Самоанализ открытого урока по физике "Сила трения"
учебно-методический материал по физике (10 класс)
Самоанализ состоит из:
Раздел 1. Характеристика класса.
Раздел 2. Внешние связи урока.Раздел 3. Цели и задачи урока.
Раздел 4. Анализ эффективности замысла урока. Структура урока.
Раздел 5. Образовательные результаты учеников на уроке.
Раздел 6. Выводы, самооценка урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka.docx | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Раздел 1. Характеристика класса
В результате отрицательного влияния внешкольной среды, класс разбит на несколько групп, в зависимости от положения учащихся среди осужденных в колонии. Межличностное общение, в основном, происходит в кругу «своей» группы. В каждой группе имеются свои лидеры и аутсайдеры.
Учащиеся имеют слабо развитую механическую память, большинство обладает развитыми коммуникативными компетенциями, способны взаимодействовать в «своей» группе. Конфликтны. В классе отсутствуют учащиеся, которые имеют прочные знания по предмету. Причина плохой успеваемости в низкой учебной мотивации, отсутствии познавательного интереса, установки на учение и имеющиеся огромные пробелы в фактических знаниях, во владении общеучебными умениями, дефекты в привычках и культуре поведения. На уроках, как правило, пассивны. Дружеская атмосфера в классе и уровень словесно-логического мышления минимальны.
Поэтому на уроке я запланировал и провел фронтальную, индивидуальную и групповую работы, выбрал задания базового уровня.
Раздел 2. Внешние связи урока
Резервный урок. Тип урока-урок контроля знаний и умений (развивающего контроля). В содержании урока я предусмотрел задания, с помощью которых ученики совместно с учителем закрепят предметные знания по теме «Сила трения» и самостоятельно решат диагностические задания «Тормози заранее».
Раздел 3. Цели и задачи урока
Исходя из темы, я поставил цели урока: сформировать предметные результаты:
- закрепить предметные знания по теме «Сила трения»;
- самостоятельно решать диагностические задания «Тормози заранее».
На уроке я планировал сформировать: метапредметные образовательные результаты:
- Регулятивные УУД: совместно с учителем формулировать тему и цель урока, самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать выполнения диагностической работы, делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение, выполнять самоконтроль, самооценку (рефлексия).
- Познавательные УУД: под руководством учителя вести поиск и выделение необходимой информации, определять цели деятельности, оценивать соответствие результатов целям, выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания, составлять алгоритм действий, развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности при решении диагностических заданий.
- Коммуникативные УУД: под руководством учителя использовать средства физического языка и физической речи для получения и передачи информации, участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания, употребляя вновь изученные понятия (трения, сила трения, коэффициент трения, тормозной путь, реакция опоры), продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
- Личностные УУД: проявляют ситуативный познавательный интерес к решению практических задач, определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование.
Раздел 4. Анализ эффективности замысла урока. Структура урока.
Для мотивации к учебной деятельности и повторения пройденного материала я использовал научно-познавательный фрагмент мультфильма, чтобы заинтересовать учеников, активизировать их мыслительную деятельность, а также повторить основные положения темы «Сила трения» такие как трение, сила трения, причины возникновения трения, плюсы и минусы трения. При этом я попытался создать условия для возникновения внутренней потребности обучающихся в учебной деятельности с опорой на их личный субъектный опыт и ранее изученный материал. Исходя из всего вышеизложенного, я попросил выдвинуть предположение о теме урока. Для постановки цели урока (Целеполагание) и планирования своей деятельности я напомнил ученикам, что эта тема уже нами изучена и спросил что обычно происходит после изучения темы. Далее были совместно сформулированы и записаны цель урока и поставлены задачи. Учебные цели рождались в совместной деятельности с учетом опыта учащихся, темы урока и созданной учебной ситуацией. Планирование деятельности по достижению цели осуществлялось с использованием самостоятельной работы учащихся в групповой форме. После этого, я предложил еще раз вспомнить основные определения, обозначения, формулы и единицы измерения, которые изучали в теме «Сила трения». Для этого использовались задания, связанные с работой с информацией, ориентированы как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность обучающихся, что позволило активизировать познавательную деятельность ученика, создать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений. Для выполнения контрольной (диагностической) работы была дополнительно изучена «Инструкция», после чего учащиеся приступили к ее выполнению. Диагностическая работа была проведена с применением метода «Мозгового штурма», рассчитанная на 20 минут. Использованы материалы естественно-научной грамотности. В ней предусмотрено органичное сочетание групповых, коллективных и индивидуальные формы взаимодействия учителя и учащихся с учетом возрастных особенностей учащихся. Результаты работы анализировались учителем вместе с обучающимися.
По окончанию выполнения диагностической работы, с целью самооценки своей деятельности, я вывел на монитор «правильные ответы» и «критерии оценивания» и предложил самостоятельно проверить результаты тестирования и поставьте себе оценку по пятибалльной шкале, а затем, с целью взаимооценки, поменяться работами с соседом по парте и проверить правильность решения теста и оценивания т.к. этот подход позволяет решать коммуникативные задачи обучения, делает оценку более прозрачной и способствует объективному восприятию.
Рефлексию я планировал и организовал в соответствии с содержанием, типом урока, уровнем развития учащихся. Учащимися были проанализированы допущенные ошибки, выявлены причины неправильного решения отдельных заданий. Особое внимание старался уделяется рефлексии деятельности. В конце урока розданы бланки для самостоятельного проведения письменной рефлексии по оценке своего критического мышления.
Раздел 5. Образовательные результаты учеников на уроке.
Предметные результаты:
- закреплены предметные знания по теме «Сила трения»;
- самостоятельно успешно выполнены диагностические задания «Тормози заранее».
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: под руководством учителя были успешно сформулированы тема и цель урока, спланирована работа, в процессе урока организовано мотивирование учащихся («хочу», «надо», «могу» к выполнению диагностической работы, сопоставлен полученный результат деятельности с поставленной ранее целью. По результатам тестирования проведено оценивание полученных знаний, выполнен самоконтроль, самооценка (рефлексия) и взаимооценка;
познавательные УУД: под руководством учителя, во время целеполагания, планирования и повторения, учениками была критически оценена и правильно интерпретирована степень усвоения пройденного материала, выделена проблема, найден и обоснован путь решения проблемы. Во время решения диагностических заданий выявлялись закономерности, сравнивались и обобщались полученные раннее на уроках знания, составлялся алгоритм действий, активизировались мыслительные операции и познавательные процессы, умение переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности и наоборот;
- коммуникативных УУД: под руководством учителя, в целом успешно, принимались попытки использовать средства физического языка и физической речи для получения и передачи информации, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств, слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем, формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные УУД:
За время урока ученики, в зависимости от имеющейся у них учебной мотивации и познавательного интереса, проявляли ситуативный познавательный интерес к повторению учебного материала и стремлению осознавать личностную значимость владения методами научного познания, учились проверять себя, осознавать причины успеха и не успеха, устанавливать взаимосвязь между целью учебной деятельности и ее результатом, определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование.
Раздел 6. Выводы, самооценка урока.
Результат урока показал усвоение материала учащимися. В целях актуализации знаний ученики выполняли задание на соответствие. Для проверки усвоения материала была предложена диагностическая работа «Тормози заранее» с дифференцированным уровнем сложности, с выбором одного правильного ответа, с развернутым ответом, с кратким ответом. Проверка выполнения заданий осуществлялась путем самоконтроля (по предложенным ключам), а затем взаимоконтроля.
В ходе урока использовались знания, полученные на предыдущих уроках, а также жизненный опыт учащихся. Материал для учеников актуален.
Работа учителя на уроке.
На уроке был достигнут контакт с классом, организовано повторение пройденного материала, прослушивались ответы учащихся, оказывалась помощь и давалась оценка индивидуально каждому ученику, достигнуты цель и задачи урока, предметные и метапредметные результаты
Работа учащихся на уроке.
Класс был активен на всех этапах урока. Виды деятельности менялись: учащиеся наблюдали, слушали, рассуждали, отвечали на вопросы, самостоятельно решали разные виды задач.
Гигиенические условия урока.
Освещенность классной комнаты была достаточной. Учащиеся сидели с учетом их здоровья, роста и успеваемости. Урок прошел в атмосфере доброжелательности. Была взаимная заинтересованность всех участников процесса.
Некоторые социальные задачи.
Цели урока были достигнуты. Урок способствовал дальнейшему развитию у школьников потребности в самоизменении, стремлении учиться, развитию самостоятельности. Урок был закончен логически верно. Были установлены задачи последующих уроков.
Учитель физики А. А. Добровольский
Согласовано:
Методист школы И. В. Грисько
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоанализ открытого урока "Устройство амортизатора"
Урок проводился в 10 Б классе. Класс однородный по уровню интеллектуального развития. Учащиеся мотивированны на учение, хотя познавательный интерес к предмету не достаточно высокий. У отдельных учащих...
Самоанализ открытого урока по физической культуре
Раздел: Баскетбол Тема урока:Совершенствование технических действий в баскетболе....
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Презентация самоанализа открытого урока
Презентация с фото материалом...
Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball
Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...
Самоанализ открытого урока ОБЖ в 5 классе Тема урока: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».
Вашему вниманию предложен самоанализ открытого урока Основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе по теме: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища&raq...