«Творческие межпредметные связи» выступление на семинаре учителей физики Трубичкина Л.С.
материал по физике ( класс) на тему
Установление межпредметных связей в учебном процессе – важная и
сложная задача, значение которой
особенно возрастает в плане
требования комплексного подхода
в обучении и воспитании школьников.
Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных знаний, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.
Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При использовании исключается формализм при изучении материала.
Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Августовские совещания секция: « Физики»
Тема: «Творческие межпредметные конференции, семинары»
Подготовила: Трубичкина Л.С., учитель физики Кайрактынской СОШ.
2014 год.
Установление межпредметных связей в учебном процессе – важная и
сложная задача, значение которой
особенно возрастает в плане
требования комплексного подхода
в обучении и воспитании школьников.
Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных знаний, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.
Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При использовании исключается формализм при изучении материала.
Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.
Учащиеся с удовольствием обосновывают физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.п.
Можно предложить ряд межпредметных вставок в уроки по некоторым вопросам:
- 9 класс: «Относительность движения» - можно предложить заслушать отрывок из стихотворения М.В.Ломоносова, ранее изучавшемся на уроках литературы:
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»,
Другой – что «Солнце все с собою планеты водит»;
Один Коперник был, другой был Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомнении рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такого,
Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»
Потом задать вопросы:
- Чему посвящен спор?
- Чью точку зрения разделяет автор?
- Как вы представляете себе движение Солнца, Земли, планет?
- Почему учение Коперника было запрещено церковью?
Выслушав и обсудив ответы, можно плавно перейти к объяснению схем мироздания по Птолемею и по Копернику.
- Перед изучением графической интерпретации равномерного прямолинейного движения (9 и 10 класс) можно предложить ученикам записать уравнение y=2+4x и вспомнить из курса алгебры следующее:
- Какую зависимость представляет данное уравнение?
- Как линейная зависимость y = f(x) выглядит графически?
После этого можно попросить сравнить «математическое» уравнение y=2+4x и «физическое» x=x+vt, выражающее закономерность изменения координаты при равномерном движении. Вспомнив алгебру ученики сами приходят к выводу, что выражение: x=x+vt – линейная функция, что время t служит аргументом, а х (координата) – функцией.
И далее не учитель, а ученики записывают на доске частные случаи общей закономерности: равномерное прямолинейное движение при:
а) х=0; б) х>0; в) х<0; г) v<0.
А затем строят графики и характеризуют каждую разновидность движения.
- При изучении простых механизмов и машин показываю таблицу по истории с египетскими пирамидами и предлагаю ученикам рассказать об их строительстве. Напоминаю также о метательных машинах, использованных при отпоре татар в 1238 году у города Козельска, что в Калужской области, показываю иллюстрации. Учащиеся называют используемые приспособления, собирают их модели из имеющихся деталей, приводят в действие и поясняют принцип работы. Рассмотренный пример – из блока связи «физика – история».
Аналогичные примеры можно рассмотреть в связи:
Физика
География химия биология русский язык
Основы безопасности жизнедеятельности
Я предложила лишь несколько « линий», то есть направления, межлредметных связей. Хотелось подчеркнуть что таких «линий» много и все они могут быть раскрыты, эта работа важна, и поэтому заслуживает внимания педагога.
Литература.
- В.М.Дуков «Исторические образы в курсе физики средней школы»
- Н.В.Малахов « Меж предметные связи в формировании картографических знаний »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре "Уроки физики в соответствии с ФГОС"
выступление на семинаре " Особенности ФГОС на второй ступени обучения"...
Межпредметные связи на уроках технологии (технология-физика).
В данной статье сообщается как при изучении разделов программы по технологии используются связи с физикой....
Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя
Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...
Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .
Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....
Выступление с обобщением моего опыта на районном семинаре учителей физики Кустовой Н.И.
На районном семинаре выступила с обобщением своего опыта по теме «Нестандартные формы уроков физики, как средство повышения интереса и мотивации к обучению у учащихся»....
Выступление на РМО учителей физики на тему: "Реализация требований ФГОС ООО в деятельности учителя физики"
Технология проектирования современного урока...
«Реализация межпредметных связей посредством преемственности между учителем-дефектологом и воспитателем ГПД»
Консультация для воспитателей ГПД по развитию речевого слуха на занятиях....