«Творческие межпредметные связи» выступление на семинаре учителей физики Трубичкина Л.С.
материал по физике ( класс) на тему

Трубичкина Любовь Сергеевна

  Установление межпредметных связей               в учебном  процессе – важная и

 сложная задача, значение которой

 особенно возрастает в плане

 требования комплексного подхода

 в обучении и воспитании школьников.

 

 

         Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных знаний, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.

 

        Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе  и важна роль межпредметных  связей. При использовании исключается формализм при изучении материала.

       

        Использование информации, полученной при изучении других учебных  предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Августовские совещания секция: « Физики»

Тема: «Творческие  межпредметные конференции, семинары»

                                                   Подготовила: Трубичкина Л.С., учитель     физики Кайрактынской СОШ.

2014 год.

                             

  Установление межпредметных связей               в учебном  процессе – важная и

 сложная задача, значение которой

 особенно возрастает в плане

 требования комплексного подхода

 в обучении и воспитании школьников.

         Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных знаний, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.

        Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе  и важна роль межпредметных  связей. При использовании исключается формализм при изучении материала.

       

        Использование информации, полученной при изучении других учебных  предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.

       Учащиеся  с удовольствием обосновывают физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.п.

       

        Можно предложить ряд межпредметных вставок в уроки по некоторым вопросам:

  • 9 класс: «Относительность движения» - можно предложить заслушать отрывок из стихотворения М.В.Ломоносова, ранее изучавшемся на уроках литературы:

           Случились вместе  два Астронома в пиру

           И спорили весьма между собой в жару.

           Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»,

           Другой – что «Солнце все с собою планеты водит»;

           Один Коперник был, другой был Птолемей.

           Тут повар спор решил усмешкою своей.

           Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

           Скажи, как ты о сем сомнении рассуждаешь?»

           Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

           Я правду докажу на Солнце не бывав.

            Кто видел простака из поваров такого,

            Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»

Потом задать вопросы:

  1. Чему посвящен спор?
  2. Чью точку зрения разделяет автор?
  3. Как вы представляете себе движение Солнца, Земли, планет?
  4. Почему учение Коперника было запрещено церковью?

   Выслушав и обсудив ответы, можно плавно перейти к объяснению схем мироздания по Птолемею и по Копернику.

  •  Перед изучением графической интерпретации равномерного прямолинейного движения (9 и 10 класс) можно предложить ученикам записать уравнение y=2+4x и вспомнить из курса алгебры следующее:

  1. Какую зависимость представляет данное уравнение?

  1. Как линейная зависимость y = f(x) выглядит графически?

    После этого можно попросить сравнить «математическое» уравнение y=2+4x и «физическое» x=x+vt, выражающее закономерность  изменения координаты  при равномерном движении. Вспомнив алгебру ученики сами приходят к выводу, что  выражение: x=x+vt – линейная функция, что время t служит аргументом, а х (координата) – функцией.

         И далее не учитель, а ученики записывают на доске частные случаи  общей закономерности: равномерное прямолинейное  движение  при:

 а) х=0; б) х>0; в) х<0; г) v<0.

А затем строят графики и характеризуют каждую разновидность движения.

  • При изучении простых механизмов и машин показываю таблицу по истории с египетскими пирамидами и предлагаю ученикам рассказать об их строительстве. Напоминаю  также о метательных машинах, использованных при отпоре татар в 1238 году у города Козельска, что в Калужской области, показываю иллюстрации. Учащиеся называют используемые приспособления, собирают их модели из имеющихся деталей, приводят в действие и поясняют принцип работы. Рассмотренный пример – из блока связи «физика – история».

  Аналогичные примеры можно рассмотреть в связи:

                                                Физика

География             химия          биология               русский язык  

Основы безопасности жизнедеятельности

              Я предложила лишь несколько « линий», то есть направления, межлредметных связей. Хотелось подчеркнуть что таких «линий» много и все они могут быть раскрыты, эта работа  важна, и поэтому заслуживает внимания педагога.

Литература.

  1.   В.М.Дуков  «Исторические образы в курсе физики средней школы»
  2. Н.В.Малахов « Меж предметные связи в формировании картографических знаний »

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре "Уроки физики в соответствии с ФГОС"

выступление на семинаре " Особенности ФГОС на второй ступени обучения"...

Межпредметные связи на уроках технологии (технология-физика).

В данной статье сообщается как при изучении разделов программы по технологии используются  связи с физикой....

Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

Выступление с обобщением моего опыта на районном семинаре учителей физики Кустовой Н.И.

На районном семинаре выступила с обобщением своего опыта по теме «Нестандартные формы уроков физики, как средство повышения интереса и мотивации к обучению у учащихся»....

«Реализация межпредметных связей посредством преемственности между учителем-дефектологом и воспитателем ГПД»

Консультация для воспитателей ГПД по развитию речевого слуха на занятиях....