Выступление на ШМО учителей физики
методическая разработка по физике
Выступление на ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_na_urokah_fiziki.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Основная школа № 63 г.Орска»
Выступление на ШМО
«Применение современных образовательных технологий на уроках физики»
Подготовила: учитель физики
Облакова Е.В.
2022 г.
«Применение современных образовательных технологий на уроках физики»
Актуальность проблемы
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла.
Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным.
- Одни (60,2% от 100 опрошенных старшеклассников) ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем.
- Другие (5,3% опрошенных) считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач.
- Третьи (34,5%) жалуются на сложность предметов, они не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами.
Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:
1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
2)развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
3)воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся:
- Проблемное обучение
- Информационно-коммуникационные технологии
- Научно-исследовательская и проектная деятельность
- Интерактивное обучение
- Решение творческих задач
Проблемное обучение.
Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики — проблемный урок.
Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся.
Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики.
При использовании данной технологии реализуются принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень
Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A. M. Горький писал: “Игра — путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока: например: при проведении повторительно-обобщающего урока в 8 классе «Физика за чайным столом», «Физика на кухне», в 7 классе — «Физика в загадках».
Игровые технологии использую во внеклассной работе.
Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе.
Дифференцированный подход к обучению.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.
В настоящее время все контрольные и самостоятельные работы по физике выполняются с учетом дифференцированного подхода: каждый выбирает задания по своим способностям. При таком подходе видно, кто из учеников переоценивает свои знания, кто объективен, кто недооценивает свои возможности, над чем ученику и учителю надо поработать.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Так например, ученики 7 класса создали презентацию на тему «Польза и вред микроорганизмов при чистке воды», тем самым у них в работе прослеживается межпредметная связь, они проводили соц.опрос среди школьников, что они знают о микроорганизмах и способах очистки воды. В 8 классе проводились не раз игры по закреплению определенных тем, в которых ученики в своих группах изучали проблему темы и пути ее решения. Проводили исследования по теме «Строение атома», выходя за рамки программы, изучая что такое кварки, квазоны, мезоны, адроны и прочее.
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Например, в 7 классе использовала физминутку по теме урока «Межмолекулярное строение вещества» при проведении открытого урока по физике «Агрегатные состояния вещества», в 8 классе «Составь формулу» - необходимо было из карточек составить формулу для решения задачи.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Лекционную часть я практикую среди 9 и 10 классов. Ученики записывают определения по теме урока в разных вариациях, составляют блок-схемы, таблицы, рисунки, краткие опорные конспекты, историю создания закона, эксперимента, опыта, исследования, знакомясь с учеными физиками. Тем самым, можно проследить межпредметную связь с другими науками: химия, история, география, литература, медицина, астрономия, геология, геодезия, анатомия, социология. Я заметила, что на семинарах в виде зачетной системы, к примеру, учащиеся не только рассказывают о фактах жизни и работы ученых, но учатся выступать перед аудиторией, отвечать на заданные вопросы аудиторией, самоорганизуются по предварительной подготовке выбранной темы.
Информационно-коммуникационные технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Учащиеся готовят небольшие доклады, рефераты по определенным темам или предлагают сами темы на размышление о пройденным моментам из тем урока. Ссылаясь на определенные сайты ученики, подтверждают или опровергают то или инок высказывание, исследование, версию определения или события. Выпускают газеты на различные темы, пишут статьи, рассказы (например, 7 класс «Для чего нужны рычаги?», 8 класс «Бывают ли магниты не природного происхождения», 9 класс «Как влияет инерционность на объекты при их движении?», 10 класс «Возможна ли невесомость на Земле?», общее для всех выпуск газет «Экологический вестник»).
Практика использования ИНТЕРНЕТ в 9 классе по физике, ученики должны были создать рекламу предмета физика, затем создать презентация из одной главы изученного материала – для закрепления темы – используя материал по теме и правильно записать ссылки на сайты, где они использовали материал, подборка иллюстраций.
Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Через общение лежит путь к родству душ.
Литература:
1. МанвеловС. Г. Конструирование современного урока. — М.:Просвещение, 2002.
2. Ларина В. П., Ходырева Е. А., Окунев А. А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999–2002.
3. Петрусинский В.В Иргы — обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994
4. Громова О. К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001
5. А. Фонтанова Технология, которая позволяет нам стать другими«Первое сентября», 16.01.2001, 3 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя физики на пед. совете по теме "Применение информационных технологий в учебном процессе по физике"
Применение информационных технологий в учебном процессе по физике....
Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»
Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...
«Творческие межпредметные связи» выступление на семинаре учителей физики Трубичкина Л.С.
Установление межпредметных связей в учебном процессе – важная и сложная задача, значение которой...
Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.» Знание нельзя дать - его можно только взять.
Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.»Знание нельзя дать - его можно только взять. ...
Выступление на РМО учителей физики на тему: "Реализация требований ФГОС ООО в деятельности учителя физики"
Технология проектирования современного урока...
Выступление на РМО учителей физики
Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях учащихся 9 и 11 классов при подготовке к итоговому экзамену...
Выступление на районном методическом объединении учителей физики и математики. Тема: ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Подготовка к ЕГЭ
Цель: повторение основных понятий, законов и формул ФИЗИКИ И МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ в соответствии с кодификатором ЕГЭ....