Урок по теме "Взаимодействие молекул"
план-конспект урока по физике (10 класс)

Чужакова Ольга Викторовна

План урока

по теме «Молекулярная физика»

Тема урока: «Взаимодействие молекул»

Цель урока: Рассмотреть природу, свойства и применение сил молекулярного взаимодействия.

Задачи урока:

    А) Образовательные:

- Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул; показать, что взаимодействие  является  неотъемлемым  свойством материальных объектов (атомов, молекул);

- подчеркнуть электромагнитную природу молекулярного взаимодействия; расширить представления обучающихся о том, что сила – одна из основных характеристик взаимодействия тел и частиц;

- сформировать умение  самостоятельно подбирать материал для обоснованности выдвигаемых положений.

- продолжить формирование предметной компетенции: научить анализировать свойства тел, решать задачи, используя знания о взаимодействии молекул.

    Б) Воспитательные:

- подчеркнуть противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул;

- познакомить с функциями эмпирического и теоретического обобщения (описанием и объяснением).

- создать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопомощи при организации совместной деятельности обучающихся.

     В) Развивающие:

  формирование умений обобщать известные данные на основе выделения  главного, развитие логического мышления, пространственного воображения.

- находить адекватную предложенной задаче модель, овладевать приёмами поиска и формулировки доказательств выдвинутых  гипотез.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

по теме «Молекулярная физика»

Тема урока: «Взаимодействие молекул»

Цель урока: Рассмотреть природу, свойства и применение сил молекулярного взаимодействия.

Задачи урока:

    А) Образовательные:

- Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул; показать, что взаимодействие  является  неотъемлемым  свойством материальных объектов (атомов, молекул);

- подчеркнуть электромагнитную природу молекулярного взаимодействия; расширить представления обучающихся о том, что сила – одна из основных характеристик взаимодействия тел и частиц;

- сформировать умение  самостоятельно подбирать материал для обоснованности выдвигаемых положений.

- продолжить формирование предметной компетенции: научить анализировать свойства тел, решать задачи, используя знания о взаимодействии молекул.

    Б) Воспитательные:

- подчеркнуть противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул;

- познакомить с функциями эмпирического и теоретического обобщения (описанием и объяснением).

- создать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопомощи при организации совместной деятельности обучающихся.

     В) Развивающие:

  формирование умений обобщать известные данные на основе выделения  главного, развитие логического мышления, пространственного воображения.

- находить адекватную предложенной задаче модель, овладевать приёмами поиска и формулировки доказательств выдвинутых  гипотез.

Оборудование:

Наборы стеклянных пластинок, стаканов с водой, пластилина, технологические карты для практической работы, опорные конспекты, проектор, презентация и видеофрагмент.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала
  4. Практическая работа
  5. Заключение.

Структура урока

Структурные элементы    

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Работа над изучаемым           материалом

         

Подготовка к разрешению задач урока

 

 

Знакомство с новым материалом

Постановка цели урока и формулировка темы.

Раскрытие вопроса о строении атомов и молекул.

Закрепление и осознание

Совершенствование и применение знаний

         

Тренировка на применение знаний при работе с графиком      

Анализ полученных результа-

тов

Систематизация знаний

Организация домашнего задания

1.Преподаватель обращает внимание обучающихся на экран.

Слайд 1

 Слова из поэмы «О природе вещей»  римского философа и поэта Лукреция: Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает в наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множество маленьких тел в пустоте, ты  увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперёд в лучистом сиянии света;
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,
В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя,
Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь.
Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно
Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся.
Так о великих вещах помогают составить понятье
Малые вещи, пути намечая для их постиженья.

О чем идет речь в стихотворении?

Молекула-основное понятие Молекулярной физики.

Сформулируйте определение молекулы.

Сформулируйте 3 основных положения МКТ (слайд 2 )

Какие тепловые явления обосновывают  хаотичность движения молекул?

Сформулируйте определение диффузии, приведите примеры, можно ли использовать это на ж.д . транспорте? (слайд 3,4)

Сформулируйте определение броуновского движения. Приведите примеры? (слайд 5)

Что общего между явлениями?

  • Попробуйте разорвать кусочек пластилина на две части.

Удалось ли это сделать без усилий? Что подтверждает этот факт?

Чем еще можно обосновать существование сил взаимодействия молекул (слайд 6)

Можно ли соединить обратно кусочки пластилина? Легко ли это сделать?  Предлагает соединить 2 части линейки. Почему с пластилином или  водой (разливает воду по 2 стаканчикам и потом сливает в один) восстановить целостность удается, а с линейкой нет? 

Рассмотрим взаимодействия подробнее. Сформулируйте тему  урока. (слайд 7)

2.Преподаватель записывает тему урока на доске.

Как Вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть тему урока?

(слайд  8)

Вспомните, что является мерой взаимодействия.

Преподаватель беседует с  обучающимися и выявляет знания об основной характеристике взаимодействия – силе;

Преподаватель предлагает посмотреть видеофрагмент (2 мин.30с.):  выделить изучаемое явление, выяснить природу сил, степень взаимодействия частиц вещества; выделить величины, характеризующие взаимодействие молекул. Отмечает, что изучение движения частиц внутри атомов и молекул, а также сил взаимодействия между ними, - задача очень сложная. Чтобы объяснить некоторые явления, можно воспользоваться методом описания результатов, полученных в атомной физике.

Рассказывает о природе сил межмолекулярного (межатомного) взаимодействия. (слайд 9,10)

Какова природа сил взаимодействия?

Предлагает обучающимся разобрать вопрос о выявлении зависимости межмолекулярных сил от расстояния между молекулами.

Напоминает, как находится равнодействующая сила.

 (слайд 11,12,13)

Преподаватель  даёт задание, которое выполняют обучающиеся самостоятельно по графику.

(слайд 14)

Необходимо:

а) Указать на осях графика необходимые параметры для того, чтобы можно было рассмотреть зависимость межмолекулярных сил от расстояния;

           

б) Выделить на оси расстояний точки, в которых силы взаимодействия молекул равны нулю

в) Сравнить силы межмолекулярного взаимодействия по величине в двух указанных точках.

3. Преподаватель предлагает выполнить практическую работу со стеклянными пластинками, предварительно  проводит инструктаж по технике безопасности.

4.Почему так важно знать силы взаимодействия молекул?

Фонд физических явлений –золотой фонд любого инженера. Пример, при перевозке угля образуется много  угольной пыли, она выветривается. Крышу на вагоне делать нельзя. После загрузки было предложено покрывать уголь слоем пены на основе угольной крошки, воды и нефтепродуктов. После высыхания пены, силы межмолекулярного взаимодействия приводят к образованию тонкой корки, стойкой к воздействию ветра.

 Подводя итог работы, преподаватель обобщает материал, выделяя условия проявления сил взаимодействия молекул, объясняя причину появления сил; указывает на изменение потенциальной энергии взаимодействия и возможности объяснения свойств веществ в различных состояниях не основе описания характера этого изменения.

5.Заключая урок, преподаватель отмечает, что одним из важнейших положений МКТ является наличие сил межмолекулярного взаимодействия. (слайд13)Подчёркивает:

а) Взаимодействие между молекулами проявляется одновременно и в притяжении в отталкивании (силы притяжения и силы отталкивания не одинаково зависят от изменения расстояния между частицами)

б)  Изучение явлений взаимодействия позволило описать и объяснить некоторые явления природы и наблюдаемые факты; углубление же знаний о взаимодействии – выделение сил взаимодействия, описание характера их изменения – расширяет область объяснения явлений и позволяет даже предсказать возможные результаты.

- предлагает обучающимся выполнить домашнее  задание:

прочитать § 56 и   на основе установленной зависимости F от r объяснить существование веществ в различных агрегатных состояниях при разных температурах.

- указывает на необходимость повторить материал о трёх состояниях вещества из курсов физики и химии.

                                 

Обучающиеся читают текст на слайде презентации.

Об атомах, молекулах

Молекула – наименьшая, электронейтральная, устойчивая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, состоящая из атомов.

 1.все вещества состоят из мельчайших частиц.

2. частицы хаотично и вечно движутся

3. между частицами вещества существует взаимное притяжение и отталкивание.

Диффузия, броуновское движение

Диффузия – это явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого. При перевозке природного газа к нему добавляют вещества с резким запахом, чтобы можно было быстро обнаружить утечку.

Броуновское движение – это тепловое движение взвешенных в жидкости или газе частиц.

Это тепловые явления.

Наличие взаимодействия между молекулами. Существование сил упругости, трения, наличие агрегатных состояний вещества.

Выполняют опыты, отвечают на вопросы.

Записывают тему в опорный конспект

- Почему возникает это явление?

- Какими свойствами обладает?

 - Где оно используется в практической деятельности?

Сила.

Сила характеризуется точкой приложения, направлением и модулем.

Обучающиеся смотрят видеофрагмент.

Обучающиеся работают  с опорными конспектами, зарисовывают строение атома, направление сил взаимодействия заряженных частиц. Записывают данные о силах притяжения и отталкивания.

Силы взаимодействия носят электромагнитный характер (взаимодействие зарядов в атомах)

Выполняют задание, результаты записывают в опорный конспект.

Обучающиеся выполняют практическую работу, результаты записывают в опорный конспект.

Необходимо учитывать характер сил взаимодействия между частицами: при склеивании, образовании многослойных веществ, использовании порошковой металлургии, при транспортировке сыпучих веществ и др.

Приложение :

Ф.И.О.

Тема:


Причина взаимодействия частиц:


                                                                                                                                                     

                                                                              Взаимодействие ядер атомов (+)          сила

                                                                               Взаимодействие электронов (-)

                                r 0                                           

  Взаимодействие ядер(+) и электронов (-)   -- сила                                            

Природа сил взаимодействия:

Задание а) Указать на осях графика необходимые параметры для того, чтобы можно было рассмотреть зависимость межмолекулярных сил от расстояния

б) Выделить  и обозначить на оси  расстояний точки, в которых силы взаимодействия молекул равны нулю.

в) Сравнить силы межмолекулярного взаимодействия по величине в двух указанных точках.

Свойства:1                                                                                                                                                           2.                                                                                                                                                          

Практическая работа «Наблюдение молекулярного взаимодействия тел»

1 опыт: 1)


2)


2 опыт: 1)


2)


3)


Применение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-эксперимент " Удивительная молекула ДНК"

Данный  эксперимент можно рекомендовать к проведению на уроке биологии по теме: «Клетка», а также на уроке при изучении структуры нуклеиновых кислот. Эта работа может быть проведена на заня...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1.      ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....

Разработка урока "Разрешите представиться, молекула серной кислоты".

Урок обощения изученного материала по теме "Серная кислота" представлен в форме конференции....

Презентация к уроку "Диффузия. Движение молекул." (7 класс)

Презентация к уроку "Диффузия. Движение молекул." (7 класс)...

Конспект урока "Строение вещества. Молекулы."

Конспект урока физики "Строение вещества. Молекулы" в 7 классе....

Урок Строение вещества.Молекулы и атомы.

Урок открытия новых знаний. Рассматриваются основы молекулярно-кинетической теории....

Презентация к уроку "Скорость движения молекул", 10 класс

В ходе урока учащиеся определяют формулу расчета средней скорости молекл двумя способами: теоретическим и на основе опыта Штерна. Вводится понятие "распеделения движения молекул по скоростям...