Урок-эксперимент " Удивительная молекула ДНК"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Данный эксперимент можно рекомендовать к проведению на уроке биологии по теме: «Клетка», а также на уроке при изучении структуры нуклеиновых кислот. Эта работа может быть проведена на занятиях школьного кружка по биологии, при проведении факультативов или элективных курсов.
- Цель: углубление знаний учащихся о ДНК и её роли в организме, развитие исследовательских способностей обучающихся.
- Задачи урока:
- -раскрыть особенности строения молекулы ДНК.
- -изучить физические и химические свойства ДНК
- - увидеть ДНК своими глазами!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-eksperiment.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-эксперимент « Удивительная молекула ДНК»
Данный эксперимент можно рекомендовать к проведению на уроке биологии по теме: «Клетка», а также на уроке при изучении структуры нуклеиновых кислот. Эта работа может быть проведена на занятиях школьного кружка по биологии, при проведении факультативов или элективных курсов.
Цель: углубление знаний учащихся о ДНК и её роли в организме, развитие исследовательских способностей обучающихся.
Задачи урока:
-раскрыть особенности строения молекулы ДНК.
-изучить физические и химические свойства ДНК
- увидеть ДНК своими глазами!
Актуальность темы
Как передаётся информация внутри живых существ? Как от одного поколения в другое передается информация о зарождении именно зелёной лягушки, а не красного жасмина? Как и где она хранится? На чём она «путешествует»? Ответ известен: эта удивительная «информационная молекула» называется ДНК. Эта информация, «путешествующая» в молекуле ДНК от матери и отца к их потомству, является «инструкцией», которая позволяет механизму в оплодотворенной клетке строить новый живой организм.
Интересные факты
Длина молекулы ДНК одной клетки человека составляет около двух метров!
В организме человека находится от 75 до 100 триллионов клеток.
Длинна всех молекул ДНК человека:
150 миллиардов километров. Этого достаточно, чтобы 3,5 миллиона раз обернуть Землю по экватору и 400 раз долететь до Солнца и вернуться обратно!
Наследственность, гены, ДНК… Кажется, эти слова уже давно перестали быть научными терминами, вошли в повседневную жизнь и знакомы теперь каждому старшекласснику, не говоря уж о студентах. Но никакой ДНК большинство из нас никогда не видело, хотя увидеть её — дело вполне реальное даже в домашних условиях. В одной из генетических лабораторий на стене висит, к примеру, вот такая инструкция:
Конечно, для научных работников эта инструкция — в какой-то степени шутка и никто из них ДНК таким способом не выделяет, а между тем если и вправду воспользоваться ею, то всё получится! Выход ДНК будет, правда, невелик, а вещество — не особенно чистым, но увидеть в микроскоп длинные тонкие нити — кристаллы ДНК — вполне возможно.
Научные методы, позволяющие выделять ДНК, слишком трудны как в техническом, так и в теоретическом плане. В условиях школьных лабораторий невозможно найти нужное оборудование для проведения работы. А как хочется увидеть ДНК! За основу взят метод, предложенный В. Артамоновой в популярной статье «Как увидеть ДНК» (Химия и жизнь, Школьный клуб, 2002, №2, стр. 48-49. Алгоритм эксперимента прост в исполнении. Эксперимент нагляден, информативен по содержанию и занимателен по форме.
Объект исследования:
Выделенные из тканей животного и растения молекулы ДНК
Предмет исследования:
Структура ДНК
Выделенные из куриной печени и гороха молекулы ДНК
Химический состав нуклеопротеидов
Физические свойства ДНК
Репарация ДНК
Для этого понадобится…..
Сок свежевыжатого ананаса 55-100 мл. Освобождает ДНК от гистоновых белков, покрывающих ее своеобразной «шубой».
Дегергент (жидкое моющее средство «Fairy») 2 столовые ложки. Разрушает липидные мембраны клеток и ядерную мембран, высвобождая ДНК.
Этанол 95% 15-30 мл. Экстрагирует молекулы ДНК из водного раствора.
Поваренная соль (NaCl) 0,9г. Создает физиологическую среду, препятствуя разрушению молекул ДНК.
Пробирки, химические стаканы или другую посуду.
Пипетки.
Для наблюдения использовался школьный микроскоп УМ-301.
Выделение ДНК из ткани гороха…..
Деление учащихся на группы. Каждая группа по алгоритму под руководством учителя проводит эксперимент по выделению ДНК из зелёного горошка.
Алгоритм проведение эксперимента « Как самому выделить ДНК»
Методика и этапы работы:
Найдите что-то, что содержит много ДНК. Например, зелёный горошек (но можно куриную печенку, селёдочные молоки или лук).
Положите в миксер около 100 мл (полстакана) этого продукта, добавьте 1/8 чайной ложки соли и 200 мл (стакан) мл холодной кипяченой воды. Взбивайте в течение 15 секунд. Миксер «сварит» вам горохово-клеточный суп.
Процедите смесь через ситечко или кусок капрона (чулок вполне подойдет). В полученную мякоть добавьте 1/6 от её количества (это будет примерно 2 столовые ложки) жидкого моющего средства (для посуды, например) и хорошо размешайте. Оставьте на 5-10 минут.
Разлейте жидкость по пробиркам или другим стеклянным посудинам, чтобы в каждой было заполнено не больше трети объёма.
Добавьте в каждую пробирку по чуть-чуть либо сока, выжатого из ананаса( к 2 мл суспензии клеток прибавляем 2 мл ананасового сока), либо раствора для контактных линз и осторожно встряхните, переворачивая и наклоняя пробирку (если будете трясти слишком рьяно, разломаете ДНК и ничего не увидите). Клеточная масса сжимается и опускается на дно пробирки. По времени процесс идет 10-15 минут. О том, что белки разрушены можно судить по уменьшению вязкости раствора.
Выделение ДНК из раствора, находящегося над массой клеток. Этот этап – самый ответственный. Приливать спирт в пробирку с ДНК-содержащей смесью следует осторожно пипеткой по стенкам пробир-ки, наслаивая его сверху. Когда нижние слои спирта смешаются с раствором ДНК, начнется процесс кристаллизации нуклеиновых кислот, и они всплывут в виде белого облачка.
Осторожно, пипеткой следует взять каплю этого облачка и поместить на предметное стекло. Покровным стеклом пользоваться не надо, так как кон-центрация ДНК в растворе невелика, в тонком слое жидкости увидеть ее сложнее. Спирт испаряется быстро, и фрагменты ДНК быстро разрушаются, поэтому каплю следует сразу поместить под микроскоп.
Конечно, увеличение школьного микроскопа не позволит увидеть струк-туру молекулы, и определить какие гены она содержит. Но чистые кристал-лы ДНК в виде клубков, нитей, «червячков» и «запятых» видно при уве-личении школьного микроскопа совершенно отчетливо. Особенно хорошо видны крупные молекулы ДНК под микроскопом, соединенным с компью-тером, в этом случае их можно сфотографировать.
Примечание: Если сравнить фотографию ДНК, полученной в результате нашего опыта, с фотографиями, представленными серьезными научно-исследовательскими лабораториями, то очевидно – они очень похожи. Сравнительный анализ фото позволяет нам предполагать, что выделенный нами материал является фрагментом хромосомы.
4. Обсуждение эксперимента, оформление в тетради.
Результат
Чистые кристаллы ДНК похожи на клубки спутанных нитей, но не надо забывать, что вы видите именно кристаллы вещества, а не его макромолекулы, и сказать по их внешнему виду, какие гены содержит выделенная вами нуклеиновая кислота, конечно невозможно. Чтобы узнать это, придется снова растворять ДНК. Прочем, «прочесть» последовательность нуклеотидов домашних условиях, увы , невозможно: для этого нужны не только специальные приборы , но и дорогие реактивы. Однако если вы уже хорошо рассмотрели кристаллы и они успели подсохнуть, можете понаблюдать за тем, как ДНК растворяется. Она в начале набухает, становясь похожей на студенистую медузу, и лишь спустя несколько дней раствор делается однородным. Процесс можно ускорит, если пробирку почаще встряхивать.
Объяснения
-Размельчение в блендере разрушает стенки и органы клетки, в результате чего ДНК может плавать в супе из молекул и жиров.
-Соль мы добавляем для того, чтобы стенки клетки не полопались раньше времени: давление внутреннего содержимого на клеточную мембрану изнутри уравновешивают давлением соляного раствора снаружи.
-Фильтрация нужна, чтобы механически удалить всевозможные примеси и крупные куски ткани.
- Моющее средство из-за своего эмульгирующего воздействия притягивает жиры и отделяет их от белков.
-Но цепочки ДНК защищены белковой оболочкой. Чтобы разрушить эту оболочку и выделить чистое ДНК, вы добавляете сок ананаса. Он имеет ферменты, разрушающие внешнюю оболочку.
- Для окончательного высвобождения ДНК нужен спирт. Заменить спирт водкой или духами нельзя: если концентрация спита будет низкой и упадет при смешивании с водной фазой до 60 – 65%, ДНК в кристаллическое состояние не перейдет. По этой причине наливать спирт в пробирку с ДНК-содержащей смесью следует осторожно, наслаивая его сверху. И легкие цепочки ДНК всплывают к поверхности этого слоя, а тяжелые остатки белков и жиров остаются в растворе.
Домашнее задание.
- Графически изобразить проведенный эксперимент.
- Оформление результатов исследований;
- Представление результатов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
Урок-эксперимент "Выделение ДНК: гены на ладони".
Методическая разработка урока-эксперимента "Выделение ДНК: гены на ладони" позволяет познакомить учащихся с простейшими методами биотехнологии на примере выделения молекулы ДНК, конкретизировать предс...
Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул.
Цели урока: знакомство с новой главой учебника, определение материальности объектов и предметов; познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах и твердых телах; научить объяснять явление диффузии...
Методическая разработка бинарного урока - эксперимента
Проведение урока на русском и английском языках....
Конспект урока -эксперимента по теме Электризация
Урок предназначен для развития исследовательских навыков у учащихся...
Презентация к уроку "Эксперимент-двигатель науки"
На уроке "Эксперимент-двигатель науки" была организована деятельность обучающихся по повторению, обобщению и систематизации знаний, умений и навыков за курс физики 8 класса. На уроке у...
Урок-эксперимент по алгебре "Разгадываем код да-Винчи"
Урок-эксперимент по алгебре для учащихся 7-го класса по теме "Решение систем линейных уравнений методом подстановки". Материал содержит план урока, а также файд пдф с презентацией к уроку....