Самостоятельная работа по физике
статья по физике на тему
Современный стандарт образования требует системно-деятельностного подхода к обучению. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику, приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - умение учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_uchashchihsya_po_fizike.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ НПО
«Профессиональный лицей № 42»
ДОКЛАД
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Подготовила:
Преподаватель физики
Ребрикова Р.И.
Санкт-Петербург
2012
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Современный стандарт образования требует системно-деятельностного подхода к обучению. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику, приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - умение учиться.
В соответствии с требованиями новых стандартов образования формирование общих и профессиональных знаний и навыков обучающихся является одной из важнейших задач процесса обучения. Современное образование должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие человека, но и готовность к дальнейшему самообразованию. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, которая и является одной из основных форм самообразования.
Программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов классной работы, также и определенный объем самостоятельной внеклассной работы, которая включает в себя планируемую учебную и учебно-исследовательскую работу обучающихся, выполняемую во внеклассное время по заданию и под руководством учителя, но без его непосредственного участия. Эффективная самостоятельная работа способствует формированию и развитию общих и профессиональных знаний и навыков учащихся.
В процессе выполнения самостоятельной работы преподаватель:
- знакомит: с навыками самостоятельного получения знаний и информации, умением выполнять самостоятельную работу, оценивать качество выполняемой работы и т.д.;
- формирует: принципы и подходы к самостоятельному исследованию; умению работать с учебником и современной научной литературой;
- проводит индивидуальные и групповые консультации;
- осуществляет систематический контроль, проводит анализ и дает оценку работы.
Выполняемая самостоятельная работа может быть представлена следующим:
- По дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая.
- По характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач – исследовательская, творческая.
- По уровню проблемности – репродуктивная, исследовательская, репродуктивно-исследовательская.
- По характеру коммуникативных взаимодействий учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная.
- По месту выполнения – классная, домашняя.
- По методам научного познания – теоретическая, экспериментальная.
По формам организации самостоятельная работа может быть фронтальная – все учащиеся выполняют одно и то же задание; групповой – для выполнения учебных заданий учащиеся разбиваются на группы (по 2- 5 человек); парный – при проведении наблюдений под микроскопом; индивидуальный – каждый учащийся выполняет отдельные задания, например пишет реферат на заданную тему.
Самостоятельная работа может походить в классе, лаборатории, кабинете, мастерской, во время внеклассных мероприятий, дома.
Наиболее распространенные виды самостоятельной работы:
Работа с учебником, справочной литературой, решение задач, практические работы, работы с раздаточным материалом, лабораторные работы, проверочные, самостоятельные, контрольные работы, физические диктанты, подготовка докладов, рефератов, выполнение домашних опытов и наблюдений.
Основные цели самостоятельной работы внеаудиторных занятий заключается в закреплении, расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельости умственного труда, развитии самостоятельности мышления и способности к самоорганизации.
Одной из актуальных проблем школьного образования остается развитие умений самостоятельно работать с источниками информации, то есть умение выделять главное в материале, анализировать прочитанное, обобщать и делать выводы.
Самостоятельная работа всегда завершается результатами – это выполненные задания:
Упражнения, решенные задачи, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы, кроссворды.
Организация контроля знаний:
- Словесные методы – устное изложение материала, беседы
- Наглядные - показ видеоматериала, иллюстрации, наблюдения
- Практические – выполнение упражнений, заданий, построение графиков, практических, лабораторных работ
- Поисковый метод обучения – вычерчивание и чтение схем электрических цепей
- Метод проектов – анализ формул, графиков
- Игровые – соревнования между группами, деловая игра и другие.
При выполнении самостоятельной работы учащийся может руководствоваться следующим планом:
- При наблюдении:
- Определить цель наблюдения
- Объект для наблюдения
- Создать условия для наблюдения
- Проводя наблюдение строить графики, фотографировать и др.
- Выводы из наблюдений
- Что надо знать о явлении:
- Внешние признаки явления
- Условия при которых протекает явление
- Сущность явления
- Связь данного явления с другими
- Количественная характеристика
- Учет и использовании явления на практике
- Что надо знать о законе:
- Связь между какими величинами выражает закон
- Формулировка закона
- Математическое выражение закона
- Учет и использование закона на практике
- Границы применения закона
- Что надо знать о теории:
- Основные положения теории
- Круг явлений объясняемых данной теорией
- Математический аппарат теории
- Опытные факты, подтверждающие положение теории
При решении задач учитель должен:
- Научить учащихся самостоятельно анализировать содержание задачи. Краткой записи содержания задачи.
- Выработке умения выполнять решение в общем виде с учетом единиц измерения.
- Отыскать наиболее рациональный способ решения задач
При выполнении лабораторных работ ставятся различные задачи, но целью работ является формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков по самостоятельному выполнению работ.
Самостоятельные работы учащихся с раздаточным материалом:
- Учитель четко формулирует задачу работы
- Содержание самостоятельной работы должно быть доступно для учащихся с учетом индивидуальных особенностей
При выполнении внеаудиторных самостоятельных работ можно рекомендовать:
Подготовку докладов и кратких сообщений о жизни и деятельности ученых и изобретателей, о применении изучаемых явлений в технике и быту, написание сочинений и рефератов, темой сочинений могут быть:
вопросы истории науки и техники, физически явления в окружающей жизни и другие, выполнении измерений ( расход электрической энергии в течение суток), составление тестов, опорных конспектов, решение задач, кроссвордов, составление тематических презентаций.
Список литературы
- 1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,2005.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)
- 2. Использование исследовательской деятельности на уроках ./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
- 3. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
- 4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.
- 5. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина;
Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук .-М.: Педагогика, 2005.-160 с.: ил. - 6. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4
- 7.Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2006.
- 8.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках // Школа и производство, №7 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа и мощность. Самостоятельная работа по физике для 7 класса.
ВАРИАНТ 1 Камень массой 400г падает на землю с высоты 5м. Какую работу при этом совершает сила тяжести? Какова мощность двигателя подъёмника, если из шахты глубиной 400м он поднимает р...
Самостоятельные работы по физике в 7 классе
Самостоятельные работы по физике в 7 классе...
самостоятельные работы по физике
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по физике...
Самостоятельная работа по физике 7 класс по теме "Сила" к учебнику Н.С. Пурышевой
В данной работе рассматривается тема "Сила": сложение сил,т.е нахождение равнодействующих сил, умение применять закон Гука, нахождение силы, давления твердого тела....
самостоятельные работы по физике для 5 класса
Самостоятельные и контрольные работы для учащихся 5 класса, изучающих курс естествознания или физики. Разделы: основы астрономи; оптические явления; звук....
Самостоятельная работа по физике 11 класс "Фозика атомного ядра"
Самостоятельная работа по физике "Физика атомного ядра", Включает" 1.Строение атома и атомного ядра. 2.Ядерные реакции, 3.Альфа -,бета- и гамма-излучения....
Самостоятельная работа по физике 7 класс по теме: "Сила трения"
Разноуровневая кратковременная самостоятельная работа по теме: "Сила трения". Содержит три варианта заданий разной степени сложности....