урок "Плотность вещества" 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс)

Константинова Ирина Викторовна

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Ввести понятие  плотности вещества.
  2. Познакомить с формулой для расчёта плотности.
  3. Разъяснить физический смысл понятия плотность.
  4. Научить вычислять массу и объём тела по известной плотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок87.21 КБ
Файл решение задач394.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике в 7 классе.

«Плотность вещества»

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Ввести понятие  плотности вещества.
  2. Познакомить с формулой для расчёта плотности.
  3. Разъяснить физический смысл понятия плотность.
  4. Научить вычислять массу и объём тела по известной плотности.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Мы познакомились с такими важными физическими величинами как масса и объем. Они дают нам ценную информацию об окружающих нас телах. Однако, можно ли, зная только массу или только объем, сказать из какого вещества состоит тело? Нет. Вот поэтому нам необходимо познакомиться с новой физической величиной, которая бы давала информацию о веществе. С этой величиной мы сегодня с вами и познакомимся.

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока. Мы должны будем все вместе разгадать кроссворд. Ключевое слово и будет – тема урока.

Угадай тему урока

1 п

у 

т 

ь 

2 я

в 

л 

е 

н 

и 

е 

3 с

п 

и 

д 

о 

м 

 е

т 

р 

4 м

е

 т

р 

5 и

н 

е 

р 

ц 

и 

я 

6 т

 р

а 

 е

 к

 т

 о

 р

 и

 я

 е

 к

у 

 н

д 

а 

8 в

 е

 щ

е 

 с

 т

в 

о 

9 с

 к

 о

р 

 о

с 

 т

 ь

  1. Длина траектории
  2. Любое изменение в природе
  3. Прибор для измерения скорости
  4. Единица пути в СИ
  5. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
  6. Линия, по которой движется тело
  7. Единица времени в СИ
  8. То, из чего состоят физические тела
  9. Физическая величина, показывающая какой путь проходит тело за единицу времени

- Запишите тему урока: “Плотность вещества” 

ІІ. Изучение нового материала

- Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ: дерева, лед, пластик, стекло, металл, глина и т. д.

- Возьмем два цилиндра.

Вопрос: Посмотрите на эти цилиндры, в чем сходство и в чем различие между ними?

Вопрос: Одинаковы ли будут массы этих цилиндров, потому что они имеют одинаковый объем? (для проверки предположения учащихся, цилиндры взвешиваются на рычажных весах)

Вопрос: Почему цилиндры, имеющие одинаковые объемы и форму, имеют разные массы?

(Ответ: Масса любого тела зависит не только от его размеров, но и от того, из какого вещества это тело состоит. При этом тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.)

Запись в тетради: V= Vтела изготовлены из разных веществ m  m2 .

- Возьмем два тела.

Вопрос: Посмотрите на эти тела, в чем сходство и в чем различие между ними?

В то же время тела с равными массами, изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы.

Запись в тетради: m= mтела изготовлены из разных веществ V1  V2 .

- Чем это можно объяснить?

Запись в тетрадь: Разные вещества имеют разную плотность

Запись в тетрадь:

ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЛОТНОСТИ:

Плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела.

 Вопрос: Как же можно найти плотность данного вещества?

РАСМОТРИМ ПРИМЕР: Льдина объёмом 8 м3 имеет массу 7200 кг. Как найти массу

1 мльда?

7200 кг : 8 м3 = 900 кг/м– плотность льда

Запись в тетради: 

Итак, если известна масса тела и его объем, можно определить плотность.

Плотность это скалярная физическая величина, равная отношению массы тела к его объему:

Обозначим величины, входящие в это выражение, буквами: плотность вещества – ρ (греч. буква «ро»), масса тела – т, его объем – V. Тогда получим формулу для вычисления плотности:

А теперь вспомним единицы измерения массы и объема, и выведем единицу измерения плотности:

            [ m ] = 1кг

            [ V ] = 1м3

А теперь давайте еще раз обратимся к формуле плотности. Самостоятельно выведите единицу измерения плотности.

Единицей измерения плотности является - 1 кг/м3.

Запись в тетради: В системе СИ:= 1 кг/м3 

Это означает, что в объеме 1 м3 заключено тело массой 1 кг.

Например: плотность воды 1000 кг/м3. Это означает, что в объеме 1 м3 вмещается вода массой 1000 кг.

В практике иногда плотность измеряют  [ρ] = 1 г / см3. Таким образом дополнительная единица измерения плотности: 1 г/см3 .

Если плотность дана в кг/м3, то ее можно представить в г/см3.

Чтобы перевести из кг/м3 в г/см3, надо данное число разделить на 1000. А чтобы перевести обратно – из г/см3 в кг/м3, надо данное число умножить на 1000.

  Пример:   Плотность золота равна 19300 кг/м3. Перевести плотность в г/см3.

                                       19300 кг/м3 : 1000 = 19,3 г/см3.

                   Плотность дерева равна 0,4 г/см3. Представить эту плотность в кг/м3.

                                       0,4 г/см3 * 1000 = 400 кг/м3.

     У каждого вещества своя плотность. Об этом можно судить по таблицам плотности, данных в учебниках на стр. 50 – 51. Обратите на это внимание (по таблицам учащиеся определяют плотности различных веществ).

Найдите по таблице плотности льда, воды и водяного пара.

Лёд, вода, водяной пар – одно, и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях.

            Лед  -  900 кг/ м3

            Вода – 1000 кг/ м3

            Водяной пар – 0,590 кг/ м3 

Вопрос: Как вы думаете, почему плотности льда, воды и водяного пара различны? (Ответ: От строения вещества.)

Давайте вспомним строение вещества и объясним плотности различных веществ с точки зрения строения вещества

Твердое состояние: Так как в твердых телах молекулы находятся в определенном порядке, то они более плотно упакованы, а значит их большее количество находится в единице объема. Каждая молекула обладает массой, значит у твердых тел большая масса заключена в единице объема. А поэтому у твердых тел большая плотность.

Жидкое состояние:  У жидкостей расстояние между молекулами уже соизмеримы с размерами самих молекул. Число молекул в единице объема меньше чем у твердых тел, поэтому и плотности жидкостей меньше.

Газообразное состояние: У газов молекулы движутся хаотично и независимо друг от друга, так как расстояния между молекулами превышают размеры самих молекул. Молекул газа в единице объема во много раз меньше, чем у жидкостей и твердых тел. Поэтому плотность газа самая маленькая из всех агрегатных состояниях.

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что плотность зависит от строения вещества и его свойств.

Запись в тетрадь: 

Плотность вещества зависит:

  • от массы атомов, из которых оно состоит;
  • от плотности упаковки атомов и молекул в веществе.

Формула плотности позволяет рассчитать массу тела, если известна плотность и объём тела, и объём тела – если известна плотность и масса тела.

И так, как же рассчитать массу и объём? 

Чтобы вычислить массу тела, если известны его объем и плотность, надо плотность умножить на объем.

Чтобы вычислить объем тела, если известны его масса и плотность, надо массу поделить на плотность.

Значение плотности имеет большое значение в практической деятельности людей. Поэтому знание плотности очень важно для практических целей. Инженер, конструктор, создавая машину, может заранее по плотности и объему материалов, идущих на ее изготовление, вычислить массу будущей машины; до постройки здания можно рассчитать его массу, и на основе этого определить, сколько потребуется строительных материалов и какой фундамент заложить.

Подобные задачи практикой выдвигаются довольно часто, и мы должны уметь их решать.

III. Закрепление изученного материала

А сейчас мы закрепим знания при решении задач на определение плотности, массы и объема тела.

«Аленушка и братец Иванушка»

Братец Иванушка не послушал сестрицу Аленушку и выпил из заколдованной лужи неизвестную жидкость массой 96 г и объемом 120 мл. Определите плотность волшебной жидкости и ответьте на вопрос, что это была за жидкость.

Дано:

m = 96 г

V = 120 см3

СИ

-

-

Формулы

Решение:

Ответ: керосинн

ρ – ?

 «Золушка»

Чтобы Золушка не сидела ни минуты без работы, злая мачеха заставила ее наполнить аквариум длиной 30 см, шириной 20 см и высотой 25 см водой до краев. Определите массу воды, которую перенесла Золушка из колодца в аквариум.

Дано:

а=30 см

b=20 см

c=25 см

ρ = 1000 кг/м3 

СИ

0,3 м

0,2 м

0,25 м

-

Формулы

Решение:

=0,3 м∙0,2 м∙0,25 м=0,015 м3

Ответ: 15 кг

m – ?

«Принцесса на горошине»

После того как Принц решил жениться на принцессе, он заказал у мастера для невесты золотое ожерелье. Но, увидев ожерелье, принц засомневался, действительно ли оно золотое. Помогите принцу разрешить его сомнения. Масса ожерелья 461,5 г, объем 65 см3..

Дано:

m = 461,5 г

V = 65 см3

СИ

-

-

Формулы

Решение:

Ответ: нет, оно изготовлено из цинка

ρ – ?

 «Винни Пух и его друзья»

На день рождения Пятачок подарил Винни Пуху шарик, наполненный неизвестным газом. Объем шарика составил 120 см3, а его масса — 0,0108 г. Определите, какой газ был в шарике.

Дано:

V = 120 см3

m = 0,0108 г

СИ

-

-

Формулы

Решение:

Ответ: водород

ρ – ?

IV. Итог урока

тест «Плотность»

1.  Плотностью называют…

      а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

      б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

       в)  физическое явление.

       г) физическое тело

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см3.

     б)  г/л.

       в)  кг/м3.

      г) м3/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

      а)  от его массы.

     б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

      г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

     а)  такого же стакана со спиртом.

     б) такого же стакана с молоком.

       в)  такого же стакана с чистой водой.

      г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

    а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

     б) уменьшается.

       в) увеличивается.

      г) не меняется

          1

      2

        3

      4

       5

        б

      в

         г 

     а

      б

V. Домашнее задание

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Изучаем §21, 22.

Выполнить домашнюю лабораторную работу.

Условие лабораторной работы представлены на листах. Отчет лабораторной работы выполняем в тетради.



Предварительный просмотр:

Задачи на плотность, массу и объем .

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задачи на плотность, массу и объем с решением

Задача № 1.  Найдите плотность молока, если 206 г молока занимают объем 200 см3?

задача 4


Задача № 2.  Определите объем кирпича, если его масса 5 кг?

задача 5


Задача № 4.  Определите массу стальной детали объёмом 120 см3


задача 6


Задача № 5.  Определите плотность мела, если масса его куска объемом 20 см3 равна 48 г. Выразите эту плотность в кг/м3 и в г/см3.

https://uchitel.pro/wp-content/uploads/2018/01/2018-06-06_10-17-32.jpg

Ответ: Плотность мела 2,4 г/см3, или 2400 кг/м3.


Задача № 7.  Брусок, масса которого 21,6 г, имеет размеры 4 х 2,5 х 0,8 см. Определить, из какого вещества он сделан.

https://uchitel.pro/wp-content/uploads/2018/01/2018-06-06_10-25-13.jpg

ОТВЕТ: Брусок сделан из алюминия.


РЕКЛАМА

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....