Самостоятельная работа по физике
статья по физике на тему

Современный стандарт образования требует системно-деятельностного подхода к обучению. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику, приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря  - умение учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_uchashchihsya_po_fizike.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  НПО

«Профессиональный лицей № 42»

ДОКЛАД

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

                                                        Подготовила:

                                                        Преподаватель физики

                                                        Ребрикова Р.И.

Санкт-Петербург

2012

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Современный стандарт образования требует системно-деятельностного подхода к обучению. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику, приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря  - умение учиться.

В соответствии с требованиями новых  стандартов образования формирование общих и профессиональных знаний и навыков обучающихся является одной из важнейших задач  процесса обучения. Современное образование должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие человека, но и готовность к дальнейшему самообразованию. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, которая и является одной из основных форм самообразования.

Программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов классной работы, также и определенный объем самостоятельной внеклассной работы, которая включает в себя планируемую учебную и учебно-исследовательскую работу обучающихся, выполняемую во внеклассное время по заданию и под руководством учителя, но без его непосредственного участия. Эффективная самостоятельная работа способствует формированию и развитию общих и профессиональных знаний и навыков учащихся.

В процессе выполнения самостоятельной работы преподаватель:

- знакомит: с навыками самостоятельного получения знаний и информации,  умением выполнять самостоятельную работу,  оценивать качество выполняемой работы и т.д.;

- формирует: принципы и подходы к самостоятельному исследованию; умению работать с учебником и современной научной литературой;

- проводит индивидуальные и групповые консультации;

- осуществляет систематический контроль, проводит анализ и дает оценку работы.

Выполняемая самостоятельная работа может быть представлена следующим:

  1. По дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая.
  2.  По характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач – исследовательская, творческая.
  3. По уровню проблемности – репродуктивная, исследовательская, репродуктивно-исследовательская.
  4. По характеру коммуникативных взаимодействий учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная.
  5. По месту выполнения – классная, домашняя.
  6. По методам научного познания – теоретическая, экспериментальная.

По формам организации самостоятельная работа может быть фронтальная – все учащиеся выполняют одно и то же задание; групповой – для выполнения учебных заданий учащиеся разбиваются на группы (по 2- 5 человек); парный – при проведении наблюдений под микроскопом; индивидуальный – каждый учащийся выполняет отдельные задания, например пишет реферат на заданную тему.

Самостоятельная работа может походить в классе, лаборатории, кабинете, мастерской, во время внеклассных мероприятий, дома.

Наиболее распространенные виды самостоятельной работы:

  Работа с учебником, справочной литературой, решение задач, практические работы, работы с раздаточным материалом, лабораторные работы, проверочные, самостоятельные, контрольные работы, физические диктанты, подготовка докладов, рефератов, выполнение домашних опытов и наблюдений.

Основные цели самостоятельной работы внеаудиторных занятий заключается в закреплении, расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельости умственного труда, развитии самостоятельности мышления и способности к самоорганизации.

Одной из актуальных проблем школьного образования остается  развитие умений самостоятельно работать с источниками информации, то есть умение выделять главное в материале, анализировать прочитанное, обобщать и делать выводы.

Самостоятельная работа всегда завершается результатами – это выполненные задания:

Упражнения, решенные задачи, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы, кроссворды.

Организация контроля знаний:

  1. Словесные методы – устное изложение материала, беседы
  2. Наглядные  - показ видеоматериала, иллюстрации, наблюдения
  3. Практические – выполнение упражнений, заданий, построение графиков, практических, лабораторных работ
  4. Поисковый метод обучения – вычерчивание и чтение схем электрических цепей
  5. Метод проектов – анализ формул, графиков
  6. Игровые – соревнования между группами, деловая игра и другие.

При выполнении самостоятельной работы  учащийся может руководствоваться следующим планом:

  1. При наблюдении:
  1. Определить цель наблюдения
  2. Объект для наблюдения
  3. Создать условия для наблюдения
  4. Проводя наблюдение строить графики, фотографировать и др.
  5. Выводы из наблюдений
  1. Что надо знать о явлении:
  1. Внешние признаки явления
  2. Условия при которых протекает явление
  3. Сущность явления
  4. Связь данного явления с другими
  5. Количественная характеристика
  6. Учет и использовании явления на практике
  1. Что надо знать о законе:
  1. Связь между какими величинами выражает закон
  2. Формулировка закона
  3. Математическое выражение закона
  4. Учет и использование закона на практике
  5. Границы применения закона
  1. Что надо знать о теории:
  1. Основные положения теории
  2. Круг явлений объясняемых данной теорией
  3. Математический аппарат теории
  4. Опытные факты, подтверждающие положение теории

 

 При решении задач учитель должен:

  1. Научить учащихся самостоятельно анализировать содержание задачи. Краткой записи содержания задачи.
  2. Выработке умения выполнять решение в общем виде с учетом единиц измерения.
  3. Отыскать наиболее рациональный способ решения задач

При выполнении лабораторных работ ставятся различные задачи, но целью работ  является формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков по самостоятельному выполнению работ.

Самостоятельные работы учащихся с раздаточным материалом:

  1. Учитель четко формулирует задачу работы
  2. Содержание самостоятельной работы должно быть доступно для учащихся с учетом индивидуальных особенностей

При выполнении внеаудиторных самостоятельных работ можно рекомендовать:

Подготовку докладов и кратких сообщений о жизни и деятельности ученых и изобретателей, о применении изучаемых явлений в технике и быту, написание сочинений и рефератов, темой сочинений могут быть:

вопросы истории науки и техники, физически явления в окружающей жизни и другие, выполнении измерений ( расход электрической энергии в течение суток), составление тестов, опорных конспектов, решение задач, кроссвордов, составление тематических презентаций.

Список литературы

  1. 1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,2005.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)
  2. 2. Использование исследовательской деятельности на уроках ./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
  3. 3. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
  4. 4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.  
  5. 5.  Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина;
    Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук .-М.: Педагогика, 2005.-160 с.: ил.
  6. 6. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4
  7. 7.Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2006. 
  8. 8.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках // Школа и производство, №7 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа и мощность. Самостоятельная работа по физике для 7 класса.

ВАРИАНТ 1 Камень массой 400г падает на землю с высоты 5м. Какую работу при этом совершает сила тяжести? Какова мощность двигателя  подъёмника, если из шахты глубиной 400м он поднимает р...

Самостоятельные работы по физике в 7 классе

Самостоятельные работы по физике в 7 классе...

самостоятельные работы по физике

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по физике...

Самостоятельная работа по физике 7 класс по теме "Сила" к учебнику Н.С. Пурышевой

В данной работе рассматривается тема "Сила": сложение сил,т.е нахождение равнодействующих сил, умение применять закон Гука, нахождение силы, давления твердого тела....

самостоятельные работы по физике для 5 класса

Самостоятельные и контрольные  работы   для учащихся 5 класса, изучающих курс естествознания или физики. Разделы: основы астрономи; оптические явления; звук....

Самостоятельная работа по физике 11 класс "Фозика атомного ядра"

Самостоятельная работа по физике "Физика атомного ядра", Включает" 1.Строение атома и атомного ядра.  2.Ядерные реакции, 3.Альфа -,бета- и гамма-излучения....

Самостоятельная работа по физике 7 класс по теме: "Сила трения"

Разноуровневая кратковременная самостоятельная работа по теме: "Сила трения". Содержит три варианта заданий разной степени сложности....