Конспект урока по ФГОС. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара. (8класс)
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Конспект урока в свете требований ФГОС с использованием материалов Единой коллекции ЦОР в 8 классе по теме ""Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isparenie_i_kondensatsiya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Радость видеть и понимать
есть величайший дар природы»
А. Эйнштейн
Тема: Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.
Цель урока: Способствовать продуктивной работе учащихся, направленной на реализацию следующих задач.
Задачи:
Предметные
- формировать понятия о явлениях испарения, конденсации
- Формировать умение наблюдать и объяснять физические явления
- Экспериментально установить зависимость поглощения энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.
- Выяснять зависимость скорости испарения от внешних факторов, на основе единства и взаимосвязи явлений природы.
Метапредметные
- развивать абстрактное мышление;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- осуществлять самостоятельный поиск информации по изучаемой теме с использованием учебных текстов, компьютерных баз данных ресурсов сети Интернет.
- Развивать познавательные интересы и способности школьников при выявлении сути процессов. Формировать представление о процессе научного познания
- Развивать познавательный интерес уч-ся через межпредметные связи курсов физики и географии, биологии, ОБЖ.
личностные
- расширить кругозор;
- выработать уважительное отношение друг к другу.
- воспитывать культуру умственного труда
- сформировать умение применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи в экстренных ситуациях.
Тип урока: урок изучения нового материал.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, эксперимент, компьютерное тестирование,
Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, спиртовка, термометры, вата, спирт, вода.
Структура и ход урока: организационный момент, актуализация знаний и умений учащихся, формирование новых знаний, первичное закрепление материала, применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях, диагностика процесса усвоения учебного материала, домашнее задание.
Этап урока | Конспект урока | Результаты обучения |
I.Организационный этап. Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока.
| I.Организационный этап (Самоопределение к деятельности). Цели этапа:
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». А теперь давайте приступим к работе. Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать изменения главу «Изменение агрегатных состояний вещества . Поэтому эпиграфом к нашему уроку являются слова А. Эйнштейна: “ Радость видеть и понимать есть величайший дар природы ”.
В ходе сегодняшнего урока вы будете находиться в составе той или иной группы, выполнять различные задания и оценивать свою работу. | |
2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний. | II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Цели этапа:
Вариант 1. Вставьте пропущенные слова.
Вариант 2. Вставьте пропущенные слова.
| Предметные: Проверить степень усвоения знаний.
|
III. Этап постановки целей и задач урока 5 мин. | III. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи) Цели этапа: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/? В ходе урока используем слайды из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. ( см. ссылку) Над сосудом с кипящей водой поместили прохладное тело, и процесс, вроде, как бы, простой, но вообще-то не в этом ведь дело … тут покрылось прохладное тело Каплями мелкими вдруг! Да, по-моему, оно «пропотело»-С удивленьем ответил мой друг. Учитель: - Ребята, о каком явлении идет речь в данном стихотворении? Ученик:– (Могут быть разные ответы). Учитель:- Где в жизни вы сталкивались с явлением испарения ? Ученик: – Ученики дают ответы. Учитель: –Как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы. –Для того, чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия. Пожалуйста… Ученик: ставит цели Учитель: Поставьте для себя личностную цель. 1) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; 3) научиться решать задачи и проблемы по теме. | Метапредметные: - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); - поиск и устранение причин возникших трудностей. - осознанное определение сферы своих интересов и возможностей Предметные: - умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу |
Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их? 1)Изучить понятие испарение, насыщенный и ненасыщенный пар. 4) Научиться применять полученные знания на практике. – Молодцы! Запишем тему урока: « Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.» | ||
IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 10 мин. | IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Учитель . Вспомните, чем мы закончили прошлый урок? Ученик: (опыт: уравновешенные весы с двумя сосудами, наполненными водой до определенной отметки. Один сосуд открытый, а другой - закрытый) Учитель: Давайте посмотрим, что с ними произошло? Ученик: нарушилось равновесие Учитель: Как вы думаете, почему? Ученик: Жидкость испарилась Учитель . - Что значит испарилась? Попытайтесь сформулировать в группах определение процесса испарения. (Каждая группа высказывается, учитель дает точное определение) Учитель . У Вас на на столах лежат карточки с заданиями. Выполнив которые вы определите от чего зависит скорость испарения жидкости. Работа в группах. Группа 1 Капните на фильтровальную бумагу, спирт и воду. Пронаблюдайте происходящее явление, сделайте вывод. Группа 2. Капните на каждый лист фильтровальной бумаги воду. Над одним листом помашите веером, а другой лист высыхает свободно. Сделайте вывод. Группа 3 Налейте в один сосуд холодную воду, в другой теплую. В каком сосуде вода испарится быстрее. Сделайте вывод. ( зависимость от температуры жидкости). Группа 4 Проведите опыт. Одну каплю капните на стекло, вторую на фильтрованную бумагу. Сделать выводы. (от площади свободной поверхности). Заслушиваем отчеты групп и учащиеся записывают выводы в тетради. Учитель . Демонстрация Проведем опыт: откройте бутылку с минеральной водой, и отлейте один стакан. Затем сразу же бутылку плотно закройте и сильно встряхните. Откройте быстро бутылку. Что вы видите? Объясните опыт (В случае затруднения обратитесь к объяснению опыта изображенного на рисунке 5 учебника) Ученики: объясняют опыт, делают выводы. Учитель: Учитель объясняет явление конденсации. Конденсация сопровождается выделением энергии. Ученики: Учитель . Давайте представим, что происходило на молекулярном уровне с водой в закрытой банке. Ученики: Высказывают свои предположения. Например, молекулы сначала испарялись, потом перестали испаряться. Учитель . Почему? Что произошло? Ученики: Возможно произошло насыщение. Учитель . А что такое насыщение? Какой пар называется насыщенным? Ненасыщенным? Найдите ответ в учебнике. Ученики: Изучают самостоятельно § 16 в учебнике и находят понятия насыщенный и ненасыщенный пар, используя стратегию инсерт. Дают ответы на поставленные вопросы и записывают определения в тетрадь. | Метапредметные: - исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Предметные: - овладеть опытом решения проблем; - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент). |
V. Этап первичного закрепления. 12 мин | V.Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи Учитель: Объясните, пожалуйста, зачем, для того, чтобы сбить температуру у ребенка, его обтирают уксусом, разбавленным водой или обматывают влажной тканью. Ученики: отвечают на поставленный вопрос. Учитель: (работа в группах) Применим на уроке технологию «карусель» Каждая группа получает карточку с заданием. Задание одинаковое. В течение 5 минут обсуждают вопросы в группах. Затем отвечают по группам, начиная с первого вопроса и первой группы. Карточка -Что такое испарение? - Посмотрите на рисунки и вспомните, от каких факторов зависит испарение? -что такое конденсация? - объясни -Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит? -Что остынет при одинаковых условиях: жирный суп или чай? -Почему в открытых водоемах в летнюю пору температура воды всегда ниже температуры окружающего воздуха? -Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух? -Почему зимой стекла очков запотевают, когда вы входите в помещение? | Метапредметные: отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности. - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах; - развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; Предметные: - понять процесс испарения. - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент). |
VI. Этап закрепления нового материала 10 мин | VI. Этап закрепления нового материала Учитель: Используем метод «Фантастическая добавка». Решим задачу. Вы попали на другую планету, где есть атмосфера. Как изменится скорость испарения, если температура окружающей среды отлична от земной. Ученики. Отвечают, обсуждают ответы в классе. | Предметные: -овладеть опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме; - уметь применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач. Метапредметные: - поиск и устранение причин возникших трудностей. - осознанное определение сферы своих интересов и возможностей |
VII. Рефлексия. 3 мин | VII. Рефлексия. Цели этапа:
обсудить и записать домашнее задание Цели этапа: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; Оценить собственную деятельность на уроке; Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока.
| Метапредметные: - самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива |
VIII. Д.З. 2 мин | VIII. Подведение итогов. Д.З. Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными. Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать! Выставление оценок в журнал. Д.з. §16,17, упр. 9, задание 3. Творческое: нарисовать для малышей рисунки, отражающие процессы испарения и конденсации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с презентацией А.В.Перышкин. 8 класс "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"
Методическая разработка урока с презентацией к учебнику А.В.Перышкина 8 класс по теме "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии и выделение ее при конденсации"...
Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».
Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...
Урок физики в 8 классе "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"
Разработка открытого урока по физике в 8 классе "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"...
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара
Конспект урока для 8 класса...
Конспект урока "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"
Конспект урока физики в 8 классе на тему "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"....
Технологическая карта урока с использованием ЦЛ. Тема "Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар" 8 класс
Технологическая карта урока (c использованием цифровой лаборатории PASCO)....
Презентация. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглащение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглащение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации...