Статья "Системно-деятельностный подход как основной способ получения знаний в рамках реализации федеральной образовательной программы."
статья по физике

Кравчук Ирина Станиславовна
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Системно-деятельностный подход как основной способ получения знаний в рамках реализации федеральной образовательной программы.

“Научиться играть на флейте можно, только играя самому”.
Сократ

ВВЕДЕНИЕ

Современное образование несколько изменилось по сравнению с образованием конца прошлого века. Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться». Педагогическая практика стала использовать новые педагогические технологии. Эти технологии направлены на обеспечение развития личности всех учащихся.

Еще К.Д. Ушинский: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. 

 В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».  Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.  И большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход. 

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Таким образом, Стандарты нового поколения выделяют в образовании именно активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность. 

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход.

При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений

2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

3) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова новые стандарты образования. Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета.

Можно выделить два пути реализации системно-деятельностного подхода:

  1. проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
  2. введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.

При построении уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания должна быть реализована цепочка: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.

Важным и ответственным для системно-деятельностного подхода является  проблемное обучение – создание проблемной ситуации. Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”.

При проблемном обучении ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего образования.  Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность.

Создание проблемных ситуаций на уроках, делает урок более значимым, так как это следует логике процесса научного познания. Ф – Г – М – Э (факты – гипотеза – модель – эксперимент)  Предметные знания, сами по себе, по моему убеждению, являются “мертвым грузом”, который в дальнейшей жизни не используется учениками, а умение выдвигать гипотезы, решать проблемы дает возможность гармонично сосуществовать с окружающей средой.

 Использование проблемных ситуаций на уроках физики возможно на разных его этапах:

 а) при объяснении нового материала.

 б) при использовании физического эксперимента.

 в) при проведении фронтальной лабораторной работы

 г) при использовании мысленного эксперимента.

Начало исследовательской деятельности

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Для начала исследовательской деятельности мы должны раскрыть ее сущность, ее виды и возможности реализации.

На уроках физики большая возможность привить основы этой деятельности во время выполнения лабораторных работ. Первые уроки проходят с детальным инструктажем учителя. Дети должны понимать особенность лабораторных работ. Каждая работа имеет цель, которая должна быть достигнута определенным набором действий и в конце должен быть получен результат и сделан вывод. На первых порах учитель сообщает инструкцию выполнения работы, а потом ставится только цель, а учащиеся должны самостоятельно определить пути ее достижения. В дальнейшем можно предлагать домашние экспериментальные задания, которые можно выполнять индивидуально или группами.

      Урок решения  экспериментальных задач. Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, а учащиеся в качестве ответа на него вдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод формулируется в процессе обсуждения беседы. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Изучение идет по схеме:

Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1;

Вопрос 2 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 2 и т.д..

    Завершается процесс и урок общим выводом. Занятие данного типа можно использовать в 8 классе при изучении темы «Парообразование» в рамках реализации образовательного проекта «Точка роста» . Перед учащимися ставится проблема: от чего может зависеть быстрота испарения жидкости? Учащиеся выдвигают гипотезы, проверяют их, делают выводы. Разрабатывая сценарий эксперимента, проводят его. Учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретическая и практическая компоненты.

Урок – диспут. 

   Заранее объявляется тема урока, например в 9 классе «Трение - вред или польза?»

Класс делится на две группы: сторонников зеленой энергетики которые высказывают отрицательные, негативные идеи по предложенной  теме, и  инженеров, которые ищут положительные доводы. В ходе подготовки к уроку задействованы умения отыскивать источники информации и выбирать из них требуемые факты.

   

Для того чтобы уроки физики не стали в ряд традиционных, полноценно выполняли свою развивающую функцию и активно помогали реализовывать системно-деятельностный подход к обучению, нужно просить учеников составить план их решения и после завершения проводить рефлексию. Это означает, что ученик должен ответить минимум на следующие вопросы: Как я это делал? В какой последовательности? Какие знания я применил? Почему именно их? Как было удачно? Почему? В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть? Как можно улучшить работу? Чем ее можно дополнить?

Эти меры помогут ученику в процессе работы учиться действовать осмысленно и совершать свою деятельность.

Урок решения задач с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием.

   Чтобы готовить школьников к разрешению таких ситуаций можно предлагать им задачи следующего типа.

1. Что произойдет, если пулька, выпущенная из  ружья, попадет в куриное яйцо. Ответ на вопрос зависит от того, вареное яйцо или сырое. Учащиеся конкретизируют ситуацию и отвечают на каждый вариант вопроса.      

 2. Вспомним басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Почему «а воз и ныне там»? Решение задачи зависит от того, куда направлены силы?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение системно-деятельностного подхода на уроках физики требует большого труда учителя, вместе с тем опыт показывает, что использование данного метода полностью оправдано. По моему глубокому убеждению, главной движущей силой любой деятельности является интерес. Дать возможность учащимся самостоятельно добывать знания – наша задача. У обучающихся при этом формируется потребность в усвоении новых знаний, они приобретают качества, необходимые в дальнейшей жизни вне зависимости от сферы их профессиональных интересов. Все эти личностные качества очень нужны в условиях нарастающего потока информации для её детального анализа, отбора, классификации и обработки, для успешной социализации выпускника школы в современном мире.

Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. 

В современном мире учитель из носителя знаний и информации превращается в организатора учебной деятельности, учитель не преподносит истину, а учит её находить.

Список использованной литературы

 

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
  2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Копотева Г.А., Логинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия.- Волгоград: Учитель,2013.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – С. 58.
  5. https://vsl.schools.by/pages/dejatelnostnyj-podhod-v-obuchenii
  6. http://топ-школа.рф/sushhnost-deyatelnostnogo-podhoda-v-obrazovatelnom-protsesse/
  7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/14/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-v-obuchenii

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ИКТ в рамках реализации дополнительной образовательной программы на занятиях кружка «Юный натуралист» эколого-биологической направленности

В материале освещена работа по использованию ИКТ технологий в рамках реализации дополнительной образовательной программы объединения "Юный натуралист" эколого-биологической направленности МОУ ДОД "Дом...

В поисках новых форм организации деятельности ребенка в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Квест-игра.

В бесконечном потоке новых идей, задаешься вопросом-как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию детей, как современными играми организовать деятельность ребенка, развивая ег...

Статья "Профессиональная ориентация учащихся в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Ребенок и собака»"

Проанализирован опыт проф. ориентационной работы с учащимися  в рамках реализации программы "Ребенок и собака"....

Индивидуальный проект в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной деятельности обучающихся...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ"

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Альберт Эйнштейн. ...