Статья Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".
статья по физике (8 класс)

Власова Вероника Олеговна

Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".

Выполнила: учитель физики
Власова В.О.

 

В ходе освоения учащимися 8 класса темы «Количество теплоты» достигаются метапредметные результаты, соответствующие требованиям ФГОС. Каждый из указанных метапредметных результатов, в свою очередь, достигается на основе соответствующих предметных результатов.

Метапредметный результат

Предметные результаты

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы

 

  1. Различать изученные физические явления (тепловое равновесие, различные способы теплопередачи) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление
     
  2. Распознавать проявление вышеуказанных изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки
     
  3. Описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества. При описании правильно трактовать физический смысл, обозначения и единицы измерения физических величин, находить формулу

 

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

 

  1. Решать расчётные задачи в 2-3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными

 

 

Во ФГОС к метапредметным результатам относят межпредметные понятия и три группы УУД, которые в свою очередь, также подразделяются на группы умений.

Познавательные УУД: базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работы с информацией.

Коммуникативные УУД: общение, совместная деятельность.

Регулятивные УУД: самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект.

Рассмотрим, как эти группы универсальных действий формируются на разных этапах урока.

Этап актуализации знаний

УУД Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
УУД Познавательные: умение анализировать  результаты,  ориентироваться в своей системе знаний, осознано строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
Форма оценивания учебной деятельности: фронтальная в виде фронтального опроса


Учащиеся дают определение новой физической величине и делают акцент на связь количества теплоты и изменения внутренней энергии тела.

Количество теплоты - это энергия, отдаваемая или получаемая телом в процессе теплопередачи.

Учитель: -Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?

          - Для нагревания стальной детали потребовалось количество теплоты, равное 1000 Дж. Как изменилась при этом её внутренняя энергия?

           -Как изменится внутренняя энергия этой же детали при её охлаждении на 500 Дж?

 

Этап освоения новых знаний

УУД Познавательные: построение умозаключения на основе базовых логических и исследовательских действий
УУД Коммуникативные: умение работать в группах
Форма организации учебной деятельности: групповая

 

Учащимся предлагается поставить мысленные эксперименты в группах, в ходе которых определяется зависимость количества теплоты от физических величин: массы тела, рода вещества и разности температур

1 группа.  Нагревание воды разной массы в одинаковых стаканах за равное время
2 группа. Нагревание масла и воды одинаковых масс в одинаковых стаканов за равное время
3 группа. Нагревание чайника в течение краткого времени и нагревания того же чайника до кипения.

В ходе дискуссии учащиеся вместе с учителем приходят к формуле для расчёта количества теплоты.

Q=cm(image) или Q=cmΔt

Этап закрепления изученного

УУД Регулятивные: умение применять информацию, полученную на уроке, ориентироваться в своей системе знаний.
УУД Познавательные: умение работать с информацией, в том числе таблицами, умение анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Учитель фронтально разбирает примеры решения задач по теме количество теплоты, после чего учащимся предлагается решение задач индивидуально по вариантам в виде самостоятельной работы. При этом учитель использует индивидуальную форму оценивания знаний учащихся.

Примеры заданий для оценивания:

  1. В железный котёл массой 5 кг налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты нужно передать котлу с водой для изменения их температуры от 10 до 100 °С?
  2. Стальная деталь массой 3 кг нагрелась от 25 до 45 °С. Какое количество теплоты было израсходовано?
  3. На сколько градусов изменилась температура чугунной детали массой 12 кг, если при остывании она отдала 648000 Дж теплоты?
  4. Смешали воду массой 0,8 кг, имеющую температуру 25 °С, и воду при температуре 100 °С массой 0,2 кг. Температуру полученной смеси измерили, и она оказалась равной 40 °С. Вычислите, какое количество теплоты отдала горячая вода при остывании и получила холодная вода при нагревании. Сравните эти количества теплоты.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vlasova.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".

Выполнила: учитель физики
Власова В.О.

В ходе освоения учащимися 8 класса темы «Количество теплоты» достигаются метапредметные результаты, соответствующие требованиям ФГОС. Каждый из указанных метапредметных результатов, в свою очередь, достигается на основе соответствующих предметных результатов.

Метапредметный результат

Предметные результаты

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы

  1. Различать изученные физические явления (тепловое равновесие, различные способы теплопередачи) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление
  2. Распознавать проявление вышеуказанных изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки
  3. Описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества. При описании правильно трактовать физический смысл, обозначения и единицы измерения физических величин, находить формулу

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

  1. Решать расчётные задачи в 2-3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными

Во ФГОС к метапредметным результатам относят межпредметные понятия и три группы УУД, которые в свою очередь, также подразделяются на группы умений.

Познавательные УУД: базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работы с информацией.

Коммуникативные УУД: общение, совместная деятельность.

Регулятивные УУД: самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект.

Рассмотрим, как эти группы универсальных действий формируются на разных этапах урока.

Этап актуализации знаний

УУД Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
УУД Познавательные: умение анализировать  результаты,  ориентироваться в своей системе знаний, осознано строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная.
Форма оценивания учебной деятельности: фронтальная в виде фронтального опроса


Учащиеся дают определение новой физической величине и делают акцент на связь количества теплоты и изменения внутренней энергии тела.

Количество теплоты - это энергия, отдаваемая или получаемая телом в процессе теплопередачи.

Учитель: -Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?

          - Для нагревания стальной детали потребовалось количество теплоты, равное 1000 Дж. Как изменилась при этом её внутренняя энергия?

           -Как изменится внутренняя энергия этой же детали при её охлаждении на 500 Дж?

Этап освоения новых знаний

УУД Познавательные: построение умозаключения на основе базовых логических и исследовательских действий
УУД Коммуникативные: умение работать в группах
Форма организации учебной деятельности: групповая

Учащимся предлагается поставить мысленные эксперименты в группах, в ходе которых определяется зависимость количества теплоты от физических величин: массы тела, рода вещества и разности температур

1 группа.  Нагревание воды разной массы в одинаковых стаканах за равное время
2 группа. Нагревание масла и воды одинаковых масс в одинаковых стаканов за равное время
3 группа. Нагревание чайника в течение краткого времени и нагревания того же чайника до кипения.

В ходе дискуссии учащиеся вместе с учителем приходят к формуле для расчёта количества теплоты.

Q=cm() или Q=cmΔt

Этап закрепления изученного

УУД Регулятивные: умение применять информацию, полученную на уроке, ориентироваться в своей системе знаний.
УУД Познавательные: умение работать с информацией, в том числе таблицами, умение анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Учитель фронтально разбирает примеры решения задач по теме количество теплоты, после чего учащимся предлагается решение задач индивидуально по вариантам в виде самостоятельной работы. При этом учитель использует индивидуальную форму оценивания знаний учащихся.

Примеры заданий для оценивания:

  1. В железный котёл массой 5 кг налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты нужно передать котлу с водой для изменения их температуры от 10 до 100 °С?
  2. Стальная деталь массой 3 кг нагрелась от 25 до 45 °С. Какое количество теплоты было израсходовано?
  3. На сколько градусов изменилась температура чугунной детали массой 12 кг, если при остывании она отдала 648000 Дж теплоты?
  4. Смешали воду массой 0,8 кг, имеющую температуру 25 °С, и воду при температуре 100 °С массой 0,2 кг. Температуру полученной смеси измерили, и она оказалась равной 40 °С. Вычислите, какое количество теплоты отдала горячая вода при остывании и получила холодная вода при нагревании. Сравните эти количества теплоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий на различных этапах урока физики

работа описывает опыт применения компьютерных технологий на различных этапах урока физики на примере разработки темы в 7 классе "Давление"....

Урок по физике на тему: "Решение задач на движение по наклонной плоскости"

Урок по физике  на тему: "Решение задач на движение по наклонной плоскости"...

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Конспект урока по физике 7 класс. "Решение задач по определению давления".

Урок-обобщение по теме "Давление". Презентация к уроку....

Открытый урок по физике по теме «Решение задач Плавление и кристаллизация тел»

Открытый урок по физике по теме «Решение задач Плавление и кристаллизация тел» Цель урока: Образовательная:- способствовать закреплению понятия явления плавления и отвердевания т...

Урок по физике «Энергия топлива. Решение задач»

Цели урока: учащиеся решают задачи на расчет количества теплоты и энергии топлива; применяют полученные знания для решения практических задач....