Подготовка учащихся по практической части ОГЭ по физике
презентация к уроку по физике (9 класс)
доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_uchashchihsya_k_prakticheskoy_chasti_oge_po_fizike_2_chast.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экспериментальные задания 3-го типа Цель работы : проверка умения проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий. Предлагаемые работы : Проверка 1. Закона последовательного соединения резисторов для электрического напряжения 2. Закона параллельного соединения резисторов для силы электрического тока
Экспериментальные задания 1-го типа 1.Определение плотности вещества Использовать комплект №1 Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 2 , соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 2 . В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела; 2.запишите формулу для расчёта плотности; 3.укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма; 4.запишите числовое значение плотности материала цилиндра. 1)Схема экспериментальной установки: Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания плотность вещества, из которого выполнен цилиндр оказалась равной 8500 кг/м 3 .
2.Определение силы Архимеда Использовать комплект №2 Используя динамометр, стакан с водой , цилиндр № 1 , соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда ), действующей на цилиндр. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчёта выталкивающей силы; 3.укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; 4.запишите численное значение выталкивающей силы . Схема экспериментальной установки: Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания сила Архимеда оказалась равной 0,2 Н.
3.Определение коэффициента трения скольжения Использовать комплект №4 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения; 3.укажите результаты измерений веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки; 4.запишите числовое значение коэффициента трения скольжения. 1)Схема экспериментальной установки : Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент трения скольжения равен 0,2.
4.Определение жесткости пружины Использовать комплект №3 Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза. Для измерения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: 1.Сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчёта жёсткости пружины; 3.укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины; 4.запишите числовое значение жёсткости пружины. 1)Схема экспериментальной установки : Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент жесткости оказался равным 40 Н/м.
5.Определение периода и частоты колебаний математического маятника Использовать комплект №7 Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для определения периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.Приведите формулу для расчета периода и частоты колебаний; 3.укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для длин нити маятника равной 0,5 м; 4.вычислите период и частоту . 1) Схема экспериментальной установки : 2) Т = t / N ; ν = 1/Т; 3) N = 30; t = 42 с. 4) Т = t / N = 1,4 с; ν = 1/Т = 0,7 Гц. Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания период свободных колебаний оказался равен 1,4 с, частота 0,7 Гц.
6.Определение момента силы, действующего на рычаг Использовать комплект №8 Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 12 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении. В бланке ответов: 1.зарисуйте схему экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчета момента силы; 3.укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча; 4.запишите числовое значение момента силы. 2) M = Fl 3) F = 2Н, l = 0,12 м 4) М = 2Н · 0,12 м = 0,3 Н · м 1) Схема экспериментальной установки: Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага оказался равным 0,3 Н · м.
7.Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока Использовать комплект №8 Используя штатив с муфтой, блок неподвижный, нить, 3 груза , динамометр школьный, линейку, определите работу силы упругости при подъеме трех грузов на высоту 20 см. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.приведите формулу для расчета работу силы упругости; 3.укажите результаты прямых измерений высоты и силы упругости; 4.Вычислите работу силы упругости при подъеме трех грузов на указанную высоту; 2) А = F упр. h ; 3) F упр. = 3,2 Н (при равномерном перемещении); h = 0,2 м; 4) А = 3,2 Н·0,2 м = 0,64 Дж 1) Схема экспериментальной установки: Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания работа силы упругости при подъеме тела оказалась равной 0,64 Дж.
8.Определение работы силы трения Использовать комплект №4 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз , направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения работы силы трения при перемещении в горизонтальном направлении каретки с грузом на длину рейки. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчёта работы силы трения; 3.укажите результаты измерений силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки , длины рейки; 4.запишите числовое значение. работы силы трения. 2) А= F тр · s ; F тр = F тяги (при равномерном движении); 3) F тяги = 0,4 Н; l = 0,5 м; 4) А= 0,4 Н · 0,5 м=2 Дж. 1) Схема экспериментальной установки : Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания работа трения скольжения оказалась равным 2 Дж
9.Определение оптической силы собирающей линзы Использовать комплект №6 Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчёта оптической силы линзы; 3.укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; 4.запишите значение оптической силы линзы. 1) Схема экспериментальной установки: Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания оптическая сила линзы оказалась равной 17дптр.
10.Определение электрического сопротивления резистора Использовать комплект №5 Определите электрическое сопротивление резистора R 1 . Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока 4,5 В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R 1 . При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А. В бланке ответов: 1.нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2.запишите формулу для расчёта электрического сопротивления; 3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А; 4.запишите численное значение электрического сопротивления. Вывод: В ходе выполнения эксперимент. задания сопротивление резистора R 1 оказалось равным 12 Ом. 1 ) Схема экспериментальной установки :
11. Определение работы тока Использовать комплект №5 Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R , соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут. В бланке ответов: 1.нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2.запишите формулу для расчёта работы электрического тока; 3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; 4.запишите численное значение работы электрического тока. 1) Схема экспериментальной установки: Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа тока оказалась равной 648 Дж .
12.Определение мощности тока Использовать комплект №5 Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 2 , соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе при силе тока 0,5 А. В бланке ответов: 1.нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2.запишите формулу для расчёта мощности электрического тока; 3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А; 4.запишите численное значение мощности электрического тока. Вывод: В ходе выполнения эксперимент. задания мощность электрического тока оказалась равной 1,5 Вт. Схема экспериментальной установки:
Экспериментальные задания 2-го типа 1.Определение(исследование) зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины Использовать комплект №3 № опыта Вес груза, Н Сила упруг., Н Удлинение, м 1 1 1 0,025 2 2 2 0,050 3 3 3 0,075 1) Схема экспериментальной установки : Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трех грузов . Установите зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите результаты измерения веса грузов, удлинения пружины; 3.сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. 3) Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила упругости прямо пропорциональна растяжению пружины. 2)
2.Определение(исследование) зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления Использовать комплект №4 № опыта Сила нормального давления, Н Сила трения, Н 1 2 0,4 2 3 0,8 3 4 1,2 3) Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила трения пружины прямо пропорциональна силе нормального давления. 1) Схема экспериментальной установки: 2 ) Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три груза , направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления В бланке ответов: 1.нарисуйте схему эксперимента 2.укажите результаты измерения 3.сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
3. Определение(исследование) зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити Использовать комплект №7 Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; 3.вычислите период колебаний для всех трех случаев; 4.сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. 1)Схема экспериментальной установки : 4 .Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания выяснилось, что при уменьшении длины нити период свободных колебаний уменьшается. 2 ),3)
4.Определение зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника Использовать комплект №5 № опыта I , A U , B 1 0,2 2,4 2 0,3 3,6 3 0,4 4,8 1) Схема экспериментальной установки: 3) Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что при увеличении напряжения между концами проводника сила тока в проводнике также увеличивается . 2) Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 2 , соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. В бланке ответов: 1.нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2.укажите результаты измерения напряжения при силе тока при разных положениях ползунка реостата; 3.Сделайте вывод о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
5.Определение свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы Использовать комплект №6 d Свойства изображения d < F Мнимое, увеличенное, прямое F < d < 2F Действительное, увеличенное, перевернутое d > 2F Действительное, уменьшенное, перевернутое 1)Схема экспериментальной установки: 3) Вывод : При удалении предмета от линзы изображение предмета из мнимого переходит в действительное, а его размеры уменьшаются. 2) Используя собирающую линзу, экран, линейку, рабочее поле, источник питания постоянного тока 4,5 В, соединительные провода, ключ, лампу на подставке соберите экспериментальную установку для определения свойств изображений, полученного с помощью собирающей линзы В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; 3.сделайте вывод, как изменяются свойства изображений, полученных с помощью собирающей линзы при удалении предмета от линзы.
Экспериментальные задания 3-го типа 1. Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения Использовать комплект №5 U , В U 1 , В U 2 , В Вывод 3 2 1 U = U 1 + U 2 1) Схема экспериментальной установки : 2),3) 4) Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом из резисторов. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R 1 и R 2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов. В бланке ответов: 1. начертите электрическую схему эксперимента; 2. измерьте напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора; 3. сравните напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора 4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила
2.Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока Использовать комплект № 5 I , A I 1 , A I 2 , A Вывод 0,6 0,4 0,2 I = I 1 + I 2 1) Схема экспериментальной установки: 2),3) 4) Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила тока на основном проводнике равна сумме сил токов в параллельно соединенных проводниках . Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R 1 и R 2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для силы тока при параллельном соединении резисторов. В бланке ответов: 1. начертите электрическую схему эксперимента; 2. измерьте силу тока в каждой ветви цепи и на неразветвленном участке; 3. сравните силу тока на основном проводнике с суммой сил токов в параллельно соединенных проводниках, 4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Источники http://5terka.com/node/6977 http://www.metod-kopilka.ru/laboratornaya_rabota_7_klass-52102.htm http://physics-lab.ucoz.ru/publ/laboratory_work/laboratory_work_10/laboratornaja_rabota_3_zhestkosti_pruzhiny/17-1-0-70 https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-opredelenie-zhestkosti-pruzhini-850138.html http://www.obereg29.ru/learn/catalog/detail.php?ELEMENT_ID=7352 http://www.himlabo.ru/gia-po-fizike http://5terka.com/node/1138 http://kab2.id1945.com/gia_lab.html http://physmatica.ru/reshebniki/reshebnik-k-uchebniku-po-fizike-za-9-klass-fizika-9-klass-i-k-kikoin-a-k-kikoin/laboratornaya-rabota-6-izuchenie-ravnovesiya-tel-pod-dejstviem-neskolkix-sil.html http://physmatica.ru/reshebniki/reshebnik-k-uchebniku-po-fizike-za-9-klass-fizika-9-klass-i-k-kikoin-a-k-kikoin/laboratornaya-rabota-6-izuchenie-ravnovesiya-tel-pod-dejstviem-neskolkix-sil.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки учащихся к выполнению части (С) государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по истории
Система подготовки учащихся к успешной сдаче Экзамена по истории в форме ЕГЭ....
"Методические рекомендации коллегам по подготовке и проведению практической части исследовательской работы с детьми "
Работа "Методические рекомендации коллегам по подготовке и проведению практической части исследовательской работы с детьми "выполнена в форме презентации для проведения педагогическиго сове...
Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию части С на ЕГЭ по русскому языку.
Данный материал поможет организовать поэтапную подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Даны речевые образцы и методические шаги по выстраиванию сочинения - рассуждения, предложе...
Подготовка к выполнению практической части ОГЭ по физике
Одним из пунктов, составляющих экзаменационную работу, является экспериментальное задание, которое обучающийся выполняет непосредственно в экзаменационной аудитории с использованием оборудования, подг...
Подготовка к выполнению практической части ОГЭ по физике
подготовка к ОГЭ в 2016 г....
Доклад на тему: Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике
Доклад на тему: Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике...
Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...