Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики
материал по физике (7 класс)
Способы формирования естественнонаучной грамотности на уроках физики в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы формирования естественнонаучной грамотности на уроках физики. | 103.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте.
Компетенции это способность научно объяснять явления, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Знания и отношение определяют результаты учащихся.
Отношение к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов, там, где это необходимо, и осведомленностью о проблемах окружающей среды, а также осознанием важности их решения.
Знания это понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Такое знание включает в себя знание о природе и технологиях (знание содержания), знание о методах получения научных знаний (знание процедур), понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание).
Существует три группы умений, характеризующих естественнонаучную грамотность
- Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.
- Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования.
- Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Задания по естественнонаучной грамотности нацелены на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность и должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными и интересными для учащихся. Приведем некоторые задания, которые можно предложить учащимся на уроках физики. Задания представлены для учащихся 7 класса.
|
|
2. Исследование морских глубин с помощью батискафов Первый батискаф был создан швейцарским учёным Огюстом Пикаром в 1948 г. Батискаф – это самоуправляемый аппарат, состоящий из прочного шара (гондолы) для размещения экипажа и аппаратуры, баллона (поплавка), наполненного бензином, и бункера с балластом (см. рисунок). В качестве балласта используется стальная дробь.
Поплавок играет такую же роль, как и спасательный круг для тонущего человека или баллон с гелием у дирижабля (аэростата). В отсеках поплавка находится вещество, плотность которого меньше плотности воды. На батискафах середины XX в. использовался бензин, имеющий плотность около 700 кг/м3. Бензин отделён от воды эластичной перегородкой, позволяющей бензину сжиматься. По наблюдениям, проведённым при погружении батискафа «Триест» в 1960 г. на дно Марианской впадины, на глубине 10 км объём бензина в поплавке уменьшился на 30%. На поверхности батискаф удерживается за счёт отсеков, заполненных бензином, а также благодаря тому, что цистерны водяного балласта, шахта для посадки экипажа в гондолу и свободное пространство в бункерах с дробью заполнены воздухом. После того как цистерны водяного балласта, шахта для посадки экипажа в гондолу и свободное пространство в бункерах с дробью заполняются водой, начинается погружение. Эти объёмы сохраняют постоянное сообщение с забортным пространством для выравнивания гидростатического давления во избежание деформации корпуса. Если батискаф попадает в плотные слои воды и «зависает», выпускается часть бензина из компенсирующего отсека, и погружение возобновляется. После проведения научных экспериментов экипаж сбрасывает балласт (стальную дробь), начинается подъём. Исследования морских глубин показали, что на дне океана обитают миллионы видов живых существ, хотя уже на глубине 180 м царствует мрак.
| ||||||||||||
|
Ответ: 1 | |
Выбран верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
2. Выберите все верные утверждения об устройстве и принципе действия батискафа. | |||||||||||||||
|
Ответ: 1, 2, 5 | |
Выбраны все три верных элемента ответа | 2 балла |
Выбраны только два верных элемента ответа и другие элементы не выбраны | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
3. До второй половины ХХ в. все наши знания об обитателях глубин ограничивались редкими экземплярами глубоководных животных, но и они попадали в руки исследователей, сильно искалеченными. С чем это было связано? |
Возможный ответ | |
Ответ: из-за огромного перепада гидростатического давления ткани животных при подъёме сильно деформировались | |
Дан верный ответ и приведено пояснение | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Начало формы
Распространение запахов В долгий зимний вечер два друга Петя и Ваня решили провести эксперимент. Петя измерил температуру воздуха в комнате, взял освежитель воздуха и распылил его, находясь в дальнем углу комнаты. Ваня, находясь в противоположном углу, в это же время включил секундомер. Когда Ваня почувствовал запах освежителя, то отключил секундомер. После этого друзья хорошо проветрили комнату. Петя опять замерил температуру – она оказалась ниже температуры воздуха в комнате во время первого эксперимента. Повторив все те же действия, что и в предыдущем случае, друзья получили другое время.
| ||||||||||||
|
Ответ: 2 | |
Выбран верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
2. Опять проветрив комнату и замерив температуру, ребята поменяли освежитель воздуха на мамины духи. Температура воздуха для третьего эксперимента была такой же, как и во втором эксперименте. Проделав те же действия, друзья получили новое время распространения запаха. Для того, чтобы определить, какой запах распространяется быстрее, Петя предложил сравнить результаты первого и третьего экспериментов, а Ваня – второго и третьего экспериментов. Кто из ребят прав? Поясните свой ответ. |
Возможный ответ | |
Ответ: Ваня. Для того, чтобы определить зависимость одной величины (скорость распространения запаха) от другой (рода пахучей жидкости), необходимо, чтобы остальные параметры опыта были одинаковыми (температура, расстояние). Расстояние во всех трёх опытах было одинаковым, а температура была одинаковой во втором и третьем опытах, поэтому прав Ваня | |
Дан верный ответ и приведено пояснение | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Для заданий по естественнонаучной грамотности в исследовании PISA определяются также уровни познавательных действий, которые должен выполнить учащийся. Трудность любого задания – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Выделяются следующие познавательные уровни:
1. Низкий
Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
2. Средний
Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
- Высокий
Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.
В заключении отметим, что задания по естественнонаучной грамотности способствуют формированию креативного мышления; предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают формы индивидуальной и групповой работы; позволяют развивать навыки проектной и исследовательской деятельности; основаны на практико-ориентированном подходе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».
В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии.
Подборка задач на формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии....
Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии
В статье поднимается проблема качества российского естественнонаучного образования. Автор предлагает разработанные задачи для формирования у обучающихся естественнонаучной грамотности. Материал будет ...
Статья "ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И СПОСОБЫ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ"
Работа содержит примеры авторских заданий на развитие естественнонаучной грамотности и рекомендации по их оцениванию...
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики
Понятийный аппарат ЕНГ (физика). И как включить работу с заданиями на ЕНГ по физике в учебный процесс...
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках химии...
Выступление на РМО на тему "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики в средней школе"
Доклад посвящен вопросам формирования естественнонаучной грамотности школьников на уроках физики....