урок по теме СВОЙСТВА СВЕТА
методическая разработка (физика, 11 класс) по теме
презентация и разработка урока по теме "Свойства света"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_svoystva_sveta.doc | 49.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku_po_teme_svoystva_sveta.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Волновые и квантовые свойства света».
Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах света, создать целостную картину природы света, доказать, что свет имеет двойственную природу путем анализа опытов, демонстрирующих волновые и квантовые свойства света.
- Продолжить формирование умений самостоятельно готовить сообщения, подбирать литературу, выделять главное, систематизировать полученные знания.
Оборудование:
- Штативы 2 шт.,
- Шарики 2шт., нить,
- Прибор для демонстрации законов геометрической оптики,
- Оптическая скамья,
- Набор для демонстрации интерференции и дифракции света,
- Набор для демонстрации поляризации света,
- Электрометр,
- Цинковая пластина,
- Кварцевая лампа,
- Эбонитовая и стеклянная палочки,
- Высоковольтный разрядник,
- Радиометр,
- Спектральные трубки,
- Выпрямитель учебный,
- Набор по фосфоресценции,
- Раствор KI
- компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
Беседа с учащимися по выявлению знаний о волновых и квантовых свойствах света:
Вопросы:
1.Вспомните, какие два способа передачи взаимодействия существуют в природе?
А).Демонстрация – объяснение (путем переноса вещества);
Б). Демонстрация – объяснение (путем изменения среды – возникновение волн). (Слайд 2)
2. Какие две теории света существовали в 17 веке?
А). И. Ньютон – корпускулярная теория (свет поток частиц), (слайд 3)
Б). Х. Гюйгенс – волновая теория ( свет волновой процесс, распространяющийся в гипотетической среде – эфире). (слайд 4).
Учитель: Обе теории существовали параллельно до начала 17 века. И только авторитет Ньютона надолго заставил большинство ученых отдавать предпочтение корпускулярной теории. Любая теория только тогда хороша, когда умет объяснить наблюдаемые явления
Попытаемся и мы объяснить некоторые явления с позиций этих двух теорий.
Демонстрация опытов, их объяснение учащимися и заполнение таблицы:
№п/п | Явление | Волновая теория | Квантовая теория |
1 | Прямолинейное распространение света | ||
2 | Отражение света | ||
3 | Преломление света | ||
4 | Дисперсия света | ||
5 | Интерференция в тонких пленках | ||
6 | Дифракция света | ||
7 | Фотоэффект | ||
8 | Световое давление | ||
9 | Поляризация света | ||
10 | Химическое действие света | ||
11 | Люминесценция |
1.Распространение света.
А).Демонстрация: образование тени. Б) Слайд 5.
Вопросы:
- Как распространяется свет в однородной среде?
- В результате чего образуется тень?
2.Отражение света.
А). Демонстрация: отражение света. Б), Слайд 6.
Вопрос: Объясните явление на основе волновой и корпускулярной теории света.
3.Преломление света.
А).Демонстрация: преломления света. Б). Слайд 7.
Вопрос: Объясните явление на основе волновой и корпускулярной теории света.
4.Дисперсия света.
А).Демонстрация: Разложение белого света. Б) Слайд 8.
Вопрос: Что называется дисперсией?
Исторический экскурс: И. Ньютон. (Слайд 9).
Объяснение этого явления на основе обеих теорий:
- Корпускулярная – объяснения этому явлению Ньютон не дал;
- Волновая – волновая концепция позволила объяснить это явление зависимостью скорости распространения света монохроматических волн от частоты ( цвета).
5. Интерференция света.
А).Демонстрация: кольца Ньютона Б) Слайд 10,12.
Вопросы:
А). Что называется интерференцией света?
Б). При каких условиях будут интерферировать световые волны?
В). Какие источники называются когерентными?
Объяснение явления интерференции с двух точек зрения:
- Ньютон объяснения не дал.
- Сложение волн отражающихся от верхней и нижней грани стеклянной пластины.
Демонстрация колец Ньютона через красный и зеленый фильтры.
6. Дифракция света.
Вопросы:
Что называется дифракцией света?
Условия необходимые для дифракции световых волн?
Что такое дифракционная решетка?
А).Демонстрация: дифракционный спектр. Б) Слайд 12.
Вопросы:
Объясните явление дифракции. Почему геометрическая оптика имеет границы применяемости?
7. Поляризация света.
А), Демонстрация: поляризация света .Б). Слайд 13.
Вопрос: Что такое свет?
Исторический экскурс: Д. Максвелл. ( Слайд 14).
8. Фотоэффект.
Исторический экскурс: А.С. Столетов. (Слайд 15).
А).Демонстрация: фотоэффект. Б) Слайд 16.
Вопросы:
Что такое фотоэффект?
Объясните явление фотоэффекта.
Учитель: Свойства света обнаруживаемые при излучении и поглощении называются корпускулярными. Сама световая частица называется фотоном или квантом электромагнитного излучения. Что вы знаете про эту частицу?
9. Давление света.
Исторический экскурс: П.Н. Лебедев. ( Слайд 17).
А). Демонстрация: световое давление. Б). Слайд 18,19.
Вопрос: объясните давление света на основе волновой и корпускулярной теории.
10 Химическое действие света.
А). Демонстрация: химическая реакция Б). Слайд 20.
Реакции синтеза
Реакции разложения
11. Люминесценция света.
А). Демонстрации: электролюминесценция и фотолюминесценция. Б), Слайд 21
Выводы:
- При распространении свет ведет себя как электромагнитная волна, а при взаимодействии с веществом как поток частиц.
- Чем больше частота излучения, тем ярче выражены квантовые свойства и менее волновые.
Самостоятельная работа учащихся (задания с выбором ответа).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДВА СПОСОБА ПЕРЕДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Исаак Ньютон Выдающийся английский учёный, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики, член Лондонского королевского общества (1627), президент (с 1703). Работы относятся к механике, оптике, астрономии, математике. Научное творчество Ньютона сыграло исключительно важную роль в истории развития физики. По словам А.Эйнштейна, \"Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности\" и \"... оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на всё мировоззрение в целом\". В его честь названа единица сила в Международной системе единиц - ньютон.
Гюйгенс, Христиан Гюйгенс, Христиан Гюйгенс участвовал в современных ему спорах о природе света. В 1678 году он выпустил «Трактат о свете» — набросок волновой теории света. Другое замечательное сочинение он издал в 1690 году ; там он изложил качественную теорию отражения , преломления и двойного лучепреломления в исландском шпате в том самом виде, как она излагается теперь в учебниках физики. Сформулировал т. н. принцип Гюйгенса , позволяющий исследовать движение волнового фронта, впоследствии развитый Френелем и сыгравший важную роль в волновой теории света, и теории дифракции .
ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕТА
ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА
ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА
дисперсия света
Исаак Ньютон Ньютону принадлежат фундаментальные открытия в древней науке оптике . Он построил первый зеркальный телескоп ( рефлектор ), в котором, в отличие от чисто линзовых телескопов, отсутствовала хроматическая аберрация . Он также детально исследовал дисперсию света , показал, что белый свет раскладывается на цвета радуги вследствие различного преломления лучей разных цветов при прохождении через призму, и заложил основы правильной теории цветов. Ньютон создал математическую теорию открытых Гуком интерференционных колец, которые с тех пор получили название « кольца Ньютона ». В письме к Флемстиду он изложил подробную теорию астрономической рефракции [100] . Но его главное достижение — создание основ физической (не только геометрической) оптики как науки и разработка её математической базы, превращение теории света из бессистемного набора фактов в науку с богатым качественным и количественным содержанием, экспериментально хорошо обоснованным. Оптические опыты Ньютона на десятилетия стали образцом глубокого физического исследования ] .
Кольца Ньютона
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА В ТОНКИХ ПЛЕНКАХ
Дифракция света
поляризация света
Джеймс Клерк Максвелл Джеймс Клерк Ма́ксвелл (англ. июня 1831 , Эдинбург , Шотландия — 5 ноября 1879 , Кембридж , Англия ) — британский физик и математик . Шотландец по происхождению. Член Лондонского королевского общества ( 1861 ). Максвелл заложил основы современной классической электродинамики ( уравнения Максвелла ), ввёл в физику понятия тока смещения и электромагнитного поля , получил ряд следствий из своей теории (предсказание электромагнитных волн , электромагнитная природа света , давление света и другие). Пионер количественной теории цветов; автор принципа цветной фотографии .
Александр Григорьевич Столетов (1839-1996) Российский физик. Получил кривую намагничивания железа ( 1872 ), систематически исследовал внешний фотоэффект (1888—1890), открыл первый закон фотоэффекта. Исследовал газовый разряд , критическое состояние и другие явления. Основал физическую лабораторию в Московском университете ( 1874 ).
фотоэффект
Лебедев Петр Николаевич (1866-1912) Российский физик, создатель первой русской научной школы физиков. Профессор Московского университета (1900-11), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества. Впервые получил (1895) и исследовал миллиметровые электромагнитные волны. Открыл и измерил давление света на твердые тела (1900) и газы (1908), количественно подтвердив электромагнитную теорию света. Имя Лебедева носит Физический институт РАН.
давление света
Химическое действие света
люминесценция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...
урок по теме СВОЙСТВА СВЕТА
презентация и разработка урока по теме "Свойства света"...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света"
Цели урока:· образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения св...
Урок по теме "Источники света. Закон прямолинейного распространения света"
Урок по теме "Источники света. Закон прямолинейного распространения света"...
Конспект учебного занятия по теме "Свойства света".
Конспект учебного занятия по физике в 8 классе по теме "Свойства света"....