Конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Тема урока: «Испарение и конденсация».
Цели урока: познакомить учащихся с процессами испарения и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов; продолжить формирование умения наблюдать, характеризовать физические явления, делать выводы; способствовать развитию навыков выполнения эксперимента.
Задачи урока:
- общеобразовательные: углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;
- воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах;
- развивающие: развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать.
Оборудование: стакан с водой, спиртом, подсолнечным масло, термометр, лист бумаги, стакан с горячей водой, презентация по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация" | 46.5 КБ |
Презентация к уроку "Испарение и конденсация" | 718.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 8 классе.
Маливенко Евгения Викторовна, учитель физики.
Тема урока: «Испарение и конденсация».
Цели урока: познакомить учащихся с процессами испарения и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов; продолжить формирование умения наблюдать, характеризовать физические явления, делать выводы; способствовать развитию навыков выполнения эксперимента.
Задачи урока:
- общеобразовательные: углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;
- воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах;
- развивающие: развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать.
Оборудование: стакан с водой, спиртом, подсолнечным масло, термометр, лист бумаги, стакан с горячей водой, презентация по теме.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Что мы с Вами изучаем?
- Что понимают под «внутренней энергией»?
- Как можно изменить внутреннюю энергию?
- Что является мерой внутренней энергии?
- В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?
III. Опрос по теме «Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления».
- Шести учащимся раздаются карточки с тестированием.
1.При плавлении твёрдого тела его температура …
А. не изменяется; Б. увеличивается; В. уменьшается.
2. Удельная теплота плавления льда равна 3,4*105Дж/кг. Это означает, что…
А. для плавления 3,4*105кг льда требуется 1Дж теплоты;
Б. для плавления 1кг льда требуется 3,4*105Дж теплоты;
В. при плавлении 1кг льда выделяется 3,4*105Дж теплоты.
3. Что можно сказать о внутренней энергии расплавленного и нерасплавленного куска меди массой 1кг при температуре 10850С?
А. их внутренние энергии одинаковы;
Б. внутренняя энергия у расплавленного куска меди меньше;
В. внутренняя энергия у расплавленного куска меди больше.
4. Какой из металлов – алюминий, медь или сталь – расплавится при температуре плавления серебра?
А. Алюминий; Б. Медь; В. Сталь.
5. В каких единицах измеряется удельная теплота плавления?
А. Дж/кг; Б. Дж/ кг*0С; В. Дж/0С
- Один учащийся решает задачу на доске.
Задача: Какое количество теплоты выделится при кристаллизации 150г парафина? λ = 150000 Дж/кг.
- Остальные учащиеся работают вместе с учителем:
- Какой процесс представлен на рисунке? (1 слайд)
- Что называется плавлением?
- Как изменяется внутренняя энергия при переходе из твёрдого состояние в жидкое?
- Какой участок графика соответствует процессу плавления? (2 слайд)
- Чему равна температура плавления?
- Какое это вещество? (стр. 32 учебника, таблица №3 «Температура плавления некоторых веществ» / Натрий).
- Самопроверка: учащиеся зачитывают по одному вопросу тестирования и поясняют правильный ответ. Решение задачи тоже объясняет решивший.
IV. Изучение нового материала. (3 слайд)
Почему в ясный летний день быстро высыхают лужи, оставшиеся после дождя, выстиранное бельё, развешанное на солнце, доска вымытая мокрой тряпкой? Куда же исчезает вода? Сегодня мы с Вами познакомимся ещё с одним процессом – переходом вещества из жидкого состояния в газообразное, которое называется парообразование. (4 слайд) Парообразования бывает два вида – испарение и кипение. На этом уроке наша задача изучить первый вид – испарение.
Рассмотрим этот процесс с точки зрения строения вещества.
- Все тела состоят из молекул;
- Молекулы непрерывно и беспорядочно движутся;
- Молекулы взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).
В жидкостях молекулы движутся с различными скоростями. Молекулы, обладающие большей энергией, движутся гораздо быстрее и приближаясь к поверхности жидкости, преодолевают притяжение соседних молекул, могут вылетит за пределы жидкости. Совокупность таких вылетающих молекул образует пар.
Испарение – это парообразование только с поверхности жидкости при любой температуре. (4 слайд)
- Приведите примеры испарения.
- От чего зависит испарение?
Опыт 1: Наблюдение за испарением жидкости.
Цель опыта: установить зависимость скорости испарения от рода вещества.
Вывод: скорость испарения жидкости зависит от рода вещества. (5 слайд)
- Объясните, почему жарят на масле, а допустим, не на воде или спирте?
- А если Вы будете очень долго сидеть над маминым супом, он испарится?
Опыт 2: Наблюдение за испарением жидкости.
Цель опыта: установить зависимость скорости испарения от скорости движения воздушных слоёв над поверхностью жидкости.
Вывод: скорость испарения жидкости зависит от скорости движения воздушных слоёв над поверхностью жидкости. (6 слайд)
- Приведите примеры.
- Когда же белье высохнет быстрее в солнечный или пасмурный день? (Испарение происходит при любой температуре, но с повышением температуры скорость испарения растёт).
Опыт 3: Наблюдение за испарением жидкости.
Цель опыта: установить зависимость скорости испарения от температуры жидкости.
Вывод: скорость испарения жидкости зависит от температуры жидкости. (7 слайд)
- Приведите примеры.
- Скорость испарения жидкости зависит от площади испаряющей поверхности, т.е. если налить воду одинаковой массы в стакан и блюдце, то из блюдца жидкость испарится быстрее (большее число молекул сможет достичь поверхности жидкости и вырваться из неё). Этот опыт вы проделаете дома. (8 слайд)
Интересно отметить, что если бы не испарение, то не наблюдалось такое явление как круговорот воды в природе (9 слайд). Осадки, выпавшие в виде дождя и снега, испаряются, так же в большом количестве испаряется вода морей, океанов рек. Доказательство тому солёная вода бессточных водоёмов, т.е. более лёгкие «энергичные» молекулы воды испаряются, а тяжёлые – соли оседают на дно.
На берегу морей и океанов воздух влажный, поэтому даже ранки там заживают с большим трудом.
С поверхности тела человека тоже испаряется жидкость. Потовые железы обильно выделяют пот. Жидкость с поверхности кожи стремится испариться, забирая энергию от нашего тела, а мы начинаем ощущать прохладу. Поэтому после урока физкультуры обязательно нужно переодеваться. А в летнее время потери жидкости нужно компенсировать обильным питьём. (10 слайд)
То есть при испарении жидкость покидают самые быстрые, обладающие большей энергией молекулы, в результате суммарная энергия жидкости уменьшается. Доказательство: температура испаряющейся жидкости в комнате всегда ниже температуры воздуха.
Интересно отметить, что испаряются не только жидкости, но и твердые тела. Например, испарением льда можно объяснить тот факт, что на морозе высыхает влажное белье (Если влажное белье вывесить на мороз, то оно вначале замерзнет (вода превратится в лед), а через некоторое время высохнет, следовательно, лед испарится.) Испарение нафталина, можно обнаружить по запаху. Испарение твердых тел объясняется также наличием в них быстрых частиц, которые способны преодолевать молекулярные силы.
Вместе с процессом испарения всегда идет и обратный процесс – конденсации. (11 слайд) Молекулы пара, находящиеся над жидкостью близко к её поверхности, возвращаются в жидкость.
В открытом сосуде испарение идет быстрее, чем конденсация, поэтому количество жидкости в сосуде уменьшается. Если же сосуд закрыть, то и испарение, и конденсация будут продолжаться, но через некоторое время число молекул, покидающих жидкость, станет равным числу молекул, возвращающихся в неё. Говорят, что система жидкость – пар достигает равновесия.
Пространство над закрытой в сосуде жидкостью наполнено паром. Такой пар в равновесии с жидкостью называют насыщенным. Если сосуд открыть, то часть пара выходит в окружающую среду, пар становится ненасыщенным, снова число покидающих жидкость молекул становится больше, чем число молекул пара, возвращающихся назад.
V. Закрепление изученного.
- Почему испаряющиеся жидкости охлаждаются?
- Выходя из реки после купания, вы ощущаете прохладу, особенно в ветреную погоду. Почему?
- Почему когда собаке жарко, она высовывает язык?
- Почему верблюд долгое время может обходиться без воды?
VI. Итог урока
- С каким процессом вы познакомились на уроке?
- Что такое испарение?
- Что такое конденсация?
VII. Сообщение домашнего задания.
§16 – 17, Упр. 9 (5 – 7).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Испарение и конденсация жидкости. Тема урока:
Определение: Парообразование – процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. Испарение – парообразование только с поверхности жидкости при любой температуре.
Скорость испарения зависти от рода жидкости
Скорость испарения зависит от скорости движения воздушных слоёв над жидкостью
Скорость испарения зависит от температуры жидкости
Скорость испарения зависит от площади испаряющей жидкости
Круговорот воды в природе
Потовые железы обильно выделяют пот, а испарение жидкости понижает температуру
Определение: Конденсация – процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое. Насыщенным называется пар , находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
Домашнее задание: § 16 – 17, Упр.9 (5 – 7)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока в 8 классе по теме "Парообразование и конденсация"
План-конспект урока по физике в 8 классе по теме "Парообразование и конденсация"...
Конспект урока физики в 8 классе и презентация по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации"
Статья содержит конспект урока изучения нового материала по учебнику А.В. Перышкина.Урок включает основные этапы: мотивацию, активизацию знаний, изучение нового материала, закрепление и рефлекси...
технологическая карта и конспект урока по физике по теме "Испарение и конденсация"
Техкарта и конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учителем проводятся проблемные эксперементы, разбирая которые ученики сами формулируют тему, цели урока. Выполняя ра...
План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс
План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс...
конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация"
конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация"...
Конспект урока по физике в 8 классе по теме "Испарение и конденсация"
Материал содержит конспект урока и презентацию по данной теме.Урок содержит элементы здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по ФГОС. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара. (8класс)
Конспект урока в свете требований ФГОС с использованием материалов Единой коллекции ЦОР в 8 классе по теме ""Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и...