Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате ЕГЭ
методическая разработка по физике (10 класс)

Методическая разработка по созданию системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по физике в формате Единого Государственного Экзамена. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podgotovki_uchashchihsya_k_ege-2021_god.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

 

Подготовка школьников к государственной

итоговой  аттестации по

физике в формате ЕГЭ    

 

 

. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                                                     Москва  

                                                       2021

Переход современной отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, выбор учащимися учебных предметов, введение альтернативных учебников, свобода учителей в отборе содержания учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, создание современных педагогических технологий вызвало необходимость принятия определенных мер по сохранению базового единства образовательного пространства. В этой связи возникла проблема стандартизации образования.

   Государственный стандарт  физического образования представлен следующими структурными компонентами:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике;
  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по физике;
  • Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по физике;
  • Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике;
  • Кодификатор ЕГЭ  по физике 2021 года;
  • Спецификация ЕГЭ по физике 2021 года;
  • Форма бланков ответа;
  • Форма, сроки и продолжительность ЕГЭ.

 

   Уровень знаний и умений выпускников должен соответствовать упомянутым требованиям стандарта, а процедура оценки достижений учащихся должна быть объективной и адекватной этим требованиям. Таким инструментом и стала новая форма проведения выпускного экзамена – единый государственный экзамен в 11(12) класс, который, в свою очередь, является одной из перспективных форм взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, обеспечивающей непрерывность и преемственность образования.

       Многолетний эксперимент с Единым государственным экзаменом, стартовавший еще в 2001 году, для выпускников школ завершился.

С 2009 года Единый государственный экзамен  приобрел  статус обязательного и являться формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школы.      Данная форма проведения итоговой аттестации школьников имеет ряд преимуществ. Для учащихся – это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз (11класс), для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов.

     Кроме того, при помощи ЕГЭ достигнуто существенное снижение нагрузки на выпускников, поскольку они освобождены от необходимости дважды сдавать экзамены, дана возможность абитуриентам поступать в вузы вне зависимости от места их проживания.

     Особенность программ единого государственного экзамена заключается в том, чтобы оценить комплексные знания ученика по тому или иному предмету. То есть, подготовка  к  ЕГЭ ,в обязательном порядке затрагивает все аспекты школьной программы предмета, а не отдельный курс определенного класса как это принято на выпускных экзаменах. 

     Подготовка к ЕГЭ - задача достаточно ответственная, поскольку результаты тестирования отображаются в аттестате ученика и в обязательном порядке учитываются при поступлении в высшее учебное заведение.  

    Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний и формирование умения решать задачи по физике. Следовательно, обучающиеся изучающие , физику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.  С  этой  целью, необходимо создание программы  для расширения, углубления и обобщения знаний и умений учащихся.  

 

Разработка и внедрение системы подготовки учащихся к ЕГЭ является существенной частью научно-методической работы учебного заведения и каждого учителя  

 

   Итоговая аттестация в форме ЕГЭ (11, класс) проводится на основе соответствующих Законов РФ, положений и инструкций Министерства образования и науки РФ. Приоритетность  форм аттестации находит отражение в таких документах как:

  1. Закон « Об  образовании» (с изменениями и дополнениями).
  2. Базисный  учебный  план.
  3. Обязательный минимум содержания образования.
  4. Концепция модернизации образования российской школы.

   

 

Актуальность введения системы подготовки выпускников  к ЕГЭ определяется следующими обстоятельствами:

  • главным инструментом оценки достижений учащихся стал единый государственный экзамен, результаты которого отображаются в аттестате ученика и в обязательном порядке учитываются при поступлении в высшее учебное заведение;система подготовки выпускников к качественной сдаче ЕГЭ не совершена; 
  • большинство старшеклассников считает, что обучение в пределах урочной системы образования недостаточно для успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ и отдают предпочтение заниматься дополнительно: в факультативах, на элективных и  подготовительных курсах; 
  • примерно 60% выпускников определились в предметах по выбору;    Данные  формы итоговой аттестации потребовали разработки методических рекомендаций по улучшению качества подготовки учащихся к выпускным экзаменам и совершенствования методической системы. Необходимо определить основные направления, найти дидактические методы построения системы подготовки к сдаче ЕГЭ.  Таким образом, перед учителем стоит проблема создания системы работы, позволяющей обеспечить качественную подготовку обучающихся к единому государственному экзамену.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ:

Создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по физике в формате Единого Государственного Экзамена.

 

ЗАДАЧИ:

  • Разработать  комплекс эффективных мер и механизмов подготовки к экзамену;
  • Отобрать содержание и объем программного материала,  эффективные формы работы с учащимися при подготовке к  ЕГЭ по физике;
  • Внедрить методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для  управления качеством знаний;
  • Изучить нормативно-распорядительную  и инструктивно-методическую базы  ЕГЭ;  Реализовать комплекс мер по повышению эффективности систематизации знаний;   Обеспечить учащихся, их родителей и учителей   своевременной  информацией.

                                                 Обоснование

 

   Исходя из того, что  мною , будет создана и   реализована  система подготовки  обучающихся к ЕГЭ по физике, это позволит:

  • повысить качество подготовки выпускников  11 класса к сдаче итоговой  аттестации по физике в формате  ЕГЭ;
  • создать условия повышения прочности   физических знаний и умений обучающихся  по окончанию средней школы;
  • создать условия для более успешной сдачи ЕГЭ, и более широких возможностей при выборе выпускниками дальнейшего обучения;

 

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА:

 

принцип инновационности – введение и освоение новых компонентов обучения в образовательный процесс;

принцип согласованности – все компоненты  подготовки к итоговой аттестации отражены в содержании, формах организации и согласованности их деятельности; принцип целевого единства – компоненты системы подготовки к итоговой аттестации направлены на единый результат – качественная подготовка к итоговой аттестации по физике выпускников 11 классов;

принцип научности – инновационные идеи в проекте научно обоснованы, имеют опору на соответствующие Законы, положения и инструкции Министерства образования и науки РФ, теоретические положения, научные концепции; принцип конкретности – проект имеет четкую цель и называет ожидаемые результаты.

 

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

                                              Методы:

  1. Диагностики
  2. Анкетирования
  3. Исследования
  4. Изучения
  5. Описания
  6. Моделирования
  7. Анализа
  8. Проектирования

                                             Средства:

  1. Уроки
  2. Консультации
  3. Компьютер
  4. Интернет – ресурсы
  5. Индивидуальные  встречи
  6. Консультации психолога
  7. Элективные курсы

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

ОДНИМ ИЗ  вариантов качественной подготовки выпускников школы к сдаче экзамена по физике  в форме ЕГЭ является программа, которая включает следующие компоненты:

  1. Проблемно – ориентированный анализ.
  2. Основные направления реализации программы
  3. Этапы реализации и план действий.
  4. Организационная структура управления реализацией                  программы.
  5. Результаты программы.
  6. Контроль за реализацией программы.

 

1. ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ 

 

                                         При анализе:

  • содержания  контрольно – измерительных материалов итоговой аттестации по физике, которые позволяют наглядно увидеть уровень требований к выпускникам основной школы,  соответствующий стандарту;
  • содержания курса физики, изучаемого в общеобразовательной школе;  
  • уровня знаний учащихся  по физике в 10 – 11 классах;
  • потребностей учащихся и  родителей  к  уровню приобретаемых  знаний;
  • анкетирования выпускников об отношении к  аттестации в форме ЕГЭ;                    Обнаружились следующие противоречия:
  • между уровнем знаний по физике,  выпускников 11 классов на настоящий период и уровнем требований, предъявляемых в заданиях по физике на итоговой аттестации в формате  ЕГЭ;
  • между желанием выпускников дополнительного получения знаний и неумением заниматься самостоятельно;
  • между необходимостью  повышения качества подготовки выпускников для успешной сдачи итоговой аттестации в новых формах и отсутствием системы работы в этом направлении.

 

         Большая часть выпускников 11 класса не имеет должного уровня подготовки к итоговой аттестации.

         Однако следует иметь в виду изменяющиеся требования к подготовке учащихся: повышение  внимания к надпредметным умениям, формируемым и используемым в процессе изучения физики, к экспериментальным навыкам, особенно важным для учащихся, намеренных продолжить обучение в дальнейшем.  Эти противоречия диктуют необходимость создания некой программы, позволяющей систематизировать подготовку выпускников к ЕГЭ.

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

  1. Организация информационной работы по подготовке всех участников образовательного процесса к ЕГЭ.  
  2. Организация формирования предметной готовности к ЕГЭ всех участников образовательного процесса.  
  3. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ.  

 

          Деятельность

 

Направления  

Содержание  

Информационный

С педагогами

выработка совместных рекомендаций на МО по стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ  по физике; Знакомство на МО с  нормативно-правовыми документами по ЕГЭ; о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, в районе и области.

С обучающимися

Изучение нормативно – правовых документов ЕГЭ:

  • Обязательный минимум содержания среднего

(полного) образования по физике;

  • Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике;
  • Кодификатор ЕГЭ  по годам;
  • Спецификация ЕГЭ по физике  по годам;
  • Форма бланков ответа;
  • Форма, сроки и продолжительность ЕГЭ; Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

С родителями

Беседа с родителями «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ».

 Индивидуальное консультирование для родителей. Информирование родителей о правилах проведения ЕГЭ.

С обучающимися

  1. Составление учебно – методического плана консультаций (приложение 1);
  2. Составление учебно – методического плана повторения материала (приложение 2);
  3. Более активное включение тестовых заданий в учебный процесс;
  4. Классно-обобщающий контроль (владение учащимися программным материалом);
  5. Контрольные срезы (по плану) в разных формах (контрольная работа, тест и др.).
  6. Составление «листа самоконтроля» по каждому ученику на основании выполненных работ  

(приложение 3);  

  1. Проведение пробного экзамена;  
  2. Контроль текущих оценок по физике;
  3. Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки; 
  4. Индивидуальные консультации.  

 

 

Методическая

С педагогами

Отбор и разработка диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга. Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации по физике в форме ЕГЭ.

Психологическая

С обучающимися

Познакомить с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ, выработать индивидуальный стиль. Познакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Отработать навыки уверенного поведения.

Развивать чувство эмпатии, внимания к себе и доверие к окружающим.

Развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Помочь в осознании собственной ответственности за поступки, анализе своих установок.

Обучать навыкам конструктивного взаимодействия.  

 

С родителями

Беседа для родителей «Режим школьника в период подготовки его к экзаменам. Режим работы, отдыха и питания»

 

                       

 

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 

Название этапа

Мероприятия  

Сроки реализации

1

Диагностический

1. Анализ результатов ЕГЭ предыдущего года  и результатов поступления в вузы и сузы;

2.Входной контрольный срез по физике в 10 и 11 классах;

3.Диагностика владения учащимися тестовой технологией; 4.Диагностика степени информированности обучающихся о ЕГЭ по физике (приложение 4)

 

Сентябрь  

2

Организационный

1.Изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ:

  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по физике;
  • Требования к уровню подготовки выпускников средней

(полной) школы по физике;

  • Кодификатор ЕГЭ  по физике;
  • Спецификация ЕГЭ по физике;
  • Демонстрационный вариант КИМов  ЕГЭ по физике;
  • Форма бланков ответа;
  • Форма, сроки и продолжительность ЕГЭ;

2.Составление тематического плана консультаций  к ЕГЭ; 3. Определение оптимальных форм и методов работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ;

4. Подбор сетевых ресурсов для подготовки обучающихся к ЕГЭ.

 

Октябрь  

3

Практический

  1. Включение тестовых заданий в учебный процесс.

Отработка навыков самостоятельной работы (в течение года);

  1. Введение в систему повторения темы  по которым в прошлом году знания выпускников  не соответствовали допустимому уровню;  
  2. Организация и проведение контрольных срезов по основным темам (согласно кодификатору);   4. Дифференцированная работа с обучающимися.  

6. Пробный экзамены по физике в 11 классе ( по демо версии);

7.Реализация программы психологического сопровождения подготовки учащихся к ЕГЭ;

8. Информационная работа с учащимися, родителями; 9. Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки;

  1. Индивидуальные консультации;
  2. Ведение элективного курса «Подготовка к ЕГЭ» (для учащихся 10 классов).

 

В т\г

В т\г

 

В т\г

 

 

В т\г

 

В т\г

Февраль,  май  В т\г

 

В т\г

 

В т\г

 

2 полугодие 

4

Аналитический

  1. Анализ пробного экзамена;  
  2. Сравнительный анализ диагностик 

 

Феврал ь

Апрель Май 

 

 

     Наряду с индивидуальными консультациями , применением тестовых заданий, тренировочных работ считаю, что основными видами деятельности учащихся на уроках  в 11 классе  

являются семинарские (30% учебного времени) и практические занятия (70% учебного времени), что способствует развитию способностей самостоятельного конструирования знаний и умений. Структура деятельности учащихся   на уроках повторения   вытекает из структуры контрольных измерительных материалов по физике единого государственного экзамена. Каждый учащийся выполняет задания по всем основным содержательным разделам курса физики базового, повышенного и высокого уровней сложности.  

 

    Организация учебной деятельности учащихся построена по следующим принципам:  

  1. Укрупнение дидактических единиц и структурирование учебного материала. Повторение учебного материала происходит крупным блоком, с логикой развития раздела, темы, с наличием всех внешних и внутренних связей. Каждая тема состоит из структурных единиц, связанных логически между собой.  
  2. Задания базового и повышенного уровней сложности выполняются учащимися самостоятельно дома (домашнее задание индивидуально). На семинарских занятиях учащиеся осуществляют самоконтроль и проводят коррекцию теоретических знаний и умений решать достаточно объемные с точки зрения математических выкладок задачи (задания части А и В).
  3. Задания высокого уровня сложности выполняются учащимися индивидуально на практическом занятии. На практических занятиях при выполнении самостоятельных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки решения задач, предполагающих применение знаний сразу из двух-трёх разделов физики в измененной или новой ситуации (задания части С). На практическом занятии используются только индивидуальные формы работы с учащимися.  
  4. Формирование положительной самооценки учащегося. Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому себе, что он многое может сделать сам и получить моральное удовлетворение. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с учётом результатов выполненных практических работ. Результаты отражаются в “Листе самоконтроля учащегося».
  5. Рациональное использование рабочего времени ученика и учителя. Формирование учебной деятельности идет таким образом, чтобы каждый ученик все занятие занимался активной учебной деятельностью, а не наблюдал пассивно за действиями учителя или нескольких учеников. Выполнение пробного экзамена происходит в режиме реального времени единого государственного экзамена (это формирует у учащихся умение рационально распределять количество времени на выполнение заданий части А, В и С).  Деятельность обучающихся  во время повторения материала можно разбить на этапы, систематизирующие работу.

 

Этапы  работы с обучающимися при  повторении материала и подготовке к ЕГЭ

 

 

Этап 

Умения и навыки учащихся 

Методы, приемы и средства работы с учащимися 

I.

Предварительный 

(создание психологического комфорта)

Психологическая поддержка учащихся, работа с родителями

  • Психологическое тестирование
  • тренинги
  • беседы
  • консультации  

 

II.

Подготовительный (накопление теоретического

материала)

 

  • знание теорий, основных законов, формул
  • формирование межпредметных связей (с математикой и др.

естественными науками), умений переноса знаний из одной предметной области в другую  

  • формирование математического аппарата
  • поурочное составление краткого справочника школьника,

 использование системы опорных конспектов

  • Анализ тематических тестов по индивидуальной карте - Дифференцированный подход при выполнении домашнего

задания

  • Самодиагностика по компьютерным тестам
  • Работа в группах и парах при решении задач - индивидуальные

консультации

 

III.

Практический (формирование умений и навыков решения задач)

-  отработка практических умений и навыков решения задач различного типа: расчетных, графических, качественных, экспериментальных -  формирование умений работы с различного вида условиями: графиком, экспериментальными данными, представленными в виде таблицы,

  • отработка алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи с вопроса; осмысление содержания задачи;
  • работа с лабораторным оборудованием формирование экспериментальных умений и навыков

фотоснимком экспериментальной установки

IV.

Углубленный

(отработка умений и навыков решения комбинированных задач и применение знаний в измененной ситуации)

формирование умений и отработка навыков решения типовых задач ЕГЭ:  - поэлементный анализ условия задачи (разбивка условия на вспомогательные подзадачи)

  • установление связи между элементами задачи
  • составление общего решения (соединение элементов в единое решение)
  • отработка навыков решения комбинированных задач, задач исследовательского характера -  формирование таких мыслительных операций, как: логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать знания.
  • индивидуальный подход -  алгоритмизация решения задач разных типов
  • выделение общих подходов при решении (от простого к сложному)

 

 

 

        4.         ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ

ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ.

 

      Проблемы подготовки и проведения ЕГЭ приходится решать всему коллективу  школы.     Весьма важным является рациональное распределение времени, рациональное планирование школьного режима подготовки и проведения ЕГЭ, определение близких, средних, дальних целей реализации программы по подготовке и проведению ЕГЭ.   Наиболее успешно осуществляется использование четырехуровневой структуры управления, ведущей к повышению качества образования выпускников и к успешной сдаче ими ЕГЭ.  

I уровень (высший) - в организационной структуре занимает директор школы и полномочные коллегиальные органы: педсовет, совет образовательного учреждения. На этом уровне решаются стратегические вопросы подготовки и проведения ЕГЭ в школе.  II уровень - представлен заместителями директора по учебно-воспитательной работе и такими службами, как методический совет, экспертная комиссии и прочие. В их компетенцию входят тактические вопросы, касающиеся организационной стороны деятельности школы по подготовке и проведению ЕГЭ.  

  1. уровень - руководители методических объединений, творческих групп и экспериментальных групп, психологической службы других педагогических объединений  и лично каждый учитель, готовящий обучающихся к ЭГЭ.  На этом уровне разрабатываются вопросы, касающиеся методики, дидактики и технологии подготовки и проведения итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ.  
  2. уровень - ученический актив и школьное самоуправление. Зримо представляя связи, контакт, взаимодействие этих групп помогут взрослым и детям более слаженно и эффективно сотрудничать.  

 

 

 

 

 

                                     5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ.

 

1. Создание организационно-методической системы подготовки школьников к итоговой аттестации  по физике в форме  ЕГЭ, которая включает в себя следующие компоненты: А) Целеполагание – формирование готовности учащихся к ЕГЭ (системные знания и умения предъявить эти знания в процессе выполнения контрольно-измерительных материалов ЕГЭ; Умения:  

  • понимать физический смысл моделей, понятий, величин;
  • объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни;
  • применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне;
  • применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне;
  • анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований;          анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий, и проводить, используя их, расчеты;
  • решать задачи различного уровня сложности.

 

Б) Содержание – наличие банка обучающих заданий уровней А, В, С по физике; наличие тематического планирования повторительно – обобщающих занятий; наличие плана индивидуальных консультаций для подготовке к ЕГЭ  по физике, реализация которых способствует развитию готовности учащихся к ЕГЭ; дифференцированных заданий, учитывающих индивидуальные особенности обучаемых; содержание внеклассной деятельности по усвоению школьниками заданий А, В, С.; наличие программы элективного курса «Практикум решения физических задач» для 10 класса.

В) Технологии формирования у учащихся знаний, общеучебных и специфических умений и навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ, которые разрабатываются учителями, обсуждаются на методических объединениях, проверяются на эффективность и внедряются в образовательный процесс учебного заведения.

 

  1. Оценка готовности выпускников к участию  в ЕГЭ на основе  контрольноизмерительных материалов и применения методики осуществления мониторинга уровня этой готовности.  

 

  1. Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.    4.  Улучшение результатов ЕГЭ по физике.

 

 

6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ  ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ.

  1. Системный мониторинг качества физического образования:
  • контроль текущих оценок по физике;
  • контроль отметок за проверочные  работы по основным темам; результаты пробного внутришкольного ЕГЭ по физике.
  1. Результаты итоговой аттестации выпускников 11 класса  в формате ЕГЭ.

Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.

 

  1. Начальная и итоговая диагностики готовности обучающихся к ЕГЭ.

 

  1. Отчет о результатах  выполнении программы (запланированных этапов) на педагогическом совете, заседаниях МО, совещаниях при директоре.

 

                                                                                                                

                                                                                                                   Приложение  1

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ФИЗИКЕ

(подготовка к ЕГЭ,  2 полугодие, 1 час в неделю)

 

Тема занятия

Ауд. часы

Часы самопо дготовк и

1.  

Обобщающее повторение вопросов теории познания и экспериментальных методов в физике.

1.1

Методы научного познания. 1 2 

Связь теории и эксперимента в физике. Научная гипотеза и теория. Эксперимент как источник знаний о физических явлениях и как средство проверки гипотез. Измерения физических величин. Погрешности непосредственных измерений. Представление результатов эксперимента в графическом виде.

Модели в физике. Существование границ применения моделей и теорий.

2.  

Обобщающее повторение раздела «Механика»

2.1

Обобщающее повторение темы «Кинематика материальной точки» Прямая и обратная задача кинематики. Относительность движения. Принцип относительности Галилея – частный случай принципа относительности Эйнштейна. Аналитический и графический методы решения кинематических задач. Сложение движений. Алгоритмы и примеры решения задач.

2

2

2.2

Обобщающее повторение тем «Динамика материальной точки.

Статика»

Законы Ньютона. Алгоритм решения задачи по динамике. Примеры его использования (рассмотреть примеры сил различной природы). Условия равновесия твердого тела. Алгоритм решения задач по статике. Примеры решения задач.

2 

3

2.3

Обобщающее повторение темы «Законы сохранения энергии и импульса»

Законы сохранения энергии и импульса. Алгоритм решения задач о соударениях. Примеры решения задач.

Графический способ определения механической работы.

 

1

3

3.

Обобщающее повторение раздела «Молекулярная физика и термодинамика»

3.1

Статистический метод в изучении систем, состоящих из многих частиц. Модели газообразного, жидкого и твердого состояний. Основное уравнение МКТ. Газовые законы – следствия основного уравнения МКТ. Алгоритм решения задач об идеальном газе; его применение в задачах о диффузии газов через полупроницаемые перегородки. Примеры решения задач.

1

2

3.2

Термодинамический подход к изучению тепловых явлений. Первое начало термодинамики – закон сохранения энергии. Графический метод в определении работы тепловых процессов (связать с аналогичным вопросом в механике).

Второе начало термодинамики. Алгоритм вычисление КПД тепловых машин. Примеры решения задач.

1

2

4.

Обобщающее повторение раздела «Электродинамика»

4.1

Законы электростатики. Применение алгоритма решения задач по статике в задачах о взаимодействии электрически заряженных тел. Напряженность, потенциал – потенциальная энергия единичного точечного заряда. Принцип суперпозиции полей. Примеры решения задач. Применение алгоритма решения задач о соударениях при рассмотрении взаимодействия электрических зарядов.

1

3

4.2

Ток в различных средах. Законы постоянного тока. Разветвленные цепи. Решение задач методом потенциалов. Работа и мощность постоянного тока. Превращения энергии при протекании в проводнике постоянного тока (включая задачи о перезарядке конденсаторов с участием сторонних сил).

1

2

4.3

Взаимодействие электрических токов и заряженных частиц и магнитных полей. Применение алгоритма решения задач по динамике в случае действия сил Ампера и Лоренца.

1

2

4.4

Электромагнитные колебания и волны. Аналогия электромагнитных и механических колебаний и волн. Превращения энергии в колебательных процессах. Решение задач, где используется эта аналогия. Волновые процессы в природе. Механические и электромагнитные волновые процессы.  

1

2

5.

Обобщающее повторение раздела «Волновая и геометрическая оптика»

5.1

Шкала электромагнитных волн. Волновые свойства света.

Геометрическая оптика – частный случай волновой оптики. Решение задач на применение законов геометрической оптики (построение изображений в зеркалах и линзах).

2

2

6.

Обобщающее повторение раздела «Квантовая физика»

6.1

Экспериментальные основания квантовых представлений: излучение абсолютно черного тела, давление света, излучение энергии атомами. Решение задач (излучение абсолютно черного тела, фотонный газ, графики в задачах о фотоэффекте)  

1

2

6.2

Строение атома, излучение энергии атомами, радиоактивные превращения. Законы сохранения (заряда, массы, энергии) в ядерных реакциях. Решение задач. Законы сохранения импульса и энергии в задачах о столкновениях ядер (применение алгоритма решения аналогичных задач о соударениях в механике)

1

3

ИТОГО

16

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       Приложение 2

Учебно – тематический план повторения материала  

 

Содержание занятия

Форма занятия. Цель

Домашнее задание

Примечание

1

Вводное занятие.

Математически е основы физики.

Практикум. Отработка навыков математических преобразований больших объемов.

Повторить основные понятия, законы темы «Кинематика. Динамика», решить задания части А.  

Работа с https://uchi.ru/: https://fipi.ru/ 

Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий .  

2

Механика.

Кинематика.

Динамика.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Кинематика.

Динамика».

Повторить основные понятия, законы темы «Статика. Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны». Решить задания части

В.  

Работа с https://uchi.ru/: На занятии: 

https://fipi.ru/  

«Физика. 10-11 классы.

Подготовка к ЕГЭ Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий  

3

Механика. Статика. Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны.  

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Статика. Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны».

Решить задания части В.

Работа с https://uchi.ru/ На занятии: 

«https://fipi.ru/

Физика. 10-11 классы.

Подготовка к ЕГЭ Дома: «Контрольные измерительные материалы. Варианты экзаменационных заданий  

4

Решение задач по разделу

«Механика».

Практикум. Решить задание части А,В.  

Решить задачу части В

https://uchi.ru/ https://fipi.ru/

5

Решение задач по разделу

«Механика».

Практикум. Решить задание части А,В,  

Решить задачу части В,

https://uchi.ru/ https://fipi.ru/

6

Решение задач по разделу

«Механика».

Практикум. Решить задание части В,  С.  

Решить задачу части В,С.

https://uchi.ru/ https://fipi.ru/

7

Решение задач по разделу

«Механика».

Практикум. Решить задание части В,С.  

Решить задачу части С.

https://uchi.ru/ https://fipi.ru/

8

Решение задач по разделу

«Механика».

Практикум. Решить задание части С.  

Решить задачу части С.

Повторить основные понятия, законы раздела

«Молекулярная физика.Термодинами

Работа с https://uchi.ru/: Дома: https://fipi.ru/ 

ка», решить задания части А.

9

Молекулярная физика.

Термодинамика.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по разделу «Молекулярная физика.

Термодинамика».

Решить задания части А, В.

Работа с https://uchi.ru/: На занятии: «Физика.

10-11 классы.  

Дома: https://fipi.ru/

10

Решение задач по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика

».

Практикум. Решить задание части А,В.  

Решить задачу части А,В.

https://uchi.ru/

11

Решение задач по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика

».

Практикум. Решить задание части В.С.  

Решить задачу части В,С.

Повторить основные понятия, законы тем «Электростатика. Постоянный ток», решить задания части А.

Работа с https://uchi.ru/: На занятии: «Физика.

10-11 классы.  

Дома: https://fipi.ru/

12

Электродинами

ка

Электростатика.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Электростатика.

Постоянный ток».

Повторить основные понятия, законы тем «Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

Электромагнитные колебания и волны», решить задания части А, В.

Работа с https://uchi.ru/ На занятии: «Физика.

10-11 классы..

Дома: https://fipi.ru/

13

Электродинами ка

Магнитное поле.

Электромагнитн ая индукция. Электромагнитн ые колебания и волны.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по темам «Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

Электромагнитные колебания и волны»

Повторить основные понятия, законы тем «Оптика», решить задания части А, В.

Работа с https://uchi.ru/:  На занятии: «Физика.

10-11 классы..

Дома: https://fipi.ru/

14

Электродинами

ка

Оптика.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Оптика».

Решить задания части В.

Работа с https://uchi.ru/: На занятии: «Физика.

10-11 классы.  

Дома: https://fipi.ru/

15

Решение задач по разделу «Электродинам ика»

Практикум. Решить задание части А,В.

Решить задачу части А.В

https://uchi.ru/

 

https://fipi.ru/

16

Решение задач по разделу

Практикум. Решить задание части А,В

Решить задачу части А,В

https://uchi.ru/

«Электродинам ика»

17

Решение задач по разделу «Электродинам ика»

Практикум. Решить задание части В

Решить задачу части В

https://uchi.ru/

 

https://fipi.ru/

18

Решение задач по разделу «Электродинам ика»

Практикум. Решить задание части В

Решить задачу части В

https://uchi.ru/

 

https://fipi.ru/

19

Решение задач по разделу «Электродинам ика»

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части В,С.

https://uchi.ru/

 

https://fipi.ru/

20

Решение задач по разделу «Электродинам ика»

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части В,С.

https://uchi.ru/

 

https://fipi.ru/

21

Решение задач по разделу «Электродинам ика»

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части В,С.

Повторить основные понятия, законы тем

«Элементы специальной теории относительности», решить задания части А.

Работа с https://uchi.ru/: Дома: https://fipi.ru/  

22

Элементы специальной теории относительност

и.

Практикум. Решить задание части А,В.

Решить задачу части А,В.

Повторить основные понятия, законы темы «Корпускулярноволновой дуализм», решить задания части А.

Работа с https://uchi.ru/ На занятии: «Физика.

10-11 классы..

Дома: https://fipi.ru/

23

Квантовая физика. Корпускулярноволновой дуализм.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Корпускулярноволновой дуализм».

Решить задачу части А,В.

Повторить основные понятия, законы тем «Физика атома.

Физика атомного ядра».

Работа с https://uchi.ru/ На занятии: «Физика.

10-11 классы.  

Дома: https://fipi.ru/  

24

Квантовая физика.  

Физика атома. Физика атомного ядра.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по темам «Физика атома.

Физика атомного ядра».  

Решить задачу части В.

 

Работа https://uchi.ru/ занятии: «Физика. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

 

25

Решение задач по разделу «Квантовая

Практикум. Решить задание части В.

Решить задачу части В

https://uchi.ru/

физика.

26

Решение задач по разделу «Квантовая физика.

Практикум. Решить задание части В

Решить задачу части В.

https://uchi.ru/ https://fipi.ru/

27

Решение задач по разделу «Квантовая физика.

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части В,С.

https://uchi.ru/ https://fipi.ru/

28

Решение задач по разделу «Квантовая физика.

Практикум. Решить задание части В, С.

Решить задачу части В,С.

 

https://uchi.ru/

 

https://fipi.ru/

29

Методы научного познания и физическая картина мира.

Семинарское занятие. Обобщение теоретических знаний по теме «Методы научного познания и физическая картина мира».

Решить задачу части В, С.

Работа с https://uchi.ru/:

 

https://fipi.ru/

30

Решение комплексных задач.

Практикум. Решить задание части В.С.

Решить задачу части В,С.

https://uchi.ru/ https://fipi.ru/

31

Решение комплексных задач.

Практикум. Решить задание части В,С.

Решить задачу части В,С.

https://uchi.ru/ https://fipi.ru/

32

Пробный экзамен по физике.

Выполнение заданий КИМ

«Демо – 2010».

 

 

33

Пробный экзамен по физике.

Выполнение заданий КИМ

«Демо – 2010».

 

 

34

Пробный экзамен по физике.

Выполнение заданий КИМ

«Демо – 2010».

 

 

35

Заключительное занятие.

Подведение итогов, коррекция ошибок, допущенных при выполнении задания.  

Самостоятельная коррекция ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          Приложение 3                      

 

Лист самоконтроля учащегося ________________________________________

 

п/п

Раздел

Выполнение заданий части

А

В

С

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

1

МЕХАНИКА.

х

 

 

х

х

 

х

х

х

х

х

 

 

2

МОЛЕКУЛЯРНАЯ

ФИЗИКА.  

ТЕРМОДИНАМИКА.

х

 

 

х

 

 

х

х

 

 

 

 

 

3

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

4

ОСНОВЫ

СПЕЦИАЛЬНОЙ

ТЕОРИИ

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

х

 

 

х

 

 

х

 

 

 

 

 

 

5

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.

х

 

 

х

х

 

х

х

х

х

 

 

 

6

МЕТОДЫ НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ

И ФИЗИЧЕСКАЯ

КАРТИНА МИРА.

 

 

 

х

 

 

х

х

х

 

 

 

 

7

Итого:

7

10

22

                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...

Методика подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе

На что следует обращать внимание при подготовке девятиклассников к экзамену по математике. Основные темы и подборка заданий...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации по физике в формате ЕГЭ

В условиях введения итоговой аттестации в формате ЕГЭ вполне понятно стремление учителей как можно лучше подготовить школьников именно к этой форме контроля. Однако, не следует забывать, ...

Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по физике

Особенности подготовки к итоговой аттестации...