КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 11-м классе по теме: «Строение атома и атомное ядро»
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Бурак Нина Васильевна

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока:

Образовательная цель:

- повторить, обобщить, систематизировать знания по теме: «Строение атома и атомного ядра»

- закрепить навыки работы со справочной литературой

- проверить знания учащихся по этой теме, уровень обученности;

 

Развивающая цель:

- развивать культуру логического мышления, умения и навыки применения знаний в конкретных ситуациях

- развивать интерес к предмету

 

Воспитывающая цель:

- создание ситуаций для самостоятельного быстрого поиска решений;

- развивать коммуникативные способности учащихся;

 

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, справочные таблицы, периодическая система Д.И.Менделеева., компьютер, экран, мультимедиапроектор, раздаточный материал.

На магнитной доске  «Физический словарик» ( на отдельном листке)

ФИЗИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК:

ЭЛЕКТРОН – от греч.electron и греч.sropio – смотреть;

ПРОТОН – от греч.protos – первый;

НЕЙТРОН – от лат.neuter – ни тот, ни другой;

НУКЛОН – от лат.nucleus – ядро;

РАДИОАКТИВНОСТЬ – от лат.radio – излучаю, activius – действенный;

ИЗОТОП – от греч.izos – равный и topos – место;

 

 

 

 

 

Организационный момент  СЛАЙД 1

Здравствуйте! Тема урока на экране и на доске. Давайте запишем в тетрадь – Строение атома и атомного ядра.

Цель: повторить и систематизировать знания по теме

Девиз: через общение – развивается человек

 

СЛАЙД 2 (на экране фото и слова)

Учитель: Мы продолжаем изучать тему Атом, строение ядра, готовимся к небольшой контрольной работе. Сегодня обобщим и повторим эти знания.

На фото изображён страшный «гриб» из радиоактивного вещества – следствие неуправляемой реакции (взрыв атомной бомбы)

Читаю стихи (на слайде):

Атом покорён, но цивилизация под угрозой

Прав ли Прометей, давший людям огонь?

Мир рванул вперёд, мир сорвался с пружин,

Из прекрасного лебедя вырос дракон,

Из запретной бутылки был выпущен джин.

 

Через несколько дней 9 мая  мы будем отмечать годовщину со дня окончания ВОВ. Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побеждённых. Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те чёрные дни и тяжёлые последствия неизвестной болезни.

Взрыв на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986года, недавняя трагедия на Фукусиме – являются техногенными катастрофами 20 и 21 века. Память о них будет передаваться из поколение в поколение.

Поэтому нам надо лучше знать: что представляет собой атом, атомной ядро, как можно использовать энергию атомного ядра!

СЛАЙД 3 (Беккерель – фото)

Давайте вспомним, какие научные достижения привели человечество к открытию атома и атомного ядра.

1.      Портрет какого учёного мы видим? Какое открытие принадлежит ему?

(Ответ: Анри Беккерель – французский физик, в 1896 году открыл явление радиоактивности)

2.      Что такое радиоактивность?

(Ответ: Самопроизвольное излучение)

 

 

СЛАЙД 4 (Кюри – фото)

1.      Чем прославили себя эти учёные?

(Ответ: это М.Складовская-Кюри и Пьер Кюри. Они открыли новые радиоактивные элементы полоний и радий и исследовали их свойства)

2.      Почему так назвали эти химические элементы?

(Ответ: Po – полоний, элемент был назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри — Ra – радий, т.е. лучистый, элемент давал очень интенсивное излучение. Название «радий» связано с излучением ядер атомов Ra  radius — луч).

 

СЛАЙД 5 (Радиоактивность  – как доказательство сложного строения атома)

Учитель задаёт вопросы, учащиеся быстро отвечают

1)      О чём свидетельствовало явление радиоактивности?

2)      Как названы частицы входящие в состав радиоактивного излучения?

3)      Что представляют собой эти частицы?

4)      α-излучение?

5)      β-излучение?

6)      γ-излучение?

7)      Из какой части атома берутся эти частицы?

Вывод: Радиоактивность – самопроизвольное излучение веществом α, β, γ-частиц.

 

СЛАЙД 6 (Строение атома)

1.      Кто впервые заговорил об атомном строении вещества? (Ответ: примерно 2500 лет назад древнегреческие философы Леквилл и Демокрит)

2.      Кем была предложена 1-ая модель атома, в каком году? (Ответ: 1903 год, английский физик Джозеф Томсон)

3.      Что представляет собой атом согласно этой модели? (Ответ: заряженный шар радиусом 10-8см (10-10м), внутри которого находится электрон подобно кексу с «изюмом». Изюминки – ядро и вращающиеся вокруг него электроны.

 

СЛАЙД 7 (Резерфорд – портрет)

1.      Как была названа модель атома по Резерфорду? (Ответ: Планетарной – как планеты, движущиеся вокруг Солнца)

2.      Принципиальная схема опыта Резерфорда?

3.      Результаты опыта. Что изображено на этих рисунках, фото?

 

СЛАЙД 8 (Строение атомного ядра)

1.      Какие частицы входят в состав ядра? (Ответ: протоны и нейтроны, нуклоны)

2.      Учёный, открывший нейтрон? (Ответ: ученик Резерфорда – Джейм Червик, в 1932году)

3.      Кто открыл протон (Ответ: Резерфорд в 1919 году)

 

Учитель читает стихотворение:

Атом наш не так уж прост,

Чуть на шарик он похож,

Что в ядре?

Протон, нейтрон

А вокруг кружит электрон!

 

СЛАЙД 9

1.         Характеристики химических элементов

A – Что означает?  - общее число нуклонов – массовое число

Z – Что означает? – число протонов в ядре – зарядовое число

 

2.      Написать на доске условное обозначение (символы):

А) протона  

Б) нейтрона  

В) электрона  

 

3.      На доске написать формулы для A,N:

A=Z+N     N=A-Z 

Сделать запись в тетрадях

 

4.      Сколько нуклонов, протонов, нейтронов содержатся в атоме и ядре атома ;  ?

 

СЛАЙД 10  Радиоактивные превращения

Итак: Радиоактивность – это самопроизвольное излучение атомов, α, β, γ-частиц

Вопрос: Но что ещё происходит с атомами? (Ответ: меняется состав ядра и появляется новый химический элемент)

1)      Какое правило используют для написания радиоактивных превращений? (Ответ: правило смещения)

2)      Примените правило смещения:

А: при

 

          +

 

92=Z+2    235=A+4

Z=90              A=231

 

=

         +

Б: при

          +

 

8=-1+Z          17=0+A

Z=9              A=17

 

=

         +

 

3)      При написании ядерных реакций о каких законах следует помнить (Ответ: о законах сохранения массового и зарядового числа)

 

СЛАЙД 11 Изотопы

1)      Дайте определение изотопов  (Ответ: Это разновидности данного химического элемента, различающихся по массам и атомным ядрам)

2)      Существует два вида изотопов

- естественные

- искусственные (получены при помощи ядерной реакции)

Дописать ядерные реакции:

А)     +

= –протон

 

Б)      +

= –нейтрон

 

РАБОТА  в тетрадях на 2 варианта из Н.И.Павленко «Текстовые задания» с 1-5 вопрос (на слайде 12 с ответами)

СЛАЙД 12 (Ответы к тестам)

                                    1 вариант                                2 вариант

1)                                            1                                               3

2)                                            3                                               2

3)                                            1                                               1

4)                                            4                                               2

5)                                            2                                               2

 

 

 

СЛАЙД 13                                СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!!!

Урок подошёл к завершению.

1)      Запишем домашнее задание

2)      Подготовиться к контрольной работе

3)      Составить кроссворд по пройденной теме на 15-20 слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_11_klass.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Урока по ФИЗИКЕ в 11-м классе

по теме: «Строение атома и атомное ядро»

Автор: Бурак Нина Васильевна

Учитель физики  ГКУЗ ДТС «Дружба»

Пушкинского района

Г.Санкт-Петербурга

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока:

Образовательная цель:

- повторить, обобщить, систематизировать знания по теме: «Строение атома и атомного ядра»

- закрепить навыки работы со справочной литературой

- проверить знания учащихся по этой теме, уровень обученности;

Развивающая цель:

- развивать культуру логического мышления, умения и навыки применения знаний в конкретных ситуациях

- развивать интерес к предмету

Воспитывающая цель:

- создание ситуаций для самостоятельного быстрого поиска решений;

- развивать коммуникативные способности учащихся;

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, справочные таблицы, периодическая система Д.И.Менделеева., компьютер, экран, мультимедиапроектор, раздаточный материал.

На магнитной доске  «Физический словарик» ( на отдельном листке)

ФИЗИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК:

ЭЛЕКТРОН – от греч.electron и греч.sropio – смотреть;

ПРОТОН – от греч.protos – первый;

НЕЙТРОН – от лат.neuter – ни тот, ни другой;

НУКЛОН – от лат.nucleus – ядро;

РАДИОАКТИВНОСТЬ – от лат.radio – излучаю, activius – действенный;

ИЗОТОП – от греч.izos – равный и topos – место;

Организационный момент  СЛАЙД 1

Здравствуйте! Тема урока на экране и на доске. Давайте запишем в тетрадь – Строение атома и атомного ядра.

Цель: повторить и систематизировать знания по теме

Девиз: через общение – развивается человек

СЛАЙД 2 (на экране фото и слова)

Учитель: Мы продолжаем изучать тему Атом, строение ядра, готовимся к небольшой контрольной работе. Сегодня обобщим и повторим эти знания.

На фото изображён страшный «гриб» из радиоактивного вещества – следствие неуправляемой реакции (взрыв атомной бомбы)

Читаю стихи (на слайде):

Атом покорён, но цивилизация под угрозой

Прав ли Прометей, давший людям огонь?

Мир рванул вперёд, мир сорвался с пружин,

Из прекрасного лебедя вырос дракон,

Из запретной бутылки был выпущен джин.

Через несколько дней 9 мая  мы будем отмечать годовщину со дня окончания ВОВ. Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побеждённых. Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те чёрные дни и тяжёлые последствия неизвестной болезни.

Взрыв на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986года, недавняя трагедия на Фукусиме – являются техногенными катастрофами 20 и 21 века. Память о них будет передаваться из поколение в поколение.

Поэтому нам надо лучше знать: что представляет собой атом, атомной ядро, как можно использовать энергию атомного ядра!

СЛАЙД 3 (Беккерель – фото)

Давайте вспомним, какие научные достижения привели человечество к открытию атома и атомного ядра.

  1. Портрет какого учёного мы видим? Какое открытие принадлежит ему?

(Ответ: Анри Беккерель – французский физик, в 1896 году открыл явление радиоактивности)

  1. Что такое радиоактивность?

(Ответ: Самопроизвольное излучение)

СЛАЙД 4 (Кюри – фото)

  1. Чем прославили себя эти учёные?

(Ответ: это М.Складовская-Кюри и Пьер Кюри. Они открыли новые радиоактивные элементы полоний и радий и исследовали их свойства)

  1. Почему так назвали эти химические элементы?

(Ответ: Po – полоний, элемент был назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри — Польши; Ra – радий, т.е. лучистый, элемент давал очень интенсивное излучение. Название «радий» связано с излучением ядер атомов Ra (лат. radius — луч).

СЛАЙД 5 (Радиоактивность  – как доказательство сложного строения атома)

Учитель задаёт вопросы, учащиеся быстро отвечают

  1. О чём свидетельствовало явление радиоактивности?
  2. Как названы частицы входящие в состав радиоактивного излучения?
  3. Что представляют собой эти частицы?
  4. α-излучение?
  5. β-излучение?
  6. γ-излучение?
  7. Из какой части атома берутся эти частицы?

Вывод: Радиоактивность – самопроизвольное излучение веществом α, β, γ-частиц.

СЛАЙД 6 (Строение атома)

  1. Кто впервые заговорил об атомном строении вещества? (Ответ: примерно 2500 лет назад древнегреческие философы Леквилл и Демокрит)
  2. Кем была предложена 1-ая модель атома, в каком году? (Ответ: 1903 год, английский физик Джозеф Томсон)
  3. Что представляет собой атом согласно этой модели? (Ответ: заряженный шар радиусом 10-8см (10-10м), внутри которого находится электрон подобно кексу с «изюмом». Изюминки – ядро и вращающиеся вокруг него электроны.

СЛАЙД 7 (Резерфорд – портрет)

  1. Как была названа модель атома по Резерфорду? (Ответ: Планетарной – как планеты, движущиеся вокруг Солнца)
  2. Принципиальная схема опыта Резерфорда?
  3. Результаты опыта. Что изображено на этих рисунках, фото?

СЛАЙД 8 (Строение атомного ядра)

  1. Какие частицы входят в состав ядра? (Ответ: протоны и нейтроны, нуклоны)
  2. Учёный, открывший нейтрон? (Ответ: ученик Резерфорда – Джейм Червик, в 1932году)
  3. Кто открыл протон (Ответ: Резерфорд в 1919 году)

Учитель читает стихотворение:

Атом наш не так уж прост,

Чуть на шарик он похож,

Что в ядре?

Протон, нейтрон

А вокруг кружит электрон!

СЛАЙД 9

  1.    Характеристики химических элементов

A – Что означает?  - общее число нуклонов – массовое число

Z – Что означает? – число протонов в ядре – зарядовое число

  1. Написать на доске условное обозначение (символы):

А) протона  

Б) нейтрона  

В) электрона  

  1. На доске написать формулы для A,N:

A=Z+N     N=A-Z  

Сделать запись в тетрадях

  1. Сколько нуклонов, протонов, нейтронов содержатся в атоме и ядре атома ;  ?

СЛАЙД 10  Радиоактивные превращения

Итак: Радиоактивность – это самопроизвольное излучение атомов, α, β, γ-частиц

Вопрос: Но что ещё происходит с атомами? (Ответ: меняется состав ядра и появляется новый химический элемент)

  1. Какое правило используют для написания радиоактивных превращений? (Ответ: правило смещения)
  2. Примените правило смещения:

А: при

         +

92=Z+2    235=A+4

Z=90              A=231

=

         +

Б: при

         +

8=-1+Z          17=0+A

Z=9              A=17

=

         +

  1. При написании ядерных реакций о каких законах следует помнить (Ответ: о законах сохранения массового и зарядового числа)

СЛАЙД 11 Изотопы

  1. Дайте определение изотопов  (Ответ: Это разновидности данного химического элемента, различающихся по массам и атомным ядрам)
  2. Существует два вида изотопов

- естественные

- искусственные (получены при помощи ядерной реакции)

Дописать ядерные реакции:

А)    +

= –протон

Б)    +

= –нейтрон

РАБОТА  в тетрадях на 2 варианта из Н.И.Павленко «Текстовые задания» с 1-5 вопрос (на слайде 12 с ответами)

СЛАЙД 12 (Ответы к тестам)

                                    1 вариант                                2 вариант

  1.                                       1                                               3
  2.                                       3                                               2
  3.                                       1                                               1
  4.                                       4                                               2
  5.                                       2                                               2

СЛАЙД 13                                СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!!!

Урок подошёл к завершению.

  1. Запишем домашнее задание
  2. Подготовиться к контрольной работе
  3. Составить кроссворд по пройденной теме на 15-20 слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике в 9 кл. "Строение атома и атомного ядра"

9 кл. Конспект урока№8 в теме "Строение атома и атомного ядра"...

9 класс Контрольная работа по теме: "Строение атома и атомного ядра"

9 класс     Контрольная работа по теме: "Строение атома и атомного ядра"Учитель Нуждина Е.Н.Проверка пойденной темы. Контроль фронтальный...

Контрольная работа 9 класс по теме "Строение атома и атомного ядра"

Контрольная работа для 9 класса по теме "Строение атома и атомного ядра" содержит задания разных уровней сложности....

Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

Материал содержит задания для проверки знаний в 9 кл.по теме "Строение атома и атомного ядра"...

Интерактивный тест по теме «Строение атома и атомного ядра» (9 класс)

Данный ресурс представляет собой интерактивный тест в 2-х вариантах, который содержит 12 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. Задания различного уровня сложности, что обесп...