Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках английского языка.
статья на тему
Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках английского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках иностранного языка.
Оценивание необходимо человеку для взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом. Одним из средств формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках является оценочный инструментарий.
Оценочный инструментарий в педагогике - это совокупность методических и технических средств проведения оценочных процедур, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами образования. В этом смысле оценочный инструментарий включает в себя технологии, методы, формы, приёмы обучения.
В узком же смысле слова, оценочный инструментарий – это специальные документы (листы самоконтроля, анкеты, опросные листы, тесты, матрицы анализа, оценок и т.д.), с помощью которых осуществляются оценочные процедуры.
Формирующее оценивание – оценивание для развития
На сегодняшний день в центре образовательного процесса стоит активный и самоорганизующийся ученик, а учитель - посредник либо сотрудник в его учебной деятельности. Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением».
Для того, чтобы научить учеников брать на себя ответственность за свои достижения можно использовать формирующее оценивание.
Под формирующим оцениванием (ФО) понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продолжения.
Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями, содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося.
Инструменты формирующего оценивания - это эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющие учителям сформировать навыки, необходимые для эффективного и гибкого оценивания достижений учащихся.
Чем формирующее оценивание отличается от итогового оценивания?
1Центрировано на ученике.
ФО фокусирует внимание учителя и ученика на отслеживании и улучшении учения, 2Направляется учителем.
ФО предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания.
3 Формирующее оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учебе.
Формирует учебный процесс.
4Цель внутриклассного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок.
5Определено контекстом.
Это оценивание должно соответствовать определенным характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин.
6 Непрерывно.
Внутриклассное оценивание – это продолжающийся процесс,
который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.
От традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию
Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти к новой системе оценивания? В нашей работе мы стараемся пошагово осуществить переход от суммарного оценивания к развивающему.
от | переход | к |
Традиционных письменных работ |
| Творческим, работам, тестам |
Неявных критериев оценивания |
| Четким и прозрачным критериям оценивания |
Оценивания учителем |
| Оцениванию при участии учащихся |
Конкуренции |
| Сотрудничеству, сотворчеству |
Оценки результата |
| Оцениванию процесса
|
Оценивания знаний |
| Оцениванию понимания, интерпретации, анализа и синтеза |
Значимости и важности оценки |
| Значимости учения |
Итогового, суммарного оценивания |
| Развивающему оцениванию |
Стратегии формирующего оценивания
Стратегии оценивания — это методы, которые учитель использует для сбора информации об учебных достижениях учащихся. Для более эффективной оценки учащихся следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты. На разных этапах учебной деятельности используются разные стратегии оценивания. Применяя ту или иную стратегию оценивания, важно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы добиваемся, как помогаем ученику размышлять о его успехах в учебе. Существуют следующие инструменты формирующего оценивания:
карта понятий
представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
Проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы.
Проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий.
Оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
шкала самооценки, лист самооценки
Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научиться эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться».
составление тестов
Ученики пишут по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлексировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.
Такая работа позволит учителю оценить качество вопросов, взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, для проверочной работы, для работы с учениками, плохо освоившими материал, предварительно их обработав.
оценочные рубрики
Довольно часто ученики, получив оценку, говорят: «Я не понимаю, чего от меня хотят!» или возмущаются: «Почему «4», а не «5»?» Ученики должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся. Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения. Рубрики это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.
мини-обзор
В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.
недельный отчет
Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
Чему я научился за эту неделю?
Какие вопросы остались для меня неясными?
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Читая отчёты, преподаватель может узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность («метакогнитивные процессы»).
опросник
Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.
портфолио
Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решить две задачи:
проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников;
оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
. Главная цель языкового портфеля (портфолио) состоит в разностороннем развитии навыков самоконтроля, самооценки и самосознания обучающихся при изучении иностранных языков, как на занятиях, так и во внеурочное время. Данная технология даёт возможность ученику понять, насколько он объективен в оценке собственных знаний, умений, а учителю – насколько у школьников развиты критическое мышление, рефлексия и самооценка, направленные на отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности ученика как в количественном, так и в качественном отношении . Структура языкового портфеля (портфолио) включает в себя три основных раздела: · Языковой паспорт, который содержит документы, подтверждающие определенный уровень владения иностранным языком на момент предоставления портфолио. · Языковая биография. Этот раздел отражает способность ученика к самооценке и планированию изучения иностранного языка. В нем владелец портфолио представляет свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и подкрепляя анализ примерами и фактами; · раздел «Досье» дает возможность отобрать наиболее интересный и информативный материал и поместить его в портфолио в качестве иллюстраций тех достижений в области изучения языка, которые были представлены в разделах «Языковой паспорт» и «Языковая биография» Работая с технологией «языковой портфель» на уроках английского языка обучающиеся приобретают следующие умения: · умение мобилизовать внутреннюю силу и энергию для приобретения новой информации, готовность к самосовершенствованию; · умение организовывать собственную учебно-познавательную деятельность; · умение соотносить имеющиеся знания с новой информацией; · умение проводить проверку и самопроверку собственных знаний; · умение проводить самооценку, самоанализ, самокоррекцию собственных действий; · умение фиксировать успехи в изучении английского языка . Мы с учениками начинаем вести языковой портфель с 5-6 класса, он представляет собой Self Assessment Portfolio и имеет следующую структуру:
· Language Passport, в который входит анкета учащегося, указываются причины изучения английского языка, лист самооценки учащегося по уровню владения языком;
Language Biography, здесь учащийся определяет для себя проблемы в изучении английского языка на данный момент и пути их решения, анализирует свои успехи и прикрепляет различные грамоты и дипломы;
· Dossier включает в себя творческие работы по итогам изучения тем (сочинения, проекты) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательских навыков и умений учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Выступление на конкурсе "Учитель года-2011"...
Формирование учебно-исследовательских умений учащихся на уроках английского языка
Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, о...
Создание дидактических материалов как средства формирования и развития речевой компетенции обучающихся на уроках немецкого языка.
Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения. Учитель показывает. как разработанный им дидактический материал способ...
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и качества жизни....
Методы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка
В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с ...