Методическая разработка по теме "Сила - количественная мера взаимодействия тел"
методическая разработка по физике (7 класс)
Документ содержит материал, который целесообразно использовать на первом уроке раздела "Взаимодейтсвие тел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_sila.docx | 614.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: физика
Класс: 7
Учебная тема: Сила
Технологическая карта изучения темы «Сила»
Тип урока | Открытие новых знаний и первичное закрепление |
Планируемые результаты | Предметные: - усвоить понятия «сила», «взаимодействие», «деформация» - уметь находить практическое применение понятия «сила» в различных профессиях Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - уметь проводить исследование на основе составленного плана; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию |
Основные понятия | Взаимодействие, деформация, сила |
Технологии обучения | здоровьесберегающая; деятельностного метода; личностно-ориентированная; информационно – коммуникационная |
Методы | а) по источнику знаний: словесные; беседа (взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся); наглядные; практические б) по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа; практикум в) по характеру познавательной деятельности: репродуктивные; проблемные; частично-поисковые; постановка проблемы, поиск решений г) методы стимулирования: создание ситуации успеха, поощрения |
Формы проверки достижений ожидаемого результата | - самоконтроль; - фронтальный контроль - индивидуальный контроль |
Организация пространств | Индивидуальная работа, групповая работа, работа в паре |
Ресурсы | Учебник Перышкин А.В. «Физика. 7 кл», компьютер; мультимедийный проектор, экран; мультимедийная презентация |
Ход урока
Организационная структура урока | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Приветствует. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта, нацеливает на работу Добрый день, ребята! Сегодня наш урок посвящён физике — науке, создавшей современный мир! Мир, в котором есть атомные электростанции и космические корабли, нанороботы и гигантские ускорители, сложнейшие производства и многомиллионные города. Спутниковая связь, интернет, телевидение, радио, транспорт, бытовая техника, смартфон — всё это существует благодаря физике. Назовите профессии, в которых особенно необходимы физические знания. Действительно, существует очень много профессий, в которых нужна физика, и все они разные. | Приветствуют учителя Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке Называют профессии, например, инженер, строитель, пилот, врач и т.д. | - готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового - организация своего рабочего места |
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Показывает взаимосвязь физики с различными аспектами жизни А сейчас мы с вами продолжим узнавать разнообразные факты про физику. На экране вы увидите факты, ваша задача определить, насколько они правдивы. Если вы согласны с фактом — поднимите большой палец вверх, если не согласны — опустите вниз. Факты: 1) В древности слова «физика» и «философия» были синонимами — ВЕРНО. Задача у этих наук была одна и та же — постижение принципов, по которым работает Вселенная. 2) Птицы во время дальних перелётов выстраиваются в клин для красоты — НЕВЕРНО. Они делают так, чтобы уменьшить силы сопротивления и трения. 3) Первым звуковой барьер преодолел сверхзвуковой самолёт — НЕВЕРНО. Первым приспособлением, которое преодолело звуковой барьер, считается обыкновенный пастуший кнут. 4) Сенсорные телефоны работают благодаря законам физики, работающим внутри наших тел — ВЕРНО. Когда мы касаемся экрана пальцами, от них исходит небольшое количество электрических зарядов, которые чувствует экран. По этой же причине сенсорные экраны не реагируют, когда мы в перчатках или прикасаемся к ним ногтями. 5) Слон – самое сильное животное на планете — НЕВЕРНО. Конепод – самое сильное животное на Земле. Это океанические рачки, которые не вырастают больше 1–3 мм. Их мышцы настолько сильны, что крохотный конеподы за 1 секунду перемещается на расстояние, которое длиннее телец в 500 раз. Ученые подтверждают, что именно эти рачки в десятки раз сильнее других животных. На слайдах, которые вы видели несколько раз упоминалось такое понятие как сила. Именно о ней мы и поговорим на сегодняшнем уроке более подробно. В своих рабочих тетрадях на полях запишите число и тему сегодняшнего урока «Сила» | Предлагают варианты ответов Записывают тему урока в тетради | - целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Создает проблемную ситуацию Как вы знаете, физика – наука экспериментальная, и сейчас я предлагаю вам провести эксперимент. У вас на столах находятся
Подвесьте груз к пружине. Что с ней происходит? (Растягивается) Поднесите магнит к скрепке. Что с ней происходит? (Притягивается) Толкните машинку рукой. Что с ней происходит? (Приходит в движение) | Выполняют эксперимент, работая в паре, дают анализ результатов эксперимента, делают выводы | - умение структурировать знания, контроль, оценка процесса и результатов деятельности; - самоконтроль, коррекция - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формирование собственного мнения |
4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения | Организовывает обсуждение проблемного вопроса Что происходит со скоростью во всех этих примерах? (Она изменяется) В результате чего происходит изменение скорости? (В результате взаимодействия тел) Сжимаю рукой мяч. Что с ним происходит? (Его объем и форма изменяется) В этом случае говорят, что тело деформируется Запишем в тетрадях определение деформации Деформация — это изменение формы и размера тела. | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса Слушают объяснения учителя Записывают информацию с доски в рабочую тетрадь | - умение выражать свои мысли в соответствии с задачей |
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения | Объясняет материал Существует пять видов деформации. Сейчас я вам их покажу, а вы попробуете сами назвать вид каждой деформации.
Как вы думаете, можно ли количественно охарактеризовать взаимодействие тел? (Да) Для этого в физике и вводиться понятие сила. Оно очень важное и понадобиться для дальнейшего изучения предмета. Определение: Сила — это количественная мера взаимодействия тел между собой Как происходит взаимодействие? (В разных направлениях) Как в физике называются ФВ, характеризующиеся направлением? (Векторные) Следовательно сила – есть величина векторная Запишем в тетрадях Обозначение: В международной системе единиц за единицу измерения силы принимают 1 Н Запишем в тетрадях В СИ: [F] = [1 Н] Внесистемные единицы измерения силы: 1 мкН = 0,000001 Н 1 мН = 0,001 Н 1 кН = 1 000 Н 1 МН = 1 000 000 Н Сила — физическая величина, значит, её можно измерить специальным прибором, который называется динамометр. Запишем это в тетрадях Прибор для измерения силы – динамометр Одинаковая ли сила необходима, чтобы привести в движение грузовую и легковую машину? (Нет) Следовательно, числовое значение силы может быть различным: большим или меньшим. Рассмотрим еще один пример взаимодействия тел. Прикладываю силу к книге, стоящей вертикально (в верхней точке). Что с ней происходит? (Она начинает падать) Прикладываю силу к книге, стоящей вертикально (в нижней точке). Что с ней происходит? (Она начинает перемещаться по столу) В чем разница в этих примерах? (Разная точка приложения) Значит сила как физическая величина характеризуется тремя параметрами. Запишем это в наши тетради: Сила характеризуется:
Как вы думаете, можно ли на чертеже графически изобразить силу? (Да) Чтобы графически изобразить силу, нужно:
2 Н 6 Н | Отвечают на вопросы, записывают понятия в тетради Работают с учебником Записывают в тетради вопросы, если они возникли | - формирование интереса к предмету - учиться понимать и сохранять учебную задачу - воспринимать выделенные учителем ориентиры действия - оценивать совместно с учителем результат своих действий и действия своих одноклассников, вносить соответствующие коррективы - осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение -учить использовать знаково-символические средства - учиться воспринимать и осмысливать звучащую роль - построение понятных высказываний |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Следит за выполнением заданий, при необходимости внося коррективы Использование ЦОР | Отвечают на вопросы заданий | - умение самостоятельно принимать решение - оценивание правильности выполнения действия |
7. Включение в систему знаний и умений | Показывает взаимосвязь физики и других наук. Указывает на значимость изучения других предметов для дальнейшего самоопределения Физика есть везде и нужна многим специалистам. И вместе с тем — не стоит недооценивать другие науки, ведь современному специалисту нужны навыки и знания в самых разных областях. Давайте вместе поразмышляем, где именно на практике необходимо рассчитывать силу, что это позволяет проверить, какую значимость заключает в себе. Назовите различные сферы из жизни, а также области науки, в которых применяется данное понятие.
| Называют различные сферы деятельности, области науки, в которых применяется понятие силы, например, слесарь, машинист, швея, врач и т.д. | - умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, слушать мнение других; |
8. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций | Организует фиксирование содержания изученного материала урока, рефлексию, самооценку учебной деятельности. Дает информацию и рекомендации по выполнению домашнего задания Вы прекрасно справились! Здорово, что вы уже видите, как много областей, в которых нужны физические знания. И понимаете, что одним предметом в той или иной сфере бывает не обойтись, и специалистам часто нужно знать очень многое. Домашнее задание: § 25 – ответить на вопросы устно, записи в тетрадях выучить Давайте подведём итог этого урока. Будет здорово, если вы поделитесь своими впечатлениями от нашего сегодняшнего занятия. Выберите из предложенных выражений те, которые соответствуют вашей работе и вашему настроению сегодня на уроке: 1. Урок полезен, все понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Еще придется потрудиться. 4. Да, трудно все-таки учиться В завершении нашей сегодняшней встречи скажу, что физика — вокруг нас, в каждом нашем дне, в работе самых разных специалистов. Знание физики помогает не только профессии, но и защищает от многих опасных ошибок, а ещё — открывает бесконечные горизонты для исследования мира. В современном мире люди, которые знают физику, точно смогли бы найти себе дело по душе. А чем больше предметов вы знаете, тем богаче выбор специальностей перед вами. | Подводят итоги своей работы на уроке. Осуществляют самооценку Записывают домашнее задание | - имеют представление о границах собственного знания и «незнания» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)
Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...
Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"
Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами....
Методическая разработка: «Система логопедической работы во взаимодействии логопеда и воспитателя логопедической группы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка: ...
Методическая разработка урока «Оценка количественных параметров текстовых документов», 8 класс
Урок для 8 классаТип урока: получение новых знаний.Педагогические технологии: информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обученияМетоды и приемы: подводящий к теме диалог, бесе...
Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"
Данная методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...
Методическая разработка урока по ОБЖ «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».
Раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах»,...
Методическая разработка «Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»
Методическая разработка«Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»...