Лабораторная работа "Изучение треков заряженных частиц"
опыты и эксперименты по физике на тему
Лабораторная работа
Тема: Изучение треков заряженных частиц.
Цель работы: Провести идентификацию (установление ее тождества с известной частицей) заряженной частицы по результатам сравнения трека с треком протона в камере Вильсона, помещенном в магнитном поле.
Оборудование: фотография треков двух заряженных частиц, линейка, калька.
Теоретическая часть работы:
В поперечное, однородное магнитное поле с одной и той же скоростью в одном и том же направлении влетают две заряженные частицы. Линии индукции магнитного поля перпендикулярны плоскости фотографии. Идентификация неизвестной частицы осуществляется путем сравнения ее удельного заряда q / m с удельным зарядом протона qp / mp. Это можно сделать, измерив и сравнив радиусы треков частиц на начальных участках треков. Используя формулу заряженной частицы, движущейся перпендикулярно вектору магнитной индукции в магнитном поле (см. учебник физики 10 кл.,
Г. Я Мякишев) можно найти отношение q / m = ? (1), (вывести формулу). Радиус кривизны трека частицы определяют следующим образом: накладывают на фотографию лист прозрачной бумаги и переводят на неё трек. Вычерчивают, как показано на рисунке, две хорды и восстанавливают к ним перпендикуляры. На пересечении перпендикуляров лежит центр окружности, ее радиус измеряют линейкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_izuchenie_trekov_zaryazhennyh_chastits.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Тема: Изучение треков заряженных частиц.
Цель работы: Провести идентификацию (установление ее тождества с известной частицей) заряженной частицы по результатам сравнения трека с треком протона в камере Вильсона, помещенном в магнитном поле.
Оборудование: фотография треков двух заряженных частиц, линейка, калька.
Теоретическая часть работы:
В поперечное, однородное магнитное поле с одной и той же скоростью в одном и том же направлении влетают две заряженные частицы. Линии индукции магнитного поля перпендикулярны плоскости фотографии. Идентификация неизвестной частицы осуществляется путем сравнения ее удельного заряда q / m с удельным зарядом протона qp / mp. Это можно сделать, измерив и сравнив радиусы треков частиц на начальных участках треков. Используя формулу заряженной частицы, движущейся перпендикулярно вектору магнитной индукции в магнитном поле (см. учебник физики 10 кл.,
Г. Я Мякишев) можно найти отношение q / m = ? (1), (вывести формулу). Радиус кривизны трека частицы определяют следующим образом: накладывают на фотографию лист прозрачной бумаги и переводят на неё трек. Вычерчивают, как показано на рисунке, две хорды и восстанавливают к ним перпендикуляры. На пересечении перпендикуляров лежит центр окружности, ее радиус измеряют линейкой.
Практическая часть работы:
- Выведите формулу (1).
- Положите на фотографию лист прозрачной бумаги (калька) и переведите на нее изображение треков.
- Определите радиусы кривизны треков частиц, скопированных на кальку, на их начальных участках.
- Найдите отношения удельного заряда неизвестной частицы (оставившей трек 2) к удельному заряду протона (оставившего трек 1).
- Сравнив полученный результат с данными, приведенными в таблице, определите, какой именно частице принадлежит трек 2.
| позитрон | тритон | α - частицы | π- мезон |
1836 | 0,33 | 0,5 | 9 |
Контрольные вопросы:
- Как направлена индукция магнитного поля, в котором двигались данные частицы, по отношению к плоскости фотографии?
- Почему радиус кривизны трека у каждой частицы на начальном участке больше, чем на конечном?
- О каких характеристиках частицы можно сделать заключение по поводу его траектории?
- Как направлено магнитное поле, если частица двигалась вертикально вверх в плоскости рисунка?
6. Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме:"Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц"
Разработка урока по теме:"Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц"...
Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц
Выпускникам, вступающим в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда необходимо быть творческим, самостоятельным, коммуникабельным человеком. Все эти качества можно успешно формир...
"Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях" - решение нестандартных задач 10 класс
Решение нестандартных задач...
презентация "Экспериментальные методы исследования заряженных частиц
Экспериментальные методы исследования частиц...
Группа МЖКХ 1 Физика 21.04. Тема 5. Ускорители заряженных частиц.
Ускорители заряженных частиц Задание 1. Изучить материал по теме «Ускорители Заряженных частиц».2. Составить опорный конспект. См. файл.3. Подготовить сообщение на тему «Ко...
Урок №82 Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. Лабораторная работа№7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». 9Б класс (гуманитарный профиль)
В рамках дистанционного обучпния для учащихся разработан подробный план занятий на платформе РЭШ, ля выполнения лабораторной работы дана ссылка на образец выполнения....
Тренировочная работа ЕГЭ. Движение заряженных частиц в магнитном поле.
Подборка из 10 расчетных задач на движение заряженных частиц в магнитном поле....