Цифровая лаборатория."Изучение математического маятника". ноябрь 2023 г
методическая разработка по физике (9 класс)
Выполнение лабораторной работы с использованием современных цифровых возможностей.
При выполнений лабораторной работы использовались: классическое оборудование; мультидатчики цифровой лаборатории Релаб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovaya_laboratoriya_1.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные цифровые возможности физической лаборатории на примере лабораторной работы «Изучение математического маятника»
Лабораторная работа.
«Изучение математического маятника».
Цель работы.
1.Изучить математический маятник и измерить период его колебаний с использованием цифровой лаборатории Relab и мультидатчика RL Point BLE.
2.Ознакомление учащихся с мобильной версией Relab
Оборудование и материалы.
Штатив;маятник; цифровая лаборатория RELAB с датчиком ускорения (акселерометр) и угла наклона BLE, смартфоны учщихся;методические указания для проведения лабораторных работ с использованием цифроых технологий (Москва,2021г, ООО «Релаб», техническая поддержка -84957402678)
Основные сведения.
Колебания — это периодически повторяющийся во времени процесс. Если колебательная система (иначе иногда называют осциллятором) идеальна, т. е. в ней не происходит диссипация энергии, то колебания не затухают. В реальных колебательных системах колебания не будут затухать только в том случае, если рассеянная в процессе колебания энергия системы пополняется за счет внешнего источника. Это автоколебания или вынужденные колебания. Гармоническими называют колебания, которые описываются периодическими функциями синус или косинус.
Количественно колебания характеризуются следующими параметрами.
ПериоД колебаний Т — время, за которое совершается одно полное колебание.
Частота колебаний — число полных колебаний за единицу времени. 1
т
АмплитуДа А — это наибольшее значение периодически изменяющегося параметра колебательной системы.
Круговая или циклическая частота (0 — это величина, связанная с линейной частотой v соотношением
Математическим маятником называется тело на невесомой нерастяжимой нити, совершающее колебания. Важной особенностью математического маятника является то, что размеры тела на нити пренебрежимо малы по сравнению с длиной нити.
Период колебаний математического маятника равен:
где Г., — длина нити маятника; g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения.
Порядок выполнения работы (инструкция)
Шаг 1. Изучить методические указания и подготовить форму отчета.
Шаг 2. Собрать установку, руководствуясь Рисунком 1.
«о)
Рисунок 1 — Схема установки
1 — штатив, 2 — нить, З — датчик ускорения (акселерометр) и угла наклона BLE.
шаг З. | Подключить датчик ускорения (акселерометр) и угла наклона BLE к компьютеру: или мобильному устройству по Bluetooth, используя мастер настройки Bluetooth этого устройства. В случае использования иных типов датчиков, подключить их, используя входящие в комплект кабели, переходники и разветвители USB. |
Шаг 4. | Скачать( с гугл плей программу Relab PRO 2) мобильную версиюна на свой смартфон и синхронизироваить его с мультидатчиком. Запустить программу измерений Relab Lite или Relab Pro. Запустить сбор данных клавишей «Старт». |
Шаг 5. | Измерить длину маятника и записать результат измерения в Таблицу 1. |
Шаг 6. Слегка отклонить маятник и отпустить, начав, таким образом, колебательный процесс.
Шаг 7. На экране компьютера или мобильного устройства в процессе колебаний будет строиться график зависимости ускорения груза (датчика ускорения) от времени. Этот график будет иметь синусоидальную форму, по которой можно определить период колебаний. Записать этот период колебаний в Таблицу 1.
Нажать клавишу «Стоп» в главном окне Relab Pro. Зайти в «Анализ» графика.
Шаг 8. Рассчитать период колебаний по формуле (1) и записать в Таблицу 1. Сравнить с измеренным значением периода из предыдущего пункта.
Шаг 9. Повторить два-три раза пункты 6 — 8 для других начальных отклонений маятника.
Шаг 10. Ответить на контрольные вопросы и сделать выводы по проделанной работе.
Таблица 1 - Результаты измерений и расчетов
№ п/п | Длина маятника L, м | Измеренный период колебаний | Рассчитанный период колебаний | |
1 | ||||
2 | ||||
з | ||||
4 |
1. Что такое колебания?
2, Что такое математический маятник?
З. Чему равен период математического маятника?
4. Перечислите известные вам колебания, происходящие в природе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"
Разработка урока физики в 9 классе, построенного на элементах исследовательской деятельности обучающихся с включением активных методов обучения....
Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"
Разработка урока физики в 9 классе, построенного на элементах исследовательской деятельности обучающихся с включением активных методов обучения....
Применение Цифровой лаборатории «Архимед» при изучении химии
Цифровые лаборатории Архимед – это новое поколение естественно - научных лабораторий, оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстрации, лабораторных работ по физике, химии и био...
Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Изучение химических свойств оксидов с применением цифровой лаборатории»
Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме:«Изучение химических свойств оксидов с применением цифровой лаборатории»...
Использование цифровой лаборатория «Архимед» при изучении физики.
В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Цифровые лаборатории «Архимед»- новое поколение школ...
Изучение движения тел в поле силы тяжести земли c использованием возможностей Цифровой лаборатории Еinstein™ Tablet и Tablet+
Цель работы: Изучить зависимость дальности полёта тела от угла, под которым тело брошено к горизонту и от начальной скорости....
Проектная работа «Изучение колебательного движения на примере математического маятника». 9 класс.
В данной проектной работе поставлена цель изучить теоретические основы колебательного движения, провести опыты и измерения, установить зависимость периода нитяного маятника от других физических величи...