урок по теме СВОЙСТВА СВЕТА
методическая разработка (физика, 11 класс) по теме
презентация и разработка урока по теме "Свойства света"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
![]() | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Волновые и квантовые свойства света».
Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах света, создать целостную картину природы света, доказать, что свет имеет двойственную природу путем анализа опытов, демонстрирующих волновые и квантовые свойства света.
- Продолжить формирование умений самостоятельно готовить сообщения, подбирать литературу, выделять главное, систематизировать полученные знания.
Оборудование:
- Штативы 2 шт.,
- Шарики 2шт., нить,
- Прибор для демонстрации законов геометрической оптики,
- Оптическая скамья,
- Набор для демонстрации интерференции и дифракции света,
- Набор для демонстрации поляризации света,
- Электрометр,
- Цинковая пластина,
- Кварцевая лампа,
- Эбонитовая и стеклянная палочки,
- Высоковольтный разрядник,
- Радиометр,
- Спектральные трубки,
- Выпрямитель учебный,
- Набор по фосфоресценции,
- Раствор KI
- компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
Беседа с учащимися по выявлению знаний о волновых и квантовых свойствах света:
Вопросы:
1.Вспомните, какие два способа передачи взаимодействия существуют в природе?
А).Демонстрация – объяснение (путем переноса вещества);
Б). Демонстрация – объяснение (путем изменения среды – возникновение волн). (Слайд 2)
2. Какие две теории света существовали в 17 веке?
А). И. Ньютон – корпускулярная теория (свет поток частиц), (слайд 3)
Б). Х. Гюйгенс – волновая теория ( свет волновой процесс, распространяющийся в гипотетической среде – эфире). (слайд 4).
Учитель: Обе теории существовали параллельно до начала 17 века. И только авторитет Ньютона надолго заставил большинство ученых отдавать предпочтение корпускулярной теории. Любая теория только тогда хороша, когда умет объяснить наблюдаемые явления
Попытаемся и мы объяснить некоторые явления с позиций этих двух теорий.
Демонстрация опытов, их объяснение учащимися и заполнение таблицы:
№п/п | Явление | Волновая теория | Квантовая теория |
1 | Прямолинейное распространение света | ||
2 | Отражение света | ||
3 | Преломление света | ||
4 | Дисперсия света | ||
5 | Интерференция в тонких пленках | ||
6 | Дифракция света | ||
7 | Фотоэффект | ||
8 | Световое давление | ||
9 | Поляризация света | ||
10 | Химическое действие света | ||
11 | Люминесценция |
1.Распространение света.
А).Демонстрация: образование тени. Б) Слайд 5.
Вопросы:
- Как распространяется свет в однородной среде?
- В результате чего образуется тень?
2.Отражение света.
А). Демонстрация: отражение света. Б), Слайд 6.
Вопрос: Объясните явление на основе волновой и корпускулярной теории света.
3.Преломление света.
А).Демонстрация: преломления света. Б). Слайд 7.
Вопрос: Объясните явление на основе волновой и корпускулярной теории света.
4.Дисперсия света.
А).Демонстрация: Разложение белого света. Б) Слайд 8.
Вопрос: Что называется дисперсией?
Исторический экскурс: И. Ньютон. (Слайд 9).
Объяснение этого явления на основе обеих теорий:
- Корпускулярная – объяснения этому явлению Ньютон не дал;
- Волновая – волновая концепция позволила объяснить это явление зависимостью скорости распространения света монохроматических волн от частоты ( цвета).
5. Интерференция света.
А).Демонстрация: кольца Ньютона Б) Слайд 10,12.
Вопросы:
А). Что называется интерференцией света?
Б). При каких условиях будут интерферировать световые волны?
В). Какие источники называются когерентными?
Объяснение явления интерференции с двух точек зрения:
- Ньютон объяснения не дал.
- Сложение волн отражающихся от верхней и нижней грани стеклянной пластины.
Демонстрация колец Ньютона через красный и зеленый фильтры.
6. Дифракция света.
Вопросы:
Что называется дифракцией света?
Условия необходимые для дифракции световых волн?
Что такое дифракционная решетка?
А).Демонстрация: дифракционный спектр. Б) Слайд 12.
Вопросы:
Объясните явление дифракции. Почему геометрическая оптика имеет границы применяемости?
7. Поляризация света.
А), Демонстрация: поляризация света .Б). Слайд 13.
Вопрос: Что такое свет?
Исторический экскурс: Д. Максвелл. ( Слайд 14).
8. Фотоэффект.
Исторический экскурс: А.С. Столетов. (Слайд 15).
А).Демонстрация: фотоэффект. Б) Слайд 16.
Вопросы:
Что такое фотоэффект?
Объясните явление фотоэффекта.
Учитель: Свойства света обнаруживаемые при излучении и поглощении называются корпускулярными. Сама световая частица называется фотоном или квантом электромагнитного излучения. Что вы знаете про эту частицу?
9. Давление света.
Исторический экскурс: П.Н. Лебедев. ( Слайд 17).
А). Демонстрация: световое давление. Б). Слайд 18,19.
Вопрос: объясните давление света на основе волновой и корпускулярной теории.
10 Химическое действие света.
А). Демонстрация: химическая реакция Б). Слайд 20.
Реакции синтеза
Реакции разложения
11. Люминесценция света.
А). Демонстрации: электролюминесценция и фотолюминесценция. Б), Слайд 21
Выводы:
- При распространении свет ведет себя как электромагнитная волна, а при взаимодействии с веществом как поток частиц.
- Чем больше частота излучения, тем ярче выражены квантовые свойства и менее волновые.
Самостоятельная работа учащихся (задания с выбором ответа).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДВА СПОСОБА ПЕРЕДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Исаак Ньютон Выдающийся английский учёный, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики, член Лондонского королевского общества (1627), президент (с 1703). Работы относятся к механике, оптике, астрономии, математике. Научное творчество Ньютона сыграло исключительно важную роль в истории развития физики. По словам А.Эйнштейна, \"Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности\" и \"... оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на всё мировоззрение в целом\". В его честь названа единица сила в Международной системе единиц - ньютон.
Гюйгенс, Христиан Гюйгенс, Христиан Гюйгенс участвовал в современных ему спорах о природе света. В 1678 году он выпустил «Трактат о свете» — набросок волновой теории света. Другое замечательное сочинение он издал в 1690 году ; там он изложил качественную теорию отражения , преломления и двойного лучепреломления в исландском шпате в том самом виде, как она излагается теперь в учебниках физики. Сформулировал т. н. принцип Гюйгенса , позволяющий исследовать движение волнового фронта, впоследствии развитый Френелем и сыгравший важную роль в волновой теории света, и теории дифракции .
ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕТА
ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА
ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА
дисперсия света
Исаак Ньютон Ньютону принадлежат фундаментальные открытия в древней науке оптике . Он построил первый зеркальный телескоп ( рефлектор ), в котором, в отличие от чисто линзовых телескопов, отсутствовала хроматическая аберрация . Он также детально исследовал дисперсию света , показал, что белый свет раскладывается на цвета радуги вследствие различного преломления лучей разных цветов при прохождении через призму, и заложил основы правильной теории цветов. Ньютон создал математическую теорию открытых Гуком интерференционных колец, которые с тех пор получили название « кольца Ньютона ». В письме к Флемстиду он изложил подробную теорию астрономической рефракции [100] . Но его главное достижение — создание основ физической (не только геометрической) оптики как науки и разработка её математической базы, превращение теории света из бессистемного набора фактов в науку с богатым качественным и количественным содержанием, экспериментально хорошо обоснованным. Оптические опыты Ньютона на десятилетия стали образцом глубокого физического исследования ] .
Кольца Ньютона
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА В ТОНКИХ ПЛЕНКАХ
Дифракция света
поляризация света
Джеймс Клерк Максвелл Джеймс Клерк Ма́ксвелл (англ. июня 1831 , Эдинбург , Шотландия — 5 ноября 1879 , Кембридж , Англия ) — британский физик и математик . Шотландец по происхождению. Член Лондонского королевского общества ( 1861 ). Максвелл заложил основы современной классической электродинамики ( уравнения Максвелла ), ввёл в физику понятия тока смещения и электромагнитного поля , получил ряд следствий из своей теории (предсказание электромагнитных волн , электромагнитная природа света , давление света и другие). Пионер количественной теории цветов; автор принципа цветной фотографии .
Александр Григорьевич Столетов (1839-1996) Российский физик. Получил кривую намагничивания железа ( 1872 ), систематически исследовал внешний фотоэффект (1888—1890), открыл первый закон фотоэффекта. Исследовал газовый разряд , критическое состояние и другие явления. Основал физическую лабораторию в Московском университете ( 1874 ).
фотоэффект
Лебедев Петр Николаевич (1866-1912) Российский физик, создатель первой русской научной школы физиков. Профессор Московского университета (1900-11), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества. Впервые получил (1895) и исследовал миллиметровые электромагнитные волны. Открыл и измерил давление света на твердые тела (1900) и газы (1908), количественно подтвердив электромагнитную теорию света. Имя Лебедева носит Физический институт РАН.
давление света
Химическое действие света
люминесценция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/23/picture-807664-1471941279.jpg)
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света"
Цели урока:· образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения св...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/27/picture-1130978-1553681791.jpg)
Урок по теме "Источники света. Закон прямолинейного распространения света"
Урок по теме "Источники света. Закон прямолинейного распространения света"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/06/picture-388689-1394083305.jpg)
Конспект учебного занятия по теме "Свойства света".
Конспект учебного занятия по физике в 8 классе по теме "Свойства света"....