Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики.
методическая разработка по физике (10 класс)
Статья рассказывает о том как использование цифровых образовательных ресурсов помогает проводить качественный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tsor_na_urokah_fiziki.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
автор: Назарова Галина Юрьева
Учитель физики г.Серпухов Московская область
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках физики
Современный учитель использует различные приемы, методы, технологии для повышения эффективности и качества урока. Одним из таких способов повышения эффективности урока является использование ЦОР.
Преимущества образовательного процесса с применением ЦОР
Применение ЦОР на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использование ЦОР позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, визуализацию, привлечение большого количества дидактического материала.
Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации, индивидуализации обучения.
Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно проектно-исследовательской деятельности.
Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
С применением ЦОР учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.
Использование ЦОР способствует повышению качества образования, увеличивает возможность проведения интегрированных уроков, повышает результативность проектной медиапроектной деятельности педагога и обучающихся.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей с использованием различных современных
средств.
Особенно хочется отметить положительное при использовании видеороликов на уроках физики. Учебные видеоролики (видеоуроки)являются одним из наиболее актуальных средств обучения, позволяющие сделать учебные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Такой методический прием, как видео- обучение позволяет сделать учебный материал более наглядным и может являться важным
инструментом для самостоятельной подготовки обучающихся. Также данный подход можно использовать как одну из форм дистанционного обучения.
Актуальность внедрения видеоуроков в обучение обуславливается следующим причинами:
– при изучении учебного материала в формате видео обучающийся может регулировать процесс обучения, именно, пересматривать видеоматериал с необходимого места, приостанавливать просмотр, тем самым детально изучить непонятные (сложные) или особенно важные ему моменты;
– эффективность видеоуроков возрастает благодаря тому, что обучающийся воспринимает данный ему материал двумя органами чувств – зрение и слух, поэтому такой материал содержит большее количество информации, чем отдельно взятые текстовое изложение или аудио сопровождение (комментарии);
-изучение видеоуроков позволит обучающемуся увидеть теоретическую и практическую часть занятия, наблюдая при этом его реальный процесс, тем самым понять и закрепить продемонстрированный материал, а также оценить временные затраты при решении конкретной
практической задачи;
– обучение может проходить в любое удобное время и место, создавая при этом у обучающегося чувство личного присутствия на занятии.
Видеоуроки все больше и больше применяются в учебных целях, тем более что современные мультимедийные технологии позволяют создавать материал высокого качества.
Для создания видеоуроков используются технические и программные средства. К техническим средствам создания уроков относятся:
– видеоаппаратура (видеокамеры, фотокамеры);
– аудиоаппаратура (микрофоны, микшеры);
– компьютеры.
К программным средствам можно отнести: ПО записи видео- и аудиоматериалов с периферийных устройств; ПО создания видео- и аудиоматериалов; ПО обработки видео- и аудиоматериалов (Киностудии Windows Live, VideoPad Video Editor, Camtasia Studio, Vegas Pro).
Можно выделить два метода для создания видеоуроков:
– запись видео при помощи видеокамеры;
– запись сигнала с аппаратуры, которая выдает изображение, как правило, это монитор компьютера.
Первый способ использует видеокамеру для записи. Особенностью данного способа является: выбор характера изображения и кадра, определение правильных фокусировки, композиции, светоосвещения, что очень затруднительно не профессионалу.
Во втором случае используется скринкаст. Скринкаст (англ. screencast) – цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, также известная как videoscreencaptur (досл. «видеозахват экрана»). Часто сопровождается голосовыми комментариями. Для создания скринкастов используют не web или видеокамеры, а специальное ПО.
При создании видеоурока целесообразно применять смешанный метод, который можно назвать словесно-иллюстративным, так как основным инструментом преподавателя является слово в сочетании с наглядностью, которая предоставляется техническими возможностями видеоурока.
Особое внимание стоит уделить четкому, дикторскому изложению материала, т.к. применение словесно-иллюстративного метода изложения материала видеоурока требует: точного и чёткого формулирования сути изучаемого вопроса; использования сравнения, сопоставления, аналогии;
привлечения ярких примеров; логики изложения. Чтобы привлечь внимание слушателей и не допускать ошибок в произношении терминов и определений, необходимо несколько раз прорепетировать учебный материал вслух.
При разработке видеоуроков помимо требований к содержанию учебного материала следует руководствоваться и рекомендациями к созданию видеоуроков, что позволит сделать их привлекательнее для обучающихся, а учебный материал доступнее для восприятия. Поскольку человеку сложно сконцентрировать внимание на одном предмете более чем на 12–15 минут продолжительность видеоурока должна укладываться в эти временные рамки.
Создание видеоуроков поможет организовать учебный процесс, наладить связь с обучающимися, пропускающими занятия. Применение на своих занятиях нестандартных форм обучения резко повысит интерес обучающихся к предмету, снизит рутинность восприятия и обработки учебной информации. Тщательно разработанный и реализованный видеоурок позволяет нагляднее предоставить учебный материал, акцентировав внимание обучающихся на наиболее важных моментах, и повысить мотивацию к его изучению. Также видеоуроки полезны тем, что появляется возможность использования учебного материала для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оптимизируется процесс
обучения для отстающих обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"
Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...
Практика использования цифровых образовательных ресурсов на уроках химии
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно – научного цикла, т.к. именно они формируют единую кар...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка
Статья содержит материал об использовании цифровых ресурсов на уроках и во внеурочное время по английскому языку. Работа является кратким обобщением опыта. ...
Отчет об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии
Каждый современный учитель использует в своей работе цифровые образовательные ресурсы, которых с каждым днем становится все больше и больше...
Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики"
Статья в сборнике Международной НПК...
«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики»
В современных условиях, преподаватель все больше становится организатором учебной деятельности обучающихся, а не транслятором готовых знаний. Он выступает организатором, способным помочь сортировать п...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики.
Как использование ЦОР позволяет улучшить уроки физики...