Урок "Волновые свойства света"
методическая разработка по физике (11 класс)
В материале содержатся рекомендации по проектированию и проведению интернет-урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_volnovye_svoystva_sveta.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интернет – урок по теме: «Применение явлений волновой оптики»
Тип урока: Повторительно - обобщительный
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить знания учащихся о явлениях волновой оптики.
- Проанализировать и объяснить примеры проявления и применения явлений волновой оптики в быту, природе и технике на основе законов волновой оптики.
Развивающие:
- Продолжить развитие познавательного интереса у учащихся.
- Продолжить формирование приемов умственной деятельности.
- Продолжить развитие коммуникативных компетенций.
- Активизация творческой деятельности учащихся.
- Продолжить развитие навыков работы в группе в ходе реализации групповых учебных проектов.
- Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с доступными ресурсами сети Интернет, выполняющими функцию дополнительных ресурсов.
Воспитательные:
- Продолжить воспитание научного мировоззрения.
- Продолжить воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.
- Продолжить воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Предварительная подготовка к уроку:
- Для организации совместной учебно-познавательной и творческой деятельности из обучающихся класса формируются малые группы по 5-6 человек. Каждая группа выбирает организатора, функцией которого является общее руководство работой, распределение обязанностей в группе, а также технического руководителя, который отвечает за наглядное представление проекта в виде презентации.
- Учитель предварительно находит самые лучшие ресурсы и составляет список ссылок, которыми обучающиеся могут воспользоваться при осуществлении совместной деятельности на уроке. Кроме того, обучающиеся при домашней подготовке к уроку имеют возможность создать собственную базу ссылок на интернет-ресурсы. Данные ресурсы должны обеспечивать доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках.
- При планировании структуры урока с применением ресурсов сети необходимо учитывать техническое оснащение кабинета, качество работы сети Интернет. На организационном этапе урока для обеспечения быстрого включения всего класса в работу целесообразно назначать дежурного администратора, который подготовит компьютеры к использованию.
План урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя с сообщением цели и плана урока.
- Выполнение учащимися заданий по поиску, систематизации, анализу информации научно-популярного содержания с использованием Интернет – ресурсов.
- Публичные выступления, демонстрация и защита проектов.
- Формулирование выводов по представленному группами материалу.
- Оценка результатов урока.
- Задание на дом по созданию общей презентации с использованием слайдов отдельных групповых презентаций. Возможна организация конкурса презентаций, созданных параллельными классами.
Ход урока:
Вступительное слово учителя с сообщением цели и плана урока:
Природа не устает нас удивлять, демонстрируя нам свои тайны и загадки. Многое из того, что устрашало людей в прошлом, казалось им загадочным, мы, обладающие знанием и опытом, воспринимаем естественно и спокойно. Человеческое познание многих явлений происходит от незнания к знанию, через преодоление неизвестного и раскрытие его природной сути.
Сегодня на уроке мы проанализируем причины возникновения многих природных явлений с помощью законов волновой оптики, узнаем, как на основе этих законов были созданы сложнейшие приборы, нашедшие применение в разных областях человеческой деятельности.
Какие же явления объясняются волновыми свойствами света?
Интерференция света – явление сложения световых волн, приводящих к обpазованию чеpедующихся полос усиления и ослабления интенсивности света.
Дифракция света – явление огибания светом пpепятствий, соизмеримых с длиной волны.
Дисперсия света - это явление, обусловленное зависимостью абсолютного показателя преломления вещества от частоты (или длины волны) света.
Поляризация света – это ориентированность колебаний световой волны в пространстве.
Выполнение учащимися заданий по поиску, систематизации, анализу информации научно-популярного содержания с использованием Интернет – ресурсов:
Для поиска информации о проявлении в природе, применении волновых явлений вы воспользуетесь интернет - ресурсами. Отбор, анализ, систематизацию учебного материала вы будете осуществлять путем организации работы в группе. В основе отбора информации будут лежать ключевые вопросы:
- о явлении:
Каковы причины и механизм возникновения явления?
От каких факторов зависит наблюдаемая оптическая картина?
- об устройстве, приборе:
В чем состоит принцип работы устройства?
В каких областях нашло применение данное устройство, прибор?
Ссылки на образовательные ресурсы, научно-популярные публикации, которые можно использовать в работе:
Правила поиска информации в Интернете:
- Выберите поисковую машину
- Выясните, к какому разделу относится информация.
- Выявите основные слова (или словосочетания), которые характерны для той информации, которую Вы ищите. Попробуйте выявить ключевые слова.
- Формируйте свой запрос из двух-трех слов, не меньше. Задавая отдельные слова и фразы, учитывайте язык запросов, операторы поиска, логические связки искомых слов и т.п. элементы, которые делают поиск значительно более эффективным.
- указывайте зону поиска.
- запрашивайте конкретную форму слов. Для этого перед конкретной формой слова поставьте восклицательный знак.
- ранжируйте слова. Если одно из слов запроса для вас наиболее важно, поставьте перед ним знак «+».
- поисковые системы учитывают регистр, поэтому не злоупотребляйте прописными буквами – используйте их только при поиске имен собственных.
- используйте синонимы.
- если известна точная фраза из искомых материалов, используйте её как цитату.
- После проведения предварительного поиска (или первой ступени поиска), если выдано довольно большое количество документов, Вы можете воспользоваться элементом уточнения: "Искать в избранном". При этом задание поиска следует обязательно уточнить, введя хотя бы одно новое слово или ограничение, которое по Вашему мнению поможет провести правильный отбор требуемого материала.
- Грамотно располагайте материал и проводите его сортировку по удобным для Вас признакам. Это заметно ускорит последующую обработку материала.
- Фиксируйте все интересные для Вас найденные адреса документов в Интернете (например, с помощью программы Блокнот). Затем выберите среди них нужные для выполнения конкретной работы адреса.
Задания для групп:
Первая группа
«Применение интерференции света»
- Радужные цвета тонких пленок
- Просветление оптики
- Интерферометры
- Голография
Вторая группа
«Применение дифракции света»
- Дифракционная решетка как спектральный прибор
- Радужная окраска
Третья группа
«Применение дисперсии света»
- Радуга
- Гало
- Голубой цвет неба
- Закат
- Спектральный анализ. Спектроскоп.
Четвертая группа
«Применение поляризации света»
- Проявление поляризации в природе.
- Поляроиды. Поляриметры.
По результатам работы с информацией каждая группа создает мини-презентацию в Microsoft PowerPoint, защищает свой проект в публичном выступлении.
Правила создания презентации:
После защиты проектов технические руководители и организаторы из каждой группы создают совместный информационный продукт - Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Волновые свойства света"
Конспект урока и презентация на тему "Волновые свойства света" в 11 классе....
презентация у уроку "Волновые свойства света - дифракция"
Презентация к уроку по дифракции...
урок по теме СВОЙСТВА СВЕТА
презентация и разработка урока по теме "Свойства света"...
урок по теме СВОЙСТВА СВЕТА
презентация и разработка урока по теме "Свойства света"...
Волновые и квантовые свойства света
Повторительно-обобщающий урок.Урок проводится в форме суда над Волновой и Квантовой теориями света...
Конспект урока "Волновые свойства света"
Конспект интегрированного урока (физика + информатика) в 11 классе "Волновые свойства света"...
Брейн-ринг «Свет. Свойства света. Линзы».
Конспект учебного занятия в 8 классе по физике по теме "Свет. Свойства света. Линзы." с использованием образовательной робототехники....