конспект урока «Закон Архимеда. Плавание тел»
план-конспект урока по физике (7 класс)
Конспект урока составлен в соответствии с обновслёнными ФГОС. Дети совершают самостоятельное открытие нового для них закона физики, опираясь на фронтальный эксперимент и используя свои математические знания и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_arhimeda._plavanie_tel.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
Конспект урока физики
«Закон Архимеда. Плавание тел»
7 класс
УМК: А.В. Грачёв, В.А. Погожев, А.В. Селиверстов
Автор:
Рубцова Елена Григорьевна
учитель физики и французского языка высшей категории
г.Павловский Посад
2015 г
ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить закон Архимеда. Выяснить условия плавания тел
Задачи урока:
Образовательные:
- Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;
- Установить от каких факторов зависит, и от каких не зависит выталкивающая сила.
- Выяснить, при каких условиях тела плавают
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникабельность (умение слушать учителя и товарищей);
- Воспитывать умение отстаивать свое мнение в тактичной форме.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать увиденное;
- Научить делать правильные выводы из результатов проделанного опыта;
- Развивать интерес к физике.
НА ДОСКЕ: записана дата и тема урока.
ОБОРУДОВАНИЕ: на каждой парте сосуд с водой, кусочек пробки, металлический цилиндр на нити, динамометр.
Ход урока:
- Фронтальный опрос класса:
- Что такое плотность вещества?
- Что такое равнодействующая сил?
- Сформулируйте II закон Ньютона.
- Что такое гидростатическое давление?
- Сформулируйте закон Паскаля.
- Изучение нового материала (запись в тетрадь даты, темы урока).
- Учитель:
Сегодня нам предстоит познакомиться с одним очень важным законом природы, открытым ещё в древние времена. С действием этого закона мы сталкиваемся достаточно часто, например, когда наблюдаем за плывущим кораблём, или парящим в небе воздушным шаром. Мы с вами уже знаем, что на тело, погруженное в жидкость, действует гидростатическое давление. Давайте на опыте выясним, как это действие проявляется. Какие способы получения научных знаний вы знаете?
Ответ: эксперимент, теоретическое описание и компьютерное моделирование.
Вопрос: Какой из перечисленных способов вы предложите использовать для ответа на поставленный вопрос?
Ответ: опыт
Фронтальный эксперимент.
Возьмите кусочек пробки и опустите её в сосуд с водой, не выпуская из пальцев.
Учитель: что будет, если мы разожмём пальцы?
Ответ: пробка всплывёт.
(проверяем)
Учитель: почему пробка движется вверх? Что заставляет пробку изменять свою скорость?
Ответ: если равнодействующая сил, действующих на тело, не равна нулю, то у тела появляется ускорение.
Учитель: какие силы действуют на пробку? (рисунок на доске с изображением сил)
Ответ: сила тяжести.
Учитель: но ведь она направлена вниз, а пробка движется вверх. Какой отсюда можно сделать вывод?
Ответ: на пробку действует ещё одна сила, по модулю больше силы тяжести, направленная вверх, поэтому равнодействующая сил направлена вверх и ускорение у пробки тоже направлено вверх.
Учитель: и так, вода выталкивает пробку вверх, поэтому она всплывает. Но на все ли тела действует выталкивающая сила?
Продолжим наш опыт. Возьмите металлический цилиндр за нить и опустите в сосуд с водой. Что с ним происходит?
Ответ: Цилиндр тонет.
Учитель: сделайте вывод
Ответ: вода цилиндр не выталкивает.
Учитель: но так ли это? Возьмите динамометр и определите вес вашего цилиндра в воздухе и запишите его в тетрадь. А теперь опустите цилиндр целиком в воду с помощью динамометра и определите его вес в воде. Запишите результат в тетрадь и сравните два числа. Что вы видите?
Ответ: Р1 > Р2 ,
Учитель: значит, на металлический цилиндр со стороны воды тоже действует сила, направленная вверх, только в этом опыте она меньше силы тяжести. Итак, сделаем вывод.
Ученики делают: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила.
Учитель: как же возникает эта сила? Что является причиной её появления?
Сделаем рисунок. Для простоты рассмотрим в жидкости тело в форме параллепипеда. Мы знаем, что жидкость оказывает давление на все тела, погруженные в неё. Давление в жидкости передаётся по всем направлениям. На все точки поверхности тела действуют силы гидростатического давления. Силы, действующие на боковые грани, равны друг другу и только сдавливают тело, а вот сила F2 >F1 так как на верхнюю грань давит столб высотой h1 а на нижнюю – h2 а давление жидкости зависит от глубины погружения.
Вспомните формулу для определения давления в жидкости: p=
Из рисунка видно, что
Fвыт = F2 – F1, силу давления можно определить по формуле F= pS
отсюда следует
Fвыт = F2 – F1= p2 S – p1S= ρж gh2S - ρж gh1S= ρж g S(h2 – h1)
h2 – h1=h - высота тела => Fвыт = ρж ghS; hS=Vт – объём тела, => Fвыт = ρж g Vт
Учитель: впервые о выталкивающей силе заявил Архимед => Fвыт = FA
FA= ρж g Vт
Легенда об Архимеде
Учитель: поработаем с формулой силы Архимеда
ρж Vт = mж => mжg = Рж =>
закон Архимеда: на тело, погруженное в жидкость , действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости.
FA= Рж
Учитель: Мы знаем, что закон Паскаля действует не только в жидкостях, но и в газах, а значит выталкивающая сила действует и на тела погруженные в воздух.
Вопрос: На динамометре весит груз. Как изменятся показания динамометра, если их из воздуха поместить в вакуум?
Ответ: показания увеличатся, т.к. в вакууме исчезнет архимедова сила.
- Закон Архимеда лежит в основе плавания тел. (рисунок-тело внутри жидкости)
Вопрос: Если тело отпустить, как оно будет двигаться под действием силы тяжести и Архимедовой силы?
Учащиеся делают предположения.
Из всего выше сказанного следуют три случая:
- Fт > FА - тонет
- Fт = FА - остаётся в покое
- Fт < FА - всплывает
Рассмотрим третий случай подробнее:
Тело, достигнув поверхности, продолжит всплывать и FА начнёт убывать.
Вопрос: почему убывает FА ?
Ответ: уменьшается объём погруженной части тела.
Вопрос: когда всплытие прекратится?
Ответ: всплытие прекратится, когда Fт = FА
Учитель: После прекращения всплытия тело будет плавать на поверхности жидкости, частично в неё погрузившись.
Свяжем условия плавания тел с плотностью тела и плотностью жидкости:
- ρт g Vт > ρж g Vт => ρт > ρж
- ρт g Vт = ρж g Vт => ρт = ρж
- ρт g Vт < ρж g Vт => ρт < ρж
Из полученных соотношений следует, что в разных жидкостях одно и тоже тело может тонуть и всплывать.
Откройте стр 139 учебника, посмотрите в таблицу плотностей и ответьте на вопрос: как будет себя вести алюминиевый брусок в воде и ртути?
- Закрепление. Решение задач.
- Туристы, плывущие в лодке, уронили в реку банку с консервами объемом 0,0005 м3. Определите выталкивающую силу, действующую на банку.
- На дороге лежит камень массой 26 кг и объемом 10 дм3 , какую силу нужно приложить, чтобы поднять его? Какая выталкивающая сила будет действовать на этот камень, если его полностью погрузить в воду? Какую силу должен был бы приложить водолаз при подъеме этого камня со дна реки?
- Подведение итогов урока.
Рефлексия:
- Что открыли, узнали на уроке?
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- Что вы взяли с сегодняшнего урока?
- Над чем заставил задуматься урок?
- Было ли трудно? Что вызвало затруднения?
- Домашнее задание: §57; c267 упр. 2; подготовиться к л/р № 8.
Желающие могут повторить подвиг Архимеда, решив задачи:
- Слиток золота и серебра имеет массу 300 г. При погружении в воду его вес равен 2,75 Н. Определите массу серебра и массу золота в этом слитке.
Список использованной литературы
- А.В.Грачёв, В.А.Погожев, А.В.Селеверстов, Физика – 7. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7 – 9 кл. – М.: Просвещение, 1997.
- Интернет-ресурс: http://www.tepka.ru/fizika_7/22.4.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"
Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...
План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи".
План-конспект урока физики с использованием ЭОР. Базовый учебник Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук.Физика 8 класс....
Конспект урока "Законы геометрической оптики", 9 класс
Цель: Обобщение и повторение материала по теме «Отражение и преломление света. Плоское зеркало». Задачи:Общеобразовательные:выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме...
Конспект урока "Законы Кеплера"
урок в 9 классе с использованием ЭОР...
План - конспект урока "Законы Хамураппи"
Данный урок предназначен учащимся 5 классов, при изучении нового материала...
Конспект урока «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах»
Как сказал философ (Хевеши) «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Надеюсь, что к концу урока будет нам и счастье и г...
Конспект урока: Закон Архимеда
Конспект урока "Закон Архимеда" с целью урока и планируемыми результатами....
- Мне нравится (1)