Интегрированный урок «Компьютерные сети. Оптоволоконное соединение» или «Как не остаться без газа и Интернета»
методическая разработка по физике (11 класс)

 Урок по теме «Компьютерные сети. Оптоволоконное соединение» или «Как не остаться без газа и Интернета». Урок разработан для учащихся 11 классов в рамках программы с расширением на физику и химию. Для поддержания учебной мотивации обучающихся используется групповая форма работы и кейс технологии.

Цель урока: формирование целостного представления об оптоволоконных кабелях с точки зрения физики, химии и информатики.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить с видами оптоволоконных кабелей и их характеристиками;

  • научить осуществлять проверку достоверности полученной информации из нескольких источников.

Развивающая:

  • продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы;

  • высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников;

  • развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая:

  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы в интернете;

  • отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим;

  • умение работать в группах.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать характеристику полимеров используемых в производстве кабеля;

  • знать применение закона полного отражения;

  • уметь использовать знания полученные на уроке при решении практических задач требующих интеграции различных научных дисциплин;

  • уметь объяснять своими словами суть основных понятий – компьютерная сеть, кабель, полимеры, полное внутреннее отражение;

  • уметь формулировать интернет-запросы в соответствии с конкретной задачей.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные:

  • смогут осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

  • отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;

  • уметь в дискуссии выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, понимая позицию другого,

  • различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные:

  • структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения;

  • умение высказывать собственную точку зрения, обосновывать ее;

  • формирование уважительного отношение к мнению другого;

  • оценивать собственный вклад в работу группы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока
«Компьютерные сети.  Оптоволоконное соединение»
или  «Как не остаться без газа и Интернета»

11 класс

 

Предмет: интегрированный урок химии, физики, информатики

Место урока в КТП: Раздел Цифровая грамотность, тема 1.3 Компьютерные сети, урок 1.3.2.

Данная разработка урока по теме «Компьютерные сети. Оптоволоконное соединение» или «Как не остаться без газа и Интернета». Урок разработан для учащихся 11 классов в рамках программы с расширением на физику и химию.

Для поддержания учебной мотивации обучающихся используется групповая форма работы и кейс технологии.

Цель урока: формирование целостного представления об оптоволоконных кабелях с точки зрения физики, химии и информатики.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить с видами оптоволоконных кабелей и их характеристиками;
  • научить осуществлять проверку достоверности полученной информации из нескольких источников.

Развивающая:

  • продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы;
  • высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников;
  • развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая:

  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы в интернете;
  • отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим;
  • умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать характеристику полимеров используемых в производстве кабеля;
  • знать применение закона полного отражения;
  • уметь использовать знания полученные на уроке при решении практических задач требующих интеграции различных научных дисциплин;
  • уметь объяснять своими словами суть основных понятий – компьютерная сеть, кабель, полимеры, полное внутреннее отражение;
  • уметь формулировать интернет-запросы в соответствии с конкретной задачей.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные:

  • смогут осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.
  • отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;
  • уметь в дискуссии выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, понимая позицию другого,
  • различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные:

  • структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения;
  • умение высказывать собственную точку зрения, обосновывать ее;
  • формирование уважительного отношение к мнению другого;
  • оценивать собственный вклад в работу группы.

Методы используемые на уроке: кейс с элементами проектной деятельности (метод конкретных ситуаций).

Формы работы на уроке: работа в группах.

Технологии: применение информационно-коммуникационных технологий.

Тип урока: обобщение и практическое применение знаний.

Основные понятия:

Компьютерная сеть, кабель, полимеры, полное внутреннее отражение.

Оборудование: 3 ноутбука с выходом в интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

 

Формируемые УУД

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

1. Вступительная часть:

 

Формирование мотивации учащихся к изучаемой теме.-

Актуализация предварительных знаний учащихся по предмету.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

  • В современном мире без интернета не обойтись. И сегодня мы продолжим изучение темы «Компьютерные сети». Мы уже знаем, какие существуют виды компьютерных соединений и используемых для этого каналов связи, напомните мне их.

Обучающиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Включаются в деловой ритм урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: развитие учебного сотрудничества с учителем.

Регулятивные: формирование волевой саморегуляции, умений настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку.

2. Основная часть:

- Постановка учебной задачи и формулирование учебной цели.

Работа в группах

Наработка умений и навыков

Контроль и коррекция усвоения знаний и умений

  • Сегодня мы с вами представим себя работниками отдела АСУ и отдела закупок.

Перед вами стоит задача:  «Готовится к запуску новый газовый промысел. Для его работы необходимо наличие высокоскоростного и надежного интернет соединения. Какие знания вам пригодятся и какие требования к выбору оптимального оптоволоконного кабеля» 

Что для этого вам надо сделать?

Обобщим, ваша цель: изучить материал по данной теме и предложить обоснованное решение.

Тема нашего урока «Компьютерные сети. Оптоволоконное соединение» или «Как не остаться без газа и Интернета».

Подготовить презентацию по защите проекта

Для этого вы выберете одного спикера, который защитит проект, а остальные делитесь на группы и каждая группа подготовит свою часть проекта связанного с информатикой, физикой или химией.

Перед вами ноутбуки. Для работы вы можете пользоваться поисковыми системами или GPT чатами от Яндекс, Сбера или chatgpt.ru. Заполните предложенные вам кейсы и листы презентации в Яндекс диске. Спикер будет участвовать в работе всех групп.

Организует защиту проекта, задает вопросы по предложенным параметрам.

Участвуют в обсуждении и предлагают свои способы решения задачи, формулируют цель работы.

 

 

 

 

 

 

Выбирают спикера, делятся на группы (цветные стикеры получают при входе в кабинет на урок).

Используют интернет ресурсы для поиска информации, обсуждают со спикером, что наиболее важно.

Заполняют слайды презентации, соблюдая правила коллективной работы над документом.

Спикер защищает проект, обосновывая какими характеристиками должен обладать кабель для прокладки на удаленном расстоянии в условиях Крайнего Севера.

Личностные: формирование смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения.

Коммуникативные: умение вступать в мини-диалог, слушать собеседника, правильно реагировать на предлагаемые вопросы; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения (позиции).

Познавательные: умение структурировать свои знания по определенной теме, ориентироваться в системе своих знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, моделирование; использование знаково-символических средств для решения задач.  

Регулятивные:  контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения

3. Заключительная часть:

- Подведение итогов урока, закрепление основных положений и выводы.

Решена ли поставленная задача, на все ли поставленные вопросы смогли найти вопросы.

- Домашнее задание : подобрать в интернет магазинах кабель по выделенным характеристикам.

- Оценивание учебных достижений, участие учащихся в  листе взаимооценки, выставляет оценки в СГО.

- Формирование мотивации к изучению последующего материала «Интернет сервисы»

Обсуждают, всё ли верно отражено в проекте, надо ли вносить корректировки? Делают выводы.

Задают уточняющие вопросы по домашней работе.

Заполняют листы взаимооценки.

Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: осуществление пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя; различение способа и результата действия.

Познавательные:

умение сохранять учебную цель, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить и осуществление контроля своих действий



Предварительный просмотр:

Кейс «Физика»

Тема интегрированного урока:
«Компьютерные сети.
Оптоволоконное соединение»
или
«Как не остаться без газа и Интернета»

Вы - работники отдела АСУ.

Перед вами стоит задача:  «Готовится к запуску новый газовый промысел. Для его работы необходимо наличие высокоскоростного и надежного интернет соединения. Какие знания вам пригодятся и какие требования к оптимальному оптоволоконному кабелю».

Вопросы

Ответы

Примечания

1

Закон отражения света и преломления света

Исследовать физические законы, регулирующие прохождение света через оптоволоконный кабель.

2

Прохождение света через оптоволоконный кабель

Оптоволокно или оптическое волокно – это стеклянная или пластиковая нить, которой переносится свет в середине его физического тела благодаря явлению полного внутреннего отражения. Принцип работы оптоволокна основан на том, что в нем свет многократно отражается, преломляется под очень маленькими углами, полностью остается внутри благодаря строению оптического волокна.

Применить данные законы для объяснения того, как свет передается через оптоволоконные кабели и как обеспечивается минимальная потеря сигнала.

3

Затухание и дисперсия света в оптоволоконных кабелях

 Дисперсия уменьшает эффективную пропускную способность передачи. Основные типы дисперсии: модовая дисперсия, хроматическая дисперсия, и поляризационная дисперсия.

Рассеивание (затухание) может быть характеризовано как процесс, когда сигнал лазера рассеивается молекулярным колебанием волокна.

Учащиеся исследуют явление дисперсии света в оптоволоконных кабелях, анализируя влияние различных факторов на распространение света в кабеле, таких как волоконное сечение, применение различных материалов, длина волны и др.

4

Оптимальные физические параметры оптоволоконного кабеля

Длина, площадь поперечного сечения

Оптическое волокно, как правило, имеет круглое сечение и состоит из двух частей — сердцевины и оболочки. Для обеспечения полного внутреннего отражения абсолютный показатель преломления сердцевины несколько выше показателя преломления оболочки. Сердцевина изготавливается из чистого материала (стекла или пластика) и имеет диаметр 9 мкм (для одномодового волокна), 50 или 62,5 мкм (для многомодового волокна). Оболочка имеет диаметр 125 мкм и состоит из материала с легирующими добавками, изменяющими показатель преломления. Например, если показатель преломления оболочки равен 1,474, то показатель преломления сердцевины — 1,479. Луч света, направленный в сердцевину, будет распространяться по ней, многократно отражаясь от оболочки.

Одномодовые волокна

Плюсы:

  • Высокая пропускная способность
  • Немного мод одновременно ⇒ уменьшено влияние модальной дисперсии
  • Расстояния до 80 км

Минусы:

  • Дорогое оборудование
  • Поляризационная дисперсия

Многомодовые волокна

Плюсы:

• Много сигналов по одному световоду

• Более дешевое оборудование

Минусы:

• Не более 1000 метров

• Много мод одновременно – модальная дисперсия

• Хроматическая дисперсия

Многомодовые волокна подразделяются на ступенчатые и градиентные. В ступенчатых волокнах показатель преломления от оболочки к сердцевине изменяется скачкообразно. В градиентных волокнах это изменение происходит иначе — показатель преломления сердцевины плавно возрастает от края к центру. Это приводит к явлению рефракции в сердцевине, благодаря чему снижается влияние дисперсии на искажение оптического импульса. Профиль показателя преломления градиентного волокна может быть параболическим, треугольным, ломаным и т. д



Предварительный просмотр:

Кейс «Информатика»

Тема интегрированного урока:
«Компьютерные сети.
Оптоволоконное соединение»
или
«Как не остаться без газа и Интернета»

Вы - работники отдела АСУ.

Перед вами стоит задача:  «Готовится к запуску новый газовый промысел. Для его работы необходимо наличие высокоскоростного и надежного интернет соединения. Какие знания вам пригодятся и какие требования к оптимальному оптоволоконному кабел».

задача

решение

Примечания

1

Выбор оптимального типа оптоволоконного кабеля (одномодовые, многомодовые, различные стандарты и спецификации)

Можно рассмотреть различные типы оптоволоконных кабелей (одномодовые, многомодовые, различные стандарты и спецификации) и представить ситуацию какого-то предприятия, которое планирует установку сети и должно выбрать наиболее подходящий тип кабеля для своих потребностей

2

Проектирование сети на основе оптоволоконных кабелей

разработать проект сети связи для определенного здания или комплекса зданий, используя оптоволоконные кабели. Для этого им необходимо учесть требования к сети, ее масштабы, типы устройств, которые будут объединены оптоволоконной сетью, а также прокладку маршрутов и спецификации кабелей.

3

Программное обеспечение и обслуживание оптоволоконной сети

рассмотреть примеры программного обеспечения для мониторинга и управления оптоволоконными сетями, а также проанализировать сценарии обслуживания и устранения неполадок в оптоволоконной сети.

4

 



Предварительный просмотр:

Кейс «Химия»

Тема интегрированного урока:
«Компьютерные сети.
Оптоволоконное соединение»
или
«Как не остаться без газа и Интернета»

Вы - работники отдела АСУ.

Перед вами стоит задача:  «Готовится к запуску новый газовый промысел. Для его работы необходимо наличие высокоскоростного и надежного интернет соединения. Какие знания вам пригодятся и какие требования к оптимальному оптоволоконному кабелю ».

Вопросы

Ответы

Примечания

1

Температурные характеристики

2

3

4

1. Поливинилхлорид (ПВХ):
  - ПВХ является дешевым материалом с хорошей устойчивостью к ударам и износу, что делает его пригодным для использования в качестве оболочки оптоволоконных кабелей в помещениях.
  - Он обладает хорошей защитой от воздействия влаги, химических веществ и ультрафиолетового излучения.
  - ПВХ-оболочки применяются внутри зданий и других помещениях, где не требуется специальная защита от экстремальных условий.
  
 
2. Полиуретан:
  - Полиуретановые оболочки имеют более высокую степень гибкости и износостойкости, чем ПВХ, и при этом сохранияют свои хорошие работоспособности при низких температурах.
  - Они обладают хорошей адгезией к другим материалам, что делает их подходящими для использования внутри помещений и внешних условиях.
  - Полиуретановые оболочки могут также обеспечивать дополнительную защиту от ультрафиолетового излучения и агрессивной окружающей среды.
  
 
Таким образом, выбор между ПВХ и полиуретаном зависит от конкретных требований среды, в которой будет использоваться оптоволоконный кабель, а также от необходимых свойств, таких как устойчивость к влаге, гибкость и химическая стойкость.

 Когда дело доходит до выбора между поливинилхлоридом (ПВХ) и полиуретаном для использования в оптических сетях, важно учитывать следующие характеристики и свойства каждого материала:
  
 
1. Устойчивость к внешним воздействиям:
  - Полиуретан обычно обладает более высокой степенью устойчивости к износу, ударам, агрессивным химическим веществам и влажным условиям, чем ПВХ.
  - Полиуретан может быть более долговечным в условиях, где требуется высокая стойкость к факторам окружающей среды.
  
 
2. Гибкость и ударопрочность:
  - Полиуретан обычно более гибкий и упругий, что делает его более устойчивым к намотке, сгибанию и изгибу.
  - Полиуретан может быть предпочтительным в условиях, где требуется гибкость и устойчивость к механическим воздействиям.
  
 
3. Температурные характеристики:
  - Полиуретан сохраняет свои характеристики при более низких температурах, чем ПВХ, и более устойчив к эксплуатации в условиях низких температур.
  
 
4. Стоимость:
  - ПВХ обычно является более дешевым материалом по сравнению с полиуретаном, что может быть важным фактором при выборе, особенно при крупных проектах.
  
 
В конечном итоге, выбор между ПВХ и полиуретаном для оптических сетей будет зависеть от конкретных требований проекта, включая условия эксплуатации, степень защиты, гибкость и долговечность, а также бюджетные ограничения.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к оптимальному оптоволоконному кабелю для прокладки интернет соединения до газовой скважины

Слайд 2

Кейс «Химия»

Слайд 3

Кейс «Химия»

Слайд 4

Кейс «Химия»

Слайд 5

Кейс «Физика»

Слайд 6

Кейс «Физика»

Слайд 7

Кейс «Физика»

Слайд 8

Кейс «Информатика»

Слайд 9

Кейс «Информатика»

Слайд 10

Кейс «Информатика»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект интегрированного урока « Компьютерные сети. Оптоволоконное соединение » или «Как не остаться без газа и Интернета» Выполнили: Набиева Зульфия Чахваровна , учитель информатики, МОУ «Центр образования; Сороколетова Лада Юрьевна , учитель физики, МОУ «Центр образования; Никитина Елена Александровна, учительхимии, МОУ «Центр образования.

Слайд 3

Цель: формирование целостного представления об оптоволоконных кабелях с точки зрения физики, химии и информатики. Задачи: Образовательная: познакомить с видами оптоволоконных кабелей и их характеристиками. Научить осуществлять проверку достоверности полученной информации . Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение; привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося . Воспитывающая : продолжить формирование навыков самостоятельной работы в интернете, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Слайд 4

Планируемые результаты: знать характеристику полимеров используемых в производстве кабеля; знать применение закона полного отражения; уметь использовать знания полученные на уроке при решении практических задач требующих интеграции различных научных дисциплин; уметь объяснять своими словами суть основных понятий – компьютерная сеть, кабель, полимеры, полное внутреннее отражение; уметь формулировать интернет запросы в соответствии с конкретной задачей.

Слайд 5

Методы используемые на уроке: кейс с элементами проектной деятельности Формы работы на уроке: работа в группах Технологии: применение информационно-коммуникационных технологий Тип урока: обобщение и практическое применение знаний

Слайд 6

Ход урока:



Предварительный просмотр:

 Лист

взаимоконтроля работы в группе

 урока  «Компьютерные сети.
Оптоволоконное соединение» или

«Как не остаться без газа и Интернета»

Фамилия имя_______________________________________________

Утверждение

Ученик

Ученик

Ученик

Ученик

В полной мере участвовал в выполнении всех заданий (0,1,2)

 

 

 

 

При разногласиях я принимал другое решение (0,1,2)

 

 

 

 

Большинство решений предложено им (0,1,2)

 

 

 

 

Если не согласен, не спорит, предлагает другое решение (0,1,2)

 

 

 

 

Мне нравится с ним работать в одной группе (0,1,2)

 

 

 

 

Мне интереснее и полезнее работать с ним в одной группе (0,1,2)

 

 

 

 

Оцени   вклад в работу группы (0,1,2)

Общая сумма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского языка и информатики по теме: "Достопримечательности Лондона. Поиск информации в Интернете".

Интегрированный урок английского языка и информатики по теме: "Достопримечательности Лондона. Поиск информации в Интернете" с использованием программы Microsoftt PowerPoint и  браузера Oper...

Интегрированный урок "Азот и его соединения"

Данный урок проводится в системе уроков биологии и химии в 9-х классах как повторительно-обобщающий. Межпредметные связи позволяют расширить кругозор учащихся о свойствах азота и его соединений, показ...

Материал к уроку "Компьютерные сети"

Материал к уроку "Компьютерные сети"...

Методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: "Компьютерные сети"

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с использованием мультимедийной презентации "Компьютерные сети" и тестирования по изученному материалу ....

Методическая разработка урока «Компьютерные сети. История создания сети Интернет».

Раздел программы: «Применение современных информационных технологий».Тема урока: «Компьютерные сети. История создания сети Интернет».Тип урока: урок-лекция.Вид: комбинированный урок.Технология: личнос...

Пикулева Т.Р., Нежнова Л.Т. Конспект интегрированного урока «Компьютерная графика как вид изобразительного искусства"

На уроке обучающиеся закрепляют полученные знания, делая это в форме игры, знакомятся с новыми понятиями, выполняют задание при помощи новой компьютерной технологии....

Разработка урока "Компьютерные сети"

Компьютерная сеть (Computer NetWork,  net - сеть, и work - работа)  - это система обмена информацией между компьютерами....