Методика пошагового формирования физических понятий масса, взаимодействие, сила.
методическая разработка по физике (7 класс)

Патрушева Татьяна Борисовна

В данном материале даются пошаговые рекомендации формирования основных физических понятий основной школы: масса, взаимодействие, сила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика пошагового формирования физических понятий масса, взаимодействие, сила.

Рассмотрим методику пошагового формирования физических понятий масса, взаимодействие, сила.

Шаг 1. Для получения учащимися первоначального представления о физическом понятии на уроках физики используются:

  • демонстрации физических явлений, в которых отражено это понятие;
  • выполнение фронтальных лабораторных опытов, иллюстрирующих изучаемое понятие;
  • рассмотрение примеров из жизни, отражающих смысл изучаемого понятия.

Шаг 2. Определение физического понятия.

В зависимости от особенностей изучаемого понятия учитель дает учащимся его словесное определение (формулировку), рассматривает физический смысл или описывает математическую модель понятия.

Шаг 3. Построение математической конструкции изучаемого понятия предполагает запись математической модели рассматриваемого понятия в символьной форме и изучение единиц измерения понятия.

Шаг 4. Для повышения эффективности формирования физических понятий целесообразно

показывать становление понятия, историю его развития и техническое применение.

Шаг 5. Выделяются внутрипредметные и межпредметные связи. При обучении физике одно и то же понятие изучается в разных разделах. Использование при формировании физических понятий внутрипредметных связей позволяет учителю углублять содержание понятия, опираясь на ранее изученный материал. Применение межпредметных связей способствует внедрению в физику знаний из других наук, что расширяет кругозор учащихся.

Шаг 6. Практическое применение изучаемого понятия позволяет учащимся применить полученные знания об изучаемом понятии на практике: в процессе решения физических задач как качественных, так и количественных, выполнения фронтальных лабораторных работ и опытов, иллюстрирующих физические явления, в которых представлено рассматриваемое понятие.

Шаг 7. Рассматривая физическое понятие, для более полного понимания физической сущности понятия, необходимо определить границы его применимости.

Шаг 8. Методологический анализ содержания физического понятия предполагает выделение его философского, общенаучного и конкретно-научного содержания.

Философское содержание понятия является высшим уровнем абстрагирования и всеобщности.

Общенаучное содержание понятия выражает моменты единства, тождества, связи объективной реальности и процесса ее познания, фиксируя общие, инвариантные их черты, свойства, тенденции для всеобщего круга отраслей научного знания.

Конкретно-научное содержание понятия характеризуется непосредственной генетической и предметно-содержательной связью с данной областью знания. Физическое содержание научных понятий связано с измеримостью характеристик и свойств объектов исследования.

Наличие того или иного содержания понятий зависит от их степени общности.

Шаг 9. Овладение понятием связано с активной мыслительной деятельностью учащихся, следовательно, работая с понятиями нужно научить учащихся систематизировать полученные знания. Одним из способов реализации методологического подхода к формированию физических понятий является использование на занятиях систематизирующих таблиц и схем, в которых физическое понятие рассматривается более полно. Систематизация содержания физических понятий осуществляется при проведении физического практикума в старших классах средней школы.

Шаг 10. В процессе формирования физических понятий необходимо обобщать полученные знания. Реализовать обобщение полученных знаний на уроках физики можно, используя обобщающие таблицы и схемы, в которых физические понятия рассматриваются в концепции эволюции физической картины мира. Конечной целью этого шага при формировании физических понятий является раскрытие, систематизация и обобщение закономерностей и свойств изучаемого понятия.

Шаг 11. Рефлексия позволяет помочь учащимся проанализировать все предыдущие действия при формировании физических понятий и осознать результат выполненных действий, определить и сравнить изучаемое понятие с другими, насколько оно трудно в усвоении, какие трудности у них возникли в процессе изучения. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы (эти вопросы предварительно под запись даются учащимся на вводном занятии).

  1. Что было выполнено?
  2. Как выполнялось?
  3. Какие трудности возникли при изучении понятия?
  4. Почему?
  5. Что удалось лучше всего?
  6. Почему именно это удалось лучше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение физики в 7 классе по теме "Масса тела.Сила"

https://docs.google.com/document/edit?id=1jTEesMkZex_9n9MqOdRyoBWNQNQxQuD6Q4Q7ZSZ2xiM&hl=ru&pli=1...

Статья о формировании понятия "Масса тела"

Формирование понятия "Масса тела" на протежении всех лет обучения физике....

Статья о формировании понятия "Масса тела"

Формирование понятия "Масса тела" на протежении всех лет обучения физике....

«Деятельностный подход к формированию физических понятий по теме: «Тепловые явления»

Принцип обучения в деятельности признается почти всеми психологами, педагогами и методистами. Согласно этому принципу усвоение новых научных знаний эффективно осуществляется только в процессе собствен...

Самоанализ урока по теме : "Масса и сила".

Когда мы готовимся к аттестации , то пишем самоанализ урока , вот и я это сделала , может кому интересно почитать....

Способы организации учебной деятельности по формированию физических понятий по теме "Взаимодействие тел, масса, плотность".

В своей работе, я привела пример организации учебной деятельности при изучении  темы "Взаимодействие  тел, масса и плотность" в 7 классе .Работаю по учебнику Физика, А.В. Пёр...