Урок физики в 7 классе по теме: Строение вещества. Молекулы и атомы».
план-конспект урока по физике (7 класс)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: - рассмотреть строения вещества, атомов и молекул.
Задачи:
- образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы»
- развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
- воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fizika_7_klassa.docx | 35.51 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.84 МБ |
prilozhenie_2.docx | 13.76 КБ |
prilozhenie_1.docx | 735.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 7 классе
по теме: Строение вещества. Молекулы и атомы».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: - рассмотреть строения вещества, атомов и молекул.
Задачи:
- образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы»
- развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
- воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные УУД:
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные УУД:
- • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: информационная карта урока, мультимедиа-проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, 5 ноутбуков, учебник «Физика-7» А. В. Пёрышкин, мел, пузырек с кристаллами марганцовокислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка, пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с холодной водой, колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка, дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пинцет, пузырек из-под шампуня, медицинский шприц.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, полилог, диалог, работа с текстом, практическая работа с приборами.
Методы: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский.
Этапы урока. | Задачи | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся |
Мотивационно целевой. | Создание условий для формирования умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи . | Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга . И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим… Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике : кто то украл золото. Но кто? Или чудо, знамение? Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0°С), и газообразной – водяной пар. Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому, рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела, состоящие их углерода. Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу? | Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета Анализируют ситуацию, предлагают свои версии решения проблемы. Задают уточняющие вопросы (если они возникнут). Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (различные свойства воды, водяного пара, льда; графита и алмаза) |
| проверка уровня знаний имеющихся у учеников из жизненного опыта, имеющих взаимосвязь с изучением новой учебно-познавательной деятельности | Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события: Создается проблемная ситуация: предскажите, чем закончатся следующие события: - если капнуть каплю краски в стакан с водой, то… - если открыть флакон с духами, то… - если нагреть лёд, то… - если сильно сжать два кусочка пластилина, то… - если капнуть каплю масла на воду, то… - если опустить термометр в горячую воду, то… Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Таким образом, мы приходим к мысли, что в физике важно не только наблюдение и описание явлений природы, но и их объяснение (создание теорий, моделей) Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества. | Взаимодействуют с учителем и классом во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, ставят учебные цели и задачи.
|
| Посредством беседы способствовать развитию риторики. Сформулировать основные цели и задачи урока. | Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня? Тема урока: Строение вещества. Молекулы и атомы. Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы
Возьмите свои технологические карты и запишите тему сегодняшнего урока «Строение вещества. Молекулы и атомы». | Могут высказывать собственное мнение, опираясь на реальные возможности развития науки. Учащиеся записывают в информационную карту тему урока: «Строение вещества. Молекулы и атомы» |
Организационно-деятельностный | Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов по схеме: анализ учебной ситуации, выдвижение гипотез, опытная проверка гипотез . | Для изучения нового материала класс делится на пять групп, в каждой надо выбрать руководителя, экспериментатора, теоретика, лаборанта и научных сотрудников. Задания получают руководители групп, оборудование – лаборанты, проводят опыты экспериментаторы, остальные помогают им. Затем все вместе обсуждают результаты и готовят выступления экспериментатора и теоретика на научной конференции: экспериментатор расскажет, как проводились опыты, что наблюдалось, теоретик предложит объяснение. На работу отводится 10 минут. Эксперимент № 1. Оборудование: мел, пузырек с кристаллами марганцовокислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка. Ход работы: 1. Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел? 2. Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовокислого калия. Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько его капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах. Ответьте на вопросы:
Вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать что-либо о размерах мельчайших частиц вещества? Эксперимент №2. Оборудование: пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с холодной водой. Ход работы: 1. Вставьте пробку с трубкой в колбу, охладите колбу, погрузив ее широким концом в миску с водой на несколько секунд. Переверните колбу, погрузив в воду трубку, обхватите ее руками. Наблюдайте, что произойдет. 2. Попросите учителя зажечь бумажку и засунуть ее в колбу. Быстро закройте колбу пробкой и погрузите трубку в воду, Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления. Эксперимент №3. Оборудование: колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка. Ход работы: 1. Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку. 2. Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут. 3. Обсудите результаты опыта. Эксперимент №4. Оборудование: дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пинцет. Ход работы: 1. Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями. 2. Возьмите монету за край пинцетом подержите ее около минуты в пламени спиртовки. Проходит ли монета теперь между гвоздями? 3. Подождите, пока монета охладится. Повторите попытку. Как вы можете объяснить результаты опыта? Эксперимент №5. Оборудование: пузырек из-под шампуня, медицинский шприц. Ход работы: 1. Сожмите пузырек руками как можно сильнее. Изменился ли объем воздуха в нем? 2. Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать воздух в нем как можно сильней. На какую часть своего объема он сжался? Попробуйте выдвинуть гипотезу (предположение) о строении газов. Каждая группа оформляет отчет о проведенном исследовании по определенному плану План отчета группы: 1.Какое оборудование использовали? 2. Что делали? 3. Что наблюдали? 4. Вывод. И заносят информацию в макет слайда программы Microsoft Power Point, который потом используют при защите. ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА. Учитель помогает формировать все основные мысли. После окончания докладов обсуждается вопрос, как же упакованы молекулы, если вещество может расширяться и сжиматься. Обычно возникает две версии: 1) расширяются сами молекулы; 2) увеличиваются расстояния между молекулами. По окончанию обсуждения учитель, используя фрагмент мультфильма «Наука для детей - Молекулы и атомы | Смешарики Пинкод - То, что нельзя объяснить» ( https://www.youtube.com/watch?v=9ZO4ZB8cuk0 ) по данной теме формулирует определение молекулы как частицы сохраняющей свойства вещества, приводит примеры молекул, примеры кристаллических решеток разных веществ. Далее обсуждается вопрос о том, как же упакованы молекулы, если вещество может расширяться и сжиматься? | Работают в группах, распределяют роли между собой, обсуждают ситуации, выдвигают гипотезы, проводят опыты, на основе которых делают выводы, оформляют презентацию ответа. Необходимо постараться предоставить возможность каждому учащемуся высказать свою точку зрения; каждому – выполнить практическое задание. Задаваемые вопросы подобрать таким образом, чтобы дети пришли к формулировке вывода самостоятельно. Делают самооценку своей и коллективной деятельности, задают вопросы на будущее, фиксируют настроение. . Обсуждение проходит быстро в форме докладов экспериментатора и теоретика. Выводы, на основе проведенных экспериментов учащиеся могут делать совместно с учителем, если испытывают затруднения. Учащиеся слушают на местах объяснения учителя, записывают в тетрадь, составляя опорный конспект урока, основные выводы и определения. |
Рефлексивно-оценочный | Проверка уровня усвоения материала, адекватности оценки степени усвоения материала учащимися. Коррекция знаний. | Физминутка. Каждой группе дают набор из карточек, на которых написано атом, молекула, вещество, тело, окружающий мир. Необходимо встать в ряд по мере убывания понятия. Меняются ролями по очереди. Отработка изученного материала организуется при решении задач и выполнении заданий. Найди ошибку:
| Учащиеся совместно с учителем решают задачи, формулируя с мест ход рассуждений. Структурируют знания, выделяют существенную информацию. Последнюю задачу решает у доски один учащийся (владеющий хорошими знаниями), остальные – осмысленно записывают решение в информационную карту урока. |
Рефлексивно-оценочный (планируемый вариант) | Проверка уровня усвоения материала, адекватности оценки степени усвоения материала | Вот и вы ребята смогли исследовать строение вещества. А теперь, на информационной карте урока найдите тест «Да – Нет» и выполните его. Напоминаю о том, что против правильного утверждения ставим плюс, против неправильного утверждения – минус.
| Выполняют задания теста, а затем осуществляют взаимопроверку. |
Задание на дом. | Предоставить возможность каждому учащемуся проверить при выполнении домашней работы степень усвоения материала, отработать приёмы; желающим – реализовать свои возможности через выполнение творческого задания. | Комментирует домашнее задание: Домашнее задание: обязательное: прочитать текст учебника §§7-8; проверить свои знания по вопросам после параграфов, Творческое: написать сочинение по данной теме «Что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами?»; нарисовать символически тему урока, дав ей пояснение. Сегодня мы убедились, что сами можем много добиться, пользуясь методами физики: опыты. Размышления приводят нас к гипотезе, с помощью которой мы объясняем происходящие вокруг нас явления. Учителем подводятся итоги работы учащихся на уроке, выставляются отметки в дневниках учащихся, отмечаются активно работавшие учащиеся или группы учащихся. В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: “Что тебе понравилось на уроке?”.. Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи! | Записывают домашнее задание в дневники, вопрос – в тетрадь. Анализируют результаты собственной деятельности. Определяют существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулируют дальнейшие цели. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С времен древнего мира… «Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства …» Демокрит
? Как доказать, что все вещества состоят из частиц? Какими размерами и массами определяются частицы вещества? Почему не видны частицы, из которых состоит вещество? Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?
Вывод: При нагревании объем тела увеличивается. При охлаждении объем тела уменьшается. Объем тел можно изменить, значит между частицами существуют промежутки
ВОДА – ЛЁД – ВОДЯНОЙ ПАР
УГЛЕРОД - C ГРАФИТ АЛМАЗ
Как упакованы частицы, если вещество может расширяться и сжиматься ? Расширяются сами молекулы. Увеличиваются расстояния между молекулами. ?
https://www.youtube.com/watch?v=9ZO4ZB8cuk0
Молекулы – это частицы из которых состоят все тела. Размеры частиц очень малы. Молекула каждого вещества, сохраняет свойства этого вещества. Между частицами существуют промежутки. Молекулы непрерывно движутся.
Найди ошибки в тексте: Футбольный мяч внесли с мороза в теплое помещение и его объем при этом увеличился. При охлаждении медного шарика его объем уменьшился, так как уменьшаются расстояние между частицами, из которых состоит шарик. Молекулы воды в горячем кофе не отличаются от молекул воды в охлажденном напитке « Sprite » В стакан чая опустили несколько кусочков сахара. После полного растворения сахара объем полученной смеси будет меньше суммы объемов чая и сахара.
«Да – Нет» Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооружённым глазом. Объём газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размеру. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. Атомы состоят из молекул? Плёнка масла, растекаясь по поверхности воды может занять любую площадь. + - - - -
Итог урока: Все вещества состоят из частиц – молекул. Между частицами существуют промежутки. Размеры молекул очень малы. Вещества могут изменять свой объем, так как изменяется расстояние между частицами.
Домашнее задание: прочитать текст учебника §§7-8 ( вопросы) написать сочинение по данной теме «Что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами?»; нарисовать символически тему урока, дав ей пояснение .
Предварительный просмотр:
Эксперимент № 1. Оборудование: мел, пузырек с кристаллами марганцовокислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка. Ход работы: 1. Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел? 2. Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовокислого калия. Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько его капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах. Ответьте на вопросы:
Вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать что-либо о размерах мельчайших частиц вещества? |
Эксперимент №2. Оборудование: пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с холодной водой. Ход работы: 1. Вставьте пробку с трубкой в колбу, охладите колбу, погрузив ее широким концом в миску с водой на несколько секунд. Переверните колбу, погрузив в воду трубку, обхватите ее руками. Наблюдайте, что произойдет. 2. Попросите учителя зажечь бумажку и засунуть ее в колбу. Быстро закройте колбу пробкой и погрузите трубку в воду, Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления. |
Эксперимент №3. Оборудование: колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка. Ход работы: 1. Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку. 2. Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут. 3. Обсудите результаты опыта. |
Эксперимент №4. Оборудование: дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пинцет. Ход работы: 1. Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями. 2. Возьмите монету за край пинцетом подержите ее около минуты в пламени спиртовки. Проходит ли монета теперь между гвоздями? 3. Подождите, пока монета охладится. Повторите попытку. Как вы можете объяснить результаты опыта? |
Эксперимент №5. Оборудование: пузырек из-под шампуня, медицинский шприц. Ход работы: 1. Сожмите пузырек руками как можно сильнее. Изменился ли объем воздуха в нем? 2. Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать воздух в нем как можно сильней. На какую часть своего объема он сжался? Попробуйте выдвинуть гипотезу (предположение) о строении газов. Каждая группа оформляет отчет о проведенном исследовании по определенному плану |
Приложение 2
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА.
ТЕМА: __________________________________________
_________________________________________________
Тела состоят ______________________, которые______________________________
__________________________________________________________________________
Атом - __________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Молекула - _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Задание 1. Составьте кластер (схему) строения вещества:
Подсказка. Звенья кластера: молекулы, тело, атомы, вещество. Распредели их в соответствующем порядке.
Задание 2. Найди ошибки в тексте.
- Футбольный мяч внесли с мороза в теплое помещение и его объем при этом увеличился.
- При охлаждении медного шарика его объем уменьшился, так как уменьшаются расстояние между частицами, из которых состоит шарик.
- Молекулы воды в горячем кофе не отличаются от молекул воды в охлажденном напитке «Sprite»
- В стакан чая опустили несколько кусочков сахара. После полного растворения сахара объем полученной смеси будет меньше суммы объемов чая и сахара.
Задание 3. Реши задачи:
- Фирма занимается перевозкой бензина в цистернах. Если предположить, что цены на бензин везде одинаковые, то куда выгоднее перевозить бензин: с севера на юг или с юга на север?
- Износ обуви, углубление в ступенях древних лестниц, протирание локтей пиджаков… не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?
- Пусть капля масла объемом 0,1 мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем, площадь которого 10 дм2. Определите диаметр молекулы масла.
ДАНО: | СИ | РЕШЕНИЕ. |
V= | ||
S= | ||
D - ? |
ОТВЕТ:
ТЕСТ
- Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооружённым глазом.
- Объём газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размеру.
- Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда.
- Атомы состоят из молекул?
- Плёнка масла, растекаясь по поверхности воды может занять любую площадь.
Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».
Предлагаются варианты ответов:
● Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока в 7 классе по теме "Строение вещества" (надомное обучение)
Конспект урока "Строение вещества"с детьми, обучающихся на дому....
Урок по теме "Строение вещества. Молекулы и атомы"
Одно из главных отличий современного урока от традиционного состоит в том, что в основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход. В связ...
Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"
Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....
Технологическая карта урока по физике в 7 классе «Строение вещества. Молекулы и атомы»
Технологическая карта урока физики по ФГОСУчебный предмет: физикаУчитель физики первой квалификационной категории Лупик Алла МихайловнаКласс: 7 классУМК: «Физ...
Конспект урока физики в 7 классе по теме строение вещества. молекулы
Готовый урок бери и проводи...
Урок физики 7 класс на тему: "Строение вещества. Молекулы".
№Этапы работы (УУД)Деятельность учителяДеятельность учащихся1Организационный момент.(Задача - создать положительный эмоциональный настрой, мобилизовать внимание)Учитель: Здравствуйте, ребята! По...
Обобщающий урок по физике 7 класс по теме "Строение вещества и взаимодействие тел"
Урок обобщения и систематизация знаний в игровой форме...