИ, оказалось, что по уровню применения знаний и интеллектуальному развитию студентов колледжей Россия находится в четвёртом десятке стран мира. Таким образом, мы видим налицо противоречие между уровнем знаний современного российского студента СПО и его готовностью и способностью применять эти знания к решению практических задач.
Среди всех фундаментальных наук, определяющих современный научно-технический прогресс, физике принадлежит особая роль в подготовке студентов к активному и деятельному участию в современном производстве. Необходимость совершенствования физического образования в СПО обусловлена развитием самой физики как науки, возрастанием ее роли в развитии техники и цифровизации общества. Несмотря на важность физики, у большинства студентов возникают проблемы при изучении данной дисциплины, связанные, прежде всего, с отсутствием интереса к предмету. Поэтому организация деятельности при обучении физике должна способствовать осознанию роли дисциплины и формированию профессиональных компетенций у выпускников СПО. При обучении физике в колледжах чаще используют традиционные технологии обучения, направленные на формирование знаний, умений и навыков, преобладают объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения студентов.
Одним из путей решения этой проблемы является использование интерактивного подхода к обучению, например, применение метода Case study или кейс-метода. Кейс в переводе с английского языка означает портфель, сумка, папка с документами. Сущность данного метода состоит в том, что это обучение студентов осуществляется с помощью конкретных ситуаций, основанных на фактах из реальной жизни. Студентам предлагается осмыслить жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему, не имеющую однозначных решений, и активизирует определённый комплекс знаний, необходимых усвоить при решении данной проблемы.
Метод кейсов направлен не столько на усвоение конкретных знаний, сколько на развитие интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов СПО. Он позволяет применять компетентностно-ориентированный подход обучения. Технология обучения методом кейсов позволяет реализовать на уроках физики принципы проблемного обучения, проектной деятельности, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве.
В обучении физике кейс-методы в настоящее время применяются достаточно редко. Это обусловлено спецификой самой дисциплины. В ней значительное место занимают фундаментальные знания о явлениях природы и материальных объектах. Кейс-технология же предполагает решение проблем прикладного характера, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью обучающихся. Но без фундаментальных знаний по дисциплине проблемы прикладного характера решить невозможно.
Таким образом, в обучении физике студентов СПО необходимо «взвешенное» соотношение фундаментального и прикладного.
Заинтересовавшись методом «case studies» как способом формирования ключевых компетенций студентов колледжа при изучении физики, мы поставили перед собой следующие задачи:
- изучить теоретические основы метода;
- апробировать методику подготовки и проведения занятий по физике с использованием метода «case studies» как инструмента формирования аналитических и оценочных компетенций обучающихся.
- создать методический набор кейсов по некоторым темам курса физики, разработать уроки – кейсы по некоторым разделам.
Case-study применяется, как правило, для отработки практических навыков после теоретического изучения темы. Однако практика показывает, что несложные Case-study, максимально по содержанию приближенные к проблемам, возникающим у студентов в жизни, вызывают большой интерес и на начальном этапе изучения темы.
Рассмотрение Case-study до начала теоретического освоения материала служит хорошим фактором, мотивирующим к обучению, повышает интерес учащихся и тем самым способствует лучшему освоению материала, позволяет увидеть проблему целиком, в системе, и последующее детальное рассмотрение вопросов в ходе теоретического изложения не вызывает сложностей.
Традиция использования CASE - STUDIES в обучении исходит из принципа «движение к истине важней, чем сама истина».
Процесс создания кейса, обучающего студентов СПО физике и способствующего формированию профессиональных компетенций, представляет собой сложную деятельностную систему, предполагающую:
1. Разработку ситуационной задачи или нескольких однотипных задач на основе сформулированной профессионально ориентированной проблемы.
2. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте кейса.
3. Сбор учебной и научно-технической информации, относящейся к тезисам программной карты кейса.
4. Разработку наполнения кейса, включающего в себя:
- описание профессионально ориентированной проблемы и формулировку ситуационной задачи;
- необходимую для анализа ситуационной задачи информацию;
- формулировку заданий для организации поэтапной работы студентов по подготовке к решению основной ситуационной задачи;
- структурирование собранных заданий и распределение их по отдельным частям кейса.
5. Написание текста кейса.
6. Внедрение кейса в практику обучения, которое предполагает его применение на протяжении изучения раздела физики в целом.
К методам Case-study, активизирующим учебный процесс, можно отнести:
- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);
- метод инцидента;
- метод ситуационных игр;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- игровое проектирование;
- метод дискуссии.
Кейс технология в корне интерактивна, дает возможность студентам колледжа проявить активность, инициативу, самостоятельность как в согласовании с мнениями сотоварищей, так и право каждого на собственное мнение.
Однако, самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения студента в компетентностное обучение.
Что касается видов кейсов, отражающих жизненные ситуации, то они могут быть весьма разнообразны. Это и практические кейсы, и обучающие, и научно-исследовательские. Все зависит от наполнения и содержания.
Кейсы различаются и по степени сложности.
В практике преподавания физики можно использовать ещё одну классификацию кейсов:
- печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным);
- мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения колледжа);
- видео - кейс (может содержать фильмы, аудио и видео материалы).
В наиболее общем виде комплект материалов для работы с учебным кейсом можно представить следующим образом:
- собственно сам кейс (текст с вопросами для обсуждения);
- приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст кейса (копия документов, публикации, фото и др.);
- заключение по кейсу (возможное решение проблемы, последовавшие события);
- записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору кейса.
Организации работы с кейсами может происходить в виде:
- самостоятельная работа;
- «мозговой штурм» в рамках малой группы;
- публичное выступление (презентация решения) с представлением и защитой предполагаемого решения.
Работу студента с кейсом можно подразделить на ряд ступеней, в числе которых могут быть следующие:
1 ступень – введение в задачу, деление на рабочие группы;
2 ступень – сбор информации по кейс-задаче;
3 ступень – принятие решений;
4 ступень – рассмотрение альтернатив;
5 ступень – сравнительный анализ;
6 ступень – презентация решений.
Особое место в организации дискуссии при обсуждении и анализе кейса принадлежит использованию метода генерации идей, получившего название «мозговой атаки» или «мозгового штурма».
Действия преподавателя в организации кейсов:
-создание кейса или использование уже имеющегося;
- распределение обучающихся по малым группам;
-знакомство студентов с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организация работы в малых группах, определение докладчиков;
- работа с кейсом;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации;
- оценивание студентов преподавателем.
Для адекватной оценки результатов работы студентов над кейсом можно применить следующую схему оценивания. Дело в том, что традиционная пятибалльная система оценивания плохо приспособлена к кейсам. Один из её главных недостатков заключается в том, что она в силу малых величин не позволяет накапливать баллы за промежуточные этапы, оценивать активность учащихся на всех этапах работы. Поэтому в систему оценивания работы над кейсом следует включать ряд таких важных критериев, как умение сформулировать и обосновать проблемы, предложить способы их решения, творчески подойти к выполнению заданий кейса. Не менее важны также самостоятельность подхода, чёткое и ясное представление результатов выполнения кейса, аргументированность, логичность и демонстрация владения информацией, всё это можно оформить в виде таблицы.
Таблица 1 -Критерии оценивания работы групп
№ группы | Умение формулировать и обосновать проблему | Способ решения проблем | Творческий подход решения проблемы | Результат командой работы | Умение вести диалог | Итог |
Критерии оценивания работы групп | От 1до 5 баллов
| От 1до 5 баллов | От 1до 5 баллов | От 1до 5 баллов | От 1до 5 баллов | |
Группа 1 | ||||||
Группа 2 | ||||||
Группа 3 | ||||||
Группа 4 |
ВЫВОД. Метод case-study можно отнести к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам метода case-study можно отнести:
- использование принципов проблемного обучения, получение навыков решения реальных проблем,
- возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
- получение навыков работы в команде;
- выработка навыков простейших обобщений;
- получение навыков презентации;
- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Таким образом, метод case-study позволят развивать умения, анализировать и устанавливать проблему, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации, разрабатывать алгоритм принятия решения.
Список использованной литературы:
1. Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ССУЗА: науч.-метод. пособие / Т.Г. Аргунова. – М., 2007. – 104 с.
2. Акулова, О.А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: учеб.-метод. пособие для педагогов школ / О.А. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
3. Губернаторова Л.И., Галкина К.В. Использование кейс-метода как средство оптимизации и повышения качества образования по физике // Столетовские чтения: тезисы и материалы докладов XII Всерос. науч.-практ. конф. Владимир, 2019. С. 48–50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"
Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...
Статья на тему: Метод «Case Study» на уроке английского языка.
Применение метода "кейс стади" на уроках английского языка"....
Урок физики в 8 классе по формированию познавательных УУД с использованием ИКТ по теме: «Построение изображения, даваемого тонкой линзой»
В целях реализации требований ФГОС: проектирование образовательного процесса с использованием средств ИКТ вашему вниманию представлена технологическая карта проектирования учебной ситуации. На примере...
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Физическая культура – обширное педагогическое пространство . На уникальные возможности физической культуры в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы ...
Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках английского языка.
Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках английского языка....
Технология Case-Study на уроках английского языка
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23945003","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23945005","attributes":{"alt":"","class"...
Применение ситуационного анализа (case-study) на уроках литературы в гимназии
Новые стандарты ставят перед учительством задачу формирования и внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универ...