План-конспект урока (лабораторной работы) по физике «Исследование треков заряженных частиц по их фотографиям»
план-конспект урока по физике (9, 11 класс)
План-конспект лабораторной работы "Исследование треков заряженных частиц по их фотографиям" можно использовать для проведения урока, как в 9, так и в 11 классах при изучении темы "Атомная и ядерная физика". Задания л/р отличаются от тех, что даны в учебнике. Их выполнение требует от ученика более глубоких знаний по физике, умения выполнять геомтрические построения и анализировать полученные результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока (лабораторной работы) по физике в 9 классе
«Исследование треков заряженных частиц по их фотографиям»
Цель урока: Формирование навыков практических исследований
Задачи:
Образовательные: закрепить знания по теме «Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц».
Развивающие: развивать аналитическое мышление; формировать естественнонаучную картину мира.
Воспитательные: воспитывать интерес к естественным наукам; любовь к природе.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Вид урока: лабораторная работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать в паре, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: обучающийся научится: целеполаганию; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; выполнять учебные действия в соответствии с планом; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Личностные УУД: формирование способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные - объяснять физические процессы и свойства частиц в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей.
Метапредметные - продолжить формировать умения работать с информацией (указание, фотография), а также умения анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.
Личностные - осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.
Используемые технологии:
1)проблемного обучения,
2)развития исследовательских навыков.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, друзья. Сегодняшний урок я хочу начать стихами
Атом невидим, но он существует,
Тайны умело природа шифрует,
В атоме есть электрон и ядро,
Хитро упрятано мира нутро!
Дружно в ядре проживают нуклоны,
В общей квартире протоны, нейтроны,
Есть и работа для ядерных сил,
Чтоб ученик допоздна их учил!
Можно не ждать от природы подарки,
Плотно в протоны упрятаны кварки,
С дробным зарядом такие частицы,
Где-то, возможно, летают, как птицы!
Вглубь мироздания мысль проникает,
Тайны природа сквозь тьму открывает,
Тем, кто идеи свои подаёт,
Тем, кто умело её познаёт!
Что означает последнее четверостишье?
Ученик: оно означает, что постичь тайны природы (разгадать ее загадки) может только тот, кто мыслит (думает), идет вперед, не боится трудностей.
Учитель: правильно. На сегодняшнем уроке мы тоже попробуем попасть «вглубь мирозданья» думая, размышляя и не боясь трудностей.
2.Актуализация знаний
Задание: ответьте на вопросы:
- Идентифицируйте элемент: (порядковый номер, массовое число, зарядовое число, число нуклонов, число протонов, нейтронов, электронов; название элемента)
- Какие виды частиц вы знаете? (электроны, протоны, нейтроны, альфа-частицы)
- Какие способы регистрации частиц вы знаете? (метод сцинтилляций, метод с применением счетчика Гейгера, метод с применением камеры Вильсона, метод с применением пузырьковой камеры)
- Что такое трек частицы? (след, оставленный частицей в среде, где она двигалась)
- Что позволяет определить трек? (заряд частицы, скорость, направление, длину свободного пробега, энергию частицы)
3.Постановка цели и задач урока.
Как вы думаете, чем же мы сегодня займемся?
Ученик: будем изучать частицы с помощью треков.
Тема урока (лабораторной работы): Исследование треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Цель: научиться анализировать фотографии с изображением треков заряженных частиц.
Оборудование: фотография треков заряженных частиц, которые получены с помощью камеры Вильсона, лист кальки.
4.Самостоятельная лабораторная работа
Ход лабораторной работы
1.Введение в работу (проговорить и раздать в виде карточек)
1)Разная толщина треков частиц указывает на отличие их зарядов или скоростей. Так, при одинаковых скоростях трек толще у частицы с большим зарядом; при одинаковых зарядах трек толще у частицы с меньшей скоростью. |
2) Из последнего следует, что к концу движения трек частицы становится толще; так можно определить направление – откуда и куда частица двигалась. |
3) Радиус кривизны трека частицы зависит от ее заряда, скорости и массы; он тем меньше, чем меньше масса и скорость, и чем больше ее заряд. |
4) Направление движения можно определить и по изменению радиуса кривизны – в конце движения он уменьшается, так как уменьшается и скорость частицы. |
Радиус кривизны каждого трека предлагается определять следующим образом:
- На изображении трека начертить две хорды
- К каждой хорде провести серединный перпендикуляр
- Найти точку пересечения серединных перпендикуляров
- Измерить расстояние R от точки пересечения серединных перпендикуляров до изображения трека.
2.Практическая часть (проведение эксперимента)
- Рассмотрите фотографию треков заряженных частиц, которые получены с помощью камеры Вильсона (выдается каждому), и укажите направления начальных скоростей движения частиц.
- Определите направление силовых линий магнитного поля.
- Определите знак заряда частицы 2, если частица 1 идентифицирована как протон.
- Выясните, отличается ли толщина трека в начале и в конце пробега частицы.
- Укажите форму трека каждой частицы.
- Определите радиусы R1 и R2 кривизны треков частицы 1 и частицы 2 соответственно в начале их пробега.
- Пользуясь данными таблицы 1, определите удельный заряд частицы 1 зная, что это протон.
Таблица 1
Частица | Удельный заряд, Кл/кг |
Электрон | 1,759*1011 |
Протон | 9,578*107 |
Альфа-частица | 4,822*107 |
- Вычислите удельный заряд частицы 2 по формуле:
- Идентифицируйте частицу 2 при помощи таблицы. Определите, ядром какого элемента является эта частица.
- Заполните таблицу результатов.
- Проведите анализ полученных результатов, запишите вывод (памятка «Как написать вывод в лабораторной работе»).
Таблица результатов опытов
Номер частицы | Форма трека | Описание толщины трека | Радиус кривизны трека R, м | Знак заряда частицы | Удельный заряд | Название частицы |
1 | ||||||
2 |
3.Теоретическая часть
- По какому принципу работает камера Вильсона?
- Почему радиусы кривизны было необходимо измерять в начале пробега? Изменяется ли форма и толщина трека при пробеге?
- Какую информацию можно получить о частице при помощи камеры Вильсона?
- Какими недостатками обладает камера Вильсона?
5.Информация о домашнем задании
Выполнить теоретическую часть из лабораторной работы (выдаются карточки)
6.Рефлексия. Подведение итогов
Подведение итогов урока осуществляется в виде самооценки деятельности учащихся на уроке:
Критерии для самооценки деятельности учащихся на уроке физики
Содержание деятельности на уроке | Самооценка |
Активность на уроке была невысокой. Содержание учебного материала понято частично. Могу ответить на некоторые вопросы по изучаемой теме. Могу привести некоторые примеры по изучаемой теме. | 3 |
Работал(а) на уроке активно, содержание учебного материала понято частично. Могу ответить на некоторые вопросы по изучаемой теме. Могу привести некоторые примеры по изучаемой теме. | 4 |
Работал(а) на уроке активно, содержание учебного материала понято полностью. Могу ответить на все вопросы по изучаемой теме. Могу самостоятельно без помощи учителя привести примеры по изучаемой теме. | 5 |
Памятка «Как грамотно написать вывод в лабораторной работе»
1. Вывод должен соответствовать цели работы: читаем цель работы и формулируем вывод согласно цели.
2. Вывод должен быть конкретным: в выводе указываем конкретную информацию.
3. Вывод должен быть кратким: находим в выводе слова и предложения, без которых он не меняется, и опускаем их. Например, не стоит писать в выводе о том, как интересно было выполнять данную работу или как понравилась, или не понравилась сама работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - лабораторная работа по физике "Определение плотности твердого тела"
Урок составлен не в традиционной форме, что помогает сделать работу учащихся интересной....
План-конспект интегрированного урока физической культуры и физики
Интегрированный урок физической культуры и физики по теме "Электрические явления" для учащихся 8 класса. Цель урока: способствовать повышению интереса к предметам, продолжить обобщение и систематизаци...
Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.
Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....
План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
ФИО (полностью) Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы МКОУ «Денисовская ...
Лабораторная работа "Изучение треков заряженных частиц"
Лабораторная работа Тема: Изучение треков заряженных частиц.Цель работы: Провести идентификацию (установление ее тождества с известной частицей) заряженной частицы по результатам сравнения трека ...
Открытый урок по физике в 9 классе. Лабораторная работа по теме " Исследование равноускоренного движения без начальной скорости"
Цели данного урока: содержательная: установить качественную зависимость скорости тела от времени при его равноускоренном движении из состояния покоя, определить ускорение движения тела. ...
Урок №39. Тема урока «Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»
краткий план (основа для развернутого)...