Урок физики в 8 классе "Расчет количества теплоты, полученного телом или выделяемого телом при теплообмене"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Сафронова Эллина Георгиевна

Цели урока "Расчет количества теплоты, полученного телом или выделяемого телом при теплообмене":

  • образователье:расширить знания по теме теплообмен, сформулировать понятие удельной теплоемкости тела, ввести формулу для расчета количества теплоты;
  • Развивающие: развить знания о прямой пропорциональности при записи формулы,  развивать умения решать качественные задачи, развивать умение выводить величину из формулы при решении расчетных задач;
  • Воспитательные: развитие речи учащихся при устной работе и формирование коммуникабельности при работе в группах в условиях выполнения  заданий по карточкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolichestvo_teploty_8_klass.docx734.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Расчет количества теплоты, полученной телом или выделяемой телом при теплообмене

1.

ФИО (полностью)

Сафронова Эллина Георгиевна

2.

Место работы

МКОУ ГСОШ№3

3.

Должность

Учитель

4.

Предмет

Физика

5.

Класс

8

6.

Тема и номер урока в теме

Расчет количества теплоты, полученной телом или выделяемой телом при теплообмене

7.

Базовый учебник

Физика 8, А.В. Перышкин, Москва Дрофа 2011

Цели:

  • Образовательные: расширить знания по теме теплообмен, сформулировать понятие удельной теплоемкости тела, ввести формулу для расчета количества теплоты;
  • Развивающие: развить знания о прямой пропорциональности при записи формулы,  развивать умения решать качественные задачи, развивать умение выводить величину из формулы при решении расчетных задач;
  • Воспитательные: развитие речи учащихся при устной работе и формирование коммуникабельности при работе в группах в условиях выполнения  заданий по карточкам.
  1. Оборудование: ТСО (проектор, интерактивная доска, дидактический материал).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, ребята, садитесь! Очень часто в жизни мы прикасаемся к различным предметам, одни из которых кажутся нам холодными, а другие теплыми или горячими. Почему это так? Причина всему  - внутреннее строение тел, а точнее их …  

слушают

отвечают: Внутренняя энергия

2. Актуализация знаний.

Что же такое внутренняя энергия? (слайд 1)

Применяя ваши знания о видах изменения внутренней энергии, ответьте на вопросы.

1. Почему зимой плодовые деревья у корней посыпают опилками? (слайд 2)

В каком месте происходит повышение температуры водопада? (слайд 3) 

В каком из чайников вода остынет быстрее? (слайд 4)

Какие способы изменения внутренней энергии приведены на экране? (слайд 5)

Скажите, к какому способу изменения внутренней энергии относятся эти три вида ?

Какая величина характеризует процесс теплообмена? (слайд 6)

Мы знаем, что количество теплоты может быть как положительной, так и отрицательной, а можно ли ее рассчитать?

-это сумма кинетической энергии движения частиц и потенциальной энергии их взаимодействия

(так как между опилками скапливается воздух, который, имея плохую теплопроводность, не пропускает холод и не пропускает сохраненное тепло)

(в местах впадения в воду, так как вследствие трения, внутренняя энергия воды увеличивается).

(в горячем, так как темные тела и поглощают и выделяют энергию больше и быстрее).

(совершение работы, теплопроводность, конвекция, излучение).

(теплообмен)

(количество теплоты)

3. Формулировка темы и целей  урока.

Какова же тема урока?

Каковы цели урока? (слайд 7)

Расчет количества теплоты при теплообмене

(формулируют учащиеся) – открывают тетради и записывают число, тему урока.

Определить зависимость количества теплоты от физических величин, узнать формулу для расчета количества теплоты.

4. Изучение нового материала

1. Представим себе, что нам необходимо вскипятить (нагреть до 100 градусов) одинаковое количество воды в чайниках разного объема, а соответственно и разной массы. В каком случае потребуется больше тепла (энергии). (слайд 9)

Значит, от чего зависит количество теплоты? (записывает на доске)

2. Представим себе, что нам необходимо нагреть одинаковое количество воды в чайниках одинакового объема, а соответственно и одинаковой массы, в одном случае на 10 градусов, в другом на 50 градусов. В каком случае потребуется больше тепла (энергии).

Значит, от чего зависит количество теплоты? (записывает на доске)

3. Представим себе, что нам необходимо вскипятить в чайниках одинакового объема, а соответственно и одинаковой массы: в одном чайнике – воду, а в другом - масло. В каком случае потребуется больше тепла (энергии).

Что за величина характеризует вещество в разделе внутренняя энергия? Чтобы узнать об этом, мы обратимся к таблице 8  в учебнике стр. 95. Прочитайте текс и найдите ответы на вопросы, запишите их в тетрадь. (слайд 10)

  1. Вещество характеризует величина - ______________,
  2. [c]=…
  3. с показывает:
  4. у какого вещества  самая большая удельная тепллоемкость?
  5. как такая теплоемкость воды влияет на климат?

Так как зависимость количества теплоты от массы, рода вещества, изменения температуры прямая, то можно записать формулу (слайд 11):

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df4ccace-0c15-407a-8a7a-12b82cc62536/108.swf

Работа с формулой

Поработаем устно: какое количество теплоты выделяется при охлаждении льда массой на 10 градусов; нагревании серебра массой 1 кг на 2 градуса; выделяется при нагревании серебра на  2 градуса, меди на 1 градус градуса? (слайд 12)

 в том случае, где чайник больше

Количество теплоты зависит от массы тела. (фиксируют в тетради)

 в том случае, где изменение температуры больше.

количество теплоты зависит от изменения температуры (фиксируют на доске)

это зависит от рода вещества (фиксируют в тетради)

открывают стр. 95 таблица 8

работа с таблицей

В местах, находящихся рядом с большим водоемом, летом не жарко, а зимой не так холодно.

Учащиеся выводят формулу

Проверяем формулу

Учащиеся у доски выводят каждый параметр, входящий в формулу

Учащиеся отвечают

5. Физкультминутка. Под музыку – движение глаз и рук.

6. Закрепление материала при решении задач

А сейчас решим задачу:

1. Какое количество теплоты выделятся при охлаждении куска льда массой 500 грамм от 0 0С до – 10 0С? (слайд 15)

2. Какое количество теплоты выделятся при охлаждении куска цинка массой 200 грамм от 20 0С до 10 0С? (слайд 16)

Давайте проверим ваше решение с решением у доски.

 3. Найдите удельную теплоемкость чугуна, если при остывании чугунной детали массой 20 кг от130 º С до80 º С выделяется 0,550 МДж теплоты.

Решают комментированно

Решают самостоятельно

Выполняют самопроверку и ставят оценку

Ученик решает у доски

7. Подведение итогов урока, рефлексия.

Давайте закроем тетради, и вспомним, что нового мы узнали и чему научились на уроке?

Наш урок завершаю словами:

Нарисуйте смайлики, выражающие ваше отношение к сегодняшнему уроку. (слайд 17)

Отвечают

Изображают смайлики

8. Домашнее задание:§34, 35, вопросы, № 139, 145Лукашик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК с применением ЭОР.Удельная теплоёмкость .Вычисление количества теплоты, полученного телом при нагревании или отданного телом при охлаждении

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУдельная теплоёмкость .Вычисление количества теплоты, полученного телом при нагреванииили отданного телом при охлаждении...

Практическая работа № 2 по физике Тема: Расчет количества теплоты при агрегатных переходах, 8 класс

Практическая работаТема: Расчет количества теплоты при агрегатных переходах.    При выполнении практической работы необходимо:Знать и отличать агрегатные состояния одного и того же вещества....

Открытый урок физики "Путешествие по стране Теплота"

Цели урока:·        Обобщить, систематизировать знания по темам “Тепловые явления” и “Изменение агрегатных состояний вещества”, совершенствовать навыки решения задач...

Методическая разработка урока по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Представлена методическая разработка урока в 8 классе с использованием образовательной информационно-коммуникационной технологии и применением блокнота-мимио. Урок изучения нового материала по теме &q...

Презентация для урока физики 8 класс "Количество теплоты"

quot;Количество теплоты" итоговый урок...

Тест по физике 8 класс Количество теплоты

Тест  по физике 8 класс по теме Количество теплоты...

Статья Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".

Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".Выполнила: учитель физикиВласова В.О. В ходе освоения учащимися 8 класса темы «Кол...