Научная статья "Использование элементов инновационных технологий: наверстать упущенное и взять курс на повышение эффективности процесса обучения "
статья по физике
Статья "Использование элементов инновационных технологий: наверстать упущенное и взять курс на повышение эффективности процесса обучения " посвящена освещению опыта использования технологии блочного преподавания в комбинации с элементами других инновационных технологий с целью активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения физики и математики по новым образовательным стандартам на присоединенных территориях РФ(из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsion._tehnologii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов инновационных технологий: наверстать упущенное и взять курс на повышение эффективности процесса обучения
Мифле-Чередниченко С.А, учитель физики и математики ГБУ ОО ЗО « СОШ № 13» г. Мелитополь
После подписания закона об интеграции новых регионов в образовательное пространство России, президент РФ Владимир Владимирович Путин подчеркнул: «Поддержка системы образования в новых субъектах чрезвычайно важна. Мы уделяем и, безусловно, будем уделять ей особое внимание. Нужно помочь коллегам наверстать упущенное.»
Министерство просвещения России и регионы-шефы в этом направлении оказали и продолжают оказывать всестороннюю поддержку новым регионам РФ.
В учебных заведениях присоединенных территорий проделана огромная работа по обеспечению перехода на российские образовательные стандарты, ведется преподавание предметов на русском языке, произошла замена учебно-методической литературы, переход к 5-бальной системе оценивания, переквалификация преподавательского состава, оснащение учебных заведений.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов констатировал, что новые регионы «фактически влились в единую систему образования страны». Мы выполняем свой профессиональный долг - учим и воспитываем детей.
Однако сегодня перед нами стоят важные задачи развития и трансформации системы образования, повышения качества образовательного процесса, создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
Образование - одна из важных сфер любого государства, от которой зависит качество жизни будущих поколений.
А обучающиеся школ присоединенных территорий – дети, прошедшие длительное дистанционное обучение из-за пандемии коронавирусной болезни, следствием чего являются низкий уровень подготовки и слабые знания по ряду предметов. Столкнулись с этим и мы, учителя предметов физико-математического цикла.
Поэтому, направляя, прежде всего, свою деятельность на адаптацию обучающихся – детей, на глазах которых менялась история, мы все более стали задумываться над тем, как не только «наверстать упущенное» - доучить недоученное в период пандемии и дистанционного обучения, но и решить задачу повышения эффективности процесса обучения. Эта задача никогда не теряла своей актуальности.
Чтобы быть на уровне времени, современный выпускник школы должен не только усвоить важнейшие идеи современной науки, но и научиться самостоятельно пополнять знания и активно, творчески пользоваться ими. Усвоение знаний и развитие познавательных способностей учащихся следует рассматривать как две стороны единого учебного процесса.
Не отбрасывая старый опыт по внедрению инновационных технологий, мы попытались учесть в образовательном процессе требования сегодняшнего дня.
Преподавая много лет физику и математику в разных учебных заведениях, я ознакомилась с разными точками зрения на выбор эффективных образовательных технологий для решения тех или иных задач обучения.
Так, уже не первый год я применяю в работе так называемый блочный метод преподавания, или, как принято говорить в дидактике, укрупнение дидактических единиц. Эффективность укрупнения знаний була обоснована еще академиком П.М.Эрдниевым. В эффективности этой инновационной технологии обучения, особенно тогда, когда возникла потребность за короткий промежуток времени доучить все, что не доучили, и выйти на программный материал, да еще уделить достаточно внимания для развития умственных способностей учащихся, убедилась и я.
Сочетание укрупненного подхода в преподавании физики и математики с применением облачных технологий (наличие старт-доски в кабинете и возможностей и сети Интернет) действительно позволило решить целый ряд задач обучения.
При укрупнении дидактических единиц можно за меньшее время овладеть большим объемом знаний, а также использовать скрытые резервы мышления, что значительно повышает результативность учебного процесса. Укрупненная структура знаний держит в поле зрения обучающегося связи между понятиями. Блочная технология обучения, как показала практика, невозможна без составления и применения опорных конспектов и обобщающих таблиц, отражающих основной материал того или иного блока. Если усвоение знаний осуществляется укрупненными порциями, создаются лучшие условия для возникновения и системного качества знаний, так как элементы знаний образуют укрупненную единицу усвоения, только благодаря разнообразию связей между этими элементами.
В процессе отработки материала блоков происходит детальное углубление знаний, возникает возможность применить различные приемы, формы и методы работы: решить множество задач – качественных, расчетных, экспериментальных и т.д. Происходит доведение умственной деятельности учащихся от уровня понимания до уровня логического и творческого мышления. И все это становится возможным благодаря высвобождению времени при блочной подаче учебного материала вместе с использованием других инновационных , например, облачных технологий.
В процессе обмена опытом (взаимопосещение уроков, обсуждение на методических семинарах), к поисковой работе в учебной деятельности присоединились и учителя других предметов нашей школы.
Результатом целенаправленной работы по активизации умственной деятельности учащихся путем применения элементов инновационных технологий является положительная динамика показателя уровня компетентности обучающихся, значительный рост заинтересованности в изучении предметов, получение удовлетворения от приобретенных знаний, Об этом свидетельствуют мониторинги мотивации обучения, участия учащихся в конкурсах и олимпиадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Инновационная технология проблемного обучения в современной школе"
Статья в методическом сборнике IV Международного фестиваля методических идей 2013 года НОУ ДПО "Экспертно-методический центр" г.Чебоксары....
"Погружение" на уроках русского языка и литературы в 6 классе (элементы инновационной технологии)
Предмет моих экспериментальных исследований – инновационная технология “погружение” и ее практическая реализация на уроках русского языка и литературы....
Научно-методическая статья "Инновационные технологии на уроках музыкального искусства"
Научно-методическая статья "Инновационные технологии на уроках музыкального искусства"...
«Воспитание семейных ценностей».Коррекционное занятие с элементами инновационной технологии "Преобразование обучения для 21 века"
Данное занятие направлено на воспитание у подрастающего поколения чувства уважения другт к другу, к людям, живущих рядом. Оно пронизано тем, чтобы привлечь внимание молодежи к вопросу создания с...
Использование элементов инновационных технологии на уроках информатики
Материал, для защиты на 1 квалификационную категорию...
ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"
Публикация в сборнике статей III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...
«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных ситуаций»
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют...