Лабораторная работа "Изучение треков заряженных частиц"
опыты и эксперименты по физике на тему

Табакова Людмила Анатольевна

Лабораторная работа

 

Тема: Изучение треков заряженных частиц.

Цель работы: Провести идентификацию (установление ее тождества с известной частицей) заряженной частицы по результатам сравнения трека с треком протона в камере Вильсона, помещенном в магнитном поле.

Оборудование: фотография треков двух заряженных частиц, линейка, калька.

Теоретическая часть работы:

 В поперечное, однородное магнитное поле с одной и той же скоростью в одном и том же направлении влетают две заряженные частицы. Линии индукции магнитного поля перпендикулярны плоскости фотографии. Идентификация неизвестной частицы осуществляется путем сравнения ее удельного заряда q / m с удельным зарядом протона qp / mp. Это можно сделать, измерив и сравнив радиусы треков частиц на начальных участках треков. Используя формулу заряженной частицы, движущейся перпендикулярно вектору магнитной индукции в магнитном поле (см. учебник физики 10 кл.,

Г. Я  Мякишев) можно найти отношение q / m = ? (1), (вывести формулу). Радиус кривизны трека частицы определяют следующим образом: накладывают на фотографию лист прозрачной бумаги и переводят на неё трек. Вычерчивают,  как показано на рисунке, две хорды и восстанавливают к ним перпендикуляры. На пересечении перпендикуляров лежит центр окружности, ее радиус измеряют линейкой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

Тема: Изучение треков заряженных частиц.

Цель работы: Провести идентификацию (установление ее тождества с известной частицей) заряженной частицы по результатам сравнения трека с треком протона в камере Вильсона, помещенном в магнитном поле.

Оборудование: фотография треков двух заряженных частиц, линейка, калька.

Теоретическая часть работы:

 В поперечное, однородное магнитное поле с одной и той же скоростью в одном и том же направлении влетают две заряженные частицы. Линии индукции магнитного поля перпендикулярны плоскости фотографии. Идентификация неизвестной частицы осуществляется путем сравнения ее удельного заряда q / m с удельным зарядом протона qp / mp. Это можно сделать, измерив и сравнив радиусы треков частиц на начальных участках треков. Используя формулу заряженной частицы, движущейся перпендикулярно вектору магнитной индукции в магнитном поле (см. учебник физики 10 кл.,

Г. Я  Мякишев) можно найти отношение q / m = ? (1), (вывести формулу). Радиус кривизны трека частицы определяют следующим образом: накладывают на фотографию лист прозрачной бумаги и переводят на неё трек. Вычерчивают,  как показано на рисунке, две хорды и восстанавливают к ним перпендикуляры. На пересечении перпендикуляров лежит центр окружности, ее радиус измеряют линейкой.

Практическая часть работы:

  1. Выведите формулу (1).
  2. Положите на фотографию лист прозрачной бумаги (калька) и переведите на нее изображение треков.
  3. Определите радиусы кривизны треков частиц, скопированных на кальку, на их начальных участках.
  4. Найдите отношения удельного заряда неизвестной частицы (оставившей трек 2) к удельному заряду протона (оставившего трек 1).
  5. Сравнив полученный результат с данными, приведенными в таблице, определите, какой именно частице принадлежит трек 2.

        

позитрон

тритон

α - частицы

π- мезон

1836

0,33

0,5

9

Контрольные вопросы:

- Как направлена индукция магнитного поля, в котором двигались данные частицы, по отношению к плоскости фотографии?

- Почему радиус кривизны трека у каждой частицы на начальном участке больше, чем на конечном?

- О каких характеристиках частицы можно сделать заключение по поводу его траектории?

- Как направлено магнитное поле, если частица двигалась вертикально вверх в плоскости рисунка?

6. Сделайте вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц"

Разработка урока по теме:"Экспериментальные методы регистрации заряженных  частиц"...

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

Выпускникам, вступающим в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда необходимо быть творческим, самостоятельным, коммуникабельным человеком.  Все эти качества можно успешно формир...

презентация "Экспериментальные методы исследования заряженных частиц

Экспериментальные методы исследования частиц...

Группа МЖКХ 1 Физика 21.04. Тема 5. Ускорители заряженных частиц.

Ускорители заряженных частиц Задание 1. Изучить материал по теме «Ускорители Заряженных частиц».2. Составить опорный конспект. См. файл.3. Подготовить сообщение на тему «Ко...

Урок №82 Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. Лабораторная работа№7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». 9Б класс (гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучпния для учащихся разработан подробный план занятий на платформе РЭШ,  ля выполнения лабораторной работы дана ссылка на образец выполнения....

Тренировочная работа ЕГЭ. Движение заряженных частиц в магнитном поле.

Подборка из 10 расчетных задач на движение заряженных частиц в магнитном поле....