Актуализация опорных знаний. Устная работа.
| Включаются в ритм урока. Отвечают на вопросы.
- (Действие одного тела на другое может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют)
Приводят примеры Отвечают на вопросы
Сила
| Итак, мы продолжаем изучение раздела «Взаимодействие тел». Повторим важные моменты из данного раздела: - Что мы подразумеваем под взаимодействием тел?
- Приведите примеры взаимодействия тел.
А теперь ребята давайте ответим на вопросы теста: - 1. Может ли тело само изменить свою скорость без действия на него других тел?
А. Может Б. Не может В. Иногда может 2. Изменение скорости тела происходит … А. Без действия на него другого тела Б. Пока действует на него другое тело В. До того, как подействует на него другое тело 3. При взаимодействии двух тел… А. Оба тела имеют одинаковую скорость. Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой А теперь сделаем вывод: Что является причиной изменения скорости движения тел? | Закрепляют знания по теме: сила | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности. Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения |
Изучение нового материала | Отвечают на вопросы
Вывод: существует какая-то неизменная сила, которая притягивает все предметы к Земле. Выдвигают предположения
Выдвигают предположения
| Рассмотрим следующие примеры Поднимем ручку над столом и отпустим ее - она упадет на стол. Копье, брошенное спортсменом на соревнованиях, будет лететь не прямолинейно и равномерно, а по криволинейной траектории и через некоторое время воткнется в землю. Наблюдая за игрой в волейбол, мы убеждаемся в том, что, как высоко не подкидывают мяч, как не пасуют его от одного игрока другому, мяч все равно падает на землю. Ребята, что общего в приведенных мною примерах? Какой можно сделать вывод?
Почему же это происходит? Земля притягивает к себе все физические тела: людей, автомобили, здания и даже спутник нашей планеты - Луну. Но и на Землю также действует сила притяжения тел, притягиваемых ею. В том, что нас притягивает Земля, убедится легко: подпрыгните и через несколько секунд вы снова на земле. А вот то, как мы притягиваем Землю, увидеть гораздо сложнее. А вот в притяжении Луны к Земле и наоборот убедится легче. Спутник Земли Луна вращается вокруг Земли, она удерживается на орбите силой притяжения Земли. Луна, притягивая к себе Землю, вызывает приливы и отливы, которые можно наблюдать на берегу океана. Все тела притягиваются друг к другу, а не только те, что находятся вблизи Земли. Движение планет солнечной системы, так же обусловлено их притяжением к Солнцу. Притяжение всех тел друг к другу во Вселенной называется всемирным тяготением. Впервые его описал английский физик Исаак Ньютон. Он утверждал, что все тела во Вселенной притягиваются друг к другу. Сила тяжести, это сила с которой Земля притягивает к себе все тела. В физике сила тяжести обозначается такой же буквой, как и любая другая сила, но с добавлением индекса: Fтяж. Интересно еще и то, что измерения показали, что у поверхности Земли свободно падающее тело увеличивает за 1с скорость на 9,8 м/с. Эта величина называется ускорением свободного падения. Обозначается буквой g.
Силу тяжести легко можно найти, зная массу тела и ускорение свободного падения по формуле: Fтяж = mg. Откуда g= Fтяж/m, следовательно, g измеряется в Н/кг. При решении задач g можно принимать 10Н/кг. Вернемся к Ньютону. Также он установил, что чем больше массы взаимодействующих тел, тем сила, с которой они взаимодействуют, будет больше. А также рассчитал, что, чем больше расстояние между этими телами, тем сила взаимодействия будет меньше. Сила тяжести важна для всех, кто живет на Земле. Мы, объекты и предметы нас окружающие, и даже молекулы воздуха – все это удерживается на поверхности Земли только благодаря этой силе. Но с другой стороны – не всякий предмет мы сможем поднять, даже если очень постараемся. Чем тяжелее предметы, тем больше сила, с которой Земля притягивает это тела к себе, и тем больше усилий требуется приложить, чтобы преодолеть силу тяжести. Как вы думаете, а куда направлена сила тяжести? Сила тяжести всегда направлена из центра тела, на которое действует, вертикально вниз к центру земли. Как вы думаете, какие природные явления объясняются действием силы тяжести: испарение, водопад или радуга? Действием силы тяжести объясняется водопад, ведь под действием силы тяжести вода опускается вниз. Почему подниматься в гору всегда сложнее, чем спускаться с нее? Поднимаясь вверх, мы преодолеваем силу тяжести, спускаясь вниз, сила земного притяжения помогает нам спуститься, притягивая нас вниз. Силу тяжести, как любую силу можно измерить. Для измерения силы используется прибор, который называется динамометр (от греч. «динамис» — сила, «метрео» — измеряю). Устройство простейшего динамометра основывается на сравнении любой силы с силой упругости пружины. Простейший динамометр можно изготовить из пружины с крючком, укреплённой на дощечке. К нижнему концу пружины прикрепляют указатель, а на доску наклеивают полоску белой бумаги. Чёрточкой отметим положение указателя при нерастянутой пружине. Эта отметка будет нулевой отметкой. Если подвесить к крючку груз массой 102г, на него будет действовать сила тяжести 1Н, т.к. Fтяж.=m⋅g=0,102 кг⋅9,8Нкг≈1Н. Под действием этой силы пружина растягивается. Это новое положение и показывает силу тяжести. | Изучение явления тяготения, силы тяжести, ускорения свободного падения | Коммуникативные: Умение принимать учебную задачу. Регулятивные: Владение навыками самоконтроля и саморегуляции Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. |
Закрепление знаний | Отвечают на вопросы
Решают задачи и отвечают на вопросы Дано: m=3,5кг g=10H/кг
| СИ
| Решение: Fтяж=mg Fтяж=3,5кг * 10H/кг =35Н
| Fтяж-? |
|
Ответ: 35Н
Дано: m=400г g=10H/кг
| СИ
| Решение: Fтяж=mg Fтяж=0,4кг∙10Н/кг=4Н
| Fтяж-? |
|
Ответ: 4Н
Дано: m=200кг g=10H/кг
| СИ
| Решение: Fтяж=mg Fтяж=200кг∙10Н/кг=2000Н=2кН
| Fтяж-? |
|
Ответ: 2кН | А теперь мы порешаем задачи на силу тяжести и вес тела. Открываем в учебнике страницу 78, упражнение 10. Задача 1.Определите силу тяжести, действующую на тело массой 3,5 кг; 400г.
Масса тела на Земле 200 кг, рассчитать силу тяжести, которая действует на него? | Применяют полученные знания для объяснения опытов формируют познавательный интерес к предмету
| Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. Личностные: Формирование мотивации к самосовершенствованию. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, моделирование. |