План-конспект урока (лабораторной работы) по физике «Исследование треков заряженных частиц по их фотографиям»
план-конспект урока по физике (9, 11 класс)

Балашова Ольга Николаевна

План-конспект лабораторной работы "Исследование треков заряженных частиц по их фотографиям" можно использовать для проведения урока, как в 9, так и в 11 классах при изучении темы "Атомная и ядерная физика". Задания л/р отличаются от тех, что даны в учебнике. Их выполнение требует от ученика более глубоких знаний по физике, умения выполнять геомтрические построения и анализировать полученные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока (лабораторной работы) по физике в 9 классе

«Исследование треков заряженных частиц по их фотографиям»

Цель урока: Формирование навыков практических исследований

Задачи:

Образовательные: закрепить знания по теме «Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц».

Развивающие: развивать аналитическое мышление; формировать естественнонаучную картину мира.

Воспитательные: воспитывать интерес к естественным наукам; любовь к природе.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Вид урока: лабораторная работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в паре, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: обучающийся научится: целеполаганию; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; выполнять учебные действия в соответствии с планом; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Личностные УУД: формирование способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные - объяснять физические процессы и свойства частиц в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей.

Метапредметные - продолжить формировать умения работать с информацией (указание, фотография), а также умения анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.

Личностные - осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.

Используемые технологии:

1)проблемного обучения,

2)развития исследовательских навыков.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, друзья. Сегодняшний урок я хочу начать стихами

Атом невидим, но он существует,
Тайны умело природа шифрует,
В атоме есть электрон и ядро,
Хитро упрятано мира нутро!

Дружно в ядре проживают нуклоны,
В общей квартире протоны, нейтроны,
Есть и работа для ядерных сил,
Чтоб ученик допоздна их учил!

Можно не ждать от природы подарки,
Плотно в протоны упрятаны кварки,
С дробным зарядом такие частицы,
Где-то, возможно, летают, как птицы!

Вглубь мироздания мысль проникает,
Тайны природа сквозь тьму открывает,

Тем, кто идеи свои подаёт,
Тем, кто умело её познаёт!

Что означает последнее четверостишье?

Ученик: оно означает, что постичь тайны природы (разгадать ее загадки) может только тот, кто мыслит (думает), идет вперед, не боится трудностей.

Учитель: правильно. На сегодняшнем уроке мы тоже попробуем попасть «вглубь мирозданья» думая, размышляя и не боясь трудностей.

2.Актуализация знаний

Задание: ответьте на вопросы:

  1. Идентифицируйте элемент:  (порядковый номер, массовое число, зарядовое число, число нуклонов, число протонов, нейтронов, электронов; название элемента)
  2. Какие виды частиц вы знаете? (электроны, протоны, нейтроны, альфа-частицы)
  3. Какие способы регистрации частиц вы знаете? (метод сцинтилляций, метод с применением счетчика Гейгера, метод с применением камеры Вильсона, метод с применением пузырьковой камеры)
  4. Что такое трек частицы? (след, оставленный частицей в среде, где она двигалась)
  5. Что позволяет определить трек? (заряд частицы, скорость, направление, длину свободного пробега, энергию частицы)

3.Постановка цели и задач урока.

Как вы думаете, чем же мы сегодня займемся?

Ученик: будем изучать частицы с помощью треков.

Тема урока (лабораторной работы): Исследование треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Цель: научиться анализировать фотографии с изображением треков заряженных частиц.

Оборудование: фотография треков заряженных частиц, которые получены с помощью камеры Вильсона, лист кальки.

4.Самостоятельная лабораторная работа

Ход лабораторной работы

1.Введение в работу (проговорить и раздать в виде карточек)

1)Разная толщина треков частиц указывает на отличие их зарядов или скоростей. Так, при одинаковых скоростях трек толще у частицы с большим зарядом; при одинаковых зарядах трек толще у частицы с меньшей скоростью.

2) Из последнего следует, что к концу движения трек частицы становится толще; так можно определить направление – откуда и куда частица двигалась.

3) Радиус кривизны трека частицы зависит от ее заряда, скорости и массы; он тем меньше, чем меньше масса и скорость, и чем больше ее заряд.

4) Направление движения можно определить и по изменению радиуса кривизны – в конце движения он уменьшается, так как уменьшается и скорость частицы.

Радиус кривизны каждого трека предлагается определять следующим образом:

  1. На изображении трека начертить две хорды
  2. К каждой хорде провести серединный перпендикуляр
  3. Найти точку пересечения серединных перпендикуляров
  4. Измерить расстояние от точки пересечения серединных перпендикуляров до изображения трека.

2.Практическая часть (проведение эксперимента)

  1. Рассмотрите фотографию треков заряженных частиц, которые получены с помощью камеры Вильсона (выдается каждому), и укажите направления начальных скоростей движения частиц.
  2. Определите направление силовых линий магнитного поля.
  3. Определите знак заряда частицы 2, если частица 1 идентифицирована как протон.
  4. Выясните, отличается ли толщина трека в начале и в конце пробега частицы.
  5. Укажите форму трека каждой частицы.
  6. Определите радиусы R1 и R2 кривизны треков частицы 1 и частицы 2 соответственно в начале их пробега.
  7. Пользуясь данными таблицы 1, определите удельный заряд частицы 1 зная, что это протон.

Таблица 1

Частица

Удельный заряд, Кл/кг

Электрон

1,759*1011

Протон

9,578*107

Альфа-частица

4,822*107

  1. Вычислите удельный заряд частицы 2 по формуле:
  2. Идентифицируйте частицу 2 при помощи таблицы. Определите, ядром какого элемента является эта частица.
  3. Заполните таблицу результатов. 
  4. Проведите анализ полученных результатов, запишите вывод (памятка «Как написать вывод в лабораторной работе»).

Таблица результатов опытов

Номер частицы

Форма трека

Описание толщины трека

Радиус кривизны трека R, м

Знак заряда частицы

Удельный заряд

Название частицы

1

2

3.Теоретическая часть

  1. По какому принципу работает камера Вильсона?
  2. Почему радиусы кривизны было необходимо измерять в начале пробега? Изменяется ли форма и толщина трека при пробеге?
  3. Какую информацию можно получить о частице при помощи камеры Вильсона?
  4. Какими недостатками обладает камера Вильсона?

5.Информация о домашнем задании

Выполнить теоретическую часть из лабораторной работы (выдаются карточки)

6.Рефлексия. Подведение итогов

Подведение итогов урока осуществляется в виде самооценки деятельности учащихся на уроке:

Критерии для самооценки деятельности учащихся на уроке физики

Содержание деятельности на уроке

Самооценка

Активность на уроке была невысокой. Содержание учебного материала понято частично. Могу ответить на некоторые вопросы по изучаемой теме. Могу привести некоторые примеры по изучаемой теме.

3

Работал(а) на уроке активно, содержание учебного материала понято частично. Могу ответить на некоторые вопросы по изучаемой теме. Могу привести некоторые примеры по изучаемой теме.

4

Работал(а) на уроке активно, содержание учебного материала понято полностью. Могу ответить на все вопросы по изучаемой теме. Могу самостоятельно без помощи учителя привести примеры по изучаемой теме.

5


Памятка «Как грамотно написать вывод в лабораторной работе»

1.     Вывод должен соответствовать цели работы: читаем цель работы и формулируем вывод согласно цели.

2.     Вывод должен быть конкретным: в выводе указываем конкретную информацию.

3.     Вывод должен быть кратким: находим в выводе слова и предложения, без которых он не меняется, и опускаем их. Например, не стоит писать в выводе о том, как интересно было выполнять данную работу или как понравилась, или не понравилась сама работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - лабораторная работа по физике "Определение плотности твердого тела"

Урок составлен не в традиционной форме, что  помогает сделать работу учащихся интересной....

План-конспект интегрированного урока физической культуры и физики

Интегрированный урок физической культуры и физики по теме "Электрические явления" для учащихся 8 класса. Цель урока: способствовать повышению интереса к предметам, продолжить обобщение и систематизаци...

Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.

Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....

План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

ФИО (полностью)       Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы               МКОУ «Денисовская ...

Лабораторная работа "Изучение треков заряженных частиц"

Лабораторная работа Тема: Изучение треков заряженных частиц.Цель работы: Провести идентификацию (установление ее тождества с известной частицей) заряженной частицы по результатам сравнения трека ...

Открытый урок по физике в 9 классе. Лабораторная работа по теме " Исследование равноускоренного движения без начальной скорости"

Цели данного урока: содержательная: установить качественную зависимость скорости тела от времени при его равноускоренном движении из состояния покоя, определить ускорение движения тела.  ...