Сообщение "Подходы к составлению контрольных и самостоятельных работ по физике"
статья по физике

Сазанова Анастасия Евгеньевна

В работе рассказывается о видах самостоятельных работ и способах их составления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Силинская ОШ»

Доклад по теме:

«Подходы к составлению контрольных и самостоятельных работ по физике»

2020 г.

   Я считаю, что самостоятельная работа способствует формированию умственных способностей учащихся, связи теории с практикой, развитию творческой активностью. Ведь единственный путь, ведущий к знанию это деятельность, и не просто деятельность, а самостоятельная деятельность. Это помогает сознательному усвоению учебного материала, понимание сути физических законов и явлений, расширению кругозора, развитие способности мыслить, делать выводы, причем не только физические, но и нравственные. И в настоящее время различные виды самостоятельной работы  приобретают  все большую актуальность.

   Самостоятельная работа - это такая работа, которую учащиеся выполняют без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его наблюдением. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанных с поиском наиболее рациональных учителем заданий, с анализом результатов работы.

   Переход на новую форму аттестации ГИА  и ЕГЭ требует новых  подходов к обучению, определяет новые приоритеты, и на первом месте умение приобретать и применять полученные знания. Самостоятельная работа отвечает этим требованиям. Результатами самостоятельной формы  обучения  является ориентация на более высокие конечные результаты.

Самостоятельные работы, по моему мнению, можно разделить на три группы:

  1. Работы по приобретению знаний.
  2. Работы по приобретению умений и навыков.
  3. Работы по применению знаний, умений и навыков.

Виды самостоятельной работы о физике

   Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся связанные с поиском наиболее рациональных учителем заданий, с анализом результатов работы.

На уроках физики можно  использовать следующие варианты самостоятельной работы:

     1)   работа с учебной, справочной и другой литературой;

     2)   работа, связанная с решением задач;

  1. лабораторные и практические работы;
  2. фронтальный эксперимент с элементами исследования;
  3.  работа с раздаточным материалом;
  4.  рецензирование ответов на уроке;
  5. выполнение индивидуальных и групповых заданий.
  6. выполнение домашних контрольных работ;
  7. выполнение домашних опытов;

10)выполнение творческих проектов;

    11)изготовление самодельных приборов, стендов.

    12)составление опорных конспектов.

  1. выполнение презентаций к различным урокам.

   Например, при изучении темы «Скорость. Единицы скорости» в 7 классе можно предложить самостоятельную практическую работу такого содержания: имея желоб, стальной шарик, секундомер, штатив, измерить скорость движения шарика. Выяснить зависит ли скорость шарика от угла наклона желоба? Если зависит, то как? Эта работа  позволяет учащимся овладеть методом приближенного определения скорости тела, развивает вычислительные навыки учащихся.

   Учащиеся должны четко понимать смысл работы, требования учителя к ее выполнению, иначе это приводит к неопределенной трате учебного времени. Поэтому учащимся необходимо, сначала предлагать план выполнения работы. Для урока по теме «Давление» при выполнении практической работы можно дать следующий план:

  1. Зная массу  железного бруска, рассчитайте его вес по известной формуле: P= mg
  2. По клеточкам определите площадь соприкосновения и выразите ее м2 
  3. Рассчитайте давление параллелепипеда на лист бумаги.
  4. Ответьте на вопрос: «Как изменится давление, если брусок  повернуть? Положить на  брусок  груз, не меняя площади соприкосновения?».

Самостоятельная работа с учебником

   Учебник – источник научных, технических знаний. Научить учащихся самостоятельно работать с учебником, а так же со справочной литературой – одна из важнейших задач преподавателя физики. Учащиеся в процессе работы с книгой  должны научиться выделять из текста главное, уметь излагать прочитанное, уметь пользоваться таблицами, рисунками, графиками, которые имеются в учебнике.

Например, изучая тему сообщающиеся сосуды  можно предложить следующие вопросы:

  1. Укажите на схеме сообщающие сосуды при устройстве водопровода и шлюзов.
  2. Расскажите, что дает механизация водоснабжения в быту, сельском хозяйстве (устройство водопровода и полив овощных культур с помощью гидранта)
  3. Какие системы водопровода используют в нашем поселке?

Можно предложить учащимся составить опорный конспект по пройденной теме, например:

C:\Documents and Settings\учитель\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Изображение.jpg             

                                 

Самостоятельная работа по решению задач

   Решение задач – это длительный и трудоемкий процесс. Он требует от учителя тщательно продуманной системы занятий  с учащимися. Успех обучения зависит от умелого сочетания коллективной работы учащихся с их индивидуальной, самостоятельной работой. Например, изучая тему «Архимедова сила. Плавание тел» можно показать  сочетание коллективной работы учащихся с самостоятельной работой при решении задач.

Для урока подбираю следующие задачи:

  1. Определить величину Архимедовой силы, действующей на тело объемом 100 при погружении его: а) в воду; б) в керосин
  2. Сохраниться ли равновесие весов при погружении тел разного объема в воду, если до этого весы были уравновешены?
  3. Что покажет пружинный динамометр при взвешивании тела, изготовленного из меди объемом 20  в воздухе? В воде?
  4. Рассчитайте, утонет ли тело  объемом  100 из пробки, если его поместить в керосин?
  5. Сколько надо взять сухих еловых брусьев для изготовления плота, на котором можно переправить автомобиль весом 10 кН? Размер брусьев 2м ×20 см ×25 см.

Дидактический материал

Работа с раздаточным материалом — очень важный вид самостоятельной работы . Она обеспечивает более полное восприятие того или иного предмета, явления, способствует конкретизации представлений обучающихся о свойствах материалов, восприятие в этом случае является более полным, всесторонним. Работая с раздаточным материалом, ребята учатся анализировать, наблюдать, при этом развивается их внимание.

Современные цифровые образовательные ресурсы позволяют моделировать и демонстрировать физическое явление наглядно.

Применение карточек-заданий  на уроках способствует индивидуализации обучения, облегчает оперативный контроль  за процессом усвоения, помогают совершенствовать качество знаний обучающихся.

Содержание карточек рассчитано на проверку умений по трем уровням:

  • воспроизводить материал учебника;
  • применять знания в ситуациях, сходных с теми, что описаны в учебнике;
  • применять знания творчески, в новых условиях.

Компьютерные модели курса "Открытая физика 2.5" легко вписываются в традиционный урок и позволяют преподавателю организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности  обучающихся.

Рабочая тетрадь. Все материалы рабочей тетради подобраны в соответствии с учебником. Работа с тетрадью поможет: проработать практически все вопросы учебника, проводить необходимые опыты, научит решать различные типы задач - расчетные, графические, экспериментальные и качественные. Контрольные задания позволят проверить знания. Рабочая тетрадь предназначена для работы на уроках и дома.

Лабораторные работы

Важное место в формировании практических умений и навыков у учащихся на уроках физики отводится демонстрационному эксперименту и фронтальной лабораторной работе. В лабораторных занятиях обучающиеся получают навыки экспериментальной работы, умение обращаться с приборами, самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных и тем самым более глубоко и полно усваивать теоретический материал.

Проектная деятельность

Проектная деятельность,  именно на уроках, позволила разрешить проблему количественных значений в физике, так как обучающийся сначала постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление (диаграммы, графики

Домашняя самостоятельная работа учащихся.

При правильной организации домашней самостоятельной работы  она способствует выработке умения самостоятельно работать с книгой, вести наблюдения, ставить опыты, пробуждает учащихся самостоятельно разобраться в том или ином вопросе. Нужный результат дает и выборочная проверка тетрадей учащихся. Иногда можно проводить и коллективное обсуждения хода решения, рецензирования работы учащихся, дополнение, а так же использовать другие формы работы. Разумеется, вся работа должна проводиться учителем дифференцированно, с учетом способностей умственного развития учащихся. Учащиеся должны четко понимать смысл работы, требования учителя к ее выполнению, иначе это приводит к неопределенной трате учебного времени. Поэтому учащимся необходимо, сначала предлагать план выполнения работы.

Приложение №1

Самостоятельные работы по физике

для учащихся 7 класса

На основе действующей программы по физике мною были разработаны самостоятельные работы для учащихся 7 класса, которые могут быть использованы при изучении различных тем курса физики 7 класса, закрепление материала, подготовке к контрольным работам, активизации мышления учащихся и текущего контроля.

Самостоятельная работа  по теме:

«Что изучает физика?»

Цель: ознакомиться учащихся  с основами физическими понятиями (тело, вещество, явления, материя), выяснить различия между ними, сформировать представления о различных явлениях, которые происходят в жизни.

Для достижения этой цели после объяснения материала предлагается самостоятельная работа, чтобы выяснить, как усвоены учащимися основные понятия.

тело

вещество

явления

физи

ческие

механи

ческие

хими

ческие

звуко

вые

тепло

вые

электри

ческие

свето

вые

Дана таблица:

Учащимся  предлагается вписать в таблицу следующие слова: железо, шум, дождь, едет автомобиль, горит костер, тает снег, сверкает молния, мерцают звезды, гроза, звенит звонок, светит солнце. При правильном заполнении таблицы  можно оценить работу учащихся и понять, как усвоен учебный материал. В качестве самостоятельной работы дома необходимо дать таблицу  в форзаце учебника «Площадь», «Объем», «Единица площади и объема».

Практическая работа по теме:

«Определение плотности вещества»

Цель: закрепление теоретического материала, развитие вычислительных навыков учащихся, а так же практических умений учащихся при работе с приборами и измерительными инструментами.

Домашняя практическая работа.

  1. Имея спичечный коробок и линейку, определите массу соли в спичечном коробке, зная, что плотность вещества молотой соли 800 кг/м3
  2. Определите плотность куска  мыла, зная его массу и размеры, имея в распоряжении линейку.

Классная практическая работа:

  1. Определите плотность соснового прямоугольного бруска, имея весы, разновесы, линейку.
  2. В коробке находиться песок. Имея линейку, весы с разновесом определите его плотность.
  3. Определить плотность деревянного бруска, если даны: мензурка с водой, весы с разновесом, пинцет.

Самостоятельная работа   по теме:

«Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности»

В-1

  1. Определить плотность мела, если масса куска 48 г,

      а его объем 20 см3.

  1. Определите объем бака, если бак трактора вмещает 80 кг горючего, плотность которого 0,8 г/см3.

В-2

  1.  Судно берет для заправки  горючее 120 т нефти. Плотность нефти  900 кг/м3. Найдите  объем горючего.
  2.  В мензурку налито 200 см3  воды. Найдите массу воды, если      плотность 1000 кг/м3.

                                                               В-3

  1. Найдите массу сосновой балки размерами:4 м ×30 см × 20 см. Плотность сухой сосны 400 кг/м3.
  2.  Оливковое масло объемом 1 л имеет массу 920 г. Найдите          плотность масла.

Самостоятельная работа по теме:

«Вес тела. Сложение сил, направленных на одной прямой»

В-1

  1. Канистра содержит 50 кг бензина. Какой ее вес?
  2. На  тело действуют по одной прямой две силы: 4Н и 5Н. Чему может быть равна их равнодействующая?

В-2

  1. Гиря массой  200 г лежит на столе. Найдите вес гири. Изобразите ее на чертеже.
  2. Как направлены силы 20Н и 30Н, если их равнодействующая равна 10Н?

В-3

  1. Вес тела равен 200Н. Какова его масса?
  2. На тело действуют две силы: 250Н и 150Н, направленные противоположны. Найдите их равнодействующую.

В-4

  1. Даны две гири  в 1кг и 3кг. Вес, какой  гири больше и на сколько?
  2. Две силы 30Н и 20Н направлены в одном направлении по одной прямой. Найдите их равнодействующую и изобразите ее в чертеже.

Самостоятельная работа  по теме:

«Давление»

  1. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой.
  2. Объясните, почему ножницы и кусачки имеют остро заточенные края, а плоскогубцы нет?
  3. При перевозке сена, соломы под стог подкладывают, широкий металлический лист, на котором перевозят стог целиком. Зачем это делают?
  4. Почему при перевозке тяжелых листов стекла, железа человеку необходимо надеть брезентовые рукавицы?
  5. Почему у болотных тракторов делают широкие гусеницы?
  6. Зачем резец токарного станка остро затачивают?
  7. Почему легче заточить карандаш лезвием бритвы, чем обычным ножом? Проверьте на опыте?
  8. В домкратах для подъема тяжелых грузов делают широкое основание. Для чего?
  9. Зачем для скрепления деревянных брусков под болты подкладывают шайбы?

Часть этих вопросов может быть использована для работы в классе при закреплении материала, а ряд вопросов (2,7,9) можно использовать для домашней самостоятельной работы.

На уроках физики я использую следующие виды самостоятельной работы:

  1. Работа с учебником и справочной литературой;
  2. Работа, связанная с решением задач
  3. Лабораторные и практические работы
  4. Фронтальный эксперимент с элементами исследования
  5. Работа с раздаточным материалом
  6. Рецензирование ответов на уроке
  7. Выполнение индивидуальных и групповых заданий
  8. Выполнение домашних контрольных и опытов;
  9. Выполнение творческих проектов ( самодельных приборов, стендов)

10)изготовление закладок с формулами по темам

             

                Некоторые формы моей работы по этой теме:

  1. «Скоростная дорожка»
  2. Физические диктанты и «обратные физические диктанты»
  3. Составление учащимися задач
  4. Составление логически структурированных конспектов
  5. Составление ребусов и кроссвордов по темам;
  6. Поисковая работа
  7. Озвучивание
  8. Работа в роли учителя и консультанта
  9. Литературно-физические задания
  10. Написание сказок , эссе, сочинений
  11. Тестирование по прохождении темы
  12. Использование печатных рабочих тетрадей
  13. Физическая дуэль
  14. Решение задач по алгоритму
  15. Составление презентаций по темам

1.«Скоростная дорожка»

Этот вид самостоятельной работы лучше всего применять при закреплении небольших фрагментов тем  в виде формул, чтобы за короткое время проверит их усвоение. Для этого на доске или в виде таблице вывешиваются, написанные физические величины по данной теме, которые нужно проверить или закрепить. В течении одной минуты ученик должен назвать эту величину, в чем она измеряется, а так же формулу. Время фиксируется секундомером.

Для самостоятельной работы учащихся применяю такой вид работы, как за определенное время составить формулы по данным физических величин.

F, m, p, s, v, V, g, P , S, t.

Этот вид работы  применяю в 7-8 классах.

2.«Физические диктанты и «обратные» физические диктанты».

Такие диктанты провожу по окончанию изучения темы. Им предшествуют систематическое выполнение учащимися сначала обычных физическими диктантов в результате чего они усваивают на практике, как формулируются вопросы к изучаемому учебному материалу (я обращаю на это их внимание). Затем через определенное время я задаю ребятам задание самим составить к пройденным главам учебника вопросы для физического диктанта (лучшие их варианты использую потом на уроке для проверки знаний учащихся, причем сообщаю лучшие имена их авторов).

3.«Составление учащимися задач»

Решение составленных самим учеником физических задач позволяет ему не только повторить и закрепить тот или иной изучаемый вопрос, но и творчески использовать свои знания. Организовываю эту работу так: учащимся выдаю конверты с карточками на которых написаны физические величины и значения некоторых из них, предлагаю составить по этим данным задачи ( число задач обычно варьируется ). Вторым заданием может быть дополнение определения, формулы, правила, где пропущено то или иное слово или знак, буква до полностью правильной формулировки или математического выражения.

4.«Составление логически структурированных конспектов»

Этому виду самостоятельной работы надо сначала научить учащихся заранее. Я во время уроков – лекций показываю кодопозитивы или через проектор различные виды конспектов, предлагая воспроизвести их в тетради. В дальнейшем могут быть предложены ученикам схемы – заготовки, которые надо дополнить. И лишь после этого даю задание самостоятельно составить логически структурированный конспект в виде обобщающей таблице, взаимосвязанных тезисов, опорного конспекта и пр. Такое задание уместно предложить  перед лекцией, при подготовке к обобщенному семинару, на зачетном занятии и т.д.

Эта работа на протяжении изучения курса физики совершенствуется; она позволяет учащимся  концентрировать внимание на главном, выделяя его из большого объема информации. Фиксировать свои знания в жатой форме, развивает логическое мышление.

5.Темы лабораторного практикума в 9 классе.

1.измерение массы тела методом гидростатического взвешивания.
2.изучение закона сохранения импульса.
3.изучение закона сохранения энергии.
4.определение коэффициента полезного действия при подъёме тела по наклонной плоскости.
5.определение частоты и периода колебаний пружинного маятника.
6.изучение свойств магнитного поля и явления электромагнитной индукции.
7.изучение изменения скорости движения электрона в пузырьковой камере.
8.изучение треков заряженных частиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа и мощность. Самостоятельная работа по физике для 7 класса.

ВАРИАНТ 1 Камень массой 400г падает на землю с высоты 5м. Какую работу при этом совершает сила тяжести? Какова мощность двигателя  подъёмника, если из шахты глубиной 400м он поднимает р...

Самостоятельные работы по физике в 7 классе

Самостоятельные работы по физике в 7 классе...

самостоятельные работы по физике

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по физике...

Самостоятельная работа по физике 7 класс по теме "Сила" к учебнику Н.С. Пурышевой

В данной работе рассматривается тема "Сила": сложение сил,т.е нахождение равнодействующих сил, умение применять закон Гука, нахождение силы, давления твердого тела....

Самостоятельная работа по физике

Современный стандарт образования требует системно-деятельностного подхода к обучению. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику, приоритетной целью школьного образования ста...

самостоятельные работы по физике для 5 класса

Самостоятельные и контрольные  работы   для учащихся 5 класса, изучающих курс естествознания или физики. Разделы: основы астрономи; оптические явления; звук....

Самостоятельная работа по физике 11 класс "Фозика атомного ядра"

Самостоятельная работа по физике "Физика атомного ядра", Включает" 1.Строение атома и атомного ядра.  2.Ядерные реакции, 3.Альфа -,бета- и гамма-излучения....