Методические разработки некоторых физических моделей
опыты и эксперименты по физике (8, 9, 10 класс)
В данной публикации я описываю некоторые физические модели, которые мы изготовили вместе с учениками нашей школы. Демонстрация этих моделей помогает более наглядно обьяснять некоторый учебный материал, также с их помощью мы можем провести некоторые исследования (например вычислить удельное сопротивление грифелей карандашей различной твердости),. Создание таких моделей помогает развитию инженерной мысли моих учеников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к выполнению и применению некоторых физических моделей.
Модель реактивной тележки. (см. презентацию)
Используется для демонстрации реактивного движения, закона сохранения импульса (9 класс), работы газа, работы пара (8 класс).
Описание: в легкий прямоугольный брусок пенопласта вставляется две пары колес от любой детской машинки. Длина бруска д.б. несколько больше длины пробирки, ширина определяется шириной оси колес. На брусок ближе к одному концу крепится рогатка, которая будет поддерживать пробирку в наклонном положении, можно при помощи резинки. Под дно пробирки в пенопласте аккуратно вырезается углубление, можно с пазами по краям. В эти пазы вставляется кусочек плотного картона или тонкая деревянная пластинка. На нее клеем крепится наперсток, в который закладывается кусочек ватки, смоченный спиртом.
Применение: В пробирку наливает немного воды, закрывают пробкой и поджигают ватку (Вначале пробирку надо равномерно прогреть, поворачивая и смещая ее). Пробка вылетает, тележка едет. Второй вариант: На том конце тележки, куда повернуто отверстие пробирки, устанавливают парус (можно из плотной бумаги или ткани на мачтах из 2 спиц). Пробка, вылетает из пробирки, ударяет в парус. Тележка остается на месте. Т.О. демонстрируем з-н сохранения импульса замкнутой системой тел, при их внутреннем взаимодействии.
Модель лампочки Лодыгина (см. презентацию)
Описание модели приводится в методической литературе. Внесу только некоторые коррективы. Провода можно брать меньшей толщины, например 2,5мм. в диаметре. Напряжение тоже может быть меньше, от 8В до 12В. графит – от простого карандаша, но его лучше сначала слегка прокалить на небольшом напряжении, тогда он не так быстро перегорает.
Прибор для демонстрации взаимодействия электрических зарядов (см. презентацию)
Описание: пластину из оргстекла нагреть, свернуть в форме цилиндра и спаять края. Затем, вырезать круг по размеру цилиндра с двумя отверстиями. Одно из них в центре, другое – ближе к краю. Круг вставить в цилиндр и спаять их. В центральное отверстие вставить трубку, сквозь которую пропустить шелковую нить. На нить подвесить штангу с двумя шариками, сделанную из пенопласта, предварительно обмотав ее фольгой. Сквозь другое отверстие пропускается металлический стержень, на который крепятся два одинаковых металлических шарика. Верхний шарик электризуется с помощью эбонитовой палочки.
Применение: прибор используют для демонстрации закона Кулона.
Психрометр демонстрационный (см.презентацию)
Описание: к небольшой фанерной пластине крепятся два термометра. Нижний конец одного из них надо обернуть кусочком материи и опустить в сосуд с водой. Психрометрическая таблица наклеивается на фанеру. По поверхности фанеры пропускаются две нити: горизонтальная и вертикальная. Нити могут свободно перемещаться. На пересечении нитей находится искомое значение влажности.
Модель «Мертвая петля» (см. презентацию)
Описание: металлическую достаточно твердую пластину изгибают таким образом, как показано на фото и крепят с помощью штанги на деревянной подставке. Металлический шарик скатывают с вершины. Вблизи деревянной подставки ставят пластиковую коробку с песком, для смягчения удара скатывающегося металлического шарика.
Электростатический ионизатор дыма. (см. презентацию)
Я хочу представить модель электростатического ионизатора дыма, а проще говоря, фильтра для очистки воздуха в задымленных помещениях.
Он состоит из собирающей камеры - банки с крышкой, чтобы дым не рассеивался быстро, и прикуривателя. В крышке банки просверливаются три отверстия. В два крайних вставляются изолированные электроды, к которым крепятся собирающие алюминиевые пластинки, вырезанные из пивных банок. Верхняя часть электродов соединяется с разрядниками электрофорной машины.
Прикуриватель состоит из небольшой пластиковой бутылки, которая играет роль компрессора. В пробке бутылки просверливается отверстие. В него вставляют трубку- мундштук. Другой конец трубки входит в третье отверстие на крышке банки. Все это вместе крепится винтом с гайкой.
Зажигаем сигарету и вставляем ее фильтром в мундштук. Закручиваем в пробку пластиковую бутылку, в дне которой имеется отверстие. Через это отверстие закачиваем воздух в бутылку с помощью велосипедного качка. За счет избыточного давления большая часть дыма от сигареты проходит в банку, кстати, это та порция, что попадает в легкие курильщика.
Отсоединяем качок и приводим во вращение электрофорную машину. Собирающие пластины электризуются. Под действием электрического поля происходит ионизация молекул дыма. Ионы оседают на пластинах, и воздух в банке быстро очищается. Это особенно хорошо заметно при сравнении с задымлением в бутылке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель реактивной тележки Используется для демонстрации реактивного движения, закона сохранения импульса, работы газа, работы пара
Модель лампочки Лодыгина
Прибор для демонстрации взаимодействия электрических зарядов прибор используют для демонстрации закона Кулона Психрометр демонстрационный прибор используют для измерения относительной влажности воздуха в классе
Модель «Мертвая петля» Используется для демонстрации закона сохранения энергии, для иллюстрации при решении задач по данной теме
Электростатический ионизатор дыма Используют как фильтр для очистки воздуха в задымленных помещениях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Некоторые нетрадиционные виды работы со словами из словаря "
В этой статье представлены виды работы по запоминанию слов из словаря: это шифровка, дешифровка различными символами....
Методическая разработка урока инфорамтики "Модель объекта"
Урок информатики "Модель объекта" разработан в рамках УМК Матвеевой Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс. В уроке использван материал курса "История и культура Санкт-Петербурга"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка через применение игровых технологий
МОУ «СОШ № 75» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках англ...
Методическая разработка урока "Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов"
План-конспект урока в 7 классе (авторская разработка)...
Методическая разработка "Технология изготовления модели планера"
Методическая разработка "Технология изготовления модели планера"...
Методическая разработка на тему "Модель построения предложения как средство формирования коммуникативной компетентности глухих и слабослышащих обучающихся"
В методической разработке представлен комплекс средств обучения для формирования коммуникативной компетентности обучающихся:карточки-модели построения предложений, в основе которых лежит глагол как ба...
Методическая разработка "Некоторые качества личности школьника для составления характеристик и представлений"
Методическая разработка в виде полезной шпаргалки для педагогов при составлении грамотной характеристики или представления на обучающегося....