«Методика формирования исторических понятий»
статья по истории на тему
Предварительный просмотр:
Л.Л. Щеблыкин
Учитель истории и обществознания
Рождественская Хава, МКОУ «Рождественско-Хавская СОШ»
«Методика формирования исторических понятий»
Понятие – мысль, в которой обобщаются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Под понятием понимают «мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках». Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, характерных признаков исторических фактов, отражение в их сознании событий, явлений и процессов прошлого и настоящего в наиболее существенных связях и отношениях.
Прежде чем приступить к методике формирования понятий у учащихся необходимо ознакомиться с причинами, порождающими сложность их восприятия. Их можно выделить несколько.
Первая причина — полное незнание сущности исторических понятий и терминов. Начинающие изучать историю на первых страницах учебников встречают такие понятия, как «община», «полюдье», «каганат» и т.д. И если учитель, используя такую же терминологию в своем рассказе, не раскрывает их смысла, то можно с уверенностью сказать, что учитель и ученики на таком занятии говорят на разных языках.
Вторая причина — знания о понятиях и терминах, полученные учащимися в младших классах, довольно быстро утрачиваются; следовательно, нужно периодически «возвращать» эти знания.
Третья причина — содержание отдельных понятий и терминов может изменяться в зависимости от времени, исторической обстановки, места употребления. Майда́н (перс. площадь - тюркизм) - означающий любую открытую площадку, парк или площадь. Великий князь — на Руси титул главы независимого государства; титул московского и русского царя; дворянский титул членов царской семьи.
Четвертая причина — выход из словарного обихода человека или редкое употребление в современной литературе понятий и терминов, широко использовавшихся в источниках древнего мира и средних веков. (Зодчество, Бортничество)
Пятая причина - разные определения понятий, которые являются синонимами, но используются в разных науках или в или значениях. Колония (биологическое – историческое понятия), республика (форма правления и субъект федерации)
По степени обобщенности выделяют три группы понятий: частно-исторические (единичные), которые действуют на протяжении относительно короткого промежутка времени, в одной или нескольких странах: фараон, шадуф, опричнина, Земский собор, пожилое.
Общеисторические - (особенные и общие) понятия действуют на протяжении крупного исторического периода и характерны для стран со сходными социально-экономическими и политическими условиями: крепостное право, абсолютная монархия, феодальная раздробленность и т. д.
Социологические (всеобщие) понятия действуют на всем протяжении истории человечества или значительной ее части: производительные силы, религия, культура, менталитет и т. п.). Эта группа понятий соответствует фактам-процессам, отличающимся от явлений более высокой степенью обобщенности. Социологические понятия формируются на протяжении всех лет обучения истории.
При формировании понятий важно сообщается ли оно в готовом виде или учащиеся подводятся к нему учителем путем самостоятельного поиска определения.
Первый метод позволяет быстрее сформировать понятие, классическим репродуктивным способом: «Запишите в тетрадь: Абсолютизм – это….», но использование второго метода играет большую роль в развитии рационального мышления, где как мы помним, понятие является первичной формой перед суждением и умозаключением. Как мы знаем новые ФГОС направлены на самостоятельность учащихся при овладении знаниями, что предполагает большее внимание уделять именно второму методу. Но, разумеется, необходим баланс двух подходов.
Приведу несколько примеров из опыта работы. 1) что бы сформировать понятие феодальная раздробленность, учащиеся уже должны владеть понятием – феод (при необходимости следует напомнить), которое формируется ранее, желательно, что бы знали отличия от понятия – бенефиций. Затем на экране демонстрируется карта феодальной раздробленности и предлагается самостоятельно дать этому понятию определение. Все возможные версии заслушиваются, затем корректируются по образцу самого удачного. На закрепление можно задать вопрос: «Почему она стало возможным в Европе в этот период?»
2) При работе с понятиями, которые являются синонимами (колония, номенклатура, реакция и др.) и вероятно знакомы учащимся по другим школьным примерам или из жизненного опыта сначала необходимо выяснить в каком значении они его уже знают. Затем необходимо направить знания на исторический аспект определения, проведя по, возможности, межпредметную связь. Например, понятие колония в 5 классе сначала можно дать в биологическом значении - место сосредоточения представителей биологических видов, а затем уже провести аналогию с историческим понятием (для 5-го класса) – поселения древних народов (финикийцев, греков) на чужих территориях. Затем можно попросить самостоятельно дать определение понятию – колонизация. В последующих классах, естественно, это понятие углубляется и расширяется.
3) Некоторые понятия имеют необычное для нашего восприятия произношения. Это могут быть русифицирование иностранные слова, название географических объектов Кунсткамера (кабинет редкостей), Секуляризация, кукуй. Формирование таких понятий происходит в два этапа: на первом дается простое определение учителем, при чем, умышленно делается дефицит информации (Кукуй – немецкая слобода (улица)), вторым этапом учащимся предлагается самостоятельно дома найти более подробное определение, временные рамки существования (для частно-исторических понятий), первичное значение слова в каких городах была эта улица и т.д.
Вот далеко не весь перечень методов формирования понятийного аппарата, применяемого в моей практике. Также используются в некоторых случаях методы: синквейн, мозговой штурм, составление кластера и др.
Использование того или иного метода формирования понятий зависит от множества факторов: класса (среднее звено или старшие классы), уровня подготовки учащихся и даже от наполняемости класса. Поэтому необходимо балансировать различные группы методов не используя только один «самый лучший», закреплять их путем проверочных работ, понятийных диктантов, проводить межкурсовые связи по углублению и дополнению значений понятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Презентация "Работа с историческими понятиями. XIX - начало XX вв"
Презентацию можно использовать для повторения исторических понятий....
Кроссворд по историческим понятиям XVI в. 6, 7 класс
Хорошо для повторения перед темой "Смутное время в России"...
Исторические понятия и события (5 класс)
Готовимся к ВПР по истории...
Доклад "Формирование исторических понятий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями".
У обучающихся с нарушением интеллекта особенности исторических представлений проявляются в их фрагментарности, неточности, часто бывают искажены, быстро забываются школьниками. Поэтому в образовательн...
Словарь исторических понятий
Овладение основами любой науки означает усвоение системы её понятий. Формирование понятий является важным звеном изучения истории учащимися в школе....
Методика пошагового формирования физических понятий масса, взаимодействие, сила.
В данном материале даются пошаговые рекомендации формирования основных физических понятий основной школы: масса, взаимодействие, сила....