Урок физики в 8 классе "Расчет количества теплоты, полученного телом или выделяемого телом при теплообмене"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Цели урока "Расчет количества теплоты, полученного телом или выделяемого телом при теплообмене":
- образователье:расширить знания по теме теплообмен, сформулировать понятие удельной теплоемкости тела, ввести формулу для расчета количества теплоты;
- Развивающие: развить знания о прямой пропорциональности при записи формулы, развивать умения решать качественные задачи, развивать умение выводить величину из формулы при решении расчетных задач;
- Воспитательные: развитие речи учащихся при устной работе и формирование коммуникабельности при работе в группах в условиях выполнения заданий по карточкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolichestvo_teploty_8_klass.docx | 734.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Расчет количества теплоты, полученной телом или выделяемой телом при теплообмене
1. | ФИО (полностью) | Сафронова Эллина Георгиевна |
2. | Место работы | МКОУ ГСОШ№3 |
3. | Должность | Учитель |
4. | Предмет | Физика |
5. | Класс | 8 |
6. | Тема и номер урока в теме | Расчет количества теплоты, полученной телом или выделяемой телом при теплообмене |
7. | Базовый учебник | Физика 8, А.В. Перышкин, Москва Дрофа 2011 |
Цели:
- Образовательные: расширить знания по теме теплообмен, сформулировать понятие удельной теплоемкости тела, ввести формулу для расчета количества теплоты;
- Развивающие: развить знания о прямой пропорциональности при записи формулы, развивать умения решать качественные задачи, развивать умение выводить величину из формулы при решении расчетных задач;
- Воспитательные: развитие речи учащихся при устной работе и формирование коммуникабельности при работе в группах в условиях выполнения заданий по карточкам.
- Оборудование: ТСО (проектор, интерактивная доска, дидактический материал).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Здравствуйте, ребята, садитесь! Очень часто в жизни мы прикасаемся к различным предметам, одни из которых кажутся нам холодными, а другие теплыми или горячими. Почему это так? Причина всему - внутреннее строение тел, а точнее их … | слушают отвечают: Внутренняя энергия |
2. Актуализация знаний.
Что же такое внутренняя энергия? (слайд 1) Применяя ваши знания о видах изменения внутренней энергии, ответьте на вопросы. 1. Почему зимой плодовые деревья у корней посыпают опилками? (слайд 2) В каком месте происходит повышение температуры водопада? (слайд 3) В каком из чайников вода остынет быстрее? (слайд 4) Какие способы изменения внутренней энергии приведены на экране? (слайд 5) Скажите, к какому способу изменения внутренней энергии относятся эти три вида ? Какая величина характеризует процесс теплообмена? (слайд 6) Мы знаем, что количество теплоты может быть как положительной, так и отрицательной, а можно ли ее рассчитать? | -это сумма кинетической энергии движения частиц и потенциальной энергии их взаимодействия (так как между опилками скапливается воздух, который, имея плохую теплопроводность, не пропускает холод и не пропускает сохраненное тепло) (в местах впадения в воду, так как вследствие трения, внутренняя энергия воды увеличивается). (в горячем, так как темные тела и поглощают и выделяют энергию больше и быстрее). (совершение работы, теплопроводность, конвекция, излучение). (теплообмен) (количество теплоты) |
3. Формулировка темы и целей урока.
Какова же тема урока? Каковы цели урока? (слайд 7) | Расчет количества теплоты при теплообмене (формулируют учащиеся) – открывают тетради и записывают число, тему урока. Определить зависимость количества теплоты от физических величин, узнать формулу для расчета количества теплоты. |
4. Изучение нового материала
1. Представим себе, что нам необходимо вскипятить (нагреть до 100 градусов) одинаковое количество воды в чайниках разного объема, а соответственно и разной массы. В каком случае потребуется больше тепла (энергии). (слайд 9) Значит, от чего зависит количество теплоты? (записывает на доске) 2. Представим себе, что нам необходимо нагреть одинаковое количество воды в чайниках одинакового объема, а соответственно и одинаковой массы, в одном случае на 10 градусов, в другом на 50 градусов. В каком случае потребуется больше тепла (энергии). Значит, от чего зависит количество теплоты? (записывает на доске) 3. Представим себе, что нам необходимо вскипятить в чайниках одинакового объема, а соответственно и одинаковой массы: в одном чайнике – воду, а в другом - масло. В каком случае потребуется больше тепла (энергии). Что за величина характеризует вещество в разделе внутренняя энергия? Чтобы узнать об этом, мы обратимся к таблице 8 в учебнике стр. 95. Прочитайте текс и найдите ответы на вопросы, запишите их в тетрадь. (слайд 10)
Так как зависимость количества теплоты от массы, рода вещества, изменения температуры прямая, то можно записать формулу (слайд 11): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df4ccace-0c15-407a-8a7a-12b82cc62536/108.swf Работа с формулой Поработаем устно: какое количество теплоты выделяется при охлаждении льда массой на 10 градусов; нагревании серебра массой 1 кг на 2 градуса; выделяется при нагревании серебра на 2 градуса, меди на 1 градус градуса? (слайд 12) | в том случае, где чайник больше Количество теплоты зависит от массы тела. (фиксируют в тетради) в том случае, где изменение температуры больше. количество теплоты зависит от изменения температуры (фиксируют на доске) это зависит от рода вещества (фиксируют в тетради) открывают стр. 95 таблица 8 работа с таблицей В местах, находящихся рядом с большим водоемом, летом не жарко, а зимой не так холодно. Учащиеся выводят формулу Проверяем формулу Учащиеся у доски выводят каждый параметр, входящий в формулу Учащиеся отвечают |
5. Физкультминутка. Под музыку – движение глаз и рук.
6. Закрепление материала при решении задач
А сейчас решим задачу: 1. Какое количество теплоты выделятся при охлаждении куска льда массой 500 грамм от 0 0С до – 10 0С? (слайд 15) 2. Какое количество теплоты выделятся при охлаждении куска цинка массой 200 грамм от 20 0С до 10 0С? (слайд 16) Давайте проверим ваше решение с решением у доски. 3. Найдите удельную теплоемкость чугуна, если при остывании чугунной детали массой 20 кг от130 º С до80 º С выделяется 0,550 МДж теплоты. | Решают комментированно Решают самостоятельно Выполняют самопроверку и ставят оценку Ученик решает у доски |
7. Подведение итогов урока, рефлексия.
Давайте закроем тетради, и вспомним, что нового мы узнали и чему научились на уроке? Наш урок завершаю словами: Нарисуйте смайлики, выражающие ваше отношение к сегодняшнему уроку. (слайд 17) | Отвечают Изображают смайлики |
8. Домашнее задание:§34, 35, вопросы, № 139, 145Лукашик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК с применением ЭОР.Удельная теплоёмкость .Вычисление количества теплоты, полученного телом при нагревании или отданного телом при охлаждении
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАУдельная теплоёмкость .Вычисление количества теплоты, полученного телом при нагреванииили отданного телом при охлаждении...
Практическая работа № 2 по физике Тема: Расчет количества теплоты при агрегатных переходах, 8 класс
Практическая работаТема: Расчет количества теплоты при агрегатных переходах. При выполнении практической работы необходимо:Знать и отличать агрегатные состояния одного и того же вещества....
Открытый урок физики "Путешествие по стране Теплота"
Цели урока:· Обобщить, систематизировать знания по темам “Тепловые явления” и “Изменение агрегатных состояний вещества”, совершенствовать навыки решения задач...
Методическая разработка урока по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
Представлена методическая разработка урока в 8 классе с использованием образовательной информационно-коммуникационной технологии и применением блокнота-мимио. Урок изучения нового материала по теме &q...
Презентация для урока физики 8 класс "Количество теплоты"
quot;Количество теплоты" итоговый урок...
Тест по физике 8 класс Количество теплоты
Тест по физике 8 класс по теме Количество теплоты...
Статья Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".
Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".Выполнила: учитель физикиВласова В.О. В ходе освоения учащимися 8 класса темы «Кол...