Использование энергосберегающих технологий на уроках физики
статья по физике

Юхно Наталья Григорьевна

МБОУ Денисовская средняя школа

учитель Юхно Н.Г.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка -
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте
всех физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии является радость творчества.

                                  В.А. Сухомлинский.

 

 

Сократ говорил: Здоровье -не всё, но всё без здоровья- ничего. Эти слова актуальны и сегодня, т.к. в школе мало абсолютно здоровых детей.

Здоровье школьников — вопрос государственной важности. По ФГОС школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».

Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:

  • комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребенку на занятиях;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; 
  • рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;
  • достаточная двигательная активность.

 Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика. Ситуация win-win: в выигрыше не только дети, но и школа, ведь благодаря безвредному образовательному процессу эффективность ее деятельности тоже повышается.

На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.

Педагоги, которые используют подобные технологии, эффективнее проводят профилактику ассоциативного поведения. Они, как и дети, находятся в здоровой спокойной среде, что способствует индивидуальному развитию. 

К школьным факторам риска относят:

  • стрессовые ситуации на занятиях — стрессогенная педагогическая тактика, необъективная оценка знаний, неадекватные требования к ученику;
  • недостаток физической нагрузки, что приводит к гиподинамии и ухудшению здоровья;
  • нарушение физиологических и гигиенических норм;
  • несоответствие учебной нагрузки возрасту обучаемых;
  • интенсификация образовательного процесса, что приводит к переутомлению;
  • неосведомленность педагогов, родителей и детей в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • невозможность индивидуального подхода к учащимся;
  • недостаточная популяризация культуры здоровья;
  • неправильная организация питания в учреждении.

Все эти факторы риска связаны с ежедневной рутиной ребенка — уроками, коммуникацией с учителем, нахождением в школьной среде. Поэтому заботиться о здоровье детей должны не только медики и психологи, но и педагоги.

Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.

По статистике Института возрастной физиологии РАО современная образовательная среда провоцирует факторы риска, с которыми связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей. 

 

Применение здоровьесберегающих технологий в школе

Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения, ставит перед собой непростую задачу. Чтобы сформировать культуру здорового образа жизни у детей, физкультурных минуток недостаточно. Эта работа требует вдумчивого подхода и постоянного внимания на протяжении всего учебного года.  

Разрабатывая собственную программу, можно смело ориентироваться на принципы здоровьесберегающей педагогики Н.К. Смирнова:

  1. «Не навреди». Выбирайте проверенные методы, которые принесут пользу.
  2. Главный приоритет — забота о здоровье учителя и ученика. Оцените свои предложения с точки зрения влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  3. Непрерывность и преемственность. Будьте готовы к тому, что работа по внедрению здоровьесберегающих технологий ведется последовательно из урока в урок.
  4. Нагрузка должна соответствовать возрасту учеников.
  5. Успех порождает успех. Делайте акцент на положительных результатах обучения.
  6. Ответственность. Одна из задач педагога — сделать так, чтобы ученик осознал, что он сам несет ответственность за свое здоровье. 

Эффективность здоровьесберегающих технологий наиболее существенна при их коллективном и комплексном использовании в учебной организации.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики: использование на уроках физики заданий, где обучающиеся больше двигаются, выходя к доске, записывание изученных формул, выполнение с учителем лабораторных работ, самостоятельные измерения, расчеты и др.

Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:
 I. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки придумываются учителем заранее и включаются в тематическое планирование. Например: «Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация» и др.
 II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики:

Тема

Вопросы   здоровьесбережения

 

Человек –

часть природы. Зависимость человека от природы.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

 

Измерительные приборы

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (температура, вес, рост, частота пульса).

 

Инерция

Катание на велосипеде. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

 

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.

 

Масса

Умение измерять вес тела.

 

Сила

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

 

Диффузия

Растворение кристалликов марганца в воде.

 

Смачиваемость

Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.

 

Давление

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

 

Атмосфера

Ароматерапия.

 

Атмосферное давление

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

 

Давление внутри жидкости

Дайвинг. Требования безопасности.

 

Архимедова сила

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения горючих веществ.

 

Температура.

Температура тела показатель сопротивляемости человека

 

Законы постоянного тока

Оказание первой помощи при поражении током

 

Виды излучений

Влияние солнечной энергии на организм

 

Линзы. Построение изображений с помощью линз.

Профилактика близорукости

 

Понятие о телевидении

Телевидение и человек

 

Электромагнитное поле

Влияние компьютера на здоровье человека

 

Шкала электромагнитных волн

Защитные силы организма и здоровье человека

 

Биологическое действие радиоактивных излучений

Ионизирующая радиация и здоровье

 

Механика в спорте и искусстве

Рычаги в теле человека. Опорно-двигательный аппарат Физическое развитие человека. Механика сердечного импульса. Трение и учет на практике.

 

Механика в космонавтике и воздухоплавании

Влияние гравитации на человека. Состояние невесомости. Перегрузки и их влияние на человека

 

Механика в транспорте и строительных сооружениях

НТП и охрана окружающей среды

 

Мир звука.
 

Физика и музыка

Музыкальные инструменты как источники звука. Вопросы слуха человека.

 

Физика температур

Влияние температурных условий на жизнь человека. Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека. Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях. Влажность и погода. Изменений свойств наиболее распространенного вещества (воды) при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека .Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела.

 

Физика и экология

Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.). Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.). Возможные изменения климата в результате деятельности человека. Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем. Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки. Проблемы воздействия человека на биосферу.

 

Электростатика

Вред электростатических явлений

 

Электромагнитные явления

О роли полей в живых организмах. Электрические и магнитные явления в медицине. Электричество в медицине. Электричество в информационной службе. Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования

 

Средства связи

Автоматические устройства на основе использования полупроводниковых приборов и их роль в повышении производительности труда, обеспечении безопасности людей и др. .Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д. .

 

Световые явления

Вопросы зрения. Роль освещения в производственных и домашних условиях .Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций .Негативное влияние на организм человека сокращения светового дня на Севере .

 

Физика атома и атомного ядра

Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры. Биологическая допустимая доза облучения. Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях. Последствия падения ракет на территорию Республики Саха. Ответственность человека за сохранение жизни на Земле. Дефицит светового и ультрафиолетового излучения на Севере. Влияние различных излучений на живые организмы

    

 

III. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

формирует интерес к своему предмету;

устанавливает доверительные, партнерские отношения;

продумывает урок максимального умственного, психологического и      нравственного комфорта;

максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Главным критерием такого урока, по моему мнению, является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.

 В своей работе широко использую технологию уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

Дифференцированные задания учащимся для урочной и внеклассной познавательной деятельности открывают большие перспективы, если основой является опора на имеющий познавательный интерес к какой-либо теме, проблеме, виду деятельности.

Применение технологии уровневой дифференциации помогло мне достичь следующих целей:

Для первой группы (базовый уровень) 
 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня,    позволяющих работать в соответствии с  индивидуальными способностями  обучающихся.
 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (основной уровень)
   1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
  4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием.

Для третьей группы (повышенный уровень)
  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной   сложности.
  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:

1)переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2)внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
   3)переход дороги перед близко движущимся транспортом;
   4)нарушение правил езды на велосипеде;
   5) игра на дороге;

Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7 — 9 классах.     По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

Дифференцированные задания учащимся для урочной и внеклассной познавательной деятельности открывают большие перспективы, если основой является опора на имеющий познавательный интерес к какой-либо теме, проблеме, виду деятельности. Учащиеся, интересующие проблемой сохранением здоровья полезно предложить составить и решить задачи на расчет калорийности пищи, на расчет скорости разбега, приготовить доклады «Физические основы бега», «Физические основы метания диска» и т.д.

Каждый учитель на своем уроке должен заботится о здоровье учащихся. Поэтому на своих уроках я слежу за посадкой ученика за школьной партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Во время урока для учащиеся провожу физкультминутки, особое вниманию уделяю гимнастике для глаз, осанке.

 Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.

 

Информационные ресурсы:

Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2017г. – 285 с.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.1999 г. – 220 с.

http://dsyuru.bget.ru/files/

http://www.pedsovet.ru

https://almanahpedagoga.ru/ . Е.А. Сергеева. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Денисовская средняя школа

учитель Юхно Н.Г.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка -
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте
всех физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии является радость творчества.

                                  В.А. Сухомлинский.

Сократ говорил: Здоровье -не всё, но всё без здоровья- ничего. Эти слова актуальны и сегодня, т.к. в школе мало абсолютно здоровых детей.

Здоровье школьников — вопрос государственной важности. По ФГОС школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».

Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:

  • комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребенку на занятиях;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; 
  • рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;
  • достаточная двигательная активность.

 Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить безопасный учебный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика. Ситуация win-win: в выигрыше не только дети, но и школа, ведь благодаря безвредному образовательному процессу эффективность ее деятельности тоже повышается.

На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.

Педагоги, которые используют подобные технологии, эффективнее проводят профилактику ассоциативного поведения. Они, как и дети, находятся в здоровой спокойной среде, что способствует индивидуальному развитию. 

К школьным факторам риска относят:

  • стрессовые ситуации на занятиях — стрессогенная педагогическая тактика, необъективная оценка знаний, неадекватные требования к ученику;
  • недостаток физической нагрузки, что приводит к гиподинамии и ухудшению здоровья;
  • нарушение физиологических и гигиенических норм;
  • несоответствие учебной нагрузки возрасту обучаемых;
  • интенсификация образовательного процесса, что приводит к переутомлению;
  • неосведомленность педагогов, родителей и детей в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • невозможность индивидуального подхода к учащимся;
  • недостаточная популяризация культуры здоровья;
  • неправильная организация питания в учреждении.

Все эти факторы риска связаны с ежедневной рутиной ребенка — уроками, коммуникацией с учителем, нахождением в школьной среде. Поэтому заботиться о здоровье детей должны не только медики и психологи, но и педагоги.

Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.

По статистике Института возрастной физиологии РАО современная образовательная среда провоцирует факторы риска, с которыми связано 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей. 

Применение здоровьесберегающих технологий в школе

Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения, ставит перед собой непростую задачу. Чтобы сформировать культуру здорового образа жизни у детей, физкультурных минуток недостаточно. Эта работа требует вдумчивого подхода и постоянного внимания на протяжении всего учебного года.  

Разрабатывая собственную программу, можно смело ориентироваться на принципы здоровьесберегающей педагогики Н.К. Смирнова:

  1. «Не навреди». Выбирайте проверенные методы, которые принесут пользу.
  2. Главный приоритет — забота о здоровье учителя и ученика. Оцените свои предложения с точки зрения влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  3. Непрерывность и преемственность. Будьте готовы к тому, что работа по внедрению здоровьесберегающих технологий ведется последовательно из урока в урок.
  4. Нагрузка должна соответствовать возрасту учеников.
  5. Успех порождает успех. Делайте акцент на положительных результатах обучения.
  6. Ответственность. Одна из задач педагога — сделать так, чтобы ученик осознал, что он сам несет ответственность за свое здоровье. 

Эффективность здоровьесберегающих технологий наиболее существенна при их коллективном и комплексном использовании в учебной организации.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики: использование на уроках физики заданий, где обучающиеся больше двигаются, выходя к доске, записывание изученных формул, выполнение с учителем лабораторных работ, самостоятельные измерения, расчеты и др.

Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:
 I. Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки придумываются учителем заранее и включаются в тематическое планирование. Например: «Механика в спорте», «Физика температур», «Электростатические явления в жизни человека», «О роли полей в живых организмах», «Здоровье и радиация» и др.
 II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу физики:

Тема

Вопросы   здоровьесбережения

Человек –

часть природы. Зависимость человека от природы.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

Измерительные приборы

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (температура, вес, рост, частота пульса).

Инерция

Катание на велосипеде. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.

Масса

Умение измерять вес тела.

Сила

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Диффузия

Растворение кристалликов марганца в воде.

Смачиваемость

Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.

Давление

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

Атмосфера

Ароматерапия.

Атмосферное давление

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

Давление внутри жидкости

Дайвинг. Требования безопасности.

Архимедова сила

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения горючих веществ.

Температура.

Температура тела показатель сопротивляемости человека

Законы постоянного тока

Оказание первой помощи при поражении током

Виды излучений

Влияние солнечной энергии на организм

Линзы. Построение изображений с помощью линз.

Профилактика близорукости

Понятие о телевидении

Телевидение и человек

Электромагнитное поле

Влияние компьютера на здоровье человека

Шкала электромагнитных волн

Защитные силы организма и здоровье человека

Биологическое действие радиоактивных излучений

Ионизирующая радиация и здоровье

Механика в спорте и искусстве

Рычаги в теле человека. Опорно-двигательный аппарат Физическое развитие человека. Механика сердечного импульса. Трение и учет на практике.

Механика в космонавтике и воздухоплавании

Влияние гравитации на человека. Состояние невесомости. Перегрузки и их влияние на человека

Механика в транспорте и строительных сооружениях

НТП и охрана окружающей среды

Мир звука.

Физика и музыка

Музыкальные инструменты как источники звука. Вопросы слуха человека.

Физика температур

Влияние температурных условий на жизнь человека. Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека. Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях. Влажность и погода. Изменений свойств наиболее распространенного вещества (воды) при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека .Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела.

Физика и экология

Экологические проблемы и охрана окружающей среды. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.). Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.). Возможные изменения климата в результате деятельности человека. Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем. Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки. Проблемы воздействия человека на биосферу.

Электростатика

Вред электростатических явлений

Электромагнитные явления

О роли полей в живых организмах. Электрические и магнитные явления в медицине. Электричество в медицине. Электричество в информационной службе. Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования

Средства связи

Автоматические устройства на основе использования полупроводниковых приборов и их роль в повышении производительности труда, обеспечении безопасности людей и др. .Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д. .

Световые явления

Вопросы зрения. Роль освещения в производственных и домашних условиях .Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций .Негативное влияние на организм человека сокращения светового дня на Севере .

Физика атома и атомного ядра

Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления. Дозиметры. Биологическая допустимая доза облучения. Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях. Последствия падения ракет на территорию Республики Саха. Ответственность человека за сохранение жизни на Земле. Дефицит светового и ультрафиолетового излучения на Севере. Влияние различных излучений на живые организмы

 

III. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

формирует интерес к своему предмету;

устанавливает доверительные, партнерские отношения;

продумывает урок максимального умственного, психологического и      нравственного комфорта;

максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Главным критерием такого урока, по моему мнению, является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.

 В своей работе широко использую технологию уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

Дифференцированные задания учащимся для урочной и внеклассной познавательной деятельности открывают большие перспективы, если основой является опора на имеющий познавательный интерес к какой-либо теме, проблеме, виду деятельности.

Применение технологии уровневой дифференциации помогло мне достичь следующих целей:

Для первой группы (базовый уровень) 
 1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня,    позволяющих работать в соответствии с  индивидуальными способностями  обучающихся.
 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (основной уровень)
   1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
  4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием.

Для третьей группы (повышенный уровень)
  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной   сложности.
  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся
.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространенные нарушения:

1)переход дороги на запрещенный сигнал светофора;
2)внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
   3)переход дороги перед близко движущимся транспортом;
   4)нарушение правил езды на велосипеде;
   5) игра на дороге;

Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в 7 — 9 классах.     По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

Дифференцированные задания учащимся для урочной и внеклассной познавательной деятельности открывают большие перспективы, если основой является опора на имеющий познавательный интерес к какой-либо теме, проблеме, виду деятельности. Учащиеся, интересующие проблемой сохранением здоровья полезно предложить составить и решить задачи на расчет калорийности пищи, на расчет скорости разбега, приготовить доклады «Физические основы бега», «Физические основы метания диска» и т.д.

Каждый учитель на своем уроке должен заботится о здоровье учащихся. Поэтому на своих уроках я слежу за посадкой ученика за школьной партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Во время урока для учащиеся провожу физкультминутки, особое вниманию уделяю гимнастике для глаз, осанке.

 Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.

Информационные ресурсы:

Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2017г. – 285 с.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.1999 г. – 220 с.

http://dsyuru.bget.ru/files/ 

http://www.pedsovet.ru 

https://almanahpedagoga.ru/ . Е.А. Сергеева. Здоровьесберегающие образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах

Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

"Использование инновационных технологий на уроках физики"

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто». Эти слова актуальны и сегодня.В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Использование игровых технологий на уроках физики

  В статье представлены элементы уроков физики в 7 классе с применением игровых технологий из опыта учителя физики Суховой Н.В....

Использование здоровьесберегающей технологии на уроках физики

Использование здоровьесберегающей технологии на уроках физики...