Урок по физике "Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: тело, вещество, материя, явление, выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой, ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений, пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_izuchaet_fizika.docx | 61.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока физики в 7 классе
Тема: «Что изучает физика. Физические явления.
Наблюдения и опыты»
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедиа-проектор, шарик, презентация, металлический желоб, электрический звонок, источник тока, лампочка, магнит, металлические опилки, маятник, стакан с водой, бумага.
Цели урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: тело, вещество, материя, явление, выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой, ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений, пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.
Задачи:
- Образовательные:
- сформировать у учащихся представления о физике как науке;
- ознакомить учащихся с понятиями физическое тело, вещество, материя, явление;
- научить различать физические явления;
- пояснить связь физики с другими науками и техникой;
- ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений
- Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления через формирование понятий: физическое тело, вещество, явление;
- развивать зрительные восприятия через просмотр видеофрагментов;
- развивать внимание путем выполнения разного рода заданий.
- Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные качества, умение слушать, слышать, делать выводы;
- воспитывать интерес к предмету физика.
Тип урока: урок изучения нового материала
План урока:
- Организационный момент (2 мин.).
- Мотивация учебной деятельности (3 мин.).
- Изучение нового материала (18 мин.).
- Физкультминутка (2 мин.).
- Формирование умений и навыков (3 мин.).
- Контроль знаний (дифференцированный подход) (10 мин.)
- Рефлексия (2 мин.)
- Подведение итогов урока. Оценивание учащихся с комментариями (3 мин.).
- Домашнее задание (2 мин.).
1. Организационный момент
Здравствуйте, дети! Я преподаю очень интересный предмет. Как он называется, вы сможете узнать, отгадав мои загадки (из первых букв отгадок складывается слово «физика»).
- Наведет стеклянный глаз, щелкнул раз – и помнит нас. (фотоаппарат)
- Тебе дано, а люди пользуются. (имя)
- С виду - клин, развернешь – блин. (зонт)
- Барыня – княгиня, весь мир нарядила, а сама нагая. (игла)
- Без рук, без ног, под лавку – скок. (клубок)
- Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас. (антенна)
2. Мотивация учебной деятельности
Приходя домой, включая компьютер, слушая музыку через плеер, разговаривая по мобильному телефону с друзьями, готовя пищу на электрической плите, вы навряд ли задумывались над тем, откуда это все появилось.
Ведь раньше люди готовили пищу на костре, жгли лучину, освещая свое жилище, ездили на лошадях, запряженных в телегу. Обо всем об этом люди только мечтали и все свои мечты пытались осуществить в сказках.
– Давайте, вспомним сказки, а именно чудеса, о которых говорится в них и во что превратились эти чудеса сейчас
Показ видеофрагмента из сказки «Золотой петушок» (слайд 3)
- Смотрят видеофрагмент и определяют, в какое чудо превратился «золотой петушок»
– Правильно, «золотой петушок» используется для определения объектов – радар (слайд 4) . Современные радиолокационные установки куда лучше петушка. Они позволяют мгновенно и точно обнаружить в небе самолеты, ракеты и другие объекты.
Показ видеофрагмента из сказки «Конек-горбунок» (про чудо огонек)
(слайд 5)
- Смотрят видеофрагмент, определяют, во что превратился «чудо-огонек»
– Правильно, «чудо-огонек» вошел в наши дома в виде ламп дневного света (слайд 6). Он радует людей на улицах, в магазинах, в учреждениях, в метро, в школах, на предприятиях.
Показ видеофрагмента из сказки «Марья-искуссница» (слайд 7)
- Смотрят видеофрагмент, определяют, во что превратились «гусли-самогуды»
– Правильно, «гусли-самогуды» в наших домах это магнитофоны, плееры, радиоприемник (слайд 8)
Показ анимации ковра-самолета (слайд 9)
- Смотрят на анимацию, определяют, во что превратился ковер-самолет
– Правильно, «ковер-самолет» превратился в летательные аппараты: самолет, вертолет,… (слайд 10)
– Какие еще чудеса из сказок вы знаете?
Отвечают, называя чудеса из сказок, такие как топор-саморуб – превратился в бензопилы, сапоги-скороходы – превратились в летательные аппараты, чудо-печка – превратилась в микроволновую печь, электропечь.
Молодцы! Как вы видите многие чудеса, рассказанные в сказках, воплотились в реальность. Все это стало возможным не по велению волшебника, а на основе умелого применения достижений науки - физики. (слайд 11)
3. Изучение нового материала
Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше является физика.
– Откуда же появилось это слово «физика»? (слайд 12,13,14)
В сочинениях одного величайшего ученого Древней Греции Аристотеля, жившего в IV веке до нашей эры и появилось слово физика. Греческое слово фюзис – природа. В русский язык ввел в XVIII веке М.В. Ломоносов.
Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать некоторые термины. (слайд 15,16)
– В окружающем нас мире находятся различные тела, которые изучает физика. Эти тела называются физическими.
– Примеры физических тел. (слайд 17)
- Все объекты и физические тела являются материей. Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля.
- Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела. (притяжение мелких металлических предметов к магниту).
– Что общего и чем отличаются тела (слайд18,19)
Учащиеся отвечают на вопрос.
Предполагают, что тела имеют разную форму, сделаны из одного материала.
– Все тела состоят из вещества. (слайды 20)
Определение : Вещество – это то из чего состоит тело.
– Сейчас поиграем в ФИЗИЧЕСКИЙ ПИНГ-ПОНГ.
Я называю тело, вы говорите – вещество и наоборот.
Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.
Стол – физическое тело, дерево – вещество.
Капля воды– физическое тело, вода – вещество.
– В природе происходят различные изменения (гром, молния, извержение вулканов, смена дня и ночи, пожелтение листьев осенью и т.п.), которые называются явлениями природы. (слайд 21)
Явления природы бывают различные: химические (например, горение; такие явления изучает наука химия), биологические (например, рост растений; такие явления изучает наука биология), геологические (например, землетрясения, такие явления изучает геология) и т.п.
А, как вы думаете, какие природные явления изучает физика?
Совершенно верно, физика изучает, так называемые, физические явления природы.
– Все явления можно разделить на группы (слайд 22)
В тетрадях записывают виды физических явлений и их особенности.
Учитель демонстрируя слайды 23-28 и рассказывает о различных видах явлений.
Учитель демонстрирует опыты различных физических явлений.
Звонок, колебания маятника, загорание электрической лампочки, прилипание листа бумаги к перевернутому стакану с водой, действие магнита на металлические опилки на листе бумаги, скатывание металлического шарика по металлическому желобу.
- Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания?
(из наблюдений, опытов, экспериментов). (слайд 31)
Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения. (слайд 32)
Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты –специальные эксперименты, проводимые с определенной целью. (слайд 33)
4. Физкультминутка
5. Формирование умений и навыков
– А теперь опять поиграем
ИГРА «Найди свой домик»
На доске висят домики с названием: ТЕЛО, ВЕЩЕСТВО,ЯВЛЕНИЕ. Рядом с домиками на дереве сидят различные птицы, на которых написаны слова, обозначающие тело, вещество, явление. Задача учащегося поместить свою птицу в домике.
– Сейчас мы с вами пойдем в осенний лес, будем собирать осенний букет. У каждого этот букет будет свой. Чтобы легче было его собирать, мы разделимся на три команды.
ИГРА «Собери осенний букет»: Листья деревьев развешены по классу. Учащиеся встают и, обходя класс, срывают свои листья. Каждая команда будет собирать листья деревьев, на которых написано то, что относится к:
1 команда – к физическому телу
2 команда – к веществу
3 команда – к явлению
Учитель проверяет правильность собранных букетов.
6. Контроль знаний (дифференцированный подход)
Карточка №1.
- Укажите стрелками, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество».
Физическое тело
Самолет, медь, авторучка, радуга, фарфор, вода, автомобиль, эхо, мёд, золото, книга.
Вещество
- Распределите ниже приведенные слова в таблицу (указав буквенный номер ответа):
а) шар катится, е) свинец плавится,
б) холодает, ж) слышны раскаты грома,
в) снег тает, з) звезды мерцают,
г) вода кипит, и) наступает рассвет,
д) сон, к) эхо.
Механические | Тепловые | Звуковые |
- Измерьте линейкой высоту, ширину и толщину учебника. Запишите данные в таблицу.
Измеряемая величина | см | дм |
Ширина | ||
толщина | ||
высота |
Карточка №2.
- Подчеркните слова, которые обозначают физические тела: книга, нож, сталь, алюминий, самолет, птицы, воск, фарфор, радуга, чашка, свинец, дождь.
- Назовите по три вещества, из которых могут быть изготовлены изображенные на рисунке тела:
А) 1………………… 2……………….. 3………………………
Б) 1………………… 2……………….. 3………………………
3. Выполните действия:
1 дм 4 см +6 дм 2 см =………..,
45 см + 2 дм =……….,
85 дм + 35 см = ………..,
96 см – 5 дм 6 см =………..,
32 дм - 12 см = ………
Карточка №3.
1. Подчеркните слова, которые обозначают вещества: тетрадь, бумага, мел, ручка, чернила, окно, стекло, бензин, вода, лед, снег.
2. Распределите по группам – «т» – тело, «в» – вещество, «я» – явление следующие слова: радуга (…), самолет (…), велосипед (…), глина (…), древесина (…), работа электростанции (…), мяч(…), уголь(…), гром (…).
3. Сравните (< , =, >)
3 м …. 3 см; 4 дм …40 см; 500 см… 50 дм;
9 м … 900 см; 60 дм … 6 м; 80 м …80 см.
Карточка №4.
- Укажите стрелками, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество».
Физическое тело
Метель, автобус, светофор, золото, молния, лед, сахар, тень, дерево, парта, железо.
Вещество
2. Распределите ниже приведенные слова в таблицу (указав буквенный номер ответа):
а) гроза, е) притяжение двух магнитов,
б) летит голубь, ж) сверкает молния,
в) шелестит листва, з) горит электрическая лампа,
г) радуга, и) маятник часов колеблется,
д) облака двигаются, к) притяжение металлических
иголок к ножницам.
Электрические | Световые | Магнитные |
3. Измерьте линейкой высоту, ширину и толщину дневника. Запишите данные в таблицу.
Измеряемая величина | см | м |
Ширина | ||
толщина | ||
высота |
Карточка №5.
- Прочитайте текст.
Прогулка по зимнему парку.
Наш парк зимой так красив! Вокруг пушистый снег. Мороз. Снег скрипит. Я слышу свой шаг.
На краю парка пруд. Он замерз. Рыбки долбят толстый лед. Им нужна прорубь. А вдруг там живет сказочная щука?
Выпишите название физических тел, веществ, явлений о которых говорится в тексте.
Тела: …………………………………………………..………………
Вещества: ……………………………………………………………..
Явления: ……………………………………………………………….
2. Сравните (< , =, >)
35 мм …. 3 см; 14 дм …40 м; 450 см… 45 дм;
8 м … 900 см; 160 дм … 16 м; 80 м …80 дм.
7. Рефлексия
Сегодня я узнал… Меня удивило…….
Было интересно… Было трудно…
Я понял, что… Я научился…
8. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся с комментариями
9. Домашнее задание
Учебник: Кабардин О.Ф. , Физика 7класс. – М.: Просвещение –2014г.
§ 1, вопросы (устно); выполни экспериментальное задание 1.1. (стр.8);
творческое задание: составь презентацию по теме:
1) «Физические явления в природе».
2) «Физические явления в быту»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по физике для 7 класса по теме: "Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты."
Тест по физике для 7 класса по теме: "Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты." содержит 4 варианта по 8 заданий в каждом. На выполнение теста отводится 8-10 минут....
Презентация к уроку "Что изучает физика. Физические явления" (7 класс)
Презентация к уроку "Что изучает физика. Физические явления" (7 класс)...
Урок по физике по теме: " Физические явления. Наблюдения и опыты". 7-й класс
Цели урока:Сформировать представление о физическом явлении. Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.Задачи урока.Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физич...
Физические термины. Наблюдения и опыты.
План конспект по теме Физические термины. Наблюдения и опыты + презентация...
Первый урок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты"
Цели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физическ...
разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.
Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты...