Урок физики в 8 классе «Виды теплопередачи»
план-конспект урока по физике (8 класс)
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с видами теплопередачи.
2. Научить их объяснять тепловые явления на основании молекулярно-кинетической теории.
3. Углубить знания учащихся о видах теплопередачи и их роли в природе и технике.
4. Рассмотреть примеры использования видов теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_v_8_klasse_vidy_teploperedachi.docx | 69.11 КБ |
pril1.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 8 классе «Виды теплопередачи»
Цель урока:
- Познакомить учащихся с видами теплопередачи.
- Научить их объяснять тепловые явления на основании молекулярно-кинетической теории.
- Углубить знания учащихся о видах теплопередачи и их роли в природе и технике.
- Рассмотреть примеры использования видов теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.
Демонстрации:
- Перемещение тепла по спицам из различных металлов;
- вращение вертушки над горящей лампой;
- термоскоп;
- слайд-шоу.
Ход урока
I. Проверка усвоения изученного материала (фронтальный опрос).
Вопросы для проверки:
- Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?
Ответ: Совершая механическую работу или теплопередачей. - Расскажите о процессе нагревания металлической ложки, погруженной в горячую воду.
Ответ: Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии частиц ложки. Молекулы воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам ложки. В результате этого энергия молекул воды в среднем будет уменьшаться, а энергия частиц ложки будет увеличиваться. Температура воды уменьшиться, а температура ложки – увеличится. Через определенное время их температуры сравняются. - Какой процесс называют теплопередачей?
Ответ: Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. - Приведите примеры увеличения (уменьшения) внутренней энергии тела при совершении над ним (или этим телом над другими телами) механической работы.
Ответ: При деформации тел (ударах, сгибании, разгибании, сжатии и т. д.) их внутренняя энергия увеличивается. Сжатый газ совершает работу, выталкивая пробку из сосуда, при этом внутренняя энергия газа уменьшается. - В теплую комнату внесли с улицы бутыль, закрытую пробкой. Через некоторое время пробка выскочила из бутыли. Почему?
Ответ: В теплой комнате температура воздуха, находящегося под пробкой, со временем увеличивается, при этом давление воздуха повышается и это приводит к выталкиванию пробки. - Почему при обработке детали напильником деталь и напильник нагреваются?
Ответ: Над телами совершается работа силы трения, при этом их внутренняя энергия увеличивается, а значит и температура тел повышается.
II. Изучение нового материала.
План изложения нового материала:
- Теплопроводность. Примеры в природе и технике.
- Явление конвекции в жидкостях и газах. Примеры в природе и технике.
- Излучение. Примеры в природе и технике.
- Примеры теплообмена в быту.
Начало слайд-шоу по новой теме (управление сменой слайдов осуществляет учитель).
Формулировка темы урока (слайд 1).
Мы уже знаем, что внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: путем совершения работы и путем теплопередачи (теплообмена). Изменение внутренней энергии посредством теплопередачи может производиться по-разному.
Различают три вида теплопередачи: теплопроводность, конвекция и излучение или лучистый теплообмен (слайд 2).
Демонстрация опыта (опытная установка изображена на слайде 3 и рис. 6, стр. 11 учебника).
Определение теплопроводности (слайд 4):
1. Теплопроводность – явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой.
В этом случае тела и все части, участвующие в процессе, находятся в непосредственном контакте.
Само вещество не перемещается вдоль тела – переносится лишь энергия
Объяснение механизма теплопроводности (слайд 5).
Показ сравнительных рисунков по теплопроводностям различных веществ (слайд 6) и теплоизоляционных материалов (слайд 7).
Примеры теплопроводности в природе (слайды 8, 9) и технике (слайд 10).
Демонстрация опыта (опытная установка изображена на слайде 11 и рис. 10, 11, стр. 14 учебника).
Определение конвекции (слайд 12):
2. Конвекция (от лат. конвекцио – перенесение) – перенос энергии самими струями газа или жидкости.
Этот вид теплопередачи не является чисто тепловым процессом, так как перемешивание слоев газа или жидкости всегда связано с какими-то внешними, нетепловыми причинами.
Конвекция в твердых телах и вакууме происходить не может.
Объяснение механизма конвекции в газах (слайд 13).
Объяснение понятия тяги и природы её возникновения (слайд 14).
Объяснение механизма конвекции в жидкостях (слайд 15).
Примеры конвекции в природе (слайды 16-18) и технике (слайд 19).
Демонстрация опыта, установка которого изображена на рис. 13, стр. 17 учебника.
Определение излучения (лучистого теплообмена) (слайд 21).
3. Излучение – это теплопередача, при которой энергия переносится различными лучами.
Объяснения механизма излучения (слайды 22, 23).
В этом случае перенос энергии осуществляется посредством электромагнитных волн, с физической природой которых мы ознакомимся позднее. Излучение не нуждается в каких-либо иных посредниках.
Излучение может распространяться и в вакууме (например, Солнечное излучение).
Темные тела лучше поглощают излучение и быстрее нагреваются, чем светлые. Темные тела быстрее охлаждаются.
Примеры излучения в природе (слайд 24) и технике (слайд 25).
4. Примеры теплообмена в быту. (Показ слайдов 27-33).
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания по изученному сегодня материалу:
Заполните схему (слайд 35).
Ответ:
Ответьте на следующие вопросы: (слайды 37-46).
1. Почему вы обжигаете губы, когда пьёте чай одинаковой температуры из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьёте чай из фарфоровой кружки?
Ответ. Металлическая кружка по сравнению с фарфоровой нагревается сильнее, вследствие высокой теплопроводности металла по сравнению с фарфором.
2. Почему ручки чайников, кастрюль делают из пластмассы или дерева?
Ответ. Пластмасса и дерево имеют низкую теплопроводность. Такие ручки предохраняют руки человека от ожога.
3. Почему нагретая сковорода охлаждается в воде быстрее, чем на воздухе?
Ответ. Вода обладает большей теплопроводностью, чем воздух.
4. Почему в безветрие пламя свечи устанавливается вертикально?
Ответ. Металлы обладают большей теплопроводностью. Горячие газы, двигаясь вверх по металлической трубе, охлаждаются быстрее, нежели при движении по кирпичной трубе. Плотность газов увеличивается, разность давлений в трубе и вне ее уменьшается, уменьшается и тяга.
5. Где и почему именно там размещают батареи в помещениях?
Ответ. Батареи находятся ниже окон, для того, чтобы согревать холодный воздух, выходящий из окна. Благодаря конвекции теплый слой воздуха поднимается вверх и обогревается всё помещение.
6. Зачем самолёты красят «серебряной» краской?
Ответ. Для меньшего нагревания или охлаждения корпуса самолёта.
7. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
Ответ. Темные тела лучше поглощают излучение Солнца и потому быстрее нагреваются.
8. Какой из изображенных чайников быстрее остынет?
Ответ. Быстрее остынет черный чайник, так как темные тела быстрее охлаждаются.
9. Посмотрите на рисунок. Почему одному мальчику жарко, а другому нет?
Ответ. Один из мальчиков одет в темную футболку, хорошо поглощающую солнечной энергии, и ему жарко. А другой одет в светлую футболку, которая плохо поглощает энергию Солнца.
10. Почему зимой тяга в печных трубах больше, чем летом?
Ответ. При условии неизменности высоты трубы тяга в ней тем сильнее, чем больше различаются давления на уровне основания трубы горячего воздуха в трубе и более холодного наружного воздуха. С понижением температуры наружного воздуха (зимой) его плотность возрастает, возрастает и его давление. Таким образом, тяга в печных трубах зимой больше, чем летом.
Придумайте опыт по рисунку и объясните наблюдаемое явление. (слайд 47).
Ответ. Берем два стержня, имеющих различные теплопроводности материалов из которых они изготовлены, например, деревянный стержень и медный. Ближе к одному из концов стержней крепим на стержни (через небольшие промежутки) с помощью воска несколько гвоздей. Стержни с закрепленными гвоздями помещаем свободными концами в стакан с горячей водой. Через определенное время гвозди, закрепленные на медном стержне, начнут падать, начиная снизу. Медный стержень имеет очень хорошую теплопроводность. Гвозди, закрепленные на деревянном стержне, не будут падать, так как дерево плохо проводит тепло.
Показ слайда 49 на закрепление изученных видов теплопередачи.
Домашнее задание: (Слайд 50) § 4-6. Упр. 2, 3.
Кроссворд. (слайд 51)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ КОНВЕКЦИЯ ИЗЛУЧЕНИЕ, или ЛУЧИСТЫЙ ТЕПЛООБМЕН
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ Проведем опыт
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ Теплопроводность – явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой. В этом случае тела и все части, участвующие в процессе, находятся в непосредственном контакте. Само вещество не перемещается вдоль тела- переносится лишь энергия.
Механизм теплопроводности Амплитуда колебаний атомов в узлах кристаллической решетки в точке А меньше, чем в точке В. Вследствие взаимодействия атомов друг с другом амплитуда колебаний атомов, находящихся рядом с точкой В, возрастает.
Теплопроводность различных веществ Металлы обладают хорошей теплопроводностью Меньшей - обладают жидкости Газы плохо проводят тепло
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ В ПРИРОДЕ Снег предохраняет озимые посевы от вымерзания.
Мех животных из-за плохой теплопроводности предохраняет их от переохлаждения зимой и перегрева летом.
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ И ТЕХНИКЕ Для того, чтобы предотвратить ожоги тела от прикосновения к нагревающимся до высокой температуры приборам – защищают последние оболочкой из материалов с низкой теплопроводностью . Для ускорения процесса нагрева или охлаждения соответствующие детали устройств делают из материалов с высокой теплопроводностью .
КОНВЕКЦИЯ Проведем опыт
КОНВЕКЦИЯ Конвекция (от лат. конвекцио – перенесение) – перенос энергии самими струями газа или жидкости. Этот вид теплопередачи не является чисто тепловым процессом, так как перемешивание слоев газа или жидкости всегда связано с какими-то внешними, нетепловыми причинами. Конвекция в твердых телах и вакууме происходить не может
Механизм конвекции в газах Теплый воздух имеет меньшую плотность и со стороны холодного воздуха на него действует сила Архимеда, направленная вертикально вверх.
Тяга Давление в печи меньше давления наружного воздуха Холодный воздух устремляется в топку, тёплый поднимается вверх по трубе Чем выше труба, тем больше тяга
Механизм конвекции в жидкостях А – жидкость нагревается и вследствие уменьшения ее плотности, движется вверх. В – нагретая жидкость поднимается вверх. С – на место поднявшейся жидкости приходит холодная, процесс повторяется.
В результате конвекции в атмосфере образуются ветры у моря - это дневные и ночные бризы. КОНВЕКЦИЯ В ПРИРОДЕ
Дневной бриз Дневной бриз Холодный воздух по низу с моря перемещается к берегу
Ночной бриз Ночной бриз Холодный воздух по низу с берега перемещается к морю
обеспечивается водяное охлаждение двигателей внутреннего сгорания. охлаждаются корпуса космических кораблей КОНВЕКЦИЯ В ТЕХНИКЕ
ПРОВЕДЕМ ОПЫТ ИЗЛУЧЕНИЕ или ЛУЧИСТЫЙ ТЕПЛООБМЕН
ИЗЛУЧЕНИЕ или ЛУЧИСТЫЙ ТЕПЛООБМЕН Это теплопередача, при которой энергия переносится различными лучами.
Механизм излучения Нагретые тела излучают электромагнитные волны, с физической природой которых мы познакомимся позднее. Излучение может распространяться и в вакууме
Темные тела лучше поглощают излучение и быстрее нагреваются, чем светлые. Темные тела быстрее охлаждаются ИЗЛУЧЕНИЕ или ЛУЧИСТЫЙ ТЕПЛООБМЕН
Около 50% энергии излучаемой Солнцем является лучистой энергией, эта энергия - источник жизни на Земле. ИЗЛУЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ
сушка и нагрев материалов приборы ночного видения (бинокли, оптические прицелы) создание систем самонаведения на цель бомб, снарядов и ракет ИЗЛУЧЕНИЕ В ТЕХНИКЕ
Примеры теплообмена в быту
ХОЛОДИЛЬНИК имеет герметичный корпус с хорошей теплоизоляцией, которая обеспечивается плохой теплопроводностью материалов прослойки стенок и их внутренней пластмассовой поверхности.
ТЕРМОС За счет плохой теплопроводности прослойки стенок и отражающей тепловое излучение внутренней поверхности материала он может сохранять как низкую, так и высокую температуру жидкости в течение длительного времени.
УТЮГ Его подошва быстро прогревается, потому что обладает высокой теплопроводностью .
КУХОННЫЕ ПРИХВАТКИ Шерстяные прихватки надёжнее тканевых так как они толще. Их теплопроводность – высокая. В них можно брать более горячие предметы. В тканевых прихватках можно брать менее горячие предметы, Так как они имеют меньшую теплопроводность .
ЧАЙНИК Благодаря хорошей теплопроводности дна и благодаря конвекции вода в нём быстро прогревается.
МИКРОВОЛНОВАЯ ПЕЧЬ Используется излучение электромагнитных волн сверх высокой частоты (СВЧ), нагревающих еду. Функция гриль использует нагрев еды посредством конвекции .
Тепло от камина или костра передается находящемуся рядом с ним человеку в основном путём излучения , так как теплопроводность воздуха мала, а конвекционные потоки направлены вверх.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ИЗУЧЕННОМУ СЕГОДНЯ МАТЕРИАЛУ
Заполните схему Способы изменения внутренней энергии тела
ОТВЕТЬТЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
Почему вы обжигаете губы, когда пьёте чай одинаковой температуры из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьёте чай из фарфоровой кружки?
Почему ручки чайников, кастрюль делают из пластмассы или дерева?
Почему нагретая сковорода охлаждается в воде быстрее, чем на воздухе?
Почему в безветрие пламя свечи устанавливается вертикально?
Где и почему именно там размещают батареи в помещениях?
Зачем самолёты красят «серебряной» краской?
Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
Какой из изображенных чайников быстрее остынет?
Посмотрите на рисунок. Почему одному мальчику жарко, а другому нет?
Почему зимой тяга в печных трубах больше, чем летом?
Придумайте опыт по рисунку и объясните наблюдаемое явление
Повторим ещё раз !!!
§§ 4-6. Упр. 2, 3. ЗАПИШИТЕ В ДНЕВНИК ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Кроссворд
Кроссворд По горизонтали: 3. Естественный приток воздуха в трубе 7. Процесс изменения внутренней энергии тела 9. Характеризует тепловое состояние тел 11. Вид теплообмена 12. Единица измерения энергии 13. Бытовой прибор с низкой теплопередачей По вертикали: 1. Материал с высокой теплопроводностью 2. Естественный источник излучения 4. Она бывает механической и внутренней 5. Вид теплопередачи 6. Способ изменения внутренней энергии тела 8. Материал с низкой теплопроводностью 10. Шкала измерения температуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку СБО 5 класс "Виды обуви.Уход за обувью"
Социально-бытовая ориентировка направлена на формирование у детей с ОВЗ знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации. Знакомство с видами обуви, навыки ухода за ней - маленький шаг к ...
Урок СБО 5 класс "Виды обуви.Уход за обувью"
Социально-бытовая ориентировка направлена на формирование у детей с ОВЗ знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации. Знакомство с видами обуви, навыки ухода за ней - маленький шаг к ...
Урок в 9 классе "Виды придаточных предложений"
Данный урок является обобщающим уроком после изучения видов придаточных предложений. Воспитательная цель урока-выбор профессии....
урок физики в 10 классе "Теплопередача. Количество теплоты"
урок призван сформировать у учащихся способности к структурированию и систематизации знаний по изменению внутренней энергии способом теплопередачи и их количественной характеристике, овладение адекват...
Презентация к уроку в 7 классе "Виды ран и первая доврачебная помощь".
В работе рассматриваются вопросы опаределения раны, разновидность ран по происхождению и принципы оказания первой доврачебной помощи с учетоп юридических аспектов....
Конспект урока в 8 классе: "Виды теплопередачи. Теплопроводность"
Конспект урока в 8 классе: "Виды теплопередачи. Теплопроводность"...
Информационная карта по физике. 12 класс. Виды радиоактивного распада.
Краткое изложение по теме "Виды радиоактивного распада" в 12 классе вечерней (сменной) школы. Использованы материалы Интернета....