Использование энергосберегающих технологий на уроках физики
статья по физике
МБОУ Денисовская средняя школа
учитель Юхно Н.Г.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка -
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте
всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.
В.А. Сухомлинский.
Сократ говорил: Здоровье -не всё, но всё без здоровья- ничего. Эти слова актуальны и сегодня, т.к. в школе мало абсолютно здоровых детей.
Здоровье школьников — вопрос государственной важности. По ФГОС школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».
Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:
- комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребенку на занятиях;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;
- достаточная двигательная активность.
Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика. Ситуация win-win: в выигрыше не только дети, но и школа, ведь благодаря безвредному образовательному процессу эффективность ее деятельности тоже повышается.
На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.
Педагоги, которые используют подобные технологии, эффективнее проводят профилактику ассоциативного поведения. Они, как и дети, находятся в здоровой спокойной среде, что способствует индивидуальному развитию.
К школьным факторам риска относят:
- стрессовые ситуации на занятиях — стрессогенная педагогическая тактика, необъективная оценка знаний, неадекватные требования к ученику;
- недостаток физической нагрузки, что приводит к гиподинамии и ухудшению здоровья;
- нарушение физиологических и гигиенических норм;
- несоответствие учебной нагрузки возрасту обучаемых;
- интенсификация образовательного процесса, что приводит к переутомлению;
- неосведомленность педагогов, родителей и детей в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- невозможность индивидуального подхода к учащимся;
- недостаточная популяризация культуры здоровья;
- неправильная организация питания в учреждении.
Все эти факторы риска связаны с ежедневной рутиной ребенка — уроками, коммуникацией с учителем, нахождением в школьной среде. Поэтому заботиться о здоровье детей должны не только медики и психологи, но и педагоги.
Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.
По статистике Института возрастной физиологии РАО современная образовательная среда провоцирует факторы риска, с которыми связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей.
Применение здоровьесберегающих технологий в школе
Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения, ставит перед собой непростую задачу. Чтобы сформировать культуру здорового образа жизни у детей, физкультурных минуток недостаточно. Эта работа требует вдумчивого подхода и постоянного внимания на протяжении всего учебного года.
Разрабатывая собственную программу, можно смело ориентироваться на принципы здоровьесберегающей педагогики Н.К. Смирнова:
- «Не навреди». Выбирайте проверенные методы, которые принесут пользу.
- Главный приоритет — забота о здоровье учителя и ученика. Оцените свои предложения с точки зрения влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность. Будьте готовы к тому, что работа по внедрению здоровьесберегающих технологий ведется последовательно из урока в урок.
- Нагрузка должна соответствовать возрасту учеников.
- Успех порождает успех. Делайте акцент на положительных результатах обучения.
- Ответственность. Одна из задач педагога — сделать так, чтобы ученик осознал, что он сам несет ответственность за свое здоровье.
Эффективность здоровьесберегающих технологий наиболее существенна при их коллективном и комплексном использовании в учебной организации.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики: использование на уроках физики заданий, где обучающиеся больше двигаются, выходя к доске, записывание изученных формул, выполнение с учителем лабораторных работ, самостоятельные измерения, расчеты и др.
Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:
I. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки придумываются учителем заранее и включаются в тематическое планирование. Например: «Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация» и др.
II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики:
Тема | Вопросы здоровьесбережения | ||
| Человек – часть природы. Зависимость человека от природы. | Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы. | |
| Измерительные приборы | Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (температура, вес, рост, частота пульса). | |
| Инерция | Катание на велосипеде. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор. | |
| Механическое движение. Скорость. | Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя. | |
| Масса | Умение измерять вес тела. | |
| Сила | Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека. | |
| Диффузия | Растворение кристалликов марганца в воде. | |
| Смачиваемость | Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования. | |
| Давление | Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами. | |
| Атмосфера | Ароматерапия. | |
| Атмосферное давление | Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей. | |
| Давление внутри жидкости | Дайвинг. Требования безопасности. | |
| Архимедова сила | Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения горючих веществ. | |
| Температура. | Температура тела показатель сопротивляемости человека | |
| Законы постоянного тока | Оказание первой помощи при поражении током | |
| Виды излучений | Влияние солнечной энергии на организм | |
| Линзы. Построение изображений с помощью линз. | Профилактика близорукости | |
| Понятие о телевидении | Телевидение и человек | |
| Электромагнитное поле | Влияние компьютера на здоровье человека | |
| Шкала электромагнитных волн | Защитные силы организма и здоровье человека | |
| Биологическое действие радиоактивных излучений | Ионизирующая радиация и здоровье | |
| Механика в спорте и искусстве | Рычаги в теле человека. Опорно-двигательный аппарат Физическое развитие человека. Механика сердечного импульса. Трение и учет на практике. | |
| Механика в космонавтике и воздухоплавании | Влияние гравитации на человека. Состояние невесомости. Перегрузки и их влияние на человека | |
| Механика в транспорте и строительных сооружениях | НТП и охрана окружающей среды | |
| Мир звука. Физика и музыка | Музыкальные инструменты как источники звука. Вопросы слуха человека. | |
| Физика температур | Влияние температурных условий на жизнь человека. Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека. Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях. Влажность и погода. Изменений свойств наиболее распространенного вещества (воды) при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека .Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела. | |
| Физика и экология | Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.). Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.). Возможные изменения климата в результате деятельности человека. Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем. Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки. Проблемы воздействия человека на биосферу. | |
| Электростатика | Вред электростатических явлений | |
| Электромагнитные явления | О роли полей в живых организмах. Электрические и магнитные явления в медицине. Электричество в медицине. Электричество в информационной службе. Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования | |
| Средства связи | Автоматические устройства на основе использования полупроводниковых приборов и их роль в повышении производительности труда, обеспечении безопасности людей и др. .Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д. . | |
| Световые явления | Вопросы зрения. Роль освещения в производственных и домашних условиях .Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций .Негативное влияние на организм человека сокращения светового дня на Севере . | |
| Физика атома и атомного ядра | Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры. Биологическая допустимая доза облучения. Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях. Последствия падения ракет на территорию Республики Саха. Ответственность человека за сохранение жизни на Земле. Дефицит светового и ультрафиолетового излучения на Севере. Влияние различных излучений на живые организмы | |
III. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:
формирует интерес к своему предмету;
устанавливает доверительные, партнерские отношения;
продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
Главным критерием такого урока, по моему мнению, является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.
В своей работе широко использую технологию уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.
Дифференцированные задания учащимся для урочной и внеклассной познавательной деятельности открывают большие перспективы, если основой является опора на имеющий познавательный интерес к какой-либо теме, проблеме, виду деятельности.
Применение технологии уровневой дифференциации помогло мне достичь следующих целей:
Для первой группы (базовый уровень)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (основной уровень)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием.
Для третьей группы (повышенный уровень)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:
1)переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2)внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3)переход дороги перед близко движущимся транспортом;
4)нарушение правил езды на велосипеде;
5) игра на дороге;
Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7 — 9 классах. По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.
Дифференцированные задания учащимся для урочной и внеклассной познавательной деятельности открывают большие перспективы, если основой является опора на имеющий познавательный интерес к какой-либо теме, проблеме, виду деятельности. Учащиеся, интересующие проблемой сохранением здоровья полезно предложить составить и решить задачи на расчет калорийности пищи, на расчет скорости разбега, приготовить доклады «Физические основы бега», «Физические основы метания диска» и т.д.
Каждый учитель на своем уроке должен заботится о здоровье учащихся. Поэтому на своих уроках я слежу за посадкой ученика за школьной партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Во время урока для учащиеся провожу физкультминутки, особое вниманию уделяю гимнастике для глаз, осанке.
Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
Исходя из опыта работы, можно сделать вывод здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.
Информационные ресурсы:
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2017г. – 285 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.1999 г. – 220 с.
https://almanahpedagoga.ru/ . Е.А. Сергеева. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Денисовская средняя школа
учитель Юхно Н.Г.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка -
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте
всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.
В.А. Сухомлинский.
Сократ говорил: Здоровье -не всё, но всё без здоровья- ничего. Эти слова актуальны и сегодня, т.к. в школе мало абсолютно здоровых детей.
Здоровье школьников — вопрос государственной важности. По ФГОС школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».
Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:
- комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребенку на занятиях;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;
- достаточная двигательная активность.
Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика. Ситуация win-win: в выигрыше не только дети, но и школа, ведь благодаря безвредному образовательному процессу эффективность ее деятельности тоже повышается.
На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.
Педагоги, которые используют подобные технологии, эффективнее проводят профилактику ассоциативного поведения. Они, как и дети, находятся в здоровой спокойной среде, что способствует индивидуальному развитию.
К школьным факторам риска относят:
- стрессовые ситуации на занятиях — стрессогенная педагогическая тактика, необъективная оценка знаний, неадекватные требования к ученику;
- недостаток физической нагрузки, что приводит к гиподинамии и ухудшению здоровья;
- нарушение физиологических и гигиенических норм;
- несоответствие учебной нагрузки возрасту обучаемых;
- интенсификация образовательного процесса, что приводит к переутомлению;
- неосведомленность педагогов, родителей и детей в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- невозможность индивидуального подхода к учащимся;
- недостаточная популяризация культуры здоровья;
- неправильная организация питания в учреждении.
Все эти факторы риска связаны с ежедневной рутиной ребенка — уроками, коммуникацией с учителем, нахождением в школьной среде. Поэтому заботиться о здоровье детей должны не только медики и психологи, но и педагоги.
Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.
По статистике Института возрастной физиологии РАО современная образовательная среда провоцирует факторы риска, с которыми связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей.
Применение здоровьесберегающих технологий в школе
Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения, ставит перед собой непростую задачу. Чтобы сформировать культуру здорового образа жизни у детей, физкультурных минуток недостаточно. Эта работа требует вдумчивого подхода и постоянного внимания на протяжении всего учебного года.
Разрабатывая собственную программу, можно смело ориентироваться на принципы здоровьесберегающей педагогики Н.К. Смирнова:
- «Не навреди». Выбирайте проверенные методы, которые принесут пользу.
- Главный приоритет — забота о здоровье учителя и ученика. Оцените свои предложения с точки зрения влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность. Будьте готовы к тому, что работа по внедрению здоровьесберегающих технологий ведется последовательно из урока в урок.
- Нагрузка должна соответствовать возрасту учеников.
- Успех порождает успех. Делайте акцент на положительных результатах обучения.
- Ответственность. Одна из задач педагога — сделать так, чтобы ученик осознал, что он сам несет ответственность за свое здоровье.
Эффективность здоровьесберегающих технологий наиболее существенна при их коллективном и комплексном использовании в учебной организации.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики: использование на уроках физики заданий, где обучающиеся больше двигаются, выходя к доске, записывание изученных формул, выполнение с учителем лабораторных работ, самостоятельные измерения, расчеты и др.
Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:
I. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки придумываются учителем заранее и включаются в тематическое планирование. Например: «Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация» и др.
II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики:
III. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:
формирует интерес к своему предмету;
устанавливает доверительные, партнерские отношения;
продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
Главным критерием такого урока, по моему мнению, является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.
В своей работе широко использую технологию уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.
Дифференцированные задания учащимся для урочной и внеклассной познавательной деятельности открывают большие перспективы, если основой является опора на имеющий познавательный интерес к какой-либо теме, проблеме, виду деятельности.
Применение технологии уровневой дифференциации помогло мне достичь следующих целей:
Для первой группы (базовый уровень)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (основной уровень)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием.
Для третьей группы (повышенный уровень)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:
1)переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2)внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3)переход дороги перед близко движущимся транспортом;
4)нарушение правил езды на велосипеде;
5) игра на дороге;
Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7 — 9 классах. По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.
Дифференцированные задания учащимся для урочной и внеклассной познавательной деятельности открывают большие перспективы, если основой является опора на имеющий познавательный интерес к какой-либо теме, проблеме, виду деятельности. Учащиеся, интересующие проблемой сохранением здоровья полезно предложить составить и решить задачи на расчет калорийности пищи, на расчет скорости разбега, приготовить доклады «Физические основы бега», «Физические основы метания диска» и т.д.
Каждый учитель на своем уроке должен заботится о здоровье учащихся. Поэтому на своих уроках я слежу за посадкой ученика за школьной партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Во время урока для учащиеся провожу физкультминутки, особое вниманию уделяю гимнастике для глаз, осанке.
Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
Исходя из опыта работы, можно сделать вывод здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.
Информационные ресурсы:
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2017г. – 285 с.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.1999 г. – 220 с.
https://almanahpedagoga.ru/ . Е.А. Сергеева. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах
Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...
"Использование инновационных технологий на уроках физики"
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельно...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Как говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...
Использование информационных технологий на уроках физики
Методическая презентация...
Использование игровых технологий на уроках физики
В статье представлены элементы уроков физики в 7 классе с применением игровых технологий из опыта учителя физики Суховой Н.В....
Использование здоровьесберегающей технологии на уроках физики
Использование здоровьесберегающей технологии на уроках физики...