Информационно - коммуникационные технологии на уроках физики (из опыта работы)
статья по физике
Представляю вашему вниманию доклад "Информационно - коммуникационные технологии на уроках физики" (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_-_tehnologii_na_urokah_fiziki.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно – коммуникационных технологий
на уроках физики
(выступление на районном совещании учителей физики)
При традиционном подходе к образованию сложно выполнять требования ФГОС, поэтому возникает необходимость использования различных современных образовательных технологий. На первое место выходят информационно - коммуникационные технологии, способствующие активизации мыслительной деятельности обучающихся посредством работы с информационной средой.
Физика - основа современного научно — технического прогресса, это и определяет цели обучения: осознание учащимися роли физики в науке и производстве, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой.
Для развития интереса к физике и повышению качества учебного процесса на занятиях я использую ИКТ – технологии. Применение ИКТ – технологий это и рациональное использование рабочего времени, минимальные затраты на проверку знаний учащихся, наглядность, возможность многократного повторения. Многие темы, изучаемые в физике невозможно изучать без помощи схем, таблиц, рисунков, фотографий, видеосюжетов. К ним можно отнести такие разделы как «Молекулярная физика», «Ток в средах», «Атомная и ядерная физика» и т.д.
Физика — экспериментальная наука. Применение компьютерных технологий расширяет возможности наглядного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натуральная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели делают процесс обучения более качественным. Важен и психологический фактор – современным детям намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Видеоизображения позволяют максимально эффективно донести информацию до слушателей.
Интерактивные элементы учебных программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, при необходимости возможен возврат к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с разными начальными параметрами.
К различным способам использования ИКТ – технологий на занятиях по физике можно отнести: компьютерное моделирование; компьютерные демонстрации, лабораторный компьютерный практикум; тестирование с помощью компьютера.
Компьютерные демонстрации
Важнейшим достоинством данного подхода является возможность органичного входа в любой урок (новая тема, повторение, решение задач и т.д.) и эффективная помощь обучающимся и учителя. Также важным моментом является то, что существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в условиях кабинета физики, например, протекание тока в проводнике. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности.
Компьютерное моделирование
Компьютерное моделирование является глобальным научным направлением, которое разрабатывается на протяжении уже большого количества лет. Применение компьютерного моделирования в школе весьма значимо с точки зрения познания явлений окружающего нас мира. Конечно, в большей степени оно ориентировано на старшеклассников, желающих продолжить обучение в высшей школе.
Компьютерное тестирование
В традиционной форме тестирование — это весьма затратный по времени процесс. Применение компьютеров делает процесс тестирования высокотехнологичным, позволяя проверить знания учащихся максимально эффективно и быстро. Не случайно, что уже несколько лет информатику в форме ЕГЭ сдают именно в компьютерной форме. Очевидно, что в ближайшем будущем ГИА за курс основной и средней школы будет проходить также в компьютерной форме.
Компьютерный практикум
Данный метод обучения сложнее, требует наличия компьютерного класса и специального лабораторного оборудования с цифровыми датчиками. Компьютер здесь рассматривается как средство для решения тех или иных задач физики. Но, применяя компьютерный практикум, учителю не следует отказываться и от традиционной формы проведения лабораторной работы, а лучше умело сочетать эти формы на практических уроках.
Роль компьютера на разных этапах урока
ИКТ - технологии применяются мною на различных этапах урока:
- иллюстративное, наглядное объяснение материала;
- самостоятельное обучение
- самостоятельное обучение с помощью учителя
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- фрагментарное использование дополнительного материала;
- использование информационно-справочных систем;
- использование тренировочных программ;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
Компьютер остро необходим на уроках изучения нового материала. Это презентации урока (формулы, чертежи, видеосюжеты и т.д.), демонстрация материалов электронных дисков. В отличии от традиционной формы ведения урока использование мультимедийных презентаций дает большее количество времени, которое можно применить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала.
На этапе обобщения и систематизации знаний заполняются различные таблицы одновременно с учащимися, применяя проектор и интерактивную доску. Например, в 10 классе при изучении темы «Ток в средах» заполняем следующую таблицу:
Вещество (среда) | Носители заряда | Сопротивление среды | Выполняется ли закон Ома? | График зависимос-ти силы тока от напряжения | Температурная зависимость сопротивле-ния среды |
металлы | |||||
полупроводники | |||||
жидкости (электролиты) | |||||
газы |
Применение в преподавании физики ИКТ - технологий позволяет мне более успешно решать следующие задачи:
- развивать образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;
- развивать творческое мышление путём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;
- воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике;
- разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности обучающихся
Создание урока с использованием ИКТ требует от учителя больших временных затрат, терпения, усидчивости. Естественно, моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего.
Опираясь на свой опыт работы, скажу, что использование информационно-коммуникационных технологий при условии правильного определения их дидактической роли и места на уроке, оценки оптимальности и целесообразности применения, позволяет эффективнее использовать время урока, вызывает у учащихся большой интерес, мотивирует школьников, включает в работу всех, позволяет преодолеть субъективизм выставления оценок. Информационные технологии придают уроку динамизм и выразительность, повышают информативность урока, эффективность обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов являетсяориентация на результат образования. Образовательные результаты,выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны сус...
Мастер-класс «Формирование мотивации к изучению предмета посредством использования информационно - коммуникационных технологий на уроках физики»
Создание электронных документов сложно и интересно. По качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятел...
Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника.
В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника....
Доклад на тему :"Применение информационно- коммуникационных технологий на уроках физики."
В этом докладе рассказывается о большом значении компьютера в жизни каждого человека , конкретно как информационно-коммуникационные технологии используются на уроках физики....
«Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики»
Выступление на школҗном метод обьединении....
О некоторых аспектах применения информационно-коммуникационных технологий на уроке физики
В статье на конкретных примерах рассматривается вопрос о том, как могут использоваться средства информационных и коммуникационных технологий в работе учителя и, в частности, учителя физики....
Программа самообразования по теме: «Применение информационно-коммуникационных технологий в систематизации, презентации собственного опыта работы»
Этот материал адресован работникам системы дополнительного образования. Уровень современного педагога дополнительного образования должен неустанно расти, необходимо непрерывное самообразование, к...