Подготовка к выполнению практической части ОГЭ по физике
консультация по физике (9 класс) на тему
подготовка к ОГЭ в 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выполнение практической части ОГЭ по физике для 9 классов | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «ДСОШ№3»
Подготовка
к выполнению
практической части
ОГЭ по физике
Подготовила учитель физики
Еремеева Ольга Анатольевна
г. Далматово
2016 год
Введение.
Одним из пунктов, составляющих экзаменационную работу, является экспериментальное задание, которое обучающийся выполняет непосредственно в экзаменационной аудитории с использованием оборудования, подготовленного учителем физики в ППЭ.
Экспериментальное задание показывает:
- умение проводить косвенные измерения физических величин;
- умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков;
- умение делать выводы на основе полученных экспериментальных данных;
- умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий.
Экспериментальная работа проверяет сформированность у обучающегося понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими и экспериментальными умениями, умениями понимать физические явления и процессы в ситуациях практико-ориентированного характера.
Экспериментальная работа относится к заданиям повышенной сложности, что способствует выявлению степени подготовленности обучающихся к продолжению образования на следующей ступени обучения на профильном уровне. В связи с этим за качественное выполнение задания обучающийся может получить на экзамене 4 балла (наивысшее значение среди всех баллов за задания).
Для проведения экзамена предлагается 8 комплектов экспериментального оборудования. Каждый комплект может быть использован для проведения нескольких разных экспериментов, которые отличаются уровнями сложности.
При выполнении экспериментального задания обучающиеся испытывают некоторые затруднения. В связи с этим при проведении подготовительных занятий обучающимся предлагается ряд рекомендаций, способствующих качественному выполнению эксперимента и его последующему правильному оформлению.
Рекомендации:
- Познакомить с инструкцией по правилам безопасности труда учащихся при проведении экзамена, чтобы обучающиеся сами контролировали свою работу. Обратить внимание на момент неисправности и годности оборудования.
- Рассмотреть теоретический материал, знание которого необходимо для качественного выполнения эксперимента. Для экзамена предлагаются комплекты по темам «Статика», «Динамика», «Электричество», «Оптика».
- Рассмотреть дополнительные задачи практической направленности с применением формул, используемых в экспериментальном задании.
- Научить обучающихся схематическому рисунку экспериментальной установки, т.к. некоторые обучающиеся имеют слабые навыки в изобразительном искусстве и черчении.
- Разъяснить обучающимсяважность понятия размерности физических величин и связям между единицами физических величин, участвующих в измерениях и вычислениях в экспериментальной работе.
- Научить работать с погрешностью, т.к. некоторые обучающиеся слабо владеют знаниями по данной теме.
- Научить представлять результаты экспериментальной работы в виде таблиц и графиков, использовать данные таблиц и графиков для получения данных.
- Рассмотреть все варианты использования оборудования каждого комплекта (например, по теме «Динамика» один комплект может быть использован для трех экспериментов, по теме «Электричество» - для пяти экспериментов).
- Познакомить обучающихся с различными видами оборудования по видео- и фотоматериалам (т.к. в разных школах комплекты оборудования по одним и тем же разделам отличается).
Виды экспериментальных заданий.
Комплект 1. «Динамика».
Работа первого типа:
Определите плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр. Для выполнения этого задания используйте лабораторноеоборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, стакан с водой цилиндр стальной на нити.
В бланке ответов:
- Запишите формулу для расчета плотности вещества.
- Проведите прямые измерения массы цилиндра.
- Проведите прямые измерения объема цилиндра.
- Запишите численное значение искомой величины.
Комплект 2.«Статика».
Работа первого типа:
Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр №1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки.
- Запишите формулу для расчета выталкивающей силы.
- Укажите результаты показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воздухе и показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воде.
- Запишите численное значение выталкивающей силы.
Комплект 3.«Динамика».
Работа первого типа:
Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и 3 груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки.
- Запишите формулу для расчета жесткости пружины.
- Укажите результаты измерения веса грузов и удлинений пружины.
- Запишите численное значение жесткости пружины.
Работа второго типа:
Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трех грузов, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки.
- Укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трех случаев в виде таблицы (или графика).
- Сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.
Комплект 4.«Динамика».
Работа первого типа:
Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите экспериментальную установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки.
- Запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения.
- Укажите результаты измерения веса каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола.
- Запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
Работа второго типа:
Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, набор из трех грузов, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы трения скольжения между кареткой и поверхностью горизонтальной рейки от силы нормального давления. Определите силу трения скольжения, помещая на каретку поочередно один, два и три груза. Для определения веса каретки с грузами воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки.
- Укажите результаты измерений веса каретки с грузами и силы трения скольжения для трех случаев в виде таблицы (или графика).
- Сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки от силы нормального давления.
Работа третьего типа:
Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки на расстояние 40см.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки.
- Запишите формулу для расчета работы силы трения скольжения.
- Укажите результаты измерения модуля перемещения каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки.
- Запишите числовое значение работы силы трения скольжения.
Комплект 5. «Электродинамика».
Работа первого типа:
Используя источник тока (4,5В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №1, соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора.
В бланке ответов:
- Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
- Запишите формулу для расчета электрического сопротивления.
- Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А.
- Запишите численное значение электрического сопротивления.
Работа второго типа:
Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3А.
В бланке ответов:
- Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
- Запишите формулу для расчета мощности электрического тока.
- Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3А.
- Запишите численное значение мощности электрического тока.
Работа третьего типа:
Используя источник тока (4,5В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
- Нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки.
- Измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении.
- Сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой двух напряжений на каждом из резисторов, учитывая,что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Работа четвертого типа:
Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
В бланке ответов:
- Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
- Установив с помощью реостата поочередную силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трех случаев в виде таблицы (или графика).
- Сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
Работа пятого типа:
Соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока, совершаемой в резисторе, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R2. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5А. определите работу электрического тока в резисторе в течение 5 мин.
В бланке ответов:
- Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
- Запишите формулу для расчета работы электрического тока.
- Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А.
- Запишите численное значение работы электрического тока.
Комплект 6. «Оптика».
Работа первого типа:
Используя собирающую линзу, экран, лампу на подставке, источник тока, соединительные провода, ключ, линейку, соберите экспериментальную установку для исследования свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы от лампы, расположенной от центра линзы на расстоянии 15см.
В бланке ответов:
- Сделайте схематический рисунок экспериментальной установки для наблюдения изображения лампы, полученного с помощью собирающей линзы.
- Передвигая экран, получите четкое изображение лампы и перечислите свойства изображения (мнимое или действительное, уменьшенное или увеличенное, прямое или перевернутое).
- Сформулируйте вывод о расположении лампы относительно двойного фокусного расстояния линзы.
Работа второго типа:
Используя собирающую линзу, экран и линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте солнечный свет от удаленного окна.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки.
- Запишите формулу для расчета оптической силы линзы.
- Укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы.
- Запишите значение оптической силы линзы.
Комплект 7. «Механические колебания».
Работа первого типа:
Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 1м.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки.
- Запишите формулу для расчета частоты колебаний.
- Укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний.
- Запишите численное значение частоты колебаний маятника.
Работа второго типа:
Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомером), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний и вычислите период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна, соответственно, 1м, 0,5м, и 0,25м.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки.
- Укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы.
- Вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу.
- Сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Комплект 8. «Статика».
Работа первого типа:
Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6см и один груз на расстоянии 12см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 6см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.
В бланке ответов:
- Зарисуйте схему экспериментальной установки.
- Запишите формулу для расчета момента силы.
- Укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча.
- Запишите числовое значение момента силы.
Работа второго типа:
Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, два груза и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъеме грузов с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъеме грузов на высоту 10см.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки.
- Запишите формулу для расчета работы силы упругости.
- Укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути.
- Запишите числовое значение работы силы упругости.
Список источников информации
- Авторы-составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА-2009 : экзамен в новой форме : физика : 9-й кл. : тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 116,[8] с. – (Федеральный институт педагогических измерений). ISBN 978-5-17-054448-6 (ООО «Издательство АСТ»). ISBN 978-5-271-21622-0 (ООО «Издательство Астрель»).
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовкак ЕГЭ
Решение геометрических задач...
статья "Патриотическое воспитание современных школьников – неотъемлемая часть методики преподавания физики"
Одна из основных задач обучения – утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям....
статья "Патриотическое воспитание современных школьников – неотъемлемая часть методики преподавания физики"
В последнее время активизирована работа по гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи....
Подготовка к выполнению практической части ОГЭ по физике
Одним из пунктов, составляющих экзаменационную работу, является экспериментальное задание, которое обучающийся выполняет непосредственно в экзаменационной аудитории с использованием оборудования, подг...
Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.
Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....
Доклад на тему: Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике
Доклад на тему: Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике...