Технологическая карта урока физики 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс)

Хакимов Евгений Владимирович

Технологическая карта урока физики 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_fiziki_8_klass.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики 8 класс

Учитель физики: Хакимов Е.В., МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова»

Тема урока: Кипение.

Цели урока:

  1. Предметно-дидактическая (содержательная): формирование представлений о физических процессах, лежащих в основе кипения, и условиях кипения.
  2. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий на примере рассмотрения процесса кипения.

Задачи урока:

  1. Обучающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
  2. Развивающие: продолжить развитие умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
  3. Воспитательные: продолжить создание условий для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • учащиеся определяют понятия: «кипение», «температура кипения»;
  • учащиеся выясняют условия кипения, выделяют этапы, характерные для процесса кипения;
  • учащиеся дают объяснение физических процессов, сопровождающих каждый этап;
  • учащиеся предлагают возможность экспериментального подтверждения условий кипения;

Метапредметные:

Личностные:

  • понимание единства и познаваемости окружающего мира, проявление познавательного интереса, формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

  • решение учебной проблемы через использование различных источников информации, моделей, схем;
  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля (умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им), самооценки в процессе урока;
  • учащиеся составляют таблицу, сравнивают и делают вывод.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

  • учащиеся участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения;
  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
  • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: урок открытия нового знания;
  • по способу организации: синтетический;
  • по ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения:

  • основной: проблемно - поисковый;
  • дополнительные: словесный, объяснительно-иллюстративный, сравнительно-сопоставительный, практический.

Формы работы: 

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная;

Средства обучения:

  • Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /А. В Пёрышкин/. М.: Дрофа, 2016;
  • рабочие листы;
  • презентация «Кипение», видеосюжет;
  • текст логической загадки;
  • компьютер;
  • телевизор;
  • температурный датчик;
  • термостойкие колбы, электрическая плитка, резиновая груша, шприцы, вода.

Межпредметные связи: 

  • биология;
  • математика.

Технологическая карта урока

Этап урока

Методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Организационный (готовность к уроку)

Словесно-наглядный, проблемно-поисковый

Приветствие, демонстрация мотивирующего видеосюжета

Настраиваются на восприятие материала урока, проводят самооценку готовности к уроку.

Создание проблемной ситуации при просмотре видеосюжета.

Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга

Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета

Принятие сигнала к началу учебной деятельности

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

проблемно-поисковый

Выявляет уровень осведомленности о процессе кипения.

Использует приём логической загадки (Приложение 1)

Отгадывают загадку, вспоминая, что им известно по изучаемому вопросу (различные свойства воды, водяного пара)

Построение  логической цепи рассуждений.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой фронтально.

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

Принимают решения по итогу обсуждения решения загадки.

Планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

3. Постановка целей и задач урока.

.

Словесно-наглядный, проблемно-поисковый

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.

Предлагает изобразить стадии кипения воды исходя из жизненного опыта и их названий.

Предлагает сравнить варианты схем, предложенные разными группами и выдвинуть проблему урока.

Выдвигают предположения.

Высказывают самостоятельные суждения.

Уточняют тему, цель и

задачи урока Формулируют, что требуется узнать.

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. выявляют черты различия, осуществляют сравнение;

Работают в группе, обсуждают внешние проявления различных этапов кипения. Пробуют дать определение процесса кипения.

 Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

Определяют  цели и формулируют задачи, аргументируют свою точку зрения; Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания.

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. целеполагание и планирование действий

4. Открытие нового знания через разрешение проблемной ситуации

Объяснительно-иллюстративный, сравнительно-сопоставительный, практический.

Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

(Презентация «Кипение», эксперимент)

Проведение эксперимента по изучению процесса кипения.

Отвечают на наводящие вопросы учителя, делают предположения.

Анализируют  этапы кипения с выделением отличительных признаков, сравнивают, выделяют главное и делают вы- вод;

Работают в группах для построения логической схемы объяснения всех этапов процесса кипения.

Слушают  и понимают собеседника; строят монологическое высказывание. Участвуют  в обсуждении, высказывают свою точку зрения; применяют модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, дают определения понятиям.

Дают определение температуры кипения.

Заполняют таблицу рабочего листа. Строят график зависимости температуры жидкости от времени. Корректируют определение процесса кипения.

Работают  с различными источниками информации для решении учебной проблемы: извлекают информацию из текста, рисунка слайда. Контролируют  время, предоставленное для работы.

5. Первичное закрепление изученного материала, применение новых знаний

Сравнительно-сопоставительный, практический

Организует проведение экспериментов по выяснению условий процесса кипения Первичное обобщение

Предлагают возможные опыты, подтверждающие условия кипения.

Наблюдают эксперименты, видеофрагмент.

Делают  предположения, строят логические рассуждения.

Говорят с четким соблюдением очередности, концентрируют внимание не только на своих ответах, но и ответах других.

Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы. Формулировка учащимися итога урока: достижение каких  целей урока было достигнуто в ходе урока.

Работают  с различными источниками информации

Корректируют ошибки, восполняют пробелы.

Самооценка, понимание границ своего знания, формирование запроса на недостающую информацию.

6.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Объяснительно-иллюстративный

Объясняет домашнее задание. Предлагает сообщения по теме

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным  действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

7. Рефлексия деятельности

Словесный.

Организует рефлексию (Приложение 2)

Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Анализируют результаты собственной деятельности. Определяют существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулируют дальнейшие цели.

Транслируют оценку результатов собственной деятельности.

Высказывают собственное мнение, слушают других.

Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности.

Осуществляют самоконтроль и самооценку.

Приложение 1

Логическая загадка

Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит полцарства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.

Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.

«Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой». Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?

Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Таким образом, снижали температуру внутри чайника, вода нагревалась медленнее. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала!


Приложение 2

Предложения для рефлексии

  1. Сегодня я узнал(а)...
  1. Было интересно…
  1. Было трудно…
  1. Я выполнял(а) задания…
  1. Я понял(а), что…
  1. Теперь я могу…
  1. Я почувствовал(а), что…
  1. Я приобрел(а)…
  1. У меня получилось…
  1. Я смог(ла)...
  1. Я попробую…
  1. Меня удивило…
  1. Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел"

Технологическая карта урока физики в 7 классе (работа учащихся в группах) и тест на самопроверку...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»

Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...

Технологическая карта урока физики в 11 классе

Технологическая карта урок изучения нового материала по теме «Постулаты Н.Бора», разработан в   соответствии базовой программой  по физике для учителей, работающих по учебнику  Г. Я. Мя...

Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Свободное падение тел"

Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Свободное падение тел" с использованием мобильного класса. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: проблемный...

Технологическая карта урока физики в 7 класса по теме "Давление" (основные этапы)

Технологическая карта (основные этапы) урока физики в 7 классе по теме "Давление"...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части" к учебнику Перышкина

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО....